Урок по музыке 1 класс. « Музыкальные инструменты»
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
музыка
1 кл
14.05.2018
Цель урока: сопоставить звучание народных и профессиональных ин¬струментов.
Музыкальный материал: «Полянка», русский народный наигрыш (сви-рель);тема птички из симфонической сказки «Петя и волк» С.С.Про¬кофьева (флейта), «Шутка» из оркестровой сюиты №2 И.С.Баха, «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К.Глюка (флейта), «Фрес¬ки Софии Киевской», часть 1, «Орнамент», В.Кикт (арфа), «Кукуш¬ка», Л-К. Дакен (арфа). Проблема урока: о чем могут рассказать музыкальные инструменты? Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «Музыкаль¬ные инструменты».
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сегодня у нас не простой урок, а урок-концерт. Муза приглашает нас в концертный зал.
- Что бывает в концертных залах?
(В концертных зачах бывают концерты).
- Что происходит на сцене? (На сцене играет оркестр).
- Кто выступает на сцене?
(Музыканты. Они играют на музыкальных инструментах).
- Что делают зрители? (Слушают).
- Кем мы сегодня будем? (Слушателями).« Музыкальные инструменты»
Музыкальные инструмент1.docx
« Музыкальные инструменты»
Цель урока: сопоставить звучание народных и профессиональных инструментов.
Музыкальный материал: «Полянка», русский народный наигрыш (свирель);тема птички из симфонической сказки
«Петя и волк» С.С.Прокофьева (флейта), «Шутка» из оркестровой сюиты №2 И.С.Баха, «Мелодия» из оперы
«Орфей и Эвридика» К.Глюка (флейта), «Фрески Софии Киевской», часть 1, «Орнамент», В.Кикт (арфа), «Кукуш
ка», ЛК. Дакен (арфа). Проблема урока: о чем могут рассказать музыкальные инструменты? Дополнительный
материал: разворот учебникатетради «Музыкальные инструменты».
Ход урока
1.Организационный момент.
Сегодня у нас не простой урок, а урокконцерт. Муза приглашает нас в концертный зал.
Что бывает в концертных залах?
(В концертных зачах бывают концерты).
Что происходит на сцене? (На сцене играет оркестр).
Кто выступает на сцене?
(Музыканты. Они играют на музыкальных инструментах).
Что делают зрители? (Слушают).
Кем мы сегодня будем? (Слушателями).
2.Работа с учебником.
Откроем учебник и посмотрим, на какой концерт приглашает нас Муза? На каких музыкальных инструментах она
играет?
Что напоминает внешний вид этих музыкальных инструментов? (Дети находят сходство и различие гуслей и
свирели).
Давайте и мы сейчас подумаем, глядя на страницы учебника, что мы можем услышать ноього, что нам может
быть неизвестно?
Какие инструменты будут звучать в концерте? Какая музыка будет исполняться?
детей
с
правилами
3.Познакомить
Когда концерт начнется, входить в зал, когда звучит музыка,
нельзя. Это очень неприлично.
В зале наступила тишина. Зрители приглашают музыкантов аплодисментами.
Все готовы слушать музыку?
Звучит «Шутка» из оркестровой сюиты №2 И.С.Баха.
Какой известный нам инструмент напомнила нам прозвучавшая сейчас музыка? (Свирель).
Посмотрите на Музу, какой инструмент в ее руках сейчас звучал? (Флейта).
Флейта и свирель родственные инструменты. Хотите услышать, как появилась флейта?
поведения
на
концерте.
4.Рассказ о флейте.
Вряд ли найдется в мире народ, у которого не было бы своей флейты. Каких только превращений не претерпел этот
музыкальный инструмент! Его изготовляли из тростника и бамбука, из костей убитых животных, из дерева и даже
из камня. Каждый народ слагает о своей флейте удивительные рассказы. Так, в одной древнегреческой легенде
рассказывается, что однажды бог лесов, полей и озер, имя которого Пан, в своем лесу повстречал девушку. Она
была очень красивой, и Пан сразу полюбил ее. Он хотел познакомиться с ней. Но когда он подошел к Сиринге, та
бросилась бежать прочь. Пан был очень страшен (показать изображение).
