Урок по обществознанию 11 класс Тема урока: «Институт семьи и брака» (профильный уровень)
Оценка 4.6

Урок по обществознанию 11 класс Тема урока: «Институт семьи и брака» (профильный уровень)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
обществознание
10 кл—11 кл
12.07.2019
Урок по обществознанию 11 класс  Тема урока: «Институт семьи и брака» (профильный уровень)
Семья - это сложный социальный феномен. Она является одной из древнейших естественных сообществ, связанных кровным родством. Вместе с тем это маленькая контактная группа людей, которые взаимодействуют между собой. В конце концов, семья- это особый социальный институт, который регулирует воспроизведение человека с помощью специальной системы ролей, норм и организационных форм. Как правило, в современных определениях семьи подчеркиваются все эти характеристики. Например, американский социолог Н. Смелзер пишет: «Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общим бытом и взаимной ответственностью за воспитание детей» .
урок 11 класс Семья.doc
Урок по обществознанию 11 класс  Тема урока: «Институт семьи и брака» (профильный уровень) Цели урока:  1. Познакомить с нормами, регулирующими отношения в семье. 2. Показать социальное назначение института брака, традиционные семейные ценности,  проблемы семьи и определить основные  направления государственной политики  поддержки семьи. 3. Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной  информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать  познавательные  и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические  положения и понятия социально­гуманитарных наук, участвовать в дискуссии,  осуществлять проектную деятельность. 4. Формировать мнение о роли семьи в обществе, вырабатывать определенные позиции по  отношению к семейной жизни и семейным отношениям. деятельностная: формирование   у   учащихся   умений   реализации   новых   способов действия,   развитие   умения   самостоятельно   и   мотивированно   организовывать   свою познавательную деятельность; содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – семья, брак, функции семьи, обязанности членов семьи; воспитательная: способность к определению  своей  позиции  по определению  понятия семьи. Задачи:  личностные –   формирование   умений   применять   знания   по   обществознанию   для осмысления сущности современных общественных явлений,  в общении с другими людьми в современном обществе; метапредметные – владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, анализировать,   делать   выводы,   находить   общие   понятия,   использовать   современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; предметные –   способность   применять   понятийный   аппарат   исторического   и обществоведческого   знания   и   приемы   исторического   анализа   для   раскрытия   сущности понятий. Тип урока: урок­исследование Методы обучения: проблемный, частично ­ поисковый или эвристический, частично –  исследовательский. Оборудование: 1. Учебник: Обществознание  11 класс Л.Н. Боголюбов,  А.Ю.Лазебников,  К.Г.Холодковский  Ноутбук, мультимедийный проектор, доска.  Видеосюжеты       2. 3. 4. Картины художников А. П. Рябушкина, В. С. Баюскина.       5.    Комплекты раздаточного материала для групповой работы Эпиграф. «Вступающие в брак должны глядеть во все глаза до брака, и держать их                      полузакрытыми после». (М. Скюдери.)                                                                          Ход урока: I   Организационный момент.  II. Мотивации учебного занятия.  III. Актуализация знаний  IV. Введение новых знаний:    1.Эволюция развития семьи как социального института.    2.Брак. Основа семейных отношений.    3.Функции семьи.    4.Кризис семьи и её будущее. V.Рефлексия (анализ и оценка результатов учебной деятельности). VI. Домашнее задание. I Учитель: Назовите те образы, которые возникают у вас, когда вы слышите слова «семья»,  «брак», «родители», «дети» (прием ассоциация). II.  Выход на тему урока (просмотр небольших видеосюжетов) (3­4 минуты). После просмотра предлагается поделиться мыслями об увиденном.  Цель ­ подвести учащихся к обобщению просмотренного контрастного материала  (торжество рождения семьи, неутешительная статистика разводов, потрясающие душу  судьбы обделенных семейным теплом детей), свидетельствующего о сложности такого  явления как семья в современном обществе, осознанию учащимися проблемы и ее  формулированию. Проблема: “Современная семья: кризис или поиски счастья?”  III 1. Что означает термин "социальный институт"?       2. Приведите примеры социальных институтов       3. Назовите признаки, которые характеризуют социальные институты       4. Каковы основные признаки организованных социальных систем        5. Что такое социальная группа  IV. Задание: Как вы считаете можно считать семью социальным институтом Учитель: Исполнение социальной роли зависит от правильного формирование ролевого  образа, включавшего ответы на вопросы: 1. Что соответствует ролевым ожиданиям членов семьи по отношению друг другу? 2. Что значит быть женой или мужем, старшим в семье или младшим? 3. Какого поведения от вас ждут? 4. Какие правила, нормы диктует общество? Используя данные вопросы, разбившись на группы, охарактеризуйте семейные роли. 1. Супружеские (жена и муж) 2. Родительские (мать и отец) 3. Детские (сын, дочь, сестра, брат) 4. Межпоколенные (дед, бабушка, прадед, внучка, правнук) 5. Внутрипоколенные (старший сын, старшая дочь, младший сын, младший брат) Подготовка группового проекта: «Эволюция развития семьи как социального  института» (работа с различными источниками, в том числе ИКТ)                                        (презентация проектов)    Учащиеся составляют таблицу:     Линии  сравнения                                                    Виды семей Число детей Многодетные        Малодетные Бездетные Характер  распределения  домашних  обязанностей Родственная  структура Традиционная Коллективистская Нуклеарная Расширенная Полигиния Тип воспитания Авторитарная Либеральная Демакратическая   Работа с источником. ­ Перед вами два документа­ рассуждения о семье, ее необходимости в жизни человека. Прочтите документы. Предположите, когда они были созданы. С какой точкой зрения вы согласитесь и почему.    