Разработка урока в 9 классе по алгебре.
ТЕМА: «СУММА n ПЕРВЫХ ЧЛЕНОВ АРИФМЕТИЧЕСКОЙ ПРОГРЕССИИ».
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Знать формулу n первых членов арифметической прогрессии.
2. Уметь использовать формулу суммы при решении задач.
3. Выработать навык решения задач с использованием формул суммы n первых членов арифметической прогрессии.
ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ:
1. Портрет К.Ф.Гаусса.
2. Карточки устного счета.
3. Карточки (с обратной стороны формула).
4. Проверочная работа на карточках.
5. Оценочные таблицы.
ЭПИГРАФ К УРОКУ:
Стевин писал: «мы приходим к выводу, что
не существует никаких абсурдных,
иррациональных, неправильных, необъяснимых
или глухих чисел, но что среди чисел
существует такое совершенство
и согласие, что нам надо размышлять
дни и ночи над их удивительной закономерностью».
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Очень приятно видеть вас сегодня такими красивыми и сосредоточенными. Надеюсь, что наш урок будет результативным и плодотворным.
Сегодняшними помощниками будут являться оценочные таблицы, в которые вы должны будете вносить определенное количество баллов, за определенные моменты урока.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
|
баллы |
Свой балл |
1.Устный счет. |
1-3 |
|
2.Нахождение суммы. |
1-5 |
|
3.работа по карточкам. |
2 |
|
4.Проверочная работа. |
3 |
|
5.Активность (осмысление) |
2 |
|
2. Устный счет.
Вы уже познакомились с числовыми последовательностями и умеете устанавливать закономерности. Предлагаю установить закономерность и продолжить последовательность:
а) 6, 8, 10, … 1)Назовите следующий член последовательности;
б) 25, 21, 17, … 2)Укажите закономерность;
3) Как называется данная последовательность?
4) Найдите 10-й член этой последовательности.
5)Как найти n-й член любой последовательности?
6) Найдите сумму первых двух (трех) чисел.
Давайте подведем итог и поставим баллы в оценочную таблицу.
3. Новый материал.
Ребята, сегодня мы с вами будем изучать тему «Сумма n первых членов арифметической прогрессии», запишите тему в тетрадь.
У меня к вам будет несколько вопросов и заданий:
1.Какая числовая последовательность называется арифметической прогрессией? (Числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предшествующему члену, сложенному с одним и тем же числом, называется арифметической прогрессией).
2.Назовите формулу n – го члена арифметической прогрессией. (
Найдите сумму всех натуральных чисел от 1 до 100.
1+2+3+4+5+…+100 (Как вы получили данный результат?) (5050)
С этим заданием связан интересный эпизод из жизни немецкого математика К.Ф.Гаусса. Когда ему было 9 лет, учитель, занятый проверкой работ учеников других классов, задал на уроке следующую задачу: «Сосчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 40 включительно: 1+2+3+…+40». Каково же было удивление учителя, когда один из учеников (это был Гаусс) через минуту воскликнул: «Я уже решил!» большинство учеников после долгих подсчетов получили неверный результат. В тетради Гаусса было только одно число, но зато верное. Вот схема его рассуждений: «сумма чисел в каждой пар равна 41
+1, 2, 3, 4, …, 40
40, 39, 38, 37, …, 1
----------------------------
41, 41, 41, 41, …, 41
Таких пар 20, поэтому искомая сумма равна 41*20=820».
Что же, попробуем применить эти рассуждения для решения нашей задачи:
+S = 1+2+3+4+5+…+100
S = 100+99+98+97+96+…1
--------------------------------------
2S = 101+101+101+101+101+…+101
2S = 101*100
S = (101*100):2=5050
Какой вывод мы можем сделать?
Для того, чтобы найти сумму n первых членов арифметической прогрессии достаточно знать следующее…
Пусть (аn) – арифметическая прогрессия, а1, а2, а3, …, аn, …, где Sn – сумма n первых членов этой прогрессии.
Sn = a1 + a2 + … + an-1 + an
Запишем Sn двумя способами:
Sn = a1 + a2 + … + an-1 + an
Sn = an + an-1 + … + a2 + a1
По определению арифметической прогрессии эти равенства можно записать так:
+Sn = a1 + (a1 + d) + (a1 + 2d) + … + (a1 + (n-1)d)
Sn = an + (an – d) + (an – 2d) + … + (an – (n-1)d)
------------------------------------------------------------
2Sn = (a1 + an) + (a1 + an) + … + (a1 + an)
N слагаемых
Следовательно, 2Sn = (a1 + an) * n, откуда Sn =
Запишем данную формулу в тетрадь и подведем итог в оценочной таблице. Максимум тому, кто верно нашел сумму.
4. Закрепление.
Достоверность этой формулы мы можем проследить в учебнике.
Закрепим данную формулу: найдем сумму шестидесяти первых четных натуральных чисел. ( an) – арифметическая прогрессия: 2, 4, 6, 8, …
a1 = 2 an = 2n = 2*60 = 120 = a60
n = 60 S60 =
Сейчас поработаем в группах, на карточках даны задания. Ваша задача найти сумму n первых членов арифметической прогрессии и занести свой ответ в карту ответов.
К – 1: a1 = 1, an = 20, n = 50 (S50 = 525)
К – 2: a1 = -1, an = -40, n = 20 (S20 = -410)
К – 3: a1 = 1, an = 200, n = 100 (S100 = 10050)
К – 4: a1 = 2, an = 100, n = 50 (S50 = 2550)
К – 5: a1 = -2, an = -60, n = 10 (S10 = -310)
К – 6: a1 = , an = 25, n = 11 (S11 = 143)
К – 7: a1 = -, an = 13, n = 8 (S8 = 52)
К – 8: a1 = 48, an = 3, n = 11 (S11 = 280,5)
К – 9: a1 = 7, an = 55, n = 13 (S13 = 403)
К – 10: a1 = 2, an = 80, n = 40 (S40 = 1640)
К – 11: a1 = 56, an = 26, n = 11 (S11 = 451)
К – 12: a1 = 3, an = 75, n = 15 (S15 = 585)
В результате заполнения карты ответов на обратной стороне появляется формула:
Sn =
Да, ребята, есть еще одна формула суммы n первых членов арифметической прогрессии. Если в формулу Sn = подставить вместо an, формулу члена , то получим данную формулу.
Те, кто верно справился с заданием на карточках, заполнит оценочную таблицу, проставив баллы. Давайте попробуем закрепить нашу формулу: найдите сумму двенадцати первых членов арифметической прогрессии, если а1 = -5, d = 0,5.
По условию а1 = -5, d = 0,5,n = 12, тогда по формуле Sn = находим
S12 =
5. Проверочная работа.
Найдите сумму n первых членов арифметической прогрессии:
I. Вариант: Найдите десятый член арифметической прогрессии и сумму ее первых десяти членов, если а1 = -8, d = 2.
а10 = а1 + 9d = -8+9*2=-8+18=10
S10 =
II. Вариант: Найдите девятый член арифметической прогрессии и сумму ее первых девяти членов, если а1 = 2, d = -4.
а9 = а1 + 8d = 2-4*8=2-32=-30
S9 =
На обратной стороне доски записано решение. Проверьте свои результаты и оцените работу в оценочных таблицах.
6. Домашнее задание.
§ 29 стр. 143 № 391, 392, 393(2)
7. Итог урока.
Вопрос: Рассуждения какого ученого нам сегодня помогли?
Сколько формул существует для нахождения суммы?
Подведем итог нашей работы и внесем в последнюю графу свои баллы. Подсчитайте количество баллов и оцените работу: 13 – 15 –«5»
10 – 12 – «4»
7 – 9 – «3» Сдайте оценочные таблицы.
Приложение.
Карточки устного счета
6, 8, 10, … |
25, 21, 17, … |
Карточки с формулой на обороте и карта ответов
К – 5: a1 = -2, an = -60, n = 10 |
К – 11: a1 = 56, an = 26, n = 11 |
К – 1: a1 = 1, an = 20, n = 50 |
К – 6: a1 = , an = 25, n = 11 |
К – 8: a1 = 48, an = 3, n = 11 |
К – 4: a1 = 2, an = 100, n = 50 |
К – 9: a1 = 7, an = 55, n = 13 |
К – 2: a1 = -1, an = -40, n = 20 |
К – 7: a1 = -, an = 13, n = 8 |
К – 12: a1 = 3, an = 75, n = 15 |
К – 3: a1 = 1, an = 200, n = 100 |
К – 10: a1 = 2, an = 80, n = 40 |
Обратная сторона карточек
Sn =
|
Карта ответов
-310
|
451 |
525 |
143 |
280,5 |
2550 |
403
|
-410 |
52 |
585 |
10050 |
1640 |
Проверочная работа
I. Вариант: Найдите десятый член арифметической прогрессии и сумму ее первых десяти членов, если а1 = -8, d = 2.
II. Вариант: Найдите девятый член арифметической прогрессии и сумму ее первых девяти членов, если а1 = 2, d = -4.
Оценочный лист
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
|
баллы |
Свой балл |
1.Устный счет. |
1-3 |
|
2.Нахождение суммы. |
1-5 |
|
3.работа по карточкам. |
2 |
|
4.Проверочная работа. |
3 |
|
5.Активность (осмысление) |
2 |
|
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
|
баллы |
Свой балл |
1.Устный счет. |
1-3 |
|
2.Нахождение суммы. |
1-5 |
|
3.работа по карточкам. |
2 |
|
4.Проверочная работа. |
3 |
|
5.Активность (осмысление) |
2 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.