Он пытался догнать ее, но густой лес укрыл уносящуюся прочь девушку. Пан уже было настиг ее и простер вперед
руку. Он думал, что догнал ее и держит за волосы. Оказалось же, что он схватил не волосы красавицы, а листву
тростников. Говорят, что деву скрыла в себе земля, а вместо нее родила тростник. От гнева и обиды Пан срезал
тростник, который, как он думал, спрятал его возлюбленную. Но и после этого он не смог найти её. Тогда он
подумал, что девушка превратилась в тростник, и очень опечалился от того, что сам убил ее, когда срезал трост
ник.
Он собрал все срезанные тростинки, взял в руки, соединил их и стал целовать свежие срезы.
Заполняя отверстие, дыхание его проникло сквозь отверстия в тростнике, и Сиринга зазвучала.
Так родилась флейта Пана. Она совсем не похожа на ту флейту, на которой сегодня играли музыканты в концерте.
(Вспомните песню Камышинкадудочка». Из чего сделали дудочку?)
У многих народов флейта считалась пастушеским музыкальным инструментом. Ее голос сравнивают с
человеческим голосом. А название ее происходит от древнего латинского слова flatus, обозначающее «дуновение».
Теперь вы поняли, почему флейта и свирель родственные инструменты? Истории их появления очень схожи.
Разница в их дальнейшей жизни и усовершенствовании. Но то, что говорят их голоса, всегда человек связывает с
чемто изящным, легким, воздушным, утонченным, как в тех произведениях, которые мы сегодня слышали.
А теперь продолжим наш концерт.
Звучит тема птички из симфонической сказки «Петя и волк» С. С.Прокофьева. Какой инструмент звучал? (Флейта).
Чье пение мы услышали? (Пение птички).
Звучит «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Гпюка.
Вы услышали звучание знакомого музыкального инструмента? (Это флейта. Но голос ее был совсем другой:
печальный, задумчивый).
О чем же пела флейта?
Звучат «Фрески Софии Киевской». Часть 1, «Орнамент», В.Кикпь
Какой же теперь инструмент был в руках у музыкантов? (Этот инструмент похож на гусли, но он больше по размеру
и
стоит на полу, не лежит на коленях, как гусли).
Этот инструмент называется арфа.
Но вы точно определили его сходство с гуслями.
Арфа и гусли никогда не были знакомы. Вспомните, ведь гусли появились в Древней Руси. А арфа в Древнем
Египте. Хотя их голоса похожи, у арфы звук разнообразнее и объемнее.
Помните, мы говорили, что гусли очень редко можно встретить в концертах?
Их часто заменяет арфа.
Вот и в этом произведении мы услышали звучание арфы, хотя она и пыталась петь, как гусли. Какого характера
была эта музыка?
{Былинная).
Звучит «Кукушка», ЛК. Дакен.
Какой инструмент звучал? (Арфа).
После слушания нужно отметить, как дети слушали музыку.
Посмотрим на страницу учебника и ответьте на задание Музы.
Какой инструмент сегодня изображал птичку?
На каком инструменте играл гусляр Садко? (Дети вписывают в клеточки
ответы).
5. Вывод:
Какие инструменты звучали сегодня в концерте?
Каких авторов вы запомнили?
Назовите понравившиеся вам произведения.
Что изображала музыка?
Какие чувства она выражала?
(Музыкальные инструменты рассказывают о чувствах, настроении, характере изображаемого образа или изображают его
зримые черты).
Урок по музыке 1 класс. « Музыкальные инструменты»
Урок по музыке 1 класс. « Музыкальные инструменты»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.