Урок по литературному чтению в 4 классе.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: «Как родилась книга?» Тип: введение нового знания на основе имеющихся. Цель: познакомиться с историей возникновения книги. Задачи урока: • Образовательные: вспомнить роль книги; закрепить знания о важности книг; познакомиться с историей возникновения книги. • Воспитательные: воспитывать любовь к книге и к чтению, воспитывать бережное отношение к книге. • Развивающие: развивать усидчивость, развивать речь, мышление, умение выражать свои мысли. Оборудование: презентация, учебник.
Иконка файла материала 1 (5).docx
Урок по литературному чтению в 4 классе. Тема: «Как родилась книга?» Тип: введение нового знания на основе имеющихся. Цель: познакомиться с историей возникновения книги. Задачи урока:  Образовательные: вспомнить роль книги; закрепить знания о важности книг; познакомиться с историей возникновения  Воспитательные: воспитывать любовь к книге и к чтению, воспитывать бережное отношение к книге.  Развивающие: развивать усидчивость, развивать речь, мышление, умение выражать свои мысли. Оборудование: презентация, учебник. Ход урока. Содержание урока книги. Этапы 1.Оргмом ент 2.Подгот овка к активной УПД 3.Активн ая УПД -Здравствуйте ребята, садитесь! -Мы с вами продолжаем работать в разделе «Книги в мировой культуре» . -Скажите ребята, чему перво-наперво учат ребят, пришедших в школу? (Грамоте: учат читать и писать). -А когда-то давно никто не умел писать. Люди могли общаться, только разговаривая друг с другом. Все, что узнавал и изобретал человек, он хранил только в голове. Знания передавались устно. Это было чрезвычайно важное и трудное дело – не перервать нить знания, передать его от учителя к ученику, чтобы тот когда-то передал его своему ученику – и так далее, из поколения в поколение. И ведь не всегда это удавалось. Сколько секретов было утеряно безвозвратно, сколько раз людям приходилось учиться чему-то заново. Делать открытия, которые были когда-то сделаны. И люди уже научились записывать устную речь. -Но чего же им не хватало? Что им было необходимо для того, чтобы избежать этих проблем? (Они нуждались в создании книги). -Конечно! В создании книги. -Теперь, назовите тему сегодняшнего урока (Как родилась книга). -И так давайте вернёмся на много-много веков назад, к началу человеческой цивилизации. Тогда еще никто не знал, что такое книга, что такое печать книг, издательство, типография, более того, даже письменности не существовало. -Каждый народ пытался найти такие способы с помощью которых они передавали бы свои мысли. Например индейцы придумали узелковое письмо. -Кто-нибудь о нём слышал? Для такого письма требовалась толстая веревка (палка) и разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал к толстой веревке(палке) шнурок особым способом. Чем ближе к началу веревки узелок, тем важнее была вещь, о которой шла речь. Цвет тоже имел огромное значение. Кстати, отголоски узелкового письма дошли и до нашей современной жизни: например, светофор. Все знают – что белый флаг – это флаг, цвет перемирия, а черный цвет – это цвет траура. Примеча ния Слайд 1 («Книги в мировой культуре) Слайд 2 (Тема урока…)-По мере того, как расширялся кругозор древнего человека и усложнялась его деятельность, у памяти появлялись другие помощники: разного рода зарубки, заметы и, наконец, рисунки. -Как вы думаете, что считается первой формой записи информации? -Это камни. Вспомните из мультиков и фильмов, как древние люди рисовали на скалах, на пещерах. К этому их привела необходимость делиться своими знаниями. (Отрывок из мультика ледниковый период). -И в какой-то момент люди сделали шаг, за которым открывалась дорога, прямо выводившая людей к современному письму. Знаками стали изображать не только предметы, но и звуки. Также менялись и материалы на которых эти знаки изображали. -Это на пример какие материалы? (Перечисляют) -Вот посмотрите на 10 стр. предлагается изображение глиняной книги. Саша, прочитай пожалуйста о чём сообщает нам Ваня. (Читает) -Что такое клинопись?