Открытый урок по математики 5 класс по теме: "Упрощение выражений". Урок оформлен в виде технологической карты. Предоставлен самоанализ урока по результатам ФГОС. На уроке использованы технологии деятельностного типа: проблемный диалог, работа в парах, оценивание учебных успехов, самооценка по алгоритму и др.
МОУ СОШ №1 р.п. Дергачи
Разработка урока математики по теме
«Упрощение выражений»
5 класс
Арюкова Наталья Викторовна
Выполнила:
учитель математики I
квалификационной категорииПояснительная записка
Цели урока:
Образовательные:
1. Ввести понятие подобных членов, числового множителя коэффициента
2. Формировать умение упрощать выражения
Развивающие: развитие наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать
выводы.
Воспитательные: формирование математической аккуратности, трудолюбия.
Результаты обучения:
Предметные: упрощают выражения, применяя распределительные свойства умножения
относительно сложения и вычитания.
Личностные: Объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения, проявляют
устойчивый и широкий интерес к способам решения познавательных задач, адекватно
оценивают результаты своей учебной деятельности, понимают причины успеха в учебной
деятельности.
Метапредметные:
Познавательные
Выделяют и формулируют познавательную цель
Регулятивные
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с
ней
Коммуникативные
Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы:
Словесный;
Наглядноиллюстративный;
Практический.
Формы организации учебной деятельности:
Фронтальная;
Беседа;
Индивидуальная.
Используемая литература:
1. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович 5. М.: Мнемозина, 2012.
2. Математика. 5 класс: поурочные планы по учебнику И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович
2е издание, стереотипное, автор составитель Е.А. Ким.
3. Тетради на печатной основе к учебнику И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович 5. М.:
Мнемозина, 2012.В 5 «а» классе обучаются 20 учеников, из них 11 девочек и 9 мальчиков; наиболее частые
отметки, получаемые, учениками класса являются 4 и 5.Дисциплина в классе не вызывает
беспокойства или озабоченности со стороны учителей. Эмоциональный климат в классе
положительный. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению, с интересом занимаются
поисковой работой. Умеют следить за работой друг друга, работать в группах, находить
причинноследственные связи, метапредметные связи.Технологическая карта урока математики 5 класса по теме «Упрощение выражений»
Этапы
урока
Врем
я,
мин
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Методы,
приемы и
формы
обучения
1.
Организ
ационны
й момент
1 мин Приветствует учащихся,
проверяет готовность учащихся
к уроку, организует
доброжелательный настрой
учащихся:
Слушают учителя, настраиваются на
урок
Словесный
Фронтальная
Примечание
Прогнозируемый
результат
образовательной
деятельности
Психологическая
готовность
учащихся к
общению на уроке
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
2.
Актуализ
ация
опорных
знаний
5 мин Предлагает восстановить
цепочку вычислений:
30·3=?45=?:15=?·10=?+70=100
10·4=?13=?:3=?+41=?:2=25
63:9=?+23=?:6=?·7=?+15=50
4121=?·7=?+60=?:5=?:20=2
3.
5 мин
1.Предлагает учащимся устно
вычислить с помощью
арифметических законов:
Восстанавливают цепочки:
1.Вычисляют выражения
Словесный
Фронтальная
Быстрая проверка
опорных знанийЦелепол
агание и
мотивац
ия
23·15+15·77
67·58+33·58
79·2169·21
55·68245·682
Что вам помогло упростить
эти выражения?
Сформулируйте
распределительный закон
относительно сложения
Сформулируйте
распределительный закон
относительно вычитания
2.Предлагает учащимся
упростить следующие
выражения:
27х+23х
27х+27у
27х17х
27х+29у
27х29у
Почему вы не можете
упростить последние
выражения?
Какие выражения мы можем
упрощать?
15·100=1500
58·100=5800
21·10=210
682·10=6820
Распределительный закон
относительно сложения и
умножения
Сумму двух или нескольких
произведений, содержащих
одинаковый множитель, можно
заменить произведением этого
множителя на сумму остальных
множителей.
Разность двух или нескольких
произведений, содержащих
одинаковый множитель, можно
заменить произведением этого
множителя на разность остальных
множителей.
