Тема урока «Почва. Её состав и свойства.»
Задачи:
• Формировать понятие “почва”, представление о ее образовании, составе и свойствах;
• Развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;
• Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность.
Оборудование: стакан с водой(5 шт.), чаша с почвой (5шт.), фильтровальная бумага, стеклянная палочка(5 шт.),горшок с почвой, «Дневник наблюдения»,учебник «Познание мира» Атамура,2013г.,слайдовая презентация.
Тип урока: получение новых знаний на основе опытов и наблюдений.Тема урока «Почва. Её состав и свойства.»
Задачи:
• Формировать понятие “почва”, представление о ее образовании, составе и свойствах;
• Развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;
• Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность.
Оборудование: стакан с водой(5 шт.), чаша с почвой (5шт.), фильтровальная бумага, стеклянная палочка(5 шт.),горшок с почвой, «Дневник наблюдения»,учебник «Познание мира» Атамура,2013г.,слайдовая презентация.
Тип урока: получение новых знаний на основе опытов и наблюдений.
Тема урока.doc
Тема урока «Почва. Её состав и свойства.»
Задачи:
Формировать понятие “почва”, представление о ее образовании, составе
и свойствах;
Развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и
методическим аппаратом учебника; обогащать словарный запас,
кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы,
выявлять причинноследственные связи;
Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве,
коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки
опытов – организованность, аккуратность.
Оборудование: стакан с водой(5 шт.), чаша с почвой (5шт.), фильтровальная
бумага, стеклянная палочка(5 шт.),горшок с почвой, «Дневник
наблюдения»,учебник «Познание мира» Атамура,2013г.,слайдовая
презентация.
Тип урока: получение новых знаний на основе опытов и наблюдений.
Межпредметная связь: русский язык, литература.
Методы урока: словесный, наглядный, метод наблюдения и выполнение
практической работы в группах.
Формы работы: фронтальная, работа в группах.
Ход урока:
1)Эмоциональный настрой
Прозвенел звонок,
Начинается урок,
Ум и сердце в работу вложи
Каждой секундой в труде дорожи
Меня окружает стена хрусталя,
Внизу под ногами моими земля А там высоковысоко над землей Небесный , сияющий свой голубой. Беда не настигнет меня никогда и прочь
убежит, как морская вода.
Чтоб яростно хлынув на берег морской в бессилье отступит пред твердой
скалой
Актуализация опорных знаний , умений ,навыков
А) Наблюдение за погодой
Какое сейчас время года?
определите погоду на сегодня . Учащиеся работают в «Дневнике
наблюдения» С.5(отмечают температуру ,осадки ,облачность)
Б) Повторение изученного материала «блиц вопросы»
Какие условия необходимы человеку для жизни ?
(пища,вода,свет,воздух,тепло)
Что такое горизонт? (Видимое вокруг нас
пространство)
Что такое линия горизонта? (Граница видимого пространства, то есть
та линия где небо сходится с землёй)
Назовите основные стороны горизонта. (север, юг, запад,
восток)
Что такое план местности? (Условное изображение на плоскости местности в
масштабе)
Отгадай загадку: Качается стрелка туда и сюда, укажет нам север и юг без
труда. Его не забудьте , готовясь к походу: он выведет к цели в любую погоду.
(компас)
Определи условный знак (смешанный лес)
Отгадай загадку: Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он
невидимый , и всё же без него мы жить не можем. (воздух)
Назовите основные свойства воздуха (прозрачный, бесцветный, не
имеет запаха, не имеет вкуса, занимает определённое место, поддерживает
горение)
Объясните народную мудрость «Нельзя шалить с огнём» Отгадай загадку: Меня пьют, меня льют всем нужна я. Кто я такая?
(вода)
В каком состоянии бывает вода? (жидкая.твердая,газообразная)
Приведите примеры.
Почему нельзя оставлять открытыми водопроводные краны? (нужно
экономить воду)
Тест
Поставь знак «+» если ты согласен с ответом. Если не согласен , то знак « «
*Вода встречаются в природе в мягком и твердом состояниях
*Вода прозрачна, без запаха, без вкуса.
*Сахар растворяется в воде. Это свойства воды – растворитель.
*Соль в воде не растворяется.
*На дне чистой реки видны камешки, это свойства – текучесть.
*При температуре воздуха20 С. Вода будет в твердом состоянии.
*Вода не играет важной роли в жизни человека, животных и растений.
3. Формирование новых з., у., н.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно
хранимым и чтимым.
– Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для
человека? Без какой святыни природы его жизнь не возможна? (Без земли.)
– Еще эту святыню называют кладовой природы. Послушайте рассказ
“Чудесная кладовая” (М.Ильин, Е Сегал) Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а
осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро
картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка
семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.
– Сказка это или не сказка?
Нет, это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть,
догадались, как она называется?
– Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка:
Бьют меня ногами,
Режут ножами.
Каждый хочет растоптать.
А я с подарками опять.
– Интересно, не правда ли, какая же это святыня, если ее бьют, колотят,
ворочают и режут?
– Да. Это земля. Слово “земля” имеет много значений, ученик нашёл в
словаре толкование этого слова, послушайте его:
это и название нашей планеты, на которой мы живем;
это и суша как противоположность водному и воздушному
пространству;
это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какаянибудь большая
территория.
– К нам в школу по электронной почте из научноисследовательского
института почвоведения пришло сообщение с просьбой изучить объект,
изображенный на этой фотографии. Как вы думаете, что же это такое?