(Это наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал — глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки). -Как вы думаете какой материал следовал за глиняными табличками? (Дают ответы). -Папирус. Его изобрели египтяне. А что такое папирус? Это растение. Давайте прочитаем о папирусе на 12 стр. Читай Вася. -Что такое дельта? (Низовья реки, прорезанные разветвлённой сетью рукавов и протоков). Вы знаете сколько рукавов у реки Нил? (7). -Ну так вот, как же делали из растения папирус, одноимённый материал для письма? Знаете? Его стебель легко расщепляется на волокнистые ленты. Эти ленты укладывали в ряд. Поверх этого ряда клали другой слой так, чтобы эти волокна легли поперек волокон первого ряда. И так несколько раз. Сверху волокна прижимали тяжелыми камнями. Растительный сок, выделявшийся при этом, крепко склеивал все слои в сплошной кусок. Несколько таких кусков соединяли в полоску и сворачивали в свиток, чтобы им было удобно пользоваться, к нему прикрепляли палку. Свернутый свиток вставляли в футляр или кувшин. -Следующий материал береста. Оля, что такое береста? (Верхний слой коры). Какого дерева? (Берёзы). Одна из таких книг хранится в библиотеке Академии наук России. -Вова читай о бересте. Спасибо. - Одна из таких книг хранится в библиотеке Академии наук России. -Ну что, является ли береста книгой? (Нет) –Почему? (Да) –Объясни. Какой мы привыкли видеть книгу? (Много листов, сшитых между собой, обёрнутых в обложку). Ну и разве бересту можно назвать книгой? (Нет). -Конечно нет, а это значит что на главный вопрос урока мы ещё не ответили. Идём дальше. -Следующий материал с которым мы познакомимся – пергамент. Знаете кто изобрёл этот материал? Жители Пергамского царства и свой изобретённый материал решили назвать по месту своего рождения – пергамент. Знаете как его делали? Его делали из кожи овцы, телёнка или козлёнка, её вымачивали в извести, затем туго натянув на раму втирали мёд. Получался очень крепкий материал, который можно было сложить, сшить. Вам это ни чего не напоминает? (Книгу!) Значит какое предположение мы с вами делаем? Вася? (Что первая книга была сделана из пергамента. Давайте проверим наше предположение.Петя, читай пожалуйста. Спасибо. Наше предположение – верно. Первая книга была сшита из пергамента. Кстати, на одну книгу как вы думаете, сколько животных уходило? (Дают ответы). –Целое стадо телят или козлят! - Далее, в Средние века возникли мастерские, где изготавливались книги. На Руси первыми создателями рукописных книг стали монахи. Букву за буквой выводил писец. Художник заполнял страницы рисунками. Причудливым шрифтом писались заглавные буквы – буквицы. –Что же такое буквица? Прочитаем в учебнике. Читай Вася. -Как вы думаете что делали с книгами после того как её напишут? -Книгу одевали в переплет, украшенный серебром и драгоценными камнями. Со временем, с появлением книг увеличилось число грамотных людей, спрос на книги возрастал. И по сей день самыми грамотными людьми являются те, кто много читает. -Книги были большими, длинными, толстыми, монахи несколько лет могли писать одну книгу. И вот, в 1563 году была изобретена первая печатная машинка. Кем она была изобретена? (Иваном Фёдоровым). -Первую книгу он стал печатать 19 апреля 1563 года, а закончил 1 марта 1564 года, т.е. всего лишь один год он потратил. Эта дата и является датой рождения печатной книги. Итог урока: 1. На чём древние люди рисовали, передавая свои знания? (Камни, скалы, пещеры). 2. Какие материалы для письма вы помните? (Глиняные таблички, папирус, береста, пергамент). 3. Из чего делали материал для письма папирус? 4. Что такое береста? 5. Что можете рассказать о материале пергамент? Кем он был изобретён? Почему у него такое 6. Что такое буквица? (Заглавная буква). 7. Первый человек, напечатавший книгу? (Иван Фёдоров). название? (Пергамское царство)

Посмотрите также