2.Учащиеся упрощают первые три
выражения:
х·(27+23) = х·50=50х
27·(х+у)
х·(2717)=х·10=10х
Четвёртое и пятое выражение
учащиеся затрудняются выполнить
В них нет одинаковых множителей.
Упрощать мы можем только те
выражения, в которых есть
Беседа
Создание
проблемной
ситуации
Формулировк
а темы урока
Учащиеся
повторят законы
сложения и
вычитания
Создание
ситуации
затруднения в
деятельности
учащихся,
которое
фиксируется ими
самими
Создание
ситуации
затруднения в
деятельности
учащихся,
которое
фиксируется ими
самими
Выявление
учащимися места
и причины
затруднения
(каких конкретно
знаний, умений не Тема нашего урока…
Цель нашего урока…
одинаковые множители.
Формулируют тему и цели
урока, записывают в тетрадь
Постановка
цели
хватает для
выполнения
задания).
4.
Изучение
нового
материа
ла
12
мин
На слайде:
На столе стоят три вазы с
гвоздиками. В первой вазе х
гвоздик, во второй вазе – в 2
раза больше, а в третьей ваз – в
3 раза больше, чем в 1 вазе
Записывают условие:
Словесные
Познакомятся с
I х г.
II ? в 2 раза больше, чем
III ? в 3 раза больше, чем
Наглядно
иллюстративн
ый
Беседа
?
1.
2
3.
Запишите выражения для
следующих величин:
1)Число гвоздик во 2 вазе….
2)Число гвоздик в 3 вазе….
3)Число гвоздик во 2 и в 3 вазах
вместе….
Преобразуйте данное
выражение
Таким образом, выражение
2х + 3х мы записали в более
1)2·х=2х (г) во 2 вазе
2)3·х=3х (г) в 3 вазе
3) 2х + 3х = х·(2+3) = х·5 =5х(г) во2 и
3 вазах вместе.простом виде 5х, или, как
говорят в математике,
упростили.
Что же такое упрощение
выражений?
Рассмотрим выражение 5х.
Что это такое?
5 это числовой множитель
(коэффициент)
х – это буквенный множитель
Запись на доске:
5х:
Х буквенный
множитель
5коэффициент при х
Поэтому что значит упростить?
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам – шлёп, шлёп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай!
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
Упрощение выражений – это
преобразование, в результате
которого получается более простое
выражение.
Это произведение числа 5 и буквы х
Упростить, значит сложить
коэффициенты, а буквенный
множитель оставить без изменений.
Выполняют физминутку
5.Физми
нутка6.
Закрепле
ние
изученно
го
материа
ла
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.
15
мин
Предлагает учащимся
упростить выражения если это
возможно:
Упростите, если возможно,
выражение:
Упрощают выражения у доски:
Практический
Научатся
упрощать
выражения с
одинаковой
буквенной частью.
№ 1
17m + 5m=
24b + 7a 5a=
6a – a=
y – 8=
9c + 4c 6c=
5 + 12n – 2n=
№2
3a + 5a=
17a 3а + 17b =
17x – 9x=
21a + 18a 3b=
18x – 16=
72a + 14a – 6=
23m
24b – 2a
5a
Нет
7с
5 + 10n
8a
15a + 17b
6x
39a – 3b
Нет
86a – 6
Для 1группы №247 (а;б)
работает 1 человек у доски,
остальные в тетради, в конце
проверяют
Для 2 группы №244 у доски с
комментированием.
Резерв № 249(а;б;в)
Выполняют задания в тетради и у
доски
Работа с
учебником.
Индивидуальн
ая3 мин
7.
Рефлекс
ия.
Что такое упрощение?
Что такое коэффициент?
Что значит упростить
выражение?
Отвечают на вопросы
8.
Домашн
ее
задание
2 мин Предлагает записать домашнее
задание
п. 15
с. 72 № 247(а;б), 251
Записывают домашнее задание в
дневник
Словесный
Фронтальная
Беседа
Словесный
Домашнее задание
в дневникеСамоанализ урока математики.
Анализа урока по результатам ФГОС
Учитель: Арюкова Н.В.
Класс: 5 «а» .
Предмет: математика .
Тема: "Упрощение выражений"
Фрагменты урока: виды деятельности учащихся, задания и т.д. : работа в группах, поисковая работа как
индивидуальная, так и групповая, коллективная, работа с текстом.
Использование технологий деятельностного типа:
Проблемный диалог (проблемная ситуация, поиск решения, применение нового и др.).
Работа в парахОценивание учебных успехов (самооценка по алгоритму и др.).
Результаты продемонстрированы в виде универсальных учебных действий:
Регулятивные: определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать результат.
Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать её (анализ, сравнение, классификация…), представлять в
разных формах.
Коммуникативные: доносить свою позицию, понимать других (в т.ч. вычитывать информацию, данную в явном и
неявном виде подтекст, концепт), сотрудничать.
Личностные: оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей
цели:
Я провела урок математики в 5 «а» классе. Класс к уроку был готов, так как учащиеся быстро включились в деловой ритм.
Ребята были готовы к восприятию данной темы и имели достаточный запас знаний. С первых минут урока стало ясно, что ребята
не равнодушны к предмету математика.
Взаимоотношения между учащимися ровные, спокойные, дружеские. Ребята данного класса владеют диалогической формой
общения, умеют слушать и слышать другого. Урок математики в 5 классе по теме «Упрощение выражений» по учебнику А. Г.
Мордковича. Математика 5. Это урок изучения нового материала. Основными целями, которые реализовались в процессе
проведения урока, являлись следующие:
Учебные
1. Ввести понятие подобных членов, числового множителя коэффициента
2. Формировать умение упрощать выражения
Воспитательные
1. Формирование математической аккуратности, трудолюбия.
2. Следить за осанкой учащихся.
3. Воспитывать сознательное отношение к труду,коммуникативные качества личности.
Воспитывать наблюдательность.
Приобретаемые
учащимися
цели:
знания
и умения.Учащиеся должны уметь упрощать выражения, применяя распределительные свойства умножения относительно
сложения и вычитания.
Для достижения поставленных целей на уроке прослеживалось оптимальное сочетание фронтальных, парных и индивидуальных
форм обучения, воспитания и развития. Проблемный метод обучения, выбранный для работы на уроке, способствовал
успешной организации такого стиля образовательного общения, в процессе которого происходило самостоятельное освоение
нового учебного материала. Объяснительно – иллюстративный метод является на уроке вспомогательным.
Начало урока и актуализация опорных знаний были продуманы таким образом, чтобы ненавязчиво, в момент активной
фронтальной, общеклассной работы, перед учениками возникла проблема нехватки знаний для вычисления предложенных
примеров. А с другой стороны повторялся практический и теоретический материал для успешного её решения.
Формулировка учебной проблемы, постановка задач и алгоритма действий осуществляется самими детьми, что способствовало
положительной мотивации обучения, позволило включить их в деятельность на протяжениивсего урока. Заинтересованность
учеников начала прослеживаться уже в момент формулировки темы урока. Эту возможность я предоставила классу
и после некоторого обсуждения и корректировки тема урока прозвучала. Такая форма позволяет осуществлять осознанное
обучение математике, развивать математическую речь учащихся, их творческие способности и коммуникативные качества.
Урок показал, насколько эффективной может быть групповая работа. С целью предупреждения затруднений при отыскании
словесных версий новых правил была организована работа с учебником. Данная формаорганизации изучения нового материала
учениками усвоена хорошо и даёт положительные результаты. Учит детей мыслить. Рассуждать, выделять главное, делать выводы.
Первичное закрепление материала проводилось общеклассно, что позволило мне провести коррекционную работу, а слабые
учащиеся получили возможность ещё раз прослушать и просмотреть способы решения. Индивидуальная работа была адресной
и учитывала особенности восприятия и мышления учащихся, а также уровень ихпрошлой обученности. Применение ИКТ
на уроке значительно расширило самостоятельную работу учащихся на уроке, повысило мотивациюобучения и интерес к предмету.
Вместе с тем позволило развивать такие важные качества, как самообучение, самоконтроль, взаимоконтроль и самооценка.
Урок показал, что учащиеся поняли правила упрощения выражений и научились их применять. Цели урока,
которые я ставила перед собой и перед учениками были достигнуты. Урок удался!