Урок по музыке "Природа- источник вдохновения"
Оценка 4.8

Урок по музыке "Природа- источник вдохновения"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
музыка
4 кл
19.02.2018
Урок по музыке  "Природа- источник вдохновения"
Цель: активизировать воображение эстетических переживаний учащихся на основе восприятия родной природы ; побудить детей к размышлению об отношении человека к окружающей природе, о значении красоты природы для творчества поэтов и композиторов . Задачи: Воспитывающие : - вызвать отклик в душе детей на красоту окружающей природы. - воспитывать чувство личной ответственности за окружающую природу . Обучающие: познакомить с произведениями классической музыки, живописи. Развивающие: развивать умение увидеть и вообразить новое в привычном пейзаже. Оборудование : презентация к уроку с показом портретов композиторов и художников . Портрет художника И. Левитана Репродукции картин «Золотая осень», «Поздняя осень», «Первый снег», «Туман» Ноутбук, фортепиано . Музыкальное оформление:Григ «Утро», « Заход солнца», Глинка «Жаворонок», Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»
урок природа источ вдохновен.docx
Конспект  урока по музыке.  Учитель музыки высшей категории Хабирова Елена Насимовна МБОУ СОШ№1 села Иглино, Иглинского района Республика Башкортостан   Учебный предмет: музыка Класс:  Автор УМК Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка 1­4 класс» Тема урока: Природа­ источник вдохновения Тип урока: комбинированный, углубление и расширение темы. Цель: активизировать воображение эстетических переживаний учащихся на основе  восприятия родной природы ; побудить детей к размышлению об отношении человека к  окружающей природе, о значении красоты природы для творчества  поэтов  и  композиторов . Задачи:  Воспитывающие :  ­ вызвать отклик в душе детей на красоту окружающей природы. ­ воспитывать чувство личной ответственности за окружающую природу . Обучающие:  познакомить с произведениями классической музыки, живописи. Развивающие: развивать умение увидеть и вообразить новое в привычном пейзаже. Оборудование  : презентация  к уроку с показом портретов композиторов и художников .  Портрет художника И. Левитана Репродукции картин «Золотая осень», «Поздняя осень», «Первый снег», «Туман» Ноутбук, фортепиано . Музыкальное оформление:Григ «Утро», « Заход солнца», Глинка «Жаворонок»,  Мусоргский «Рассвет на Москве­реке»         Ход урока: 1) Звучит музыка Э. Грига «Утро» Учитель :Здравствуйте дети!  Сегодня мы  с вами поговорим о природе , и послушаем   музыку, которая передает вдохновенные чувства, рожденные от любви к природе. «Каждый любит природу по ­ своему  и как может,­ пишет Константин  Георгиевич  Паустовский.­Своими моральными качествами, талантливостью и творческой силой  наш народ обязан, среди других причин, и нашей природе. Сила ее  эстетического  воздействия так велика, что не будь ее,  у нас  не было бы такого Пушкина, каким они  был» ­ Да, не только блистательного Пушкина , но и многих композиторов, которые черпали  вдохновение от  природы. Послушайте  музыкальное произведение норвежского  композитора Эдварда Грига «Утро»  Слушание Эдвард Григ «Утро». ­Какими красками можно изобразить прослушанную  музыку?   Какие тона?(розовые, желтые, голубые, светлые, пастельные, яркие?) ­Можно ли использовать нежные краски на протяжении всего муз. произведения? ­Нет ? Почему? Какие изменения произошли в музыке? ­В конце музыкального фрагмента солнце всходит, и картина природы должна быть нарисована  яркими красками. ­Вспомните , ребята, какой рассказ К.Г. Паустовского рассказывает нам  о музыке Э. Грига. ­ «Корзина  с еловыми шишками» ­ Правильно . Давайте послушаем , как пишет К .