Обсуждение документов, приведение доказательств.  Социальный институт брака Формулируется проблемный вопрос: «Как вы думаете «семья» и «брак» ­ это одно и то  же?»  Работа  с учебником: на  с.105 (приведены несколько определений института брака). 1 Какую особенность брака как социального института определяет каждое из них? 2. Какое из определений более широкое? Мнение аргументируйте. 3. Брак как социальный институт не стоит на месте, он эволюционирует вместе с  обществом. Приведите примеры, подтверждающие данный тезис. Семейные ценности.  Дискуссия. Решение проблемного задания.  Цитата Л.Гумилёва:  «Элементы системы: члены семьи и предметы их обихода, в том числе муж, жена, тёща, сын,   дочь,   дом,   колодец,   кошка.   Они   составляют   семью   до   тех   пор,   пока   супруги   не разведутся, дети не отколются, начав зарабатывать  сами,  тёща не разругается с зятем, колодец не зацветёт и кошка не заведёт котят на чердаке. Если после этого они останутся в доме, хотя бы туда провели водопровод, это будет не семья, а заселённый участок, то есть все элементы живой костной природы останутся на месте, но система семьи исчезнет. И, наоборот, если умрёт тёща, будет перестроен дом, сбежит кошка, уедет учиться любящий сын, семья сохранится, несмотря на перемены в числе элементов. Это значит, что реально существующим фактором системы являются не предметы, а связи, хотя они и не имеют ни массы, ни заряда, ни температуры».  1.Верность 2.Постоянство 3.Любовь 4.Уважение 5.Толерантность 6 Взаимный интерес 7.Понимание Учитель: Какие ценности вы перенесли в свои будущие семьи, а от каких отказались?  Ответ аргументируйте. Надо отметить, что семья и сейчас эволюционирует, причем, кажется, в худшую сторону.  Постепенно исчезает тот аромат большой семьи, в котором должны расти дети.  Постановка проблемного задания: «На конкретных примерах  можете ли вы сказать, что  семья переживает кризис? В чем это проявляется? 1. Падение рождаемости.  2. Нестабильность семьи, разводы. По количеству разводов Россия занимает первое место в мире.  3. Чайлдфри  (сознательный  отказ от рождения детей ) 4. Массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, бегство детей из дома, жестокое обращение с детьми.  5. Рост внебрачной рождаемости. В чем причина кризисного положения семьи? 1. Экономические ­ потери работы, невыплата заработной платы, низкий уровень оплаты  труда.  2. Социальные ­ алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение. Как правило, этому  способствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед  детьми.  3. Трудовая занятость женщин. Профессиональные интересы становятся серьезным  конкурентом семейных интересов. Помочь в преодолении кризиса может государство. (Индивидуальное домашнее задание: рассуждение «Можно  ли  государственными  мерами    преодолеть  кризис семьи) V. Заключительная часть. На экране картины художников Андрея Петровича  Рябушкина, Василия Степановича Баюскина.  Звучит  песня: «Погода в доме» Что дает семья современному человеку? (ответы учащихся, прием «Фишбоун») Во­первых, нормальную жизнь в плане его социального статуса, положения в обществе. Во­вторых, упорядочена его интимная жизнь. В­третьих,   он   имеет   или   надеется   иметь   детей   и,   следовательно,   одной   ногой   стоит   в вечности. Пусть он сам, когда придет срок, умрет, но его дети и дети его детей будут продолжать его род. В­четвертых,   в   семье   жить   легче:   вместе   легче   воспитывать   детей,   вести   хозяйство, справляться с трудностями. В­пятых,   психологическую помощь. В­шестых, именно семья ­ наша опора в старости.   в   семье   человек   находит   единомышленников,   которые   окажут   ему Семья   обеспечивает   социализацию   молодёжи   в   ходе   усвоения   детьми   нормативов общественной   жизни,   удовлетворяет   эмоциональную   потребность   в   совместных переживаниях,   обмене   чувствами   и   настроениями,   предотвращает   психологическую неуравновешенность, защищает от переживания чувства изолированности и т.д. Одним из результатов   домашнего   функционирования   семьи   как   социальной   группы   является эффективное предупреждение отклонений от требования социальных норм в подавляющем большинстве сфер общественной жизни. Домашнее задание: Выбрать одно из предложенных высказываний и написать на его основе аргументированное эссе: «Семья­ это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего человеческого общества». Ф.Адлер. «Один отец даст больше, чем сто учителей». Д.Герберт Приложение: 1. «Эволюция развития семьи как социального института» Семья – ниточка, как бы мини ­ модель общества. Без семьи и семейного воспитания,  семейной заботы о ребёнке не было бы ни общества, ни государства, ни этноса. Как бы не  менялись общественные установки, какие бы бури не проносились над людьми – семья  всегда оставалась.  Утописты – революционеры всех времён почему­то мечтали уничтожить семью, выступали  за свободную любовь, за то что бы функции семьи передать государству.  В.И. Ленин ратовал за то, что бы построить огромные фабрики­кухни, фабрики прачечные  и освободить женщину от домашнего труда.  Семья очень древний социальный институт. Она исторически менялась: в обществе не  утихают споры о том, какая из форм семьи более жизнеспособна. В эпоху матриархата,  когда власть принадлежала женщинам, каждый знал свою мать, но никто не знал своего  отца, вместо семьи были так называемые беспорядочные отношения. Затем власть пришла к мужчине, и отец стал, заинтересован в том, что бы точно знать, кому передать своё  хозяйство, свой дом. Возникла парная семья.  Российские славянофилы в прошлом веке отстаивали идеал патриархальной семьи, где  основная власть принадлежала главе семейства – отцу. Все остальные члены семьи должны  были беспрекословно выполнять его волю. Роль женщины сводилась к рождению и  воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства.  Противники такой семьи были не только среди западников. С критикой патриархальной  семьи как чуждой новым общественным отношениям выступали русские марксисты. О  тирании, присущей такой семье, которая истязает и калечит человеческую личность, писал  Н.Бердяев. Он призывал отстаивать более свободные формы семьи: «Евангелие требует  свободы от рабства у семьи. С появлением государства и права появились законы и о  браке. В некоторых мусульманских странах до сих пор, особенно в деревнях, существуют  полигамные браки. По мусульманским законам мужчине разрешается иметь до 4х жен; в  некоторых странах жен больше. В Непале в первой половине ХХ века семья строилась по  противоположному принципу: одна жена могла иметь до 5 мужей. Но в большинстве стран  укрепилась и сохранилась моногамная семья.    2.  Источники.   (…) никогда не забывайте, ради чего создается семья. Обычно православные говорят, что цель брака   — деторождение. Я соглашусь, но с существенной оговоркой: это лишь одна из целей брака, и, по сравнению с другими целями, она занимает отнюдь не первое место. Главная цель брака —   обрести полноту бытия в своей половине, найти свое второе «я», найти того человека, с которым ты сможешь слиться воедино, стать одной душой и одной плотью. Ведь сказал Господь: «не хорошо быть человеку одному» (Быт 2:18­25).   Некая самость, пребывание в эгоизме не дают нам посмотреть на себя извне. Я глубоко убежден, что человек не способен влюбиться до тех пор, пока не поймет, что есть он сам и что ему кто­то нужен. Со мной случилось именно так. Я понял, что многого достиг, но возрастать, совершенствоваться сам, один дальше уже не смогу. Именно тогда я, наконец, созрел для того, чтобы полюбить. Скажу больше: человек не сам находит свою вторую половину, а лишь соглашается с волей Бога,   пославшего   ему   любимого   человека.   Любовь   —   это   и   дар,   и   некое   Божье предопределение в рамках свободы нашей воли. Но это Божье предопределение побуждает меня думать, что она (моя жена) родилась  и воспитывалась  именно для меня. И наше супружество — чудо, к которому меня вел Господь. Вторая цель брака — достижение целомудрия. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа (1 Кор 7:1­9), говорится в Писании. Ведь пока ты себя кому­то   не   вручишь,   ты   остаешься   неполноценным,   ничьим.   Для   того,   чтобы   обрести целостность, ты должен себя кому­то  подарить. И только третья цель брака — деторождение. Что может быть для человека тяжелее, чем научиться жертвенности? Ведь Христос говорит: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (Лк 9:18).   Брак,   супружество   —   это   тот   институт,   в   который   Господь   погружает человека с тем, чтобы тот осознал полноту и красоту жизни. Влюбленность затмевает все плохое в любимом. И если бы она продолжалась дольше, чем положено, то не позволяла бы видеть друг в друге недостатки, а значит, мы не смогли бы менять друг друга и рука об руку совершенствоваться. Именно поэтому Господь помогает нам перерасти влюбленность, на   смену   которой   приходит   упорнейший   труд   над   собой,   который   и   называется достижением любви. http://www.pravmir.ru­  Вверенная   Господом,   или   О   семейной   иерархии  настоятель храма Святой Троицы, город Бердянск, Украина.  Протоиерей   Сергий   Бегашов, 3. Сообщение «Функции семьи» Специфические функции ­ вытекают из сущности семьи и отражают их особенности.  1. Репродуктивная.  Выполняет две основные задачи:  ­ общественную ­ воспроизводство населения;  ­ индивидуальную ­ удовлетворяет потребности в детях.  Сколько детей имеет современная семья? Для воспроизводства общества в семье должно  быть не менее трёх детей.  2. Воспитательная.  а) Формирование личности ребёнка.  б) Семья оказывает влияние на развитие личности каждого её члена в течение всей жизни.  в) Постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи, побуждающие  их активно заниматься самовоспитанием.  3. Хозяйственно­экономическая.  Семья обеспечивает прочные связи, поддерживает материально несовершеннолетних и  нетрудоспособных её членов, оказывает поддержку тем членам семьи, у которых возникли  материальные и финансовые трудности.  4. Восстановительная.  Направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня.  5. Регулятивная.  Регулирует и упорядочивает отношения между полами, осуществляет первичный контроль  за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной  жизни. 6. Социализация личности.  Семья опосредствует связь личности с обществом: она формирует у ребёнка  представлений о социальных связях и включает в них его с рождения.  Потребность человека в детях, их воспитания и социализации придаёт смысл самой  человеческой жизни.  Неспецифические ­ семья вынуждена осуществлять в определённых обстоятельствах.  7. Досуговая.  8. Социально­статусная.  9. Эмоциональная.  10. Функция духовного общения.  11. Сексуальная.

Урок по обществознанию 11 класс Тема урока: «Институт семьи и брака» (профильный уровень)

Урок по обществознанию 11 класс  Тема урока: «Институт семьи и брака» (профильный уровень)

Урок по обществознанию 11 класс Тема урока: «Институт семьи и брака» (профильный уровень)

Урок по обществознанию 11 класс  Тема урока: «Институт семьи и брака» (профильный уровень)

Урок по обществознанию 11 класс Тема урока: «Институт семьи и брака» (профильный уровень)

Урок по обществознанию 11 класс  Тема урока: «Институт семьи и брака» (профильный уровень)

Урок по обществознанию 11 класс Тема урока: «Институт семьи и брака» (профильный уровень)

Урок по обществознанию 11 класс  Тема урока: «Институт семьи и брака» (профильный уровень)

Урок по обществознанию 11 класс Тема урока: «Институт семьи и брака» (профильный уровень)

Урок по обществознанию 11 класс  Тема урока: «Институт семьи и брака» (профильный уровень)

Урок по обществознанию 11 класс Тема урока: «Институт семьи и брака» (профильный уровень)

Урок по обществознанию 11 класс  Тема урока: «Институт семьи и брака» (профильный уровень)

Урок по обществознанию 11 класс Тема урока: «Институт семьи и брака» (профильный уровень)

Урок по обществознанию 11 класс  Тема урока: «Институт семьи и брака» (профильный уровень)

Урок по обществознанию 11 класс Тема урока: «Институт семьи и брака» (профильный уровень)

Урок по обществознанию 11 класс  Тема урока: «Институт семьи и брака» (профильный уровень)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.07.2019