Учитель: Рыжова Татьяна Петровна
Класс: 2.
УМК «Школа России».
Тема: «Буквенные выражения».
Цель урока: сформировать у детей представление о буквенных выражениях, учить их решать.
Задачи урока:
1) образовательные: познакомить детей с новым математическим понятием «буквенные выражения», обучить чтению и нахождению значений буквенных выражений; составить алгоритм решения буквенных выражений; совершенствовать вычислительные навыки обучающихся и умение решать составные задачи; развивать умение рассуждать, используя ранее полученные знания;
2) развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, восприятие, приёмы мыслительной деятельности;
3) воспитательные: воспитывать интерес к математике, стремление преодолевать трудности, желание заниматься математикой.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные:знают: изученные приёмы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным, двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; отличительные особенности задачи; геометрические фигуры; умеют: складывать и вычитать двузначные числа в случаях вида: 36 + 2, 36 + 20, 36 – 2, 36 – 20, 26 + 4, 30 – 7, 60 – 24, 26 + 7; решать задачи, уравнения и выражения изученных видов.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):регулятивные: формулируют учебную задачу урока на основании того, что уже усвоено, и того, что неизвестно; составляют план и последовательность действий; предвосхищают уровень усвоения знаний; контролируют, корректируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнёров; способны к саморегуляции;
познавательные: формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию; структурируют знания; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; анализируют, сравнивают; создают алгоритмы деятельности; строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи;
коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнёров; достаточно полно и чётко выражают свои мысли; управляют поведением партнёров, уважают всех участников образовательного процесса; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов. Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на уроке.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Необходимое оборудование и материалы для урока: мультимедиа проектор, экран, компьютер, монитор; презентация к уроку; карточки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание -
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём сейчас урок.
2. Устный счёт.Работа над пройденным материалом.
- Начинается наша работа. С чего мы начнём её?(С устного счёта.)
- Разве может быть математика без устного счёта?Ведь счёт и вычисления - основа порядка в голове. (Песталоцци)
- Начинаем устный счёт с разминки. Задача на логику.
Три первых урока были: математика, русский язык, чтение. Математика не первый, чтение –
не первый и не третий. Какой порядок уроков?
Дети обсуждают решение в парах.
- Решите ещё одну задачу: «У Светы 3 яблока, 2 половинки и 4 четвертинки. Сколько яблок у Светы?»
(У Светы 5 яблок, так как 2 половинки - это одно яблоко и 4 четвертинки - это одно яблоко: 3+1+1=5.)
Дети обсуждают решение в парах.
- Внимание на доску! Решите числовые выражения, записывая только ответы.
48-9= 57-4= 63-6= 83-8=
75-7= 99-5= 105-9= 92-3=
Идёт взаимопроверка.
- Решите числовые выражения удобным способом.
- Что значит решить удобным способом? Подберите синонимы к слову удобно. (Рационально, быстро.)
Удобно:
65+9+5=
20+7+3+30=
47+6+4=
-Ребята, изобразите число 13 четырьмя цифрами 1.(11+1+1=13)
- Ученик записал такой пример: 12345=6. Мальчик, оказывается, не поставил арифметические знаки. Исправьте его ошибки.(12+3-4-5=6)
- Что такое уравнение?
Уравнение – это равенство с переменной, значение которой нужно найти. Её называют корнем уравнения.
(Уравнение - это два выражения, соединённые знаком равенства; в эти выражения входят одна или несколько переменных, называемых неизвестными.)
- Что значит решить уравнение?
(Решить уравнение - значит найти все значения неизвестных, при которых оно обращается в верное равенство, или установить, что таких значений нет.)
Уравнение.
у-(38+7)=100-70-6
Один ученик решает уравнение на доске.
3. Сообщение темы урока.
- Ребята, посмотрите, что нам принёс на урок Знайка Математик. Какая-то карточка с очень странной записью.
Дети разглядывают карточку.
5+
|
- Вам встречались такие записи? (И да, и нет.)
- Как это понять? (В записях с «окошками» было 2 числа, например 5+ÿ=8.)
- Что вы тогда делали? (Вставляли в «окошко» число так, чтобы равенство было верным.)
5+ÿ=8
- Какое число вставите в наше «окошко»? (Число 3.)
- Что получили? (5+3=8)
- Как называется такая запись? (Числовое выражение.)
- А как вы думаете, можно поставить в «окошко» Знайкиной записи число?(Наверное, можно.)
- Давайте попробуем. Какое число вставим? (5)
- Какой будет запись? (5+5)
- Можем вычислить? (Да.)
- Сколько получили? (10, так как 5+5=10.)
- Что мы получили? (Числовое выражение.)
- А можно вставить в «окошко» другое число? (Да.)
- Давайте проверим. Какое вставим число? (2)
- Как запишем? (5+2=7)
- Что получили? (Новое числовое выражение.)
- Какой сделаем вывод?
(Если в «окошки» вставлять разные числа, получатся разные числовые выражения.)
- Какие числа можно вставить в «окошко» этой записи: ÿ+4? (Любые числа.)
- Какие бы вы вставили числа во второй записи: 6-ÿ? (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6)
- Можно вставить в «окошко» этой записи число 7? (Нет, из шести нельзя вычесть семь.)
- То есть ряд чисел во втором случае ограничен от 0 до 6.
- Математики решили заменить «окошки» латинскими буквами: a (а), b (бэ), c (цэ), d (дэ), k(ка), x (икс), y (игрек).
- Как записать с помощью латинских букв Знайкину запись?
(5+а, 5+b, 5+с, 5+d, 5+ k, 5+х, 5+у)
- Что вы записали? (Выражения.)
- Что есть в этих выражениях? (Латинские буквы.)
- Как же называют выражения, в записи которых присутствуют латинские буквы?
(Буквенные выражения.)
- Кто из вас догадался, как называется тема нашего сегодняшнего урока?
(Тема нашего урока «Буквенные выражения».)
- Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы будем учиться читать, записывать и находить значения буквенных выражений.
- Какие перед нами стоят задачи?
(Познакомиться с новым математическим понятием «буквенные выражения». Научиться читать, записывать буквенные выражения и находить их значения.)
4. Физкультминутка.
5. Работа над новой темой.
- Какие выражения называют буквенными? (В записи которых есть буквы.)
- Какие латинские буквы вы запомнили? ( В записи буквенных выражений используются строчные буквы латинского алфавита:a, b, c, d, k, l, m, n, o, p, s, t, x, y.)
- В математике вместо пустого места или неизвестного числа принято записывать букву латинского алфавита (только строчную).Латинский алфавит произошёл от одного из вариантов западного греческого алфавита и стал самостоятельным в VII веке до нашей эры. В настоящее время латинский алфавит знаком всем людям на земле. Поскольку изучается на уроках математики, физики, химии.
- Если вы забыли латинские буквы, то воспользуйтесь таблицей в конце учебника.
- Как читают буквенные выражения? (Так же, как и числовые выражения.)
- Посмотрите внимательно на записи.
5 + 3 14 - (8 + 3) а - 5 24 - 4 d +10
- Составьте из этих выражений две группы. 5 + 3 а - 5
14 – (8 + 3) d +10
24 – 4
- Как называются данные записи? (Числовые и буквенные выражения.)
- Что значит найти значение выражения? (Посчитать
и записать результат.)
- Во всех ли выражениях можно найти значение сразу? (Нет, в буквенном
нельзя, не хватает данных.)
- Что можно изменить, чтобы найти значение буквенного выражения а – 5; d +10?
(Заменить букву на число.)
– Давайте составим алгоритм решения буквенных выражений.
1. Прочитать.
2. Записать.
3. Подставить значение буквы в выражение.
4. Вычислить.
Буквенные выражения. (Выражения с переменной.)
- Найдите значение буквенного выражения d+9, если d = 76.
- Прочитайте буквенное выражение.
