Урок по обществознанию на тему "Будь смелым"
Оценка 5

Урок по обществознанию на тему "Будь смелым"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
обществознание
6 кл
28.03.2017
Урок по обществознанию на тему "Будь смелым"
Видеоклип к уроку
Публикация является частью публикации:
Будь смелым.docx
Тема: Будь смелым.  Тип урока: урок «открытия» нового знания. Цель: создание условий для формирования представлений о необходимости преодоления чувства страха и воспитания смелости Основные понятия: страх, фобия, смелость. Планируемые образовательные результаты Предметные УУД определение   всегда   ли   страх   является   плохим   качеством   человека   и,   каким   образом, необходимо бороться со своими страхами. Метапредметные УУД Познавательные:  Уметь   воспроизводить   информацию   по   памяти,   давать   определения   понятий,   строить речевое   высказывания   в   устной   и   письменной   форме,   устанавливать   причинно­ следственные связи; работать с текстами. Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения.    умение   обсуждать   вопросы   со   сверстниками;   умение Регулятивные: умение   организовать   выполнение   заданий   учителя   согласно установленным им правилам. Личностные УУД Сохранение мотивации к учебной деятельности;  интереса к новому учебному материалу; положительного отношения к процессу познания. Ход урока Организационный этап. Формулировка темы и целей урока: Слайд 1 изображения страха и смелости (учащиеся на основании иллюстраций  формулируют цели урока и тему). План  1. Чувство страха. 2. Смелость 3. Способы преодоления страха Исходя из плана нашего урока, сформулируем тему урока ­ «Будь смелым» Актуализация Как вы понимаете, что такое страх? Прежде чем ответить на вопрос, что такое страх в вашем понимании, я зачитаю  ответы старшеклассников, что такое страх: «Страх — это враг человека, его предатель. Это предчувствие чего­то ужасного. Это слабость человека». «Страх   —   это   чувство,   которое   делает   человека   ничтожным   и   даже   заставляет чувствовать себя не человеком, а зверьком — работает инстинкт самосохранения». (Алёна, 10 класс.) Изучение новой темы  (Руслан, 10 класс.) Страх  ­  отрицательное   чувство,   возникающее   в  результате реальной  или   воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т. п.).  Чего боятся люди?  Боли  Смерти  Болезни  Наказания  Потери близких Синонимы к слову страх Выстроите в порядке нарастания  следующие чувства:  • Испуг • Боязнь • Опасение • Ужас • Тревога Фобия ­ постоянная боязнь чего­либо.  «В древнегреческих мифах говорится, что от брака Афродиты, богини красоты и любви, и Ареса, вероломного бога войны, родились сыновья Деймос, в переводе «ужас» и Фобос, в переводе «страх». От слова «Фобос» произошло слово «Фобия». Фобия – это страх, постоянная боязнь чего­ либо и психическое расстройство человека. 1.Как  можно  объяснить «родственные связи» страха и ужаса с войной? 2.  Всегда ли страх вреден? Работа с текстом: Задание: Составить таблицу (работа в группе) Страхи: Вред страхов Польза страхов Страх   испытывают   практически   все   живые   существа   на   земле   и   изначальное   его предназначение – это сохранение жизни в случае какой­либо опасности. Но страх способен Польза и вред страхов причинить вред и с этой его оборотной стороной все чаще сталкиваются представители сегодняшнего цивилизованного общества. Прежде   всего,   вред   страха   очевиден   в   отключении   адекватного   мышления   в   тот момент, когда мы чего­то боимся. Согласитесь, сложно здраво рассуждать, стоя перед огромной   рычащей   собакой,   которая   вот­вот   на   вас   набросится   и   вместо   того,   чтобы сделать шаг по направлению к ней и резким окриком заставить ее уступить вам дорогу, вы скорее всего броситесь бежать, тем самым здорово увеличив свои шансы быть укушенным. Обычно люди не задаются вопросом о том, какой вред бывает от страха, пока сами непосредственно не столкнутся с этой проблемой. У страха, на самом деле, достаточно много обличий и проявляются они в первую очередь в различных фобиях, которые могут сильно   усложнить   жизнь   своему   «владельцу».   