урок по обществознанию «Цивилизация и формация»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: 1.Познакомить обучающихся с понятиями цивилизация и формация, цивилизационным и формационным подходами к изучению общества. 2.Развитие познавательных способностей обучающихся. 3.Воспитание культурно-нравственных качеств человека. Форма урока: урок усвоения нового материала Оборудование: конспекты обучающихся, опорные конспекты, учебные пособия, компьютер, проекционная аппаратура, аудиоаппаратура, презентационный материал. Класс - 10Конспект урока по обществознанию по теме "Цивилизация и формация"
Иконка файла материала Цивил форм+.docx
Тема: «Цивилизация и формация». Цели: 1.Познакомить обучающихся  с  понятиями цивилизация и формация, цивилизационным и  формационным подходами к изучению общества. 2.Развитие познавательных способностей обучающихся. 3.Воспитание культурно­нравственных качеств человека. Форма урока: урок усвоения нового материала Оборудование: конспекты обучающихся, опорные конспекты, учебные пособия,  компьютер, проекционная аппаратура, аудиоаппаратура, презентационный материал. ХОД УРОКА: 1.Оргмомент (целевые установки) 2.Повторение изученного материала  3.Новый материал.  Формационный и цивилизационный подходы Формационный подход  (основоположники К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895). Ключевое понятие – «общественно­экономическая формация». Общественно­экономическая формация  (от лат. formatio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с   присущим   ему   способом   производства,   экономическим   строем   и   возвышающейся   над   ним надстройкой Структура: Надстройка — это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия,   мораль,   государство,   право,   политика   и   др.),   возникающая   на   основе   определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него Способ производства Базис — это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства) Производительные силы  — это средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду Производственные отношения – отношения людей, складывающиеся в процессе производства Тип надстройки преимущественно определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, определяя принадлежность того или иного общества. ОБЩЕСТВЕННО­ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМАЦИИ первичная архаичная вторичная экономическая третичная капиталистическа я коммунистическая 1) социализм 2) коммунизм рабовладельческая феодальнаяпервобытно­ общинная Термин "цивилизация" в мировой исторической и философской литературе употребляется: как ступень  исторического  развития (Л.  Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер) как уровень  (ступень) развития  того или иного  региона либо  отдельного этноса как определенная  стадия в развитии  локальных культур  (например,  О. Шпенглер) как синоним  культуры  (например, А.  Тойнби) Направления в теории цивилизации стадиальный подход локальный подход Цивилизация  –   единый   процесс, проходящий   через   определенные стадии индустриальная (машинная; техногенная) сер. XIX в. –  посл. треть ХХ в. доиндустриальная (аграрная, традиционная) IV­III тыс. до н.э. –  60­80­е гг. XVIII в. постиндустриальная (информационная) переход совершается в наши дни     Локальная   цивилизация  – большая   социокультурная которая общность, существует длительное время,   имеет   относительно устойчивые пространственные   границы, вырабатывает специфические   формы экономической,   социально­ политической,   духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития   структура Культурно­психологическая подсистема  (культура как область норм,   ценностей,   обеспечивающая взаимодействие людей) Политическая подсистема  (обычаи и нормы, право, власть и общество, партии, движения и т.д.) Экономическая подсистема (производство, потребление, обмен продуктами услугами, система   технологиями, коммуникаций,   принципы регулирования и т.д.) Биосоциальная подсистема  (семья, родственные связи, половозрастные отношения;   питание, жилье, одежда, труд, досуг и т.д.)   гигиена, и       4. Работа с опорным конспектом (учебными пособиями) 5. Рефлексия6. Домашнее задание ­ выучить конспект.