Урок по окружающему миру: "Наш край" (4 класс)
Оценка 4.7

Урок по окружающему миру: "Наш край" (4 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
25.06.2018
Урок по окружающему миру: "Наш край" (4 класс)
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Определены предметные, метапредметные и личностные результаты. Задачи урока: 1. Мотивировать учащихся к изучению раздела «Родной край – часть большой страны»; 2. Познакомить учащихся с политико-административным делением территории РФ; 3. Формировать умение давать характеристику родного края по карте.Урок по окружающему миру в 4 классе из раздела «Родной край – часть большой страны»
Наш край -урок.docx
Учитель: Вавилова А.А. Класс: 4. Предмет: окружающий мир Тема: «Наш край». Задачи: 1. Мотивировать учащихся к изучению  раздела «Родной край – часть большой страны»; 2. Познакомить учащихся  с политико­административным делением территории РФ; 3. Формировать умение давать характеристику родного края по карте. Планируемые результаты Тип: изучение нового материала. Предметные:  Иметь представление о политико­ административном делении территории  России;  Уметь находить на карте России свой  регион;  Характеризовать свой край по плану. Метапредметные:    определять цель изучения раздела  «Родной край – часть большой страны»; определять учебную задачу урока,  стремиться её выполнить и оценивать  степень её достижения; работать в паре с картой: определять  политико­административные объекты,  свой регион. Личностные:    осознавать вою этническую и  национальную принадлежность; проявлять целостный взгляд на мир в  единстве его народов, культур и  религией; определять личностный смысл учения. Межпредметные связи: Русский язык (создание собственных текстов по предложенным темам, математика, музыка. Ресурсы урока:  Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение, политико­административная карта России, карта родного края.  Ход урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся Мотивация познавательной деятельности ­ Как называется наша страна? ­ Назовите столицу нашей страны.          ­ Наша страна Россия – это наша большая Родина. А что вы считаете своей малой  Родиной? ­ Звучит песня  музыка «Наш край»  СЛАЙД 1.   ­ Как вы считаете, какая тема урока?  ­ Как называется наш край? (Челябинская область) ­ А что вам хочется  узнать о своём крае? О чудесном нашем крае будет разговор,        СЛАЙД 2. Читают название раздела, высказывают  предположения о темах, которые будут изучаться в  этом разделе. Читают список умений, отмечают то, что уже  известно, выделяют новые понятия, определяют для себя цель изучения темы. О прекрасном милом крае, где мы все живём! ­ Наш край – это уникальный край.     Выполняется тест. (В тесте будут минусы)                                                                    Прочитайте название раздела – «Родной край – часть большой страны». ­ Чему мы будем учиться, изучая этот раздел? Давайте познакомимся. (стр 135) ­ А для чего вам это нужно? ­ Ведь вы – будущие хозяева нашего края. Быть благодарным и добрым хозяином  – значит относиться к природе бережно, лечить нанесённые ей раны, возвращать  ей первозданный облик. Чтобы быть хозяином, надо знать родной край, жить  заботами родной земли, не быть к ней равнодушными.    Работа со словарём Даля или Ожегова. КРАЙ – слово многозначное. Посмотрим все его значения в толковом словаре. 1. КРАЙ – конечная линия, предельная часть чего­либо. 2. КРАЙ – страна, область.  3. В России: крупная административно­территориальная единица. Например,     Приморский край.        СЛАЙД 3. ­  Над какими значениями слова «КРАЙ» мы будем работать сегодня на уроке?  (2,3) Актуализация необходимых знаний. Демонстрация трёх карт России: физическую,  природных зон и политико­ административную. ­ О чём может рассказать каждая из этих карт? ­Давайте найдём на физической карте наш край? Где он расположен? (Материк Евразия – на стыке Европы и Азии, на Западно­Сибирской равнине,  Юг  Уральских гор, Восточно­Европейская равнина). ­ Какие природные зоны занимает территория Челябинской области?                      (работа по карте природных зон) (лесная зона, лесо­степная, степная).      СЛАЙД 4 ­ Рассмотрим следующую карту. (В учебнике стр. 136­137). Называется она  ПОЛИТИКО­АДМИНИСТРАТИВНАЯ.  Свободно высказываются, размышляют. Анализируют карты, определяют сходство и различие.  Рассказывают, какие объекты можно показать на каждой  из этих карт. Организация познавательной деятельности. Анализируют политико­административную карту  России.  Высказывают с какой целью её можно   использовать?      Определяют учебную задачу урока. Работа в парах.с картой Челябинской области  Дети находят информацию из карты о своём крае. Работа в группах.  ­ Рассмотрите внимательно карту. Что вы на ней видите? (Края, области,  республики).   СЛАЙД 5. ­ В какой части нашей страны мало городов? (от Урала на восток:  Якутия,  Красноярский край, Хабаровский край. Где они все находятся?  (На Западно­Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье). ­ А где много городов? (на западе) ­ Какой можно сделать вывод? (здесь много живёт народу). ­ Посмотрите, как много на этой территории небольших по площади областей. ­ А где находится наш край, территория, где мы живём? Попробуйте найти.  ­ Какой город является главным  на нашей территории? (Челябинск). ­ Это наш край, наша малая Родина. Где расположен наш край? (На юге Уральских гор, Западно­Сибирская равнина с восточной стороны нашей области, а с  западной – Восточно­Европейская равнина).  ­ Стихи Л.Татьяничевой. ­ А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края.  ­ Вы уже знаете, что у каждой страны есть своя территория, границы, столица,  символы и т.д.  Точно также, у каждой области есть свои границы, главный город,  символы и т.д. ­ Работа с контурными картами. (обозначают границы коричневым цветом,   Челябинск, соседей  ­  мы дружим с соседями: ездим к ним в гости, обмениваемся информацией о культуре, традициях и праздниках,  Находят Варну, обозначают её, обводят Варненский район, обозначить наше село  Алексеевка). Сделать запись в карточках. №4 – Площадь Чел.обл. – 88 500км2, две Швейцарии, Голландия и Бельгия.  №6  Численность населения области по данным Росстата составляет 3 490 053  чел. (2014). ­По карте проследить, какие народы населяют нашу область. (более 100  народностей – Русские, Татары, Башкиры, Украинцы, Казахи,  Немцы, Белорусы, Мордва, Чуваши,  Молдаване, Корейцы, Киргизы, Цыгане, Таджики, Армяне , Нагайбаки, Азербайджанцы, Узбеки, Евреи,  Марийцы, Удмурты, Грузины, Поляки, Болгары, Чеченцы, Греки, Лезгины, Турки, Вьетнамцы, Осетины,  Аварцы, Литовцы, Эстонцы, Коми­пермяки,  Даргинцы ) ФИЗМИНУТКА – