урок по обществознанию для 10, 11 класса по теме "Социальные группы"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.08.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

СЦЕНАРИЙ ИТОГОВОГО УРОКА ПО ТЕМЕ "СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ"В ходе урока учащиеся смогут: 1.Обобщить, систематизировать и закрепить свои знания по пройденной теме.2. Продолжить работу по развитию умений сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать соответствие между чертами и признаками, переносить приобретенные знания и систематизировать социальную информацию.3. Отработать навыки выполнения заданий по теме в формате ЕГЭ.4. Усовершенствовать свои навыки межгруппового взаимодействия, основанного на развитии коммуникативной компетентности.Педагогические задачи:1. Подготовить и представить учащимся подборку заданий для систематизации ЗУНов по теме.2. Организовать групповую работу по выполнению предъявляемых заданий.3. Проверить и оценить знания учащихся по пройденному материалу; проанализировать учебные успехи и возможные неудачи при выполнении заданий ЕГЭ.4. Определить возможные консультативные шаги по индивидуальному преодолению пробелов в знаниях и умениях учащихся.Тип урока – повторительно-обобщающий, итоговый урок.Форма урока – игра-викторина «БИТВА ПОЛОВ» + индивидуальное тестирование в письменной форме.Оборудование урока:Ноутбук, проектор, подготовленная презентация формата ppt, раздаточный материал – карточки с заданиями + индивидуальные тесты.СЦЕНАРИЙ ИТОГОВОГО УРОКА ПО ТЕМЕ "СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ" используются задания из КИМов ЕГЭ
Иконка файла материала общество 11 класс.docx
ИТОГОВЫЙ УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11 КЛАССЕ НА ТЕМУ «СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ» ЦЕЛИ УРОКА: В ходе урока учащиеся смогут: 1.Обобщить, систематизировать и закрепить свои знания по пройденной теме. 2. Продолжить работу по развитию умений сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать соответствие между чертами и  признаками, переносить приобретенные знания и систематизировать социальную информацию. 3. Отработать навыки выполнения заданий по теме в формате ЕГЭ. 4.  Усовершенствовать свои навыки межгруппового взаимодействия, основанного на развитии коммуникативной компетентности. Педагогические задачи: 1. Подготовить и представить учащимся подборку заданий для систематизации ЗУНов по теме. 2. Организовать групповую  работу по выполнению предъявляемых заданий. 3. Проверить и оценить знания учащихся по пройденному материалу; проанализировать учебные успехи и возможные неудачи при  выполнении заданий ЕГЭ. 4. Определить возможные консультативные шаги по индивидуальному преодолению пробелов в знаниях и умениях учащихся.  Тип урока – повторительно­обобщающий, итоговый урок. Форма урока – игра­викторина «БИТВА ПОЛОВ» + индивидуальное тестирование в письменной форме. Оборудование урока: Ноутбук, проектор, подготовленная презентация формата ppt, раздаточный материал – карточки с заданиями + индивидуальные тесты.(все инструкции с заданиями в ходе урока отражены на соответствующих слайдах презентации ppt) ЭТАПЫ и ХОД УРОКА: N п/п 1. Этап Оргмомент 3 мин. 2. 2. Актуализация знаний  по пройденной теме. 2.1. Составле ние кроссворда – 5 мин. Актуализация знаний  по пройденной теме. 2.2. Решение  тестовых  заданий части А  ЕГЭ – 5 мин. Деятельность педагога Знакомит учащихся с темой и целями урока, объясняет  условия и правила игры;  делит класс по группам по  половому признаку. Дают группам задание:  составить кроссворд из 6  понятий по теме. Деятельность учащихся Знакомятся с инструкцией  выполнения заданий,  рассаживаются в нужные  группы. Выбирают своего  Капитана.  Выполняют задание в своей  группе, на время. Раздает учащимся бланки с  тестовыми заданиями,  засекает время на  выполнение.  Отвечают на тесты письменно,  сообща.  3. Проверка знаний  учащихся, отработка  выполнения  выборочных  заданий  части С. 3.1. Индивиду альные задания  капитанам  команд. – 15  мин. Просит капитанов удалиться  на задние парты и получить  индивидуальные письменные  задания.  Капитаны получают бланки с  заданием С9. При этом им  даны только темы эссе по  нужному материалу (курс  «социология») Ребятам  необходимо выбрать 1 из них,  в течение 15 мин.написать  сочинение­рассуждение и  сдать на проверку жюри. Отчет о реальном выполнении В классе  ­ 16 человек. Было образовано 2  группы:  Мальчики – 6 чел. «М» 1. 2. Девочки – 6 чел. «Ж» 4 учащихся – жюри, помощники учителя. Группы справились одновременно.  