- Что нужно знать, чтобы найти значение этого выражения? (Чему равно d.)
d+9
d=76 76+9=85
-Найдите значение буквенного выражения а-6, если a=53.
- Прочитайте буквенное выражение.
а-6
а=53 53-6=47
- Найдите значение буквенного выражения с-8+14, если с= 70.
- Прочитайте буквенное выражение.
с-8+20
1. К разности чисел cи 8 прибавить 20.
2. Первое слагаемое представлено разностью чисел cи 8, второе слагаемое 20. Найти сумму.
c=70 70-8+20=82
Более сильным ученикам предложено решить такое буквенное выражение:
(d-12)-40, если d=80.
Решение задачи с неизвестными данными.
На тарелке лежалоaкрасных и bжёлтых слив. За обедом х слив съели. Сколько слив осталось на тарелке?
- О чём идёт речь в задаче?
- Что сказано о сливах?
- Сколько было слив?
- Сколько съели слив?
- Какой главный вопрос в задаче?
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Почему?
- Каким действием будем узнавать, сколько всего было слив? (Сложением.)
-Что с чем будем складывать? (a + b)
- Можем ли теперь ответить на главный вопрос задачи?
- Каким действием будем узнавать, сколько слив осталось? (Вычитанием.)
- Запишите решение задачи выражением.
а+b-х
- Как называется это выражение?
- Можно ли дать точный ответ на вопрос задачи? (Нет, мы не можем сосчитать, не хватает данных.)
- Подумайте, что можно изменить в задаче, чтобы решить её?
(Поменять латинские буквы на числа.)
- Сколько может быть вариантов решения? (Множество.)
- Какой вывод мы можем сделать?
(Если вместо латинской буквы подставлять разные числа, получаются разные результаты.)
6. Физкультминутка.
7. Работа над пройденным материалом.
- Решите математическое выражение на порядок действий.
- С чего начинаем решение математического выражения на порядок действий?
(Сначала надо расставить порядок действий.)
(83-9+16)-5-(20-12)=77
1) 83-9=74
2) 74+16=90
3) 20-12=8
4) 90-5=85
5) 85-8=77
Один ученик работает у доски. Идёт самопроверка.
Задача.
Плавало - 7 лебедей и ? уток.
Прилетело – 3 стаи по 8 птиц.
Стало – 40 птиц.
Сколько уток плавало в пруду?
Один ученик работает у доски. Остальные ученики решают задачу самостоятельно в тетрадях. Затем идёт проверка решения.
8.Итог урока.
- Какую тему мы начали сегодня изучать?
- Какие выражения называют буквенными?
- Буквы какого алфавита используются при записи буквенных выражений?
- Какие латинские буквы вы запомнили?
- Как читают буквенные выражения?
– Назовите алгоритм работы с буквенными выражениями.
- Посмотрите на доску и определите, какая из записей представляет буквенное выражение.
25 + 8 7 >c
46 – b7 – 2 = 5
-Почему запись 7 >c не является выражением? (Это неравенство.)
- Что такое 7 – 2 = 5? (Равенство.)
- Что такое 25 + 8? (Числовое выражение.)
Самостоятельная работа в парах.
Ученики выполняют на карточках логическое задание на сравнение выражений с переменной.
а+8 … а+15
12-у … 20-у
с-4 … с-9
Затем идёт проверка решения.
Рефлексия.
- Какие открытия сделали на уроке? Что показалось необычным?
- Кому бы вы хотели рассказать о том, что узнали на уроке?
- Оцените свою работу.
1. Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.
2. Вы считаете, что научились, но вам ещё нужна помощь.
3.Вы считаете, что было трудно на уроке.
9. Домашнее задание.
1.Составить 2 буквенных выражения, подставить различные числа и найти их значение.
2. Найти значения буквенных выражений.
а |
27 |
30 |
52 |
64 |
70 |
72 |
а + 8 |
|
|
|
|
|
|
a - 8 |
|
|
|
|
|
|
(для I варианта)
d |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
d – 5 |
|
|
|
|
|
d + 10 |
|
|
|
|
|
(для II варианта)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.