К   примеру,   бедолаге,   страдающему клаустрофобией,   придется,   задыхаясь   и   периодически   останавливаясь   для   того,   чтобы передохнуть, пешком подниматься на 16 этаж, вместо того, чтобы с комфортом взять ту же высоту, используя обычный лифт. А человек, боящийся темноты, пожизненно приговорен спать с включенным светильником, ввиду «наличия» в темной комнате многочисленных монстров и сущностей, только и ждущих подходящего момента, чтобы наброситься на несчастную жертву ахлуофобии. На   первый,   поверхностный   взгляд,   страх   несет   мало   приятного   человеку ­   он приносит ему неприятные ощущения, лишает радости, не дает делать многие приятные вещи и может приводить к заболеваниям. Но   страх,   как   выясняется,   может   быть   и   полезным.   Первоначально   эта   эмоция возникла   в   процессе   эволюции   с   целью   защиты   организма   человека   от   всевозможных опасностей первобытной жизни.   Страх спасает нам жизнь, останавливая перед опасной ситуации. Мы не заплываем далеко в море, не суем пальцы в розетку и стареемся не ходить по темным переулкам в одиночку.   Страх мобилизует силы человека для активной деятельности, что зачастую бывает необходимо в критической ситуации. В страхе человек способен предпринять то, что без страха ему кажется невозможным». Это происходит за счет выброса адреналина в кровь.  Страх способствует лучшему запоминанию опасных или неприятных событий. Страх активизирует   работу   памяти   и   делает   ее   следы   особо   прочными.   Так,   наши   предки запоминали   места,   где   они   подвергались   нападению   диких   зверей   или   людей   из враждебного племени. Другой пример: ребенок, который обжегся один раз у открытого огня, долго помнит об этом.  Положительное значение страха заключается в том, что через преодоление его может происходить совершенствование человека. 2 1 По каким признакам ты можешь определить, как проявляется возникшее у людей  чувство страха перед грозным извержением? 2 Какие примеры смелости ты видишь на полотне великого мастера? Перед лицом страха люди научились действовать решительно. Таких людей называют смелыми.  Смелость противостоит трусости.  В словаре В. И. Даля говорится, что смелый — это неустрашимый, безбоязненный, отважный, храбрый и решительный человек. Давайте попробуем сформулировать понятие смелости. Смелость  –   моральное   качество,   характеризующее   способность   человека преодолевать в себе чувство страха, неуверенности в успехе, опасения перед трудностями и неблагоприятными для него последствиями. Приведите примеры проявления смелости. В годы Великой Отечественной войны смелость и героизм проявляли самые обычные люди. Мужество  и   отвагу  проявляют  люди  перед   лицом  беды  и   в  мирное  время.   Некоторые профессии   требуют   от   человека   бесстрашия   каждый   день.   И   я   предлагаю   вам познакомиться с человеком, у которого профессия требует каждый день мужества и отваги (учебник, с.94, рублика «Жил на свете человек»)  Работа с учебником: стр.94  задание для 1 ряда Вопросы: 1 Почему Евгения Николаевича Чернышёва можно назвать смелым человеком? 2 Подтвердите свой ответ словами из текста. 3 Как вы думаете, смелый человек – это тот, кто не испытывает страха или тот,  кто сумел его побороть? Работа с текстом для 2 ряда: Вопросы: 1 В чём состоял героизм пожарников, тушивших пожар в 4­м энергоблоке  Чернобыльской атомной станции? 2 Назовите первых героев­ликвидаторов Чернобыльской аварии. Герои ­ ликвидаторы Чернобыльской аварии: 25 апреля 1986 года В   1   час   24   минуты   на   4­ом   энергоблоке   Чернобыльской   атомной   электростанции произошла   самая   масштабная   техногенная   катастрофа   на   Земле,   крепкий   сон   жителей города   Чернобыль   потревожили   два   последовательных   взрыва.   Силой   взрыва   было полностью разрушено реактор и его активную зону, систему охлаждения, а так же само здания реакторного зала. В 1 час 30 минут на место катастрофы прибыли подразделения пожарных частей из г. Припяти, под командованием лейтенантов Виктора Николаевича Кибенка и  Владимира Павловича Правика. В состав их караулов входили еще четверо героев, а именно: Игнатенко Василий Иванович, Тишура Владимир Иванович, Титенок Николай Иванович, Ващук Николай Васильевич, а всего их было двадцать восемь. Картина на  момент прибытия  первых  подразделений  и  условия,  в которых  предстояла работа   пожарным,   были   ужасны:   многотонное   сооружение   4­го   реактора   напоминало консервную   банку   ­   крыши   нет,   часть   стены   разрушена...   