Урок по музыке 1 класс. «Душа музыки - мелодия»
Оценка 4.8

Урок по музыке 1 класс. «Душа музыки - мелодия»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
музыка
1 кл
14.05.2018
Урок по музыке 1 класс. «Душа музыки - мелодия»
Цель урока: понять, что мелодия - главная мысль музыкального про¬изведения. Музыкальный материал: «Сладкая грёза», П.Чайковский; «Марш де¬ревянных солдатиков», П.Чайковский, «Вальс», П.Чайковский; Па-де-де» из балета «Щелкунчик», П.Чайковский; «Веселая пе¬сенка» Г.Струве, В.Викторова. Проблема урока: зачем музыке нужна мелодия? Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «Душа музы¬ки - мелодия». - Ребята, Муза прислала нам письмо: «Помогите разобраться. За¬чем музыке нужна мелодия? Муза». Придется ей помочь. Да и сами разберемся. - Давайте споем песню «Веселая песенка». - Кто пел мелодию? (Хор). - А кто играл аккомпанемент? (Учитель).«Душа музыки - мелодия»
Душа музыки.docx
«Душа музыки - мелодия» Цель урока: понять, что мелодия ­ главная мысль музыкального произведения. Музыкальный материал:  «Сладкая грёза», П.Чайковский; «Марш  деревянных солдатиков», П.Чайковский, «Вальс», П.Чайковский; Па­де­де» из балета «Щелкунчик», П.Чайковский; «Веселая песенка» Г.Струве, В.Викторова. Проблема урока: зачем музыке нужна мелодия? Дополнительный материал: разворот учебника­тетради «Душа музыки ­ мелодия». Ход урока 1. Организационный момент. ­ Ребята, Муза прислала нам письмо: «Помогите разобраться. Зачем музыке нужна мелодия? Муза». Придется ей помочь. Да и сами разберемся. ­ Давайте споем песню «Веселая песенка». ­ Кто пел мелодию? (Хор). ­ А кто играл аккомпанемент? (Учитель). 2. Развитие темы урока. ­ Вспомним ситуацию, которая часто случается с каждым из нас в жизни ­ какой­либо музыкальный мотив, напев никак не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы начинаем напевать эту мелодию, «мурлычем» ее. «про себя», потому что она запомнилась и полюбилась нам, не задумываясь над тем, что это за музыка, кто ее сочинил. ­ Как вы думаете, как называется в музыке то, что мы напеваем? ­ Вы высказали разные мнения. Но правы оказались те, кто назвал слово «мелодия». ­ Сейчас я сыграю несколько мелодий песен, а вы попытайтесь узнать их.  (Звучат мелодии популярных песен, (Слова. Песня. Мелодия). дети называют их). ­ Вы хорошо справились с этим заданием. А теперь я сыграю вам мелодии двух пьес ­ марша и танца. Сможете   ли   вы   определить,   когда   звучал   марш,   а   когда   ­   танец?  Звучат   мелодии   «Марша   деревянных солдатиков» и «Вальса» из «Детского альбома» Л. Чайковского. (Первая ­ мелодия марша. Вторая ­ танца. Этот танец называется «вальс»). ­ По каким признакам вы определили, где звучит мелодия марша, а где ­ танца? (Мелодия марша звучала четко, отрывисто. Звуки ее будто бы изображали шаги, поступь. Эту мелодию мог бы сыграть барабан). ­ В   марше   пальчики­«солдатики»   могут   маршировать   на   столе   или   на   коленях,   дети   могут   исполнять   на воображаемых   барабанах   ритмическую   пульсацию   пьесы.   Под   «Марш   деревянных   солдатиков»   можно   организовать увлекательную игру ­ игрушечный парад: девочки «исполняют» пульсацию марша движением согнутых в ладонях рук «игрушечных кукол», мальчики ­ играют на барабанах. Руководит парадом дирижер с «жезлом» (указкой) в руках. ­  Правильно! А как же вы узнали вальс? {Мелодия в нем плавная, красивая. Она словно закружилась в танце. А я считала «про себя» ­ раз, два, три, как будто я танцевала вальс на балу). (Под музыку вальса дети могут мягко ритмично покачиваться влево ­ вправо) . ­ А сейчас вы услышите небольшую пьесу. Ее сочинил композитор, с которым мы уже знакомились на наших уроках. Его имя напомнит вам музыка. Звучит   мелодия   «Па­де­де»   из   балета   «Щелкунчик»   П.   Чайковского.  (Это   музыка   Петра   Ильича Чайковского). ­ Правильно. Это замечательный русский композитор (показать портрет композитора). Он сочинил альбом пьес, который знают юные музыканты всего мира. Это «Детский альбом» (показать сборник пьес). «Детский альбом» ­ цикл из 24 фортепианных пьес ­ П.И. Чайковский написал в 1878 г. и посвятил его своему племяннику Володе Давыдову ­ А теперь сядьте поудобнее, как на концерте, и настройтесь на то, чтобы услышать пьесу из этого альбома. Внимательные слушатели смогут определить: это песня, танец, или марш. Звучит «Сладкая греза» П. Чайковского в исполнении учителя. (Это песня. Но ее никто не поет. Это песня без слов). ­ Вы правы. А почему большинство из вас решило, что это песня? Как звучала музыка? (Напевно, плавно. Неторопливо. Ласково. Задумчиво). ­ Я  сейчас сыграю вам главную мелодию пьесы, а вы мягким движением одной из рук передайте ее характер. ­ Молодцы! Вы очень выразительно передали характер пьесы движениями рук. Какое же настроение возникло у вас (Учащиеся выполняют задание). после звучания этой музыки? (Задумчивое. Спокойное. Мечтательное. Грустное. Светлое). . (Мелодическую линию песни «Сладкая греза» можно сыграть с детьми на воображаемой скрипке, певучими протяженными движениями «волшебного» смычка). ­ Правильно. Композитор назвал эту пьесу «Сладкая грёза». Грёза ­ это мечта, воспоминание, раздумье о чем­то  приятном, дорогом, добром. Задание:  найдите в учебнике­тетради рисунок, который передает именно такое настроение слушателя.  (Дети выполняют задание). ­ А теперь давайте споем мелодии этих пьес (в удобной для пения тональности, на слог «ля»). Вывод: Итак, мы помогли Музе выяснить, зачем музыке нужна мелодия. Ведь мелодия ­ это главная мысль любого музыкального произведения, его лицо, суть. Мелодия ­ душа музыки. По мелодии мы узнаем и песни, и танцы, и марши. Встречаясь дома с музыкой, запоминайте мелодии произведений и старайтесь напевать их. ­ В учебнике­тетради предлагается задание: записать «пульс» марша вертикальными линиями. Сейчас под музыку мы с вами выполним это задание. Сначала мы всем классом нарисуем эти линии­палочки в воздухе воображаемыми мелками, а Петя и Маша могут это сделать на доске.

Урок по музыке 1 класс. «Душа музыки - мелодия»

Урок по музыке 1 класс. «Душа музыки - мелодия»

Урок по музыке 1 класс. «Душа музыки - мелодия»

Урок по музыке 1 класс. «Душа музыки - мелодия»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2018