Урок по математике на тему "Прямоугольник" (2 класс, "Школа России")

  • Разработки уроков
  • doc
  • 18.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: формировать представление о прямоугольнике как о четырехугольнике, у которого все углы прямые; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать умение рассуждать. Задачи: обучающие: уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их распознаванию на основе существенных свойств, учить чертить фигуры с прямыми углами при помощи чертежного угольника, познакомить с термином «геометрия»; развивающие: развивать устные вычислительные навыки, логическое мышление; обогащать кругозор учащихся; воспитательные: воспитывать общекультурную и коммуникативную компетентность, интерес к предмету.Цель урока: формировать представление о прямоугольнике как о четырехугольнике, у которого все углы прямые; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать умение рассуждать. Задачи: обучающие: уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их распознаванию на основе существенных свойств, учить чертить фигуры с прямыми углами при помощи чертежного угольника, познакомить с термином «геометрия»; развивающие: развивать устные вычислительные навыки, логическое мышление; обогащать кругозор учащихся; воспитательные: воспитывать общекультурную и коммуникативную компетентность, интерес к предмету.
Иконка файла материала Конспект урока Саверьянова.doc
ПЛАН­КОНСПЕКТ УРОКА 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. ФИО                           Место работы        Должность             Учитель начальных классов  Предмет                  Математика Класс                        2 класс Тема                         Прямоугольник               Базовый учебник Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.2/ (М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.). – 8 изд. – М.: Просвещение, 2017.: 112 с.: ил. ­  (Школа России).  8. Цель урока: формировать представление о прямоугольнике как о четырехугольнике, у которого все углы прямые; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать умение рассуждать. 9. Задачи:    обучающие:  уточнить   понятия   прямоугольника   и   квадрата,   выявить   существенные   признаки   прямоугольника   и   квадрата, формировать способность к их распознаванию на основе существенных свойств, учить чертить фигуры с прямыми углами при помощи чертежного угольника, познакомить с термином «геометрия»; развивающие: развивать устные вычислительные навыки, логическое мышление; обогащать кругозор учащихся; воспитательные: воспитывать общекультурную и коммуникативную компетентность, интерес к предмету. УУД:  Личностные: – создать условия для формирования интереса учащихся к новому учебному материалу; Регулятивные: – учить учащихся принимать и сохранять учебную задачу, воспринимать выделенные учителем ориентиры  действия в новом учебном материале; ­ учить учащихся планировать свои действия в соответствии с поставленной учителем задачей, вносить необходимые  коррективы в собственные действия в сотрудничестве с одноклассниками; 1Коммуникативные: – продолжать работу над умением учащихся строить монологическое высказывание с использованием  математической терминологии, владеть диалогической формой коммуникации, строить понятные для партнера  высказывания; Познавательные: – учить учащихся фиксировать информацию, полученную путем наблюдений, устанавливать причинно­  следственные связи, формулировать выводы. 10. Тип урока: урок «открытия» нового знания.  11. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, самостоятельная работа, групповая. 12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, учебник, тетрадь, линейка, угольник, карандаш, геометрические фигуры, карточки с заданием. 13. Структура и ход  урока: Деятельность учителя Деятельность ученика Время 4 Слайд №1 Включение детей в деятельность  ­ Ребята, у нас урок математики. Посмотрите на свою парту. Все ли в порядке? ­ Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне. ­  Садитесь.  Название используем ых ЭОР 3 № Этап урока 1 1 Самоопредел 2 ение к  учебной   деятельности (Организацио нный  момент) 5 6 Приветствуют учителя,   проверяют готовность к уроку 1   22 Актуализа ция знаний и  фиксация  затруднения  в  деятельности (Устный  счёт) Слайд №2 Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Создание условий для   развития   эмоциональных   способностей   в   ходе обучения на основе использования визуальной и цветной информации. На уроке интересно,  Дети все решают вместе. Чтобы нам умнее стать, Мы готовы посчитать. ­ А урок начнем мы, как всегда, с устного счета.  ­ У вас на партах лежат числовые карточки. Выберите нужные ответы по заданию и разложите их перед собой в ряд.  ­ В каком числе 7 дес. 2 ед.?                            (72) ­ Сумма чисел 8 и 7.                                         (15) ­ Из 16 вычесть 8.                                              (8) ­ Назовите число, которое стоит перед 37.     (36) ­ Назовите число, которое стоит после 48.     (49) ­ Разность чисел 27 и 6.                                    (21) ­ Если к 5 дес. прибавить 2 дес.                       (70) ­ Какое число больше 42 на 5.                          (47) ­ Какое число меньше 59 на 6.                          (53) Расставьте числа в порядке убывания, уменьшения. Что это значит – в порядке убывания?  ­   Если   карточки   расставлены   правильно,   то   должно 5   От самого большого числа к самому  маленькому 33 Самоопредел ение к деятельности   Геометрия 5 Показывают геометрические фигуры   на   доске, работают с угольником    Слайд №3  Слайд №4  На   доске разные фигуры одного цвета получиться слово.  ­ Перевернём карточки, какое слово получилось? ­ А что такое Геометрия? Геометрия ­ это наука, раздел математики, который изучает геометрические фигуры, а в старших классах вы узнаете, что она изучает еще и пространственные отношения. В словаре Ожегова дается следующее понятие геометрии – это   раздел   математики,   изучающий   пространственные отношения и формы. (демонстрация на экране) А теперь поработаем с геометрическими фигурами, которые вы видите на доске. ­   Как   эти   фигуры   можно   разделить   на   группы?  (по количеству углов) ­   Уберите   шестиугольники  (один   ученик   убирает шестиугольники) ­   Какие   группы   фигур   остались?   (треугольники   и четырехугольники) ­ Сколько треугольников? (2) ­ Какой из них имеет прямой угол? Докажите с помощью угольника. (один ученик выходит со своим угольником и показывает прямой угол в треугольнике) ­   Уберем   треугольники. (четырехугольники).   Какие   фигуры   остались? 4Слайд №5 4 Введение новых знаний Демонстра ция   по теме    Можно   ли   все   четырехугольники   назвать ­   Какие   углы   имеют   оставшиеся   фигуры?   (учащиеся выходят к доске и, пользуясь угольником, определяют виды углов) ­ прямоугольниками? (нет) ­ А как вы думаете, какой четырехугольник можно назвать прямоугольником? ­ Сформулируйте тему урока. (демонстрация на экране) ­ Какие поставим цели урока? (узнать о прямоугольнике,  уметь его чертить, отличать от других фигур…) ­ Вы так хорошо потрудились, и я теперь хочу рассказать вам  сказку.  Только   сказка   не   обычная,   она   из   страны Геометрия.   В   этой   стране   есть   остров.   На   острове   живет очень важная фигура. (На доску прикрепляю КВАДРАТ). ­   Важность   ее   признавалась   всеми   людьми.   Так   при изготовлении   многих   вещей   форма   ее   служила   образцом. Кого бы не встретила она на своем пути, всем хвасталась: «Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны все мои равны,   углы   все   прямые,   красивее   меня   нет   фигуры   на свете!» ­ Как же зовут тебя, брат? ­ спрашивали встречные. ­ Ребята, а вы знаете, как называется эта фигура? (Квадрат) ­ А как вы узнали? (Стороны равны, углы прямые) Ходил Квадрат по свету. И стало тяготить его одиночество; ни   побеседовать,   ни   потрудиться   в   хорошей   и   дружной Дают   возможные варианты   темы   и цели урока   Отвечают на вопросы, выполняют задания  в учебнике, измеряют   заданные фигуры. 12 5компании.   А   уж   какое   веселье   одному?   Весело   бывает только   с   друзьями.   И   решил   Квадрат   поискать родственников.   «Если   встречу   родственника,   то   сразу   его узнаю, ­ думал Квадрат, ­ ведь он на меня должен быть чем – то похож». Однажды встречает на пути он такую фигуру. (Закрепляю на доске из цветной бумаги) Стал   Квадрат   к   ней   приглядываться.   Что­то   знакомое, родное увидел он в этой фигуре.  ­ Вы не догадались, ребята, чем похожи эти фигуры?  (Все углы прямые) И спросил тогда Квадрат: «Как зовут тебя?» ­ Меня зовут… ­   Ребята,   кто   знает,   как   называется   эта   фигура? (Прямоугольник) ­ Правильно, прямоугольник. А почему он так называется? (Все углы прямые) ­   Давайте   убедимся   в   этом.   При   помощи   треугольника измерим все углы. (Один ученик у доски измеряет углы) ­ А сколько углов? (4 угла) ­ Сколько сторон у прямоугольника? (4 стороны) Один   ученик   у доски измеряет углы   6­ Покажите стороны, которые лежат одна против другой.  ­ Это противоположные стороны. ­ Давайте измерим их длину. Что скажете? (Они равны) ­   Измерьте   две   другие   противоположные   стороны.  (Они равны) ­   Итак,   сформулируйте   вывод   о   длине   противоположных сторон   прямоугольника   (Противоположные   стороны прямоугольника равны) ­   В   этом   можно   также   убедиться,   не   измеряя   стороны,   а  (демонстрирую накладывая   их   друг   на   друга. прикладывая) ­   Вот   какая   интересная   фигура   –   прямоугольник.   Но вернемся к сказке. Вот   Квадрат   и   спрашивает:   «А   мы   не   родственники   с тобой?» ­   Я   бы   тоже   рад   был   узнать   об   этом,   ­   отвечает Прямоугольник.  ­ Если у нас найдутся 4 признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники, и у нас одна и та же фамилия. Стали они искать, и нашли эти четыре признака сходства. ­      Давайте, и мы их повторим. 1. 2. 3. Четыре угла. Все углы прямые. Четыре стороны. 75 Физкультмин Слайд №6 утка Противоположные стороны равны. 4. ­ Молодцы, ребята! А какая же общая фамилия может быть у них? (Прямоугольники) Обрадовались   Квадрат   и  Прямоугольник   тому,  что   нашли близких родственников, и стали с тех пор дружить. ­   Понравилась   сказка?   О   какой   фигуре   вы   узнали?  (О прямоугольнике) Итак, что такое прямоугольник? Прочитайте правило на с.14 учебника.                                   «Это мы можем» Кто, скажите, сможет, дети,  Повторить движенья эти? Руки вверх я подниму. Это тоже я могу. Вправо­влево разведу Это тоже я могу. И, как птица полечу. Это тоже я могу. Головою поверчу. Это тоже я могу. А потом присяду, встану. Это тоже я могу. И нисколько не устану. Это тоже я могу. Я попрыгаю немного. Это тоже я могу. И пешком пойду в дорогу. 2   Дети   повторяют движения   учителя, сопровождая   их словами: «Это тоже я могу». 86 Первичное закрепление знаний 7 Закрепление ранее изученного материала Это тоже я могу. Если надо, побегу. Это тоже я могу. Все на свете я смогу! ­ Сядьте ровно, откройте тетради и положите правильно с наклоном.   Отступите   4   клетки   от   предыдущей   работы,   у кого новая  страница отступите одну клетку  и записываем сегодняшнее число: 30 января                              Классная работа. 1) Выполним задание № 1 на стр.14.  ­ Прочитайте. ­ Найдите четырехугольники, у которых все углы прямые. 2) № 2 с. 14, прочитайте задание. ­ Начертим сначала треугольник с прямым углом. Что надо  начертить сначала? (Прямой угол). Остальные фигуры чертим самостоятельно. 1) ­ Прочитайте задачу. Что необычного заметили?  (Недостаточно данных) ­ Дополните ее данными, чтобы можно было решить. ­  Составьте краткую запись. Было – 50 р. Истратила – 12 р. Осталось ­? 50­12=38 (р.) Работа над задачей № 3.     Отвечают на вопросы   учителя, приводят свои примеры, выполняют самостоятельную работу №1,  №3,  №5 Принимают   участие в   анализе   задачи, выполняют самостоятельно решение,   работа   в парах. 7 11 9Ответ: осталось 38 рублей. 2) 3) ­ Давайте вспомним правила работы в паре. Примеры столбиком №6. Вычисли и сделай проверку. А сейчас вам предстоит поработать в парах.  Практическая часть. ­ Нужно собрать фигуру из частей, которые лежат у вас на столе. Кто справится, тихо покажите мне готовность в виде домика.  1) 1­я группа из 2 частей, 2­я группа из 4 частей, 3­я группа  из 3 частей. Какая фигура получилась? (прямоугольник) ­ Сколько вершин? Углов? (4) ­ Какие углы? (прямые) ­ Сколько сторон? (4) ­ Почему же фигура так называется? Вывод: фигура, у которой все углы прямые, называется прямоугольник. ­   Где   в   жизни   мы   встречаем   предметы   прямоугольной формы? Приводят примеры 108 Рефлексия Слайд №7 Вот и заканчивается наш урок.  ­Вспомним тему урока. (Прямоугольник) ­ Какую цель поставили вначале урока? (…..) ­ Смогли достичь этой цели?  ­ Оцените свою работу на уроке. У вас на партах – стикеры.  Оранжевый стикер – если урок прошел с пользой для вас, вы усвоили материал и можете помочь другим. Зеленый   стикер  –   знаете   определение,   но   вам   нужна помощь при выполнении заданий. Желтый   стикер  –   материал   урока   оказался   для   вас трудным. ­ Встаньте и прикрепите выбранный вами стикер на доске. (прямоугольник) 9 Домашнее Слайд №8 Учебник: №4, №5 (стр.14) задание Осуществляют  самооценку  собственной  учебной  деятельности Прикрепляют стикер,   который соответствует   их уровню   усвоения учебного материала Записывают домашнее задание 1 1 1112