Г. Паустовский и музыке, которая была посвящена Дагни Педерсен:  Сначала она ничего не слышала. Внутри у нее шумела буря. Потом она наконец услышала, как поет ранним утром пастуший рожок к в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, о скликается струнный оркестр. Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться. Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря! Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке — в ее окно любимый бросил на рассвете горсть песку. Дагни слышала эту песню у себя в горах. Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! И она его укоряла, что он не умеет быстро работать. Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через десять лет! Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности. К тому времени музыка заполнила все пространство между землей и облаками, повисшими над городом. От мелодических волн на облаках появилась легкая рябь. Сквозь нее светили звезды. Музыка уже не пела. Она звала. Звала за собой в ту страну, где никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастья, где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы. В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос. "Ты — счастье, — говорил он. — Ты — блеск зари! ­Скажите, ребята, схожи ли  наши представления о музыке Э. Грига с описанием К.Паустовского? —Да. ­А сейчас вспомним еще одно музыкальное произведение Э.Грига , связанное с природой. Это песня «Заход солнца» Его мы слушали в 3кл. Перед прослушиванием хочу поставит вам задачу: послушайте ,как меняется настроение в песне?  Слушание Э.Григ. «Заход солнца» Ответы детей. ­В песне идет сопоставление мажора( свет, радость) и минора (Грустный напев) ­обратили ли вы внимание на последние слова текста песни «Скоро солнце пропадет за алой  полосою? А теперь посмотрим закат солнца  на фотографиях и на картинах художников И  Левитана «Вечер на Волге. Плес» и А .Куинджи «Закат». Показ сопровождается стихами. Солнце раз еще взглянуло исподлобья  на поля, И в сиянии потонула  вся смятенная земля. ­Скажите , ребята, как называется картина, на которой  художник изобразил  природу? ­Пейзаж. ­Обратите  внимание на сочетание холодных и теплых цветов. Теплые цветовые сочетания  соответствуют мажору в музыке, а холодные ­ минору . ­ Как  вы думаете, о каком времени года напоминают нам холодные цвета? (синий, голубой,  фиолетовый) ­ О зиме. ­А теплые цвета,(желтые, красные, коричневые) ­О лете и осени. ­ Правильно! Есть у нашего русского композитора Петра Ильича Чайковского цикл фортепианных  пьес «Времена года» .Это 12 фортепианных пьес, названия которых соответствует  каждому    месяцу в году: Январь­ У камелька, Февраль­  Масленица, Март­ Песнь жаворонка, Апрель­  Подснежник, Май­ Белые ночи, Июнь­ Баркарола, июль­ Песня косаря, Август­Жатва, Сентябрь­ Охота, Октябрь­Осенняя песня, Ноябрь­ На тройке, Декабрь­Святки. Обратили  вы внимание , как точно подметил  П.И.Чайковский  названия пьес, соответствующих  месяцам? О чем это говорит? ­ Выслушать ответы детей ­ Да, о том, что композитор хорошо знал русскую природу и народные приметы, жизнь народа, его  единение с природой .Послушайте  стихотворение  Октябрь уж наступил, уж роща отряхает  Последние листы с нагих своих ветвей. Дохнул осенний хлад, дорога промерзает Журча еще бежит за мельницу ручей. А теперь послушаем, как это поэтическое настроение передал в музыке Петр Ильч Чайковский.  Видео ряд и слушание пьесы «Октябрь» П. И. Чайковский. Учитель: Природа  нашей  Республики Башкортостан  с ее живописными местами также  вдохновляла  наших предков на создание  музыки и стихов. Любовь к природе и Родине часто  звучит и в творчестве  «патриарха  башкирской музыки» Загира Гариповича  Исмагилова, 100 –  летний юбилей которого отмечают в этом ( 2017 )году.  Излюбленная тема  З.Г.