Цели урока:
Формировать потребность в общении с музыкой.
Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
И.С. Бах. Токката ре минор. Из цикла «Токката и фуга» для органа. Фрагмент (слушание).
И.С. Бах. Органные хоральные прелюдии «И сонм ангелов спустился с небес» DWV 607. «О, как ничтожно мало, как мимолётно» DWV 644 (слушание).
И.С. Бах, русский текст Д. Тонского. За рекою старый дом (пение).
Дополнительный материал:
Портрет композитора И. Баха.Величественный орган
Величественный орган.docx
Величественный орган
Цели урока:
Формировать потребность в общении с музыкой.
Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему
миру.
Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
И.С. Бах. Токката ре минор. Из цикла «Токката и фуга» для органа.
Фрагмент (слушание).
И.С. Бах. Органные хоральные прелюдии «И сонм ангелов спустился с
небес» DWV 607. «О, как ничтожно мало, как мимолётно» DWV 644
(слушание).
И.С. Бах, русский текст Д. Тонского. За рекою старый дом (пение).
Дополнительный материал:
Портрет композитора И. Баха.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: Величественный орган
III.
Работа по теме урока.
Доводилось ли вам слышать звучание органа? Оно поражает нас силой,
мощью и величием.
Иногда орган звучит волшебно и таинственно, иногда легко и шутливо.
Много произведений для органа создал великий немецкий композитор
Иоганн Себастьян Бах (нем. Jóhann Sebástian Bach; 31 марта (21 марта ст.
ст.) 1685 Эйзенах, СаксенЭйзенах, Священная Римская империя — 28 июля
1750 (н. ст.) Лейпциг, Священная Римская империя) — немецкий композитор
и органист, представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов
в истории музыки.За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его
творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он
обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Бах —
мастер полифонии. После смерти Баха его музыка была практически забыта,
но в XIX веке её вновь открыл для широкой публики Феликс Мендельсон
Бартольди. Его творчество оказало сильное влияние на музыку последующих
композиторов, в том числе и в XX веке. Педагогические произведения Баха
используются по назначению до сих пор.
ОРГАН
ОРГАНИСТ Орган (от греч. organon инструмент, орудие) самый крупный из
современных музыкальных инструментов,
существовавший и
совершенствовавшийся на протяжении многих веков. Орган представляет
собой систему труб, звучащих благодаря вдуванию в них струи воздуха,
производимому механическим способом. Наличие труб различных размеров и
формы позволяет извлекать звуки различной высоты и тембра. Управление
Органом осуществляется при помощи клавиатур, ручных (мануалы,
доходящие числом до трех) и ножной (педаль), а также многочисленных
переключателей регистров. По мощи и красочному богатству звучания Орган
соперничает с симфоническим оркестром.
ОРГАН
Самый большой из всех музыкальных инструментов орган. Играют на нем,
как на фортепиано, нажимая на клавиши. Но в отличие от фортепиано орган
не струнный, а духовой инструмент и родственником он оказывается не
клавишным инструментам, а маленькой флейте.
В древние времена, когда сложных музыкальных инструментов еще не было,
несколько тростниковых дудочек разной величины стали соединять вместе.
Инструмент этот древние греки называли флейтой Пана. Считалось, что
придумал его бог лесов и рощ Пан. На одной дудочке играть легко: ей нужно
немного воздуха. А вот играть на нескольких сразу значительно труднее не
хватает дыхания. Поэтому уже в глубокой древности люди искали механизм,
заменяющий человеческое дыхание. Такой механизм нашли: нагнетать воздух
стали мехами, такими же как те, которыми кузнецы раздували огонь в горне.
Во втором веке до новой эры в Александрии изобрели гидравлический
орган. В нем воздух нагнетался не мехами, а водяным прессом. Поэтому он
поступал равномернее, и звук получался лучше ровнее и красивее.
Шли века, инструмент совершенствовался. Появился так называемый
исполнительский пульт или исполнительский стол. На нем несколько
клавиатур, расположенных одна над другой, а внизу огромные клавиши для
ног педали, которыми извлекались самые низкие звуки.
Конечно, давно были забыты камышовые дудочки флейты Пана. В органе
зазвучали металлические трубы, причем число их доходило до многих тысяч.
Понятно, что если бы каждой трубе соответствовала клавиша, то на
инструменте с тысячами клавиш невозможно было бы играть. Поэтому над
клавиатурами сделали регистровые ручки или кнопки. Каждой клавише
соответствуют несколько десятков, а то и сотен труб, издающих звуки одной
высоты, но разного тембра. Их можно включать и выключать регистровыми
ручками, и тогда, по желанию композитора и исполнителя, звук органа
становится похожим то на флейту, то на гобой или другие инструменты; он
может имитировать даже пение птиц.
В Средние века органами заинтересовалась церковь. Во всех католических
соборах и больших церквах были построены органы. Их торжественное и мощное звучание как нельзя лучше подходило к архитектуре соборов с
уходящими вверх линиями, высокими сводами.
Лучшие музыканты мира служили церковными органистами. Много
великолепной музыки было написано для этого инструмента разными
композиторами, в том числе Бахом.
Разумеется, далеко не вся музыка, созданная для органа, была культовой,
связанной с церковью. Сочинялись для него и так называемые «светские»
произведения. В России орган был только светским инструментом, так как в
православной церкви, в отличие от католической, его никогда не ставили.
Начиная с XVIII века композиторы включают орган в оратории. А в XIX
веке он появился и в опере. Как правило это было вызвано сценической
ситуацией если действие происходило в храме или около него. Чайковский,
например, воспользовался органом в опере «Орлеанская дева» в сцене
торжественной коронации Карла VII. Мы слышим орган и в одной из сцен
оперы Гуно «Фауст» (сцена в соборе). А вот РимскийКорсаков в опере
«Садко» поручил органу аккомпанировать песне Старчищамогучбогатыря,
который прерывает пляску Морского царя. Верди в опере «Отелло» при
помощи органа имитирует шум морской бури.
Иногда орган включается и в партитуру симфонических произведений. С
его участием исполняются Третья симфония СенСанса, Поэма экстаза и
«Прометей» Скрябина. В симфонии «Манфред» Чайковского тоже звучит
орган, хотя композитор и не предусмотрел этого. Он написал партию
фисгармонии, которую там орган часто заменяет.
КЛАВИАТУРА
КЛАВИШИ
ПЕДАЛЬ
БАСОВЫЙ КЛЮЧ
По – латыни слово «педаль» означает «нога». Для чего нужна педаль в
устройстве органа?
Послушайте органные произведения И. С. Баха. Как звучит орган в каждом
из них?
И.С. Бах. Токката ре минор. Из цикла «Токката и фуга» для органа.
Фрагмент (слушание).
И.С. Бах. Органные хоральные прелюдии «И сонм ангелов спустился с
небес» DWV 607. «О, как ничтожно мало, как мимолётно» DWV 644
(слушание).
Вокальнохоровая работа
И.С. Бах, русский текст Д. Тонского. За рекою старый дом (пение).
IV. Итог урока.
Мы познакомились с музыкой Баха и органом.
V. Домашнее задание.
Исполнять песни.
Урок по музыке 2 класс.Величественный орган
Урок по музыке 2 класс.Величественный орган
Урок по музыке 2 класс.Величественный орган
Урок по музыке 2 класс.Величественный орган
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.