Урок по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" (1 класс, окружающий мир)
Оценка 4.8

Урок по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" (1 класс, окружающий мир)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
1 кл
29.12.2018
Урок по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" (1 класс, окружающий мир)
Данный материал разработан для учителей начальных классов и может быть использован в 1 классе на уроке окружающего мира. Материал урока направлен на формирование у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; воспитание доброты, бережного отношения к природе
Urok_2_klass_1.docx
Класс    1­б                                                                                   Дата  16.10.2018  Тема урока:  Кто такие птицы? Цель   урока: ознакомить   с   классификацией   птиц   и   особенностями   их строения; формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с местами обитания птиц; учить  развивать   память, определять   принадлежность   птиц   к   своей   группе;  воспитывать   доброту,   бережное мышление,   воображение,   внимание; отношение к природе; воспитывать любознательность и пытливость в процессе учения. Тип урока: изучение нового материала Оборудование:  учебник   «Окружающий   мир»   1   класс   Плешаков   А.А., карточки с заданиями, рабочие тетради, картинки птиц, строение птицы.  ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА 1.Организационный момент                                                                       1 мин 2. Минутка синоптика                                                                                 1мин 3. Актуализация опорных знаний                                                               3мин 4. Сообщение темы и задач урока                                                              2 мин 5.Изучение нового материала                                                                     15 мин 6. Закрепление и осмысление  изученного материала                              5 мин 7. Обобщение изученного материала                                                         2 мин 8. Итог урока. Рефлексия                                                                             1 мин 9. Домашнее задание                                                                                    1 мин Ход урока I. Организационный момент. Для ребят звенит звонок,  Начинается урок.  Время даром не теряйте,  На вопросы отвечайте, Дружно тему обсуждайте.  Не пройдёт ваш даром труд,  Знанья пользу принесут.  ­Здравствуйте,   ребята.   Меня   зовут   Ирина   Алексеевна   и   сегодня   урок окружающего мира проведу у вас я.  ­Проверьте все ли готово к уроку? (учебник, тетрадь, пенал). ­Давайте улыбнёмся и пожелаем друг другу удачного урока ­   Сегодня   на   уроке,   ребята,   вас   ожидает   много   интересных   заданий,   а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. ­ Я вам желаю сегодня быть внимательными и старательными, на уроке быть активными, чтобы у нас с вами получился хороший урок. II. Минутка синоптика ­Ребята,   сегодня   наш   урок   мы   начнем   с   минутки   синоптика.   Послушайте стихотворение и скажите о каком времени года идет речь. Под кустом свернулся ёжик Мокрый и колючий. И косит над лесом дождик, Разгоняя тучи. В листья красные одетый Улыбается пенёк. Простоял сухой всё лето, А теперь насквозь промок.  ­Так какое сейчас время года? (Осень) ­Ребята, а какие вы знаете месяцы осени? (Сентябрь, октябрь, ноябрь) ­Какой сейчас месяц? (Октябрь) ­Ребята,   какие   же   изменения   происходят   в   неживой   природе   с   приходом осени? (Солнце гораздо ниже опускается над горизонтом, чем летом, слабее светит и греет с каждым днём всё сильнее, дни становятся короче, начинаются туманы и затяжные дожди, а иногда и первый снег).    ­Меняется   ли   продолжительность   дня   и   ночи   осенью?  (Меняется,   так   как солнце ниже опускается над горизонтом).  ­Какое состояние неба бывает осенью? (Облачное, пасмурное) ­Выпадают ли осенью осадки? Какие? (Да, дождь, а в ноябре может выпасть снег) ­А сейчас мы поговорим о погоде сегодняшнего дня. Какое сегодня число? (16 октября) ­ Какая сегодня температура воздуха? ­ Какое сегодня состояние неба? ­ Что вы можете сказать о ветре? ­ Были ли осадки?  ­Молодцы, ребята. ­ Скажите, чем же заняты люди осенью?  (Главная забота у людей осенью – это уборка урожая. Надо позаботиться и  о домашних животных. Сложить сено с лугов и сложить под навесы. Отремонтировать и утеплить жилища). ­Какие работы проводят в саду и в поле осенью? (Надо управиться до дождей и холодов. Скосить и обмолотить зерновые культуры: пшеницу, ячмень, овес, рожь,   гречиху,   кукурузу.   Собрать   на   полях,   в   огородах   и   садах   овощи   и фрукты.  Сходить   в  лес  по   ягоды,  грибы,  орехи.  Заготовить лекарственные растения: плоды боярышника, брусники, клюквы, корни одуванчика, лопуха, валерианы.) ­ Ребята, скоро на улице начнёт. Как мы будем заботиться о своем здоровье?  (Тепло одеваться, употреблять в пищу витамины). ­Молодцы, ребята. Не забываем наблюдать за  погодой дома. III. Актуализация знаний. Работа в группе ­Сегодня открывать тайны окружающего мира МЫ будем вместе с Муравьем Вопросиком.  ­   Наш   друг   Муравей   Вопросик   приготовил   для   вас   ребята   интересное задание. Мы с вами поработаем в группах. ­ Ребята, на уроке окружающего мира мы с вами изучаем животных. Давайте вспомним, с какими группами животных мы уже познакомились? (Насекомые и рыбы) ­У каждой группы на столе лежит 3 конверта и карточки с изображением животных. Вам нужно правильно распределить животных по конвертам. А еще каждая группа получает вопросы, на которые вам нужно ответить. Конверт «Насекомые» Конверт «Рыбы» Конверт «?» окунь ёрш сом форель Бабочка                                                     Божья коровка                             шмель кузнечик   филин Группа 1 ­ Назовите главные отличительные признаки насекомых. чайка Группа 2 ­ Перечислите, какие вам известны насекомые? Группа 3 ­ Почему кузнечик зелёный, а шмель пестрый? Группа 4 ­ Назовите главные отличительные признаки рыб. Группа 5 ­ На какие две группы можно разделить всех рыб? Группа 6 ­ Перечислите, какие вам известны рыбы? ­Какие картинки вы вставили в конверт с вопросиком? ­ Кто это? Почему она не попала ни в одну группу? ­ О ком пойдет речь сегодня на уроке? ( птицах) V. Сообщение темы и цели урока  ­Попробуйте  сформулировать тему нашего урока. (Кто такие птицы?) ­Правильно. ­Сегодня на уроке мы познакомимся с различными птицами, узнаем, где они живут,   чем   питаются,   какие   у   них   особенности.   Ребята,   если   вы   будете хорошо работать, то получите вот таких веселых птичек. VI. Изучение нового материала 6.1.Работа с учебником ­Сегодня на урок к нам пришёл  наш постоянный  гость ­ Муравьишка. Он рассказал вот такую историю  ­ Послушайте кого увидел в лесу Муравьишка «Однажды   вечером   я   гулял   по   лесу.   Вот   и   солнышко   стало   садиться.   На окраине   деревни,   за   лесом,   прокукарекал петух, созывая кур на   насест.   пролетела   надо   мной   большая Бесшумно,   взмахивая   крыльями, ночная бабочка. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало­перелетало удивительное животное, похожее на белку. ­   Какие   разные   животные,   но   все   они   умеют   летать…   Наверное,   все   они птицы» ­Откройте учебник на с.36 и рассмотрите первый рисунок. Назовите кто на нем изображен. Действительно ли все они — птицы? ­ А вы как думаете, ребята? ­Знает ли кто­нибудь из вас животное похожее на белку, о котором сказал Муравей?.  ­Это белка­летяга. Птица ли она? А летучая мышь — птица? ­   Чтобы   правильно   ответить   на   эти   вопросы,   нужно   знать   общий существенный признак птиц, который отличает их от других животных. И все ли птицы умеют летать? ­Умение летать не подходит — мы знаем, что не только птицы летают, но и насекомые. А некоторые птицы вообще летать не умеют или умеют, но очень плохо, например курица. ­Как  вы  считаете,  что  это  за  общий  существенный  признак  птиц, который отличает их от других животных? (У птиц есть перья) ­ Кто такие птицы? (Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.) Физкультминутка ­Повторяем движения под музыку 6.2.Знакомство со строением тела птицы. Работа по учебнику. ­ Давайте познакомимся со строением птицы. Откройте учебник на стр. 36. Рассмотрите строение птицы на примере голубя. ­Какие части тела можно выделить? (Голова, шея, туловище, крылья, хвост, ноги.) ­КЛЮВ — это птичий нос и рот одновременно. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие  и  острые. У тех,  кто  клюет  зёрна, ­ толстые  и тупые. Таких  птиц называют растительноядные.  ­Каких вы знаете птиц, которые питаются зерном, ягодами? (чиж, снегирь) ­ Клювом птицы щиплют, хватают, копают и долбят. С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Самый большой клюв на земле – у пеликана, а самый маленький из птиц нашей полосы – у ласточки. Без клюва птица – как мы без рук! Форма клюва у птиц разная, почему? Да, она зависит от той пищи, которую они едят. У хищных птиц ­ орла клюв загнутый.  ­Каких вы знаете хищных птиц? (ястреб, сокол, орёл, сова).  ­Почему   таких   птиц   называются   хищными?   (Они   питаются   мелкими млекопитающими, рыбами) ­У уток клюв   – сплюснутый, чтоб щипать траву у воды, у пеликана самый большой нос с мешком, чтобы складывать рыбу.  ­У ласточки – самый маленький – ловить мошек. Птиц, которые ловят мошек называют насекомоядными.  ­Давайте  выполним   задание  в тетради  на  с.26 №5.  Отыщите  корм  каждой птицы. ­У птиц всего две ноги – лапки.  НОГИ – нужны птице не только для того, чтобы   ходить.   Ногами   птицы   хватают,   гребут,   защищаются   и   нападают, держатся  за ветку, когда сидят.  Обычно на птичьей ноге  хорошо  видно 4 пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц между пальцами – кожные перепонки, которые помогают им грести лапами, будто вёслами. ­Хвост  у птиц выполняет несколько функций: нужен как руль и балансир во время полёта, дятлу – как опора при работе, у павлина – хвост украшение. ­КРЫЛЬЯ – поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев разная. По своему строению крыло напоминает руку – тоже сгибается в двух местах. Когда   птице   нужно   взлететь,   она   подскакивает   повыше   и   быстро   машет крыльями. Давайте покажем, как это делают птицы.  ­ Какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. Чем покрыто тело птиц? (перьями) ­   Все   птицы   покрыты   перьями   и   являются   единственными   существами, обладающими ими.  ­ Не случайно птиц часто называют «пернатые». ­Кто же такие птицы? (Это животные, тело которых покрыто перьями.) Этот вывод сверяется со словами Мудрой Черепахи.   ­ Ребята, а вы знаете птиц, которые не умеют летать? Это страус, пингвин, киви. 6.3.Практическая работа. (Работа в парах. На столах лежат перья) ­Чем различаются эти перья? (цвет, форма, размер) ­ Рассмотрите внимательно перо. Из чего оно состоит? (Учитель показывает стержень и бородки перьев, очин и опахало). ­Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите. ­Еще у пера есть бородки. Найдите. ­ Попробуйте сломать перо. Удаётся? (нет) ­ Подбросьте перо. Что с ним происходит? (плавно летит) ­Разрежьте   перо.   Что   видите   внутри?   (внутри   пусто)   Перо   внутри   полое, поэтому перья очень легкие. ­ Обмакните перо в стакан с водой. Какие изменения произошли с пером? Намокло ли перо? (оно осталось сухим, вода скатилась капельками). ­Какой вывод из этого следует? (Перья защищают птицу от воды и сырости) ­ Объясните, как понимаете выражение «Как с гуся вода»? (птица и в воде остаётся сухой) ­  Какой   же   можно   сделать вывод?  (Перья   прочные,  легкие,  не   впитывают воду) ­Для чего птицам нужны большие перья? (чтоб летать) ­Для чего нужны маленькие перышки? (Для тепла) Вывод: Перья согревают птицу, они не пропускают ветер, отталкивают воду. Перья могут быть разного цвета и отличаться по форме и размеру. Самыми большими и крепкими перьями являются маховые перья – перья хвоста и крыльев, более мягкие контурные перья покрывают тело, а расположенные под ними нижние кроющие перья или пух помогают сохранить птице тепло. VII. Закрепление и осмысление полученных знаний 7.1. Работа по тетради с печатной основой. ­Ребята, осенью некоторые птицы улетают в теплые края. Как называют таких птиц? (Перелётными) ­Давайте вспомним, какие птицы улетают в теплые края. Откройте тетрадь на с.26 и найдите №4. Нам нужно вписать названия птиц, которые улетают в теплые края. Нам даны подсказки. ­Какая птица улетает в теплые края и в ее названии первая буква ч? (Чиж) ­ Какая птица улетает в теплые края и в ее названии вторая буква т? (Утка) ­   Какая   птица   улетает   в   теплые   края   и   в   ее   названии   первая   буква   с,   а последняя ­ ж? (стриж) ­ Какая птица улетает в теплые края и в ее названии первая буква с, вторая буква – к, а четвертая буква ­ о? (скворец) Физкультминутка  Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)  Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)  Прыг­скок, прыг­скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)  Вот присела на минутку, (Присели.)  Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево­вправо.)  И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)  Тири­тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)  Тень­тень­тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)  7.2.Работа с учебником ­Ребята,   откройте   учебник   на   с.   37.   Каких   птиц   вы   видите   на   картинке? (дятел, воробей, сова, утка, синица, ласточка) ­Ребята, найдите на рисунке сову. Эта птица большая, средняя или маленькая? (Средняя) ­Какого цвета окрас оперения? (серо­бурого) ­ Полёт совы совершенно бесшумен благодаря её особенным перьям. Это  полезное свойство помогает совам в их ночной охоте. ­Назовите   основные   особенности   строения   тела   совы?   Какие   у   нее   глаза? (глаза большие, неподвижные) ­Какой у нее клюв? (Короткий, с крючком) ­Какой у нее хвост? (короткий, его почти не видно) ­Символом   мудрости   у   многих   народов   является   сова.   В   Древней   Греции богине   мудрости   сопутствовала   именно   эта   птица.  На   многих древнегреческих   монетах   нередко   встречается   изображение   совы.   Древние египтяне считали, что совы обитают в царстве мёртвых.  ­Продолжим работу после небольшого отдыха. (хлопнуть 1 раз в ладоши, если услышали название птица, топнуть 2 раза, если  – не птица. ) Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, белки и коровы. Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, совы и лягушки. VIII. Обобщение и систематизация знаний ­ С какой новой группой животных мы познакомились? ­ Муравей Вопросик просит еще раз сказать ему, кто такие птицы? ­ Назовите основной признак птиц? ­Приведите примеры птиц. ­Из каких частей состоит тело голубя?    ­ Ребята, мы говорим: птицы – наши друзья. Как вы думаете, почему так  говорят? А мы – друзья птицам? Что значит быть друзьями птиц? IX. Итог урока ­ Вот и подошёл к концу наш урок. ­ Ребята, какие задания вам понравились больше всего? ­ Что удалось? ­ При выполнении каких заданий возникли трудности? ­   Завершая   наш   урок,   я   хочу,   чтобы   каждый   из   вас   подошёл   к   дереву   с кормушкой, которые изображены на доске, и «посадил» на него птичку. Если вы считаете, что работали активно, старательно, и всё, о чём сегодня говорили на уроке, вы поняли ­ «посадите» птичку на самую верхнюю веточку. Тот, кто считает, что работал не достаточно активно и ему над этой темой ещё нужно поработать, пусть «посадит» птичку на веточку ниже. Постарайтесь оценить себя объективно, по справедливости.

Урок по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" (1 класс, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" (1 класс, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" (1 класс, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" (1 класс, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" (1 класс, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" (1 класс, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" (1 класс, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" (1 класс, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" (1 класс, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" (1 класс, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" (1 класс, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" (1 класс, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" (1 класс, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" (1 класс, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" (1 класс, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" (1 класс, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" (1 класс, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" (1 класс, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" (1 класс, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" (1 класс, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" (1 класс, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" (1 класс, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" (1 класс, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" (1 класс, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" (1 класс, окружающий мир)

Урок по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" (1 класс, окружающий мир)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2018