СЦЕНАРИЙ ИТОГОВОГО УРОКА ПО ТЕМЕ "СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ"В ходе урока учащиеся смогут: 1.Обобщить, систематизировать и закрепить свои знания по пройденной теме.2. Продолжить работу по развитию умений сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать соответствие между чертами и признаками, переносить приобретенные знания и систематизировать социальную информацию.3. Отработать навыки выполнения заданий по теме в формате ЕГЭ.4. Усовершенствовать свои навыки межгруппового взаимодействия, основанного на развитии коммуникативной компетентности.Педагогические задачи:1. Подготовить и представить учащимся подборку заданий для систематизации ЗУНов по теме.2. Организовать групповую работу по выполнению предъявляемых заданий.3. Проверить и оценить знания учащихся по пройденному материалу; проанализировать учебные успехи и возможные неудачи при выполнении заданий ЕГЭ.4. Определить возможные консультативные шаги по индивидуальному преодолению пробелов в знаниях и умениях учащихся.Тип урока – повторительно-обобщающий, итоговый урок.Форма урока – игра-викторина «БИТВА ПОЛОВ» + индивидуальное тестирование в письменной форме.Оборудование урока:Ноутбук, проектор, подготовленная презентация формата ppt, раздаточный материал – карточки с заданиями + индивидуальные тесты.СЦЕНАРИЙ ИТОГОВОГО УРОКА ПО ТЕМЕ "СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ" используются задания из КИМов ЕГЭ
ИТОГОВЫЙ УРОК
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
В 11 КЛАССЕ
НА ТЕМУ «СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ»
ЦЕЛИ УРОКА:
В ходе урока учащиеся смогут:
1.Обобщить, систематизировать и закрепить свои знания по пройденной теме.
2. Продолжить работу по развитию умений сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать соответствие между чертами и
признаками, переносить приобретенные знания и систематизировать социальную информацию.
3. Отработать навыки выполнения заданий по теме в формате ЕГЭ.
4. Усовершенствовать свои навыки межгруппового взаимодействия, основанного на развитии коммуникативной компетентности.
Педагогические задачи:
1. Подготовить и представить учащимся подборку заданий для систематизации ЗУНов по теме.
2. Организовать групповую работу по выполнению предъявляемых заданий.
3. Проверить и оценить знания учащихся по пройденному материалу; проанализировать учебные успехи и возможные неудачи при
выполнении заданий ЕГЭ.
4. Определить возможные консультативные шаги по индивидуальному преодолению пробелов в знаниях и умениях учащихся.
Тип урока – повторительнообобщающий, итоговый урок.
Форма урока – игравикторина «БИТВА ПОЛОВ» + индивидуальное тестирование в письменной форме.
Оборудование урока:
Ноутбук, проектор, подготовленная презентация формата ppt, раздаточный материал – карточки с заданиями + индивидуальные тесты.(все инструкции с заданиями в ходе урока отражены на соответствующих слайдах презентации ppt)
ЭТАПЫ и ХОД УРОКА:
N п/п
1.
Этап
Оргмомент
3 мин.
2.
2.
Актуализация знаний
по пройденной теме.
2.1.
Составле
ние кроссворда –
5 мин.
Актуализация знаний
по пройденной теме.
2.2.
Решение
тестовых
заданий части А
ЕГЭ – 5 мин.
Деятельность педагога
Знакомит учащихся с темой и
целями урока, объясняет
условия и правила игры;
делит класс по группам по
половому признаку.
Дают группам задание:
составить кроссворд из 6
понятий по теме.
Деятельность учащихся
Знакомятся с инструкцией
выполнения заданий,
рассаживаются в нужные
группы. Выбирают своего
Капитана.
Выполняют задание в своей
группе, на время.
Раздает учащимся бланки с
тестовыми заданиями,
засекает время на
выполнение.
Отвечают на тесты письменно,
сообща.
3. Проверка знаний
учащихся, отработка
выполнения
выборочных заданий
части С.
3.1.
Индивиду
альные задания
капитанам
команд. – 15
мин.
Просит капитанов удалиться
на задние парты и получить
индивидуальные письменные
задания.
Капитаны получают бланки с
заданием С9. При этом им
даны только темы эссе по
нужному материалу (курс
«социология») Ребятам
необходимо выбрать 1 из них,
в течение 15 мин.написать
сочинениерассуждение и
сдать на проверку жюри.
Отчет о реальном выполнении
В классе 16 человек. Было образовано 2
группы:
Мальчики – 6 чел. «М»
1.
2. Девочки – 6 чел. «Ж»
4 учащихся – жюри, помощники учителя.
Группы справились одновременно.
Используемые понятия:
«М» стратификация, власть,
квазигруппа, маргинал, семья, народность
«Ж» конфронтация, молодежь, престиж,
доход, статус, неравенство.
Тест состоял из 12 разных заданий
стандарта части А ЕГЭ, с выбором 1
правильного ответа. По истечении
времени, команды сдали свои бланки
жюри. После проверки выяснилось, что
команда «Ж» не допустила ни одной
ошибки, а команда «М» допустила 2
промаха.
Капитаны написали свои эссе в
соответствии с нужными критериями к
выполнению задания.
Методом случайного совпадения, оба
капитана писали эссе на тему:
«Стратификация действительно
естественное социальное расслоение
общества». П.С.Гуревич.
Проверка знаний
Раздает бланки с текстом и
Читают текст, выполняют
Текст «Талантливые личности», авторвопросами (С1С4)
оставшимся в группах
участникам команд.
задания.
С.С.Фролов. Поскольку задания были
несколько упрощены, обе команды
справились с ними в отведенное время.
учащихся, отработка
выполнения
выборочных заданий
части В.
3.2.
Команды
выполняют
задания по
тексту
4.
15 мин.
Закрепление и проверка
знаний, отработка
выполнения
выборочных заданий
части В. – 10 мин.
Выдает каждому учащемуся
индивидуальный бланк с
заданиями В1, В2, В4, В7, В8
по теме «Социальные группы,
их классификация».
Получают задания, выполняют
их индивидуально, письменно.
5.
Рефлексия – 5 мин.
6. Подведение итогов
урока,
домашнее задание 2
мин
Группа получает
рефлексивное задание:
по материалу хода
пройденного урока составить
задание формата В5.
Подводит итоги урока,
благодарит учащихся за
работу, объясняет домашнее
задание – на выбор
выполнить задание С5 или С8
на тему «Социальные группы,
их классификация».
Знакомятся с видом задания
В5, сообща составляют
подобное.
Обсуждают итоги совместной
работы.
Получают домашнее задание.
Учителем было составлено 6 вариантов
заданий В1, В2, В4, В7, В8 (использовался
Открытый банк заданий сайта ФИПИ и
материалы ЕГЭ прошлых лет).
Последующая проверка ответов учащихся
показала, что задания В4, В7 вызвали
затруднения у большинства учащихся
класса; процент их правильного
выполнения оказался низким.
Учащиеся представили 2 готовых задания
В5 по материалу прошедшего урока,
составив теоретические, фактические и
оценочные суждения по теме.
При проверке выполненных заданий
учащихся и подсчете набранных
командами баллов, учителем и жюри было
установлено, что в игревикторине с
преимуществом в 4 очка победу одержала
команда «Ж».
Значит, в нашей «Битве полов» победили
девочки
ПРИМЕЧАНИЕ:В соответствии с кодификатором ЕГЭ по обществознанию 2013 2014 гг закреплению во время урока подлежат следующие умения и
навыки:
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия
между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица,
диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научнопопулярных, публицистических и др.) знания
по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней
факты и мнения, аргументы и выводы
Иметь активную жизненную позицию, формулировать собственные суждения и аргументы по различным проблемам.
Содержательные элементы в соответствие с Кодификатором ЕГЭ 20132014 г.:
социальные отношения;
социальная стратификация;
социальные группы;
этнические группы;
социализация индивида;
молодежь как социальная группа.
В ходе проведенного урока учащиеся потренировались в выполнении заданий формата ЕГЭ:
Задания части А (выбор правильного ответа). Задания этой части проверяют следующие умения: определять существенные признаки
ключевых обществоведческих понятий; оценивать приведенные положения с точки зрения их соответствия современным научным
представлениям; характеризовать на основе смоделированных социальных ситуаций социальные объекты; осуществлять поиск социальной
информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие
черты и различия.
Задания части В В1, В2, В4, В5, В7, В8 Умения, проверяемые в части 2 работы, включают в себя помимо перечисленных выше умения
устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
работать с рядами однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие.
Задания части С – С1С4, С5, С8, С9
Задания С1–С4 объединены в составное задание с фрагментом неадаптированного текста. Задания С1 и С2 направлены преимущественно на
выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде. Задание С3нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания.
Задание С4 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных,
а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста.
С5 – задание, проверяющее умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.
С8 – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. При выполнении заданий
данного типа выявляются умения систематизировать и обобщать социальную информацию, устанавливать и отражать в структуре плана
причинно следственные, функциональные, иерархические связи социальных объектов, процессов.
С9 проверяет широкий комплекс умений, в частности умения: раскрывать смысл авторского суждения, формулировать собственное
отношение к затронутой автором проблеме, выдвигать аргументы различного характера и на различных уровнях, подготавливать творческую
работу.