Исмагилова  ­ это  тема природы , образы родного Урала, то, что окружало его с детства. Среди многих  песен и  романсов лучшими являются :»Тоска по долинам уральских гор», «Шумит мой лес», «На горную  вершину я взошел», «Мой Урал», «Кукушка». Своей музыкой он  воспевает  устремленные  в небо  горные вершины Урала, шум леса и птиц ,струящиеся волны Агидели.   Слушание и видеоряд ……………………. Звучит  мелодия на курае  «Урал»,учитель читает стихотворение Салавата Юлаева  Тоска по Родине Салават Юлаев. муз. фон «Урал», Голубые небеса, Реки, рощи и леса, Всюду птичьи голоса, Благодатный мой Урал! Ты и родина моя, Ты любовь и жизнь моя, Ты печаль и песнь моя, Благодатный мой Урал! Я стада твои люблю, Я луга твои люблю, Я снега твои люблю, Благодатный мой Урал! Я своей любовью чист, Как грозой умытый лист, Как поутру птичий свист, Благодатный мой Урал! На чужбине сам грущу, По твоим степям грущу Благодатный мой Урал! Веет ветер – грусть твоя, На чужбину весть твоя, Салавату песнь твоя, Благодатный мой Урал! Эти слова принадлежат  герою башкирского народа , а также певцу и поэту Салавату Юлаеву.  Учитель : вы внимательно слушали  стихи? Какое настроение слышим мы в его строках?   С какой интонацией я их читала? Созвучна ли музыка и текстом стихов?  Ответы учеников. Учитель : Красота родной природы слышится и в песне  Фаины Гершовой «Отчизна». Как вы думаете, почему такое название? Что значит «Отчизна»? Словарная работа. «Отче» значит отец, «Отчество» ­ имя отца, тогда значит «Отчизна»­это земля, где жили  наши отцы.  Отечество, отчизна — родная страна.  Отчизна» Ученица рассказывает стихотворение «     Работа и исполнение песни «Отчизна» . При  наличии времени  послушать песню  Валеева Масалима «Ак Кайын» «Белая береза»   Песня была написана почти  70 лет назад, а сейчас она получила второе рождение , в  исполнении эстрадной певицы Алсу. После прослушивания песни, скажите, о чем эта песня ?   на башкирском языке. У березы нашей белой Лист зеленый как ковер  Дети водят хороводы  И стоит она сред гор .  Люди ту березу любят  ее ветви берегут  А когда весна  настанет   Все на праздник к ней идут Как автор передал образ родного края?  Динамика –громко,тихо Темп – медленный, быстрый,умеренный. Мелодия­ напевная, веселая,  Лад – мажор, минор (Каждое музыкальное сочинение своеобразно, все звуки составляют «мелодию». Как вы  ладите в классе друг с другом, так и звуки в мелодии ладят. Сочетание звуков называется  «лад». Давайте вспомним, какие бывают лады. (Если мелодия весёлая – «мажор», грустная  – «минор».) Рефлексия урока: Учитель: существует такой термин «Экологически  чистая музыка». Это  музыкальные произведения высокого художественного вкуса, выражающие общечеловеческие  идеалы красоты, добра, истины, веры, надежды, любви и дружбы. Как вы думаете, какие  произведения , прослушанные на нашем уроке мы можем отнести к «Экологически чистой музыке? Ответы детей. Учитель: что нового для себя открыли на этом уроке? Вопросы к портретам  Каково было настроение нашего сегодняшнего урока? Лирическое, поэтическое,  взволнованное, игривое, веселое, торжественное?   Домашнее  задание : Написать рассказ на тему « Что вдохновляло  поэтов и музыкантов на творчество». .

Урок по музыке "Природа- источник вдохновения"

Урок по музыке  "Природа- источник вдохновения"

Урок по музыке "Природа- источник вдохновения"

Урок по музыке  "Природа- источник вдохновения"

Урок по музыке "Природа- источник вдохновения"

Урок по музыке  "Природа- источник вдохновения"

Урок по музыке "Природа- источник вдохновения"

Урок по музыке  "Природа- источник вдохновения"

Урок по музыке "Природа- источник вдохновения"

Урок по музыке  "Природа- источник вдохновения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018