Урок по окружающему миру

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.06.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мой конспект предназначен для учителей 3 класса. В своем конспекте я использовала различные приемы и методы: рассказ, беседа, опыты, презентация, незаконченное предложение., работу с учебником. Рассказываю о слоях почвы, о плодородии земли, о значении почвы. Выясняем к какой природе относится почва. В конце урока составляет кроссворд.
Иконка файла материала окр мир.docx
Окружающий мир Класс 3  Учитель Макеенок Н.А. Тема. Почва. Состав почвы. Цели и задачи: дать понятие «почва», познакомить с составом почвы, значением, охраной  и видами почвы, повторить понятие «вода», значение воды, круговорот воды в природе,  расширять кругозор обучающихся, обогащать словарный запас, развивать речь, мышление,  внимание, память, воспитывать бережное отношение к природе, формировать общеучебные умения. Формируемые УУД Познавательные УУД: ­дать понятие «почва», познакомить с видами и значением почвы ­нахождение путей выхода из проблемной ситуации. Коммуникативные УУД: – сотрудничество учеников в паре. ­планирование совместной деятельности. ­умение донести свою позицию и понять других. Регулятивные УУД – контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания. Личностные УУД  ­ умение оценивать свои и чужие действия, стремления к созидательной деятельности. Оборудование: презентация, перфокарты, материалы для опытов, карточки. Тип урока:  комбинированный. Ход урока. 1.Организационный момент.­ Доброе утро! – птицы запели.­ ­ 1 ­                          Добрые люди, вставайте с постели;                           Прячется вся темнота по углам,                         Солнце взошло и идет по делам. 1­ Мы тоже идем по делам. 2. Самоопределение. ОАЧВП  ­ ? ­Поменяйте местами буквы так, чтобы получилось слово. ­Как понимаете слово «почва»? ­Значение почвы в жизни человека, животных? Будем работать над какой темой? ­Выясним.. ­Сможем.. ­Научимся… 3.Актуализация. В начале урока мы повторим понятие «вода», значение воды, состав воды. Но некоторые  ребята выполнят задания по перфокартам. Фронтальный опрос: ­ Что такое вода? ­Значение волы? ­Состав воды? 1)Как происходит круговорот воды в природе? 2)Почему на Земле остается мало чистой воды? Как предотвратить загрязнение воды? 3)Как понимаете пословицу «Закрути сильнее кран, чтобы не вытек океан»?   Вода – богатство Земли. Она необходима для жизни живых организмов.  Мы хозяева нашей природы. Будем ее охранять. В лесах, степях, горах живут  разные ценные животные. Будем охранять леса, степи, горы. ­Что же нужно растениям? 4.Работа по теме.  На гладком камне, на чистом песке или глине, растения не могут развиваться. Постепенно  от гниения остатков растений и животных образуется ПЕРЕГНОЙ. Камни, скалы  2непрерывно разрушаются. Образуется рыхлый слой, в который уже могут проникать вода и воздух. Здесь могут поселяться растения. Темный перегной перемешивается с  разрушенными мелкими камнями и образуется ПОЧВА.  Почвой называют верхний рыхлый плодородный слой земли, на котором растут  растения. Но это только начало образования настоящей почвы. Для образования настоящей  почвы в песок или в мельчайшие частички скальных пород необходимо добавить ГУМУС.  Гумус – это органическая масса, получаемая из растений или останков животных. Гумус  разделяет плотно спрессованные частички горных пород, создавая этим условиям для  вентиляции почвы и более легкого доступа воды. Гумус помогает размножаться растениям. В результате деятельности бактерий остатки почти всех растений и животных  превращаются в почву. ­ Почему мы не видим мертвых растений и животных? В почве живут черви, насекомые и их личинки, кроты и другие животные. Они поедают  растения, переваривают их. Остатки пищи из кишечника попадают в почву и удобряют ее. В почве есть мельчайшие организмы (микроорганизмы), которые можно увидеть  только под микроскопом. Их очень много. Они производят дополнительный перегной. Самым плодородным является верхний слой почвы, он называется «ПАХОТНЫЙ  СЛОЙ», в нем больше всего гумуса. 2 слой – «ПОД ПОЧВА», состоит из остатков скальных пород. Еще ниже располагается  КОРЕННАЯ , ПОДСТИЛАЮЩАЯ ПОРОДА. ­ Что такое «почва»? ­Что необходимо добавлять в почву? ­Кто живет в почве? ПРЕЗЕНТАЦИЯ  Почва – плодородный слой земли. Плодородие – главное свойство земли. Почему почва  плодородна? Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы  узнать это, изучим состав почвы. ОПЫТ 1. Бросим комочек сухой почвы в воду. Увидим, что из почвы выходят пузырьки.  Это воздух.  ОПЫТ 2. Размешаем почву. Осядет  песок, а поверх – глина (остатки растений). 3Если нагреем на огне почву, сверху подставим холодное стекло. Оно станет влажным –  вода. Когда мы поливаем комнатные растения, то видим белый налет – это соли. Итак, в состав почвы входят: 5. Физминутка. 6.Продолжение работы по теме. Удобряют  почву навозом. Почва становится рыхлой, пропускает воду, воздух, хорошо  прогревается солнцем.    Поливая фиалки, мы наливаем воду в блюдце. Т.е. вода может передвигаться не только  вниз, но  и снизу вверх, но и во все стороны. ­Почему?  Поднимается вода по мельчайшим промежуткам между частицами почвы, которые  называются КАПИЛЛЯРАМИ. Вода прилипает к стенкам капилляров и поднимается  вверх. Чем тоньше капилляры, тем выше по ним может подняться вода. Когда нет дождей,  растения живут за счет воды, которая поднимается из глубоких слоев почвы. ­Что получают растения из почвы? ­­Какие бывают почвы? (работа в группах) Почву можно сравнить с тонкой пленкой, покрывающей сушу огромной планеты. Но без этой пленки не было бы на суше ни растений, ни животных, ни человека ­Почему? ПОЧВА  ­ РАСТЕНИЕ – РАСТЕНИЯ                                       ­ ЖИВОТНЫЕ           ПОЧВА (ПЕРЕГНОЙ)                                         ­ ЛЮДИ  Т.е. происходит круговорот веществ. Представим, что нет почвы……. 4Вот почему русский ученый В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золта люди прожить смогли бы, а без почвы – нет. ­Докажите это. ­Зачем нужна почва? 1 см почвы образуется в природе за 250 – 300 лет. 20 см – за 5 ­6 тыс. лет. Поэтому нельзя допускать разрушение почвы ­Как? 18 см почвы смывается в лесу за 500 тыс. лет на лугу за 3225 лет там, где нет растений – за 15 лет _О чем говорят эти расчеты ученых? ­Почва – какая природа? Нельзя отнести ее только к живой или к неживой природе. Живая и неживая природа в  почве как бы соединились. ­Какие знаете сказки , в которых говорится о почве. Работа с учебником стр. 101 – 104.  Заполнение таблицы. Работа в парах. 7.Рефлексия  ­Кому и для чего нужна почва? ­Что такое перегной? ­Виды почвы? ­Состав почвы? ­Я считаю , что почва для каждого человека это ….. ­Я понял… ­Я запомнил.. Кроссворд.  8.Д.З.  стр.101 – 104, пересказ, рассказать, как ухаживаете за почвой комнатных растений. 56