Урок - исследование по окружающему миру в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века". Тип урока : «открытие» нового знания. Урок соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Проблема исследования - рельеф, поверхность России, обозначение их на физической карте России.
Урок исследование в 4 классе по предмету «Окружающий мир» УМК
«Начальная школа 21 века на тему: «Рельеф России».
Урок исследование.
Предмет: окружающий мир
Тема урока: «Рельеф России».
Класс: 4
Проблема исследования: Какие обозначения используются на физической
карте России? Рельеф или формы поверхности России.
Тип урока: «открытие» нового (урок – исследование)
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления
обучающимися новой информации (Обозначения на
физической карте России. Рельеф России.)
Оборудование: Физическая карта России, учебник, тетрадь на печатной
основе, компьютер, проектор, презентация «Формы поверхности России»,
словари, энциклопедии.
Раздаточный материал:
дневники исследования
таблица для этапа рефлексии:
Утверждения
Поставь знак “+” или
“?”
1) тема урока мне понятна
2) я достиг цели урока
3) я хорошо усвоил, на территории России есть
равнины и горы.
4) мне необходимо поработать над…
запиши какие?
перечисли темы для
доработкиЗадачи урока:
Образовательные:
– формирование умения«читать» физическую карту России;
– формируем умение группировать (классифицировать) равнины и горы по
отличительным признакам, определять виды гори равнин, знать их расположение
на карте России. Знать названия основных гор и равнин: Восточно Европейская
(Русская), ЗападноСибирская равнины, Кавказские горы, Алтай, Уральские
горы.
Воспитательные:
_воспитывать самоконтроль, взаимовыручку, аккуратность.
– воспитывать умение работать в группе;
– формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других,
совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Развивающие:
_ развивать любознательность, пространственное мышление, логическое
мышление, память;
– развиваем речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление
(устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);
– развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного;
добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, карту,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ход урока.
1.
Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)
1. Мотивация к учебной деятельности:(3 мин)
Просмотр видео о России
Россия – это наша Родина, наша страна, в которой мы живем! Это наш дом,
который невозможно не любить. Её хочется узнавать снова иснова.
Сегодня я приглашаю вас провести исследование, на какую тему вы
определите сами.
Французский писатель ХIХ столетия Анатоль Франц однажды заметил, что
«Учиться можно только весело. Чтобы переваривать эти знания, нужно
поглощать их с аппетитом».
Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету. Будем активны, будем
поглощать знания с большим желанием, потому что они пригодятся вам в
дальнейшей жизни. Желаю вам доброго дня и хорошего настроения. Проверьте готовность к уроку. Дайте себе установку на урок, чтобы он прошел
не зря, и вы поднялись ещё на одну ступень знаний.
2.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Тест по домашнему заданию
что такое почва?
Состав почвы?
Что такое «гумус»?
Какую почву мы называем плодородной?
Что наносит вред почве? (5 мин)
Поверхность Земли на протяжении всей её истории, неоднократно изменялась. В
Мировом океане, который покрывал Землю около 4,6 миллиарда лет назад,
постепенно появлялись суши. На суше образовались горы, холмы, реки, озёра,
болота.
Изменение климата на планете смена похолоданий и потеплений, действие ветра
и воды изменяли поверхность Земли.
О поверхности нашей Родины России расскажет нам сегодня физическая
карта
3.Подведение к проблеме (от известного к неизвестному).5мин.
Откройте ваши тетради по окружающему миру стр16 17.
Сегодня мы с вами будем учёными – исследователями. Мы исследуем эту
карту. А все свои исследования занесём в дневник.
Физическая карта России закрашена разными цветами.
Первый вопрос запишите в свой дневник:
Какие цвета вы видите на карте?
выделите два основных цвета (зелёный и жёлтокоричневый)
Запишите, что обозначает жёлто коричневый цвет? (горы)
Запишите, что обозначает зелёный цвет? (низменности равнины)
Каким цветом обозначены озёра и реки? (синим)
4.Формулирование проблемы
Где находятся реки, озёра, равнины и горы? (на поверхности земли)
Сформулируйте тему нашего урока.
«Формы поверхности России»
Эта тема может звучать немного по другому, если мы познакомимся с
новым термином «Рельеф».
Поиск в саловаре или энциклопедии.
Представьте, что урок наш будет проходить в исследовательском
институте. А значит мы …(исследователи). Кто догадался, что мы будем исследовать?
(Рельеф или формы поверхности России)
Гипотеза:
Сегодня на уроке мы постараемся ответить на вопрос, какие формы
поверхности преобладают на территории нашей страны. Для этого мы
проведём исследование
Прочитайте, как проходит работа ученогоисследователя:
•
•
•
Определение темы, проблемы исследования
Выдвижение гипотезы
Выбор методов исследования
5.Составление плана исследования.
Сбор, обработка информации
•
•
•
•
Анализ и обобщение полученных материалов
Подготовка отчёта исследования
Защита сообщений
Обсуждение итогов завершённой работы
6.Проведение исследования(поисковой деятельности).
Сбор, обработка информации
Давайте разделимся на несколько групп, попытаемся как можно быстрее
найти нужную нам информацию
1 метод – практическая работа:
Сейчас вы должны провести исследования по группам
1ая группа – находит в учебнике определение равнины и записывает в
дневник,находит на карте России низменности – равнины и записывает их
названия в дневник,
2ая группа – находит в словаре определение гор и записывает в
дневник,находит на карте России горы и записывает их названия в дневник,
ответ
Мы искали ответ на вопрос
1. Какие цвета вы видите на карте?
2. выделите два основных цвета
3. Запишите, что обозначает жёлто
коричневый цвет?
4. Запишите, что обозначает зелёный
цвет?
5. Каким цветом обозначены озёра и
реки?
определение равнины
Запишите названия равнин России.основании проведённого исследования можно
На
сделать
вывод:_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Что узнали, чему
научились__________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________________
ответ
Мы искали ответ на вопрос
1. Какие цвета вы видите на карте?
2. выделите два основных цвета
3. Запишите, что обозначает жёлто
коричневый цвет?
4. Запишите, что обозначает зелёный
цвет?
5. Каким цветом обозначены озёра и
реки?
определение равнины
Запишите названия гор России.
основании проведённого исследования можно
На
сделать
вывод:_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Что узнали, чему
научились__________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________________
7.Обмен информацией.
Какие результаты исследования у вас получились?
Определение равнины? Какие равнины расположены на территории России.
Выслушиваются ответы всех групп.
Какой вывод мы можем сделать, проведя практическую работу по
исследованию карты?
8.Организация и связывание информации.
а) Итак, на уроке, проведя исследования, вы научились читать карту.
Узнали, что на территории нашей страны есть равнины и горы.
Как же они называются?
Вывод:
Практическая работа показала, что на территории нашей страны есть равнины
и горы. Восточно Европейская(Русская) равнина, Западно – Сибирская
равнина, горы Кавказа, Уральские Горы, Алтай.
9.Физкультминутка
Первичное закрепление.(10 мин)
Просмотр презентации «Формы поверхности России».
10.Рефлексия учебной деятельности.
11.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Оценки за урок.(3 мин.)