(Фотография среза земли, взятого с обрыва)
– Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле –
матушке нашей кормилице о почве. Тема урока «Почва. Её состав и
свойства»
III. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудники, которые
изучают состав, свойства и виды почвы. Но сначала нужно изучить правила
работы в учебной лаборатории.
Правила работы в учебной лаборатории
– Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны. Научные
сотрудники работают по плану. – Я предлагаю и нам составить план работы на уроке.
Итак,ответим на первый вопрос, «что такое почва?»,прочитав по учебнику на
с.54
Чтение с остановками
1) «Увидела это мама и позвала его домой» Остановка.
Вопросы:
Почему Асану было скучно?
Что вы делаете ,когда вам скучно?
Какую игру с пылью придумал Асан?
Как вы думаете .что ему скажет мама
2)После слов «Разве все это у меня на одежде?».Остановка.
Вопрос
Почему мама не хотела,чтобы Асан чистил одежду дома?
Права ли мама ,утверждая ,что на одежде мальчика осталась пыль и земля?
3)Чтение текста до слов «..объяснила мама»
Вопрос :
Давайте объясним Асану, что такое земля, или почва. Из чего она состоит? .
Совместное открытие знаний
Вы хорошо знаете, что многие тайны природы помогают раскрыть человеку
опыты. Сделаем и мы несколько опытов и выясним: из чего состоит почва и ее
свойство. Будем работать по инструкции ,которая лежит у вас на столе.
Работа в группах.
Вы на несколько минут стали учеными. Ученые никогда не забывают о
технике безопасности. Будьте внимательны при работе с приборами. По
инструкциям на ваших партах я прошу вас провести опыты. Записать выводы.
Рассказать о них нам. Опыт №1 Выполняет 1 группа
Возьми стакан с водой.
Брось туда комочек почвы.
Что ты наблюдаешь?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина,
останки живых организмов, мусор.
Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы
заметили, что из почвы выходят
_________________________________________. Значит в почве есть
__________________________.
Опыт №2 Выполняет 2 группа
Возьми фильтровальную бумагу.
Насыпь на нее немного почвы.
Плотно придави её к бумаге вторым листом.
Стряхни почву обратно в стакан.
Что ты наблюдаешь?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина,
останки живых организмов, мусор.
Ответ. Мы взяли фильтровальную бумагу, насыпали на неё немного почвы.
Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось
_________________________________. Это ___________. Она появилась из
почвы. Значит, в почве есть ________________.
Опыт №3 Выполняет 3 группа
Возьми стакан с водой.
Добавь туда почвы.
Размешай стеклянной палочкой.
Подожди немного и посмотри на дно.
Что ты наблюдаешь?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала
мутной, песок, глина, останки живых организмов, мусор.
Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной
палочкой. Мы заметили, что
___________________________________________. На дно осел осадок. Это
__________, поверх которого осела _______________. Значит, в почве есть
____________________________. Опыт №4 Выполняет 4 группа
Возьми стакан с водой.
Добавь туда почвы.
Размешай стеклянной палочкой.
Подожди немного и посмотри на поверхность воды.
Что ты наблюдаешь?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала
мутной, песок, глина, всплыл мусор, остатки листьев, останки живых
организмов.
Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной
палочкой. Мы заметили, что
_______________________________________________________. Значит, в
почве есть ______________________________________________.
Опыт №5 Выполняет 5 группа
Возьмите горшок с почвой.
Налейте туда немного воды.
Держите горшок над пустым стаканом.
Что вы наблюдаете?
Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в
пустой стакан ___________________________. Мы сделали вывод, что
почва__________
________________ воду.
Итак, на основе опытов, давайте создадим кластер ,что входит в состав почвы.
– Вспомните начало урока. Рассказ “Кладовая природы”.
– Почему мешок зерна превращается в 20, а ведро картошки в 20 ведер?
– Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва?
Как вы можете прокомментировать этот рисунок?
(В темной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.) – Как
вы думаете, почему так происходит? В темной почве содержится больше
питательных веществ. А если этих веществ много, значит, почва обладает
главным свойством земли, за что мы ее и ценим – плодородием. Цветущие
растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы. – А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких
слов оно состоит? Плодородие – способность почвы “рождать плоды”,
производить богатую растительность, давать обильный урожай.)
Итак,какое же основное свойство почвы? Плодородие
– Как вы думаете, в нашей местности плодородная почва или нет?
– Повашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять?
Как сохранить плодородие почвы? (Вносить минеральные удобрения,
рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать
дождевых червей, не засорять почву отходами.)
–Работа в научной лаборатории подходит к концу. Какие выводы мы сделаем.
Что такое почва?
Что входит в состав почвы?
Какая почва называется плодородной?
Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали
с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и
помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле.
Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить
землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем,
густыми лесами, цветущими полями.
Домашнее задание:С.5457,читать;Р.Т. с.22 вопросы.
– Пока мы с вами работали, у меня на столе образовался плодородный слой
земли и выросли красивые цветы. Вам можно сорвать один цветок: если вы
считаете, что работали хорошо, в полную силу, то красный; если недостаточно
прилагали усилий, то желтый; а если чуточку поленились, тогда рвите –
синий.
– Лучшие научные сотрудники награждаются от Министерства охраны
окружающей среды премией в виде оценки 5.
Урок по окружающему миру 2 класс
Урок по окружающему миру 2 класс
Урок по окружающему миру 2 класс
Урок по окружающему миру 2 класс
Урок по окружающему миру 2 класс
Урок по окружающему миру 2 класс
Урок по окружающему миру 2 класс
Урок по окружающему миру 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.