На   территории   погас   свет, отключился   телефон.   Помещения   заполняются   то   ли   паром,   то   ли   туманом,   пылью. Вспыхивают искры короткого замыкания. Повсюду течет горячая радиоактивная вода. Позднее по тревоге были подняты пожарные расчеты из г. Чернобыля, Киева и других районов,   командование   которыми   возглавил   майор   Телятников.   Они   без   специальных средств тушения пожаров на АЭС, без средств защиты от радиации выполнили свой долг – не   дали   пожару   распространиться   на   третий   блок.   Все   они   получили   страшные   дозы радиации и умерли мучительной смертью. К 5­ти часам утра пожар был локализован. Ващук, Кибенок, Титенко, Правик, Тищура, Игнатенко. Их тела были очень радиоактивны, поэтому их похоронили на московском кладбище особым способом (в запаянных гробах, под бетонными плитками). Виктору Кибенко и Владимиру Правика присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Все   28   огнеборцев,   погибшие   при   исполнении   своего   профессионального   долга   или умершие впоследствии, – дорогие сердцу имена! Но только этим пожаром дело не кончилось. Работа с текстом для 3 ряда: Вопросы: 1 Почему Владимира Михайловича Максимчука можно назвать смелым и  решительным человеком? 2 В чём состояла правильная тактика Владимира Михайловича Максимчука при тушении пожара на Чернобыльской АЭС. 3 Как вы думаете, почему после получения лучевой болезни Владимир  Михайлович Максимчук продолжал оставаться в строю пожарных.  Пожар  с 22 на 23 мая 1986 года Сразу же, когда после пожара 26 апреля личный состав по охране Чернобыльской АЭС выбыл из строя, на станции уже действовал сводный отряд из пожарных частей всей страны – Советского Союза. Так, Владимир Михайлович Максимчук, подполковник внутренней службы,   начальник   оперативно­тактического   отдела   ГУПО   МВД   СССР,   член Правительственной   комиссии   по   ликвидации   последствий   катастрофы,   направился   в Чернобыль вскоре после празднования Дня Победы.  За предыдущие годы службы Владимиру Максимчуку довелось тушить всё: промышленные и жилые здания, электростанции, нефтебазы и скважины, газопроводы, высотные дома, метро, леса, торфяники и многое другое, что и гореть­то не должно по законам химии, – это десятки сложных пожаров по всей нашей стране В самом конце командировки, в ночь с 22 на 23 мая 1986 года, разразился роковой пожар в помещениях   главных   циркуляционных   насосов   третьего   и   четвертого   блоков.   Развитие пожара неминуемо вело к выходу из режима третьего блока ЧАЭС, что грозило страшной катастрофой, и последствия её, по оценкам специалистов, были бы гораздо серьёзнее, чем последствия катастрофы 26 апреля 1986 года.   Владимир Михайлович собрал все свои силы и умение, чтобы не дать развиться этому пожару, и в то же время – сохранить людей, не дать им погибнуть: прибыл безотлагательно к месту аварии, принял личное участие в разведке и в тушении. Ни высокая радиация, ни зашкаливание приборов, ни серьёзная радиационная рана на ноге (!), полученная незадолго до пожара при обходе территории АЭС, ни отсутствие средств защиты – ничто не смогло остановить его. При всём этом главное – в отношении к людям, в стремлении сберечь их жизни, что явилось проявлением высочайшего профессионализма и человеколюбия. Максимчук поступает обдуманно, с опережением установок. Он призвал на помощь все свои   силы   и   мужество,   избрал   верную   тактику   посменного   тушения   в   условиях повышенной опасности (в каждой смене – 5 человек), ограничил пребывание каждой смены в опасной зоне (до 10 минут), чтобы люди не пере облучились. Когда двенадцатичасовое тушение подходило к концу, Владимир Михайлович уже не мог стоять на ногах. С поля сражения, с лучевыми ожогами голени и дыхательных путей, его увезли в Киевский госпиталь МВД. К машине несли на носилках – сильно тошнило, почти рвало, говорить громко не мог …Потом, да и сегодня – понимаю, что тогда произошло.