Используемые понятия: «М» ­ стратификация, власть,  квазигруппа, маргинал, семья, народность «Ж» ­ конфронтация, молодежь, престиж,  доход, статус, неравенство. Тест состоял из 12 разных заданий  стандарта части А ЕГЭ, с выбором 1  правильного ответа. По истечении  времени, команды сдали свои бланки  жюри. После проверки выяснилось, что  команда «Ж» не допустила ни одной  ошибки, а команда «М» допустила 2  промаха. Капитаны написали свои эссе в  соответствии с нужными критериями к  выполнению задания. Методом случайного совпадения, оба  капитана писали эссе на тему:  «Стратификация действительно  естественное социальное расслоение  общества». П.С.Гуревич. Проверка знаний  Раздает бланки с текстом и  Читают текст, выполняют  Текст «Талантливые личности», авторвопросами (С1­С4)  оставшимся в группах  участникам команд. задания. С.С.Фролов. Поскольку задания были  несколько упрощены, обе команды  справились с ними в отведенное время.  учащихся, отработка  выполнения  выборочных  заданий  части В. 3.2. Команды  выполняют  задания по  тексту 4. 15 мин. Закрепление и проверка знаний, отработка  выполнения  выборочных  заданий  части В. – 10 мин. Выдает каждому учащемуся  индивидуальный бланк с  заданиями В1, В2, В4, В7, В8  по теме «Социальные группы, их классификация».  Получают задания, выполняют  их индивидуально, письменно. 5. Рефлексия – 5 мин. 6. Подведение итогов  урока, домашнее задание­ 2  мин Группа получает  рефлексивное задание: по материалу хода  пройденного урока составить задание формата В5.  Подводит итоги урока,  благодарит учащихся за  работу, объясняет домашнее  задание – на выбор  выполнить задание С5 или С8 на тему «Социальные группы, их классификация». Знакомятся с видом задания  В5, сообща составляют  подобное.  Обсуждают итоги совместной  работы.  Получают домашнее задание. Учителем было составлено 6 вариантов  заданий В1, В2, В4, В7, В8 (использовался  Открытый банк заданий сайта ФИПИ и  материалы ЕГЭ прошлых лет). Последующая проверка ответов учащихся  показала, что задания В4, В7 вызвали  затруднения у большинства учащихся  класса; процент их правильного  выполнения оказался низким. Учащиеся представили 2 готовых задания  В5 по материалу прошедшего урока,  составив теоретические, фактические и  оценочные суждения по теме.  При проверке выполненных заданий  учащихся и подсчете набранных  командами баллов, учителем и жюри было  установлено, что в игре­викторине с  преимуществом в 4 очка победу одержала  команда «Ж».  Значит, в нашей «Битве полов» победили  девочки   ПРИМЕЧАНИЕ:В соответствии с кодификатором ЕГЭ по обществознанию 2013­ 2014 гг закреплению во время урока подлежат следующие умения и навыки:  анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями  осуществлять   поиск  социальной   информации,   представленной   в   различных   знаковых   системах   (текст,   схема,   таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно­популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы  Иметь активную жизненную позицию, формулировать собственные суждения и аргументы по различным проблемам. Содержательные элементы в соответствие с  Кодификатором ЕГЭ 2013­2014 г.:       социальные отношения;      социальная стратификация;     социальные группы;    этнические группы;    социализация индивида;   молодежь как социальная группа. В ходе проведенного урока учащиеся потренировались в выполнении заданий формата ЕГЭ: Задания части А (выбор правильного ответа). ­ Задания этой части проверяют следующие умения: определять существенные признаки  ключевых обществоведческих понятий; оценивать приведенные положения с точки зрения их соответствия современным научным  представлениям; характеризовать на основе смоделированных социальных ситуаций социальные объекты; осуществлять поиск социальной  информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия. Задания части В ­ В1, В2, В4, В5, В7, В8 ­ Умения, проверяемые в части 2 работы, включают в себя помимо перечисленных выше умения  устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; работать с рядами однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие.    Задания части С – С1­С4, С5, С8, С9 Задания С1–С4 объединены в составное задание с фрагментом неадаптированного текста. Задания С1 и С2 направлены преимущественно  на  выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде. Задание С3нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания.  Задание С4 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных,  а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста. С5 – задание, проверяющее умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.  С8 – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. При выполнении заданий  данного типа выявляются умения систематизировать и обобщать социальную информацию, устанавливать и отражать в структуре плана  причинно­ следственные, функциональные, иерархические связи социальных объектов, процессов.   С9 ­ проверяет широкий комплекс умений, в частности умения: раскрывать смысл авторского суждения, формулировать собственное  отношение к затронутой автором проблеме, выдвигать аргументы различного характера и на различных уровнях, подготавливать творческую  работу.