Музыкальная интонация
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø С. Прокофьев, стихи А. Барто. Болтунья (слушание).
Ø В. Алеев, стихи неизвестного автора. Песня графа Вишенки. Из детского спектакля «Чиполлино» (слушание).
Дополнительный материал:
Ø Портреты композиторов.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Музыкальная интонация».
III. Работа по теме урока.
Запись на доске:
ИНТОНАЦИЯ ЖАЛОБНАЯ ПЕЧАЛЬНАЯ ГОРЕСТНАЯ ПЛАЧЕВНАЯ |
ИНТОНАЦИЯ СУЕТЛИВАЯ БОЛТЛИВАЯ ОЗОРНАЯ |
Музыкальная интонация усиливает выразительность текста в песне. Мелодия – это «душа» музыки, поэтому при исполнении мелодии необходимо стремиться к её предельной выразительности, выделять смысловые вершины, подчёркивая логические ударения во фразах, объединяя дыханием отдельные её звуки в одно целое. Музыкальную интонацию, в отличие от речевой, записывают точно по высоте и длительности.
Это Вовка выдумал,
Что болтунья Лида, мол…
А. Барто
Ø С. Прокофьев, стихи А. Барто. Болтунья (слушание).
В музыке чередование скороговорки с размеренно-убедительными фразами.
Ø Каково отношение авторов этого произведения – поэта и композитора – к его главной героине? (Именно интонационные особенности музыки раскрывают нам её характер. Лида всячески старается показаться рассудительной и степенной, но стремительная скороговорка выдаёт нам её неудержимую болтливость.)
Вновь без сладкого на ужин,
Никому я здесь не нужен!
Не согрет и не обласкан,
Так ужасно одинок…
Ø В. Алеев, стихи неизвестного автора. Песня графа Вишенки. Из детского спектакля «Чиполлино» (слушание).
Речь (как музыкальная, так и разговорная) становится осмысленной при наличии пауз или знаков препинания. Мелодии песен строятся на соседних, близлежащих ступенях, постоянно возвращаясь к самому устойчивому звуку – тонике.
ЗАПОМНИТЕ! Сколько в музыкальном произведении персонажей, столько и различных музыкальных интонаций.
|
IV. Итог урока.
Мы познакомились с понятием – интонация в музыке.
V. Домашнее задание.
Выучить определение «интонация». В нотной тетради записать звукоряд от ноты «до».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.