… Прошло 5 лет какой­то борьбы, скитаний по клиникам, больницам и госпиталям. Быстро устаю, мало радости, но слава Богу,   есть   жизнь,   вижу   близких,   есть   работа,   поэтому.…   Сравнивая   прожитые   годы, понимаю,   что   сегодня   лучше,   чем   вчера.…   Вылетели   из   жизни   1986–1987   годы,   стало лучше в 1990–е. Морально смирился с тем, что нет всего того, что было до мая 1986 года». Из маршрутного листа, хранящегося в музее Чернобыля в Киеве, написанного Владимиром Максимчуком в феврале 1991 года. Умелые действия Владимира Максимчука спасли людей (более трёхсот человек!), станцию и,   как   говорят,   полпланеты.   Предложенная   им   тактика   тушения   пожаров   на   атомных объектах   прежде   не   имела   аналогов   и   впоследствии   стала   достоянием   мирового сообщества пожарных. Сам же пожар попал в разряд «секретных», подвиг долго скрывали, зато   последующие   страдания   были   явными,   и   скрыть   их   было   невозможно.…   После чернобыльского   пожара   жизнь   Владимира   Михайловича   оказалась   под   угрозой   –   от полученной высокой дозы радиации. По современным методам подсчёта он получил не менее 700 рентген. Работы не бросал – его опыт был нужен другим. Подлечился – и снова в строю. Дальнейшее положение дел  усугублялось нарастающим  натиском болезни и  участием в  ликвидации других ситуаций,  которых меньше не становилось. Только сила воли, твёрдость характера, высокая мораль позволяли не просто выживать, но и вершить большие дела.  Одним из последних подвигов отважного пожарного стало быстрое тушение Белого Дома, мэрии   Москвы   и   Останкино   в   результате   трагических   событий   в   октябре   1993   года. Владимир Максимчук.  Умер Владимир Максимчук 22 мая 1994 года. Указом   Президента   РФ   №   1493   от   18   декабря   2003   года   Владимиру   Максимчуку присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно. ЗВЕЗДА ГЕРОЯ РОССИИ чрезвычайных     Как становятся смелыми: 3. 1 Воспитание на исторических примерах и своих кумиров 2 Перебороть свой страх, одним из способов –это смех. Я предлагаю вам посмотреть видеоролик  «В заповедных и дремучих страшных Муромских лесах…» (2 куплета) в исполнении Владимира Высотского Вопросы: 1 Какие  слова могли на вас наводить страх? 1 А вам было страшно? 2 А почему? 3 А этот фильм у вас вызвал улыбку или смех? 3.Психологические методики. Закрепление изученного материала Давайте вспомним: 1 Что такое страх? 2 От какого слова произошло слово «Фобия»? 3 Что такое фобия? 4 Как можно победить страх? 5 Кого мы можем назвать смелым? 6 Приведите свои примеры страха и смелости Синквей На первой строчке  записывается одно слово  – существительное. Это и  есть тема синквейна. На второй строчке пишутся два прилагательных (причастия), раскрывающих тему синквейна.  На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.  На четвертой строчке   размещается   целая фраза,   предложение,   состоящее   из нескольких слов, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.  Пятая строчка – это слово­резюме, личное отношение учащегося к теме.  Пример: Страх Нерешительность, боязливость Преодолеть, защитить, помочь Смелость города берёт Смелость Итоги урока Д/З: Проработать § 11 Подготовить сообщение о смелом поступке школьника Подготовить сообщение о смелом человеке и его поступке Рефлексия: В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов. 1. На уроке я работал   Своей 2. работой   на уроке я 3.Урок   для меня показался 4. За урок я 5. Материал урока   мне был 6.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным неинтересным   /

Урок по обществознанию на тему "Будь смелым"

Урок по обществознанию на тему "Будь смелым"

Урок по обществознанию на тему "Будь смелым"

Урок по обществознанию на тему "Будь смелым"

Урок по обществознанию на тему "Будь смелым"

Урок по обществознанию на тему "Будь смелым"

Урок по обществознанию на тему "Будь смелым"

Урок по обществознанию на тему "Будь смелым"

Урок по обществознанию на тему "Будь смелым"

Урок по обществознанию на тему "Будь смелым"

Урок по обществознанию на тему "Будь смелым"

Урок по обществознанию на тему "Будь смелым"

Урок по обществознанию на тему "Будь смелым"

Урок по обществознанию на тему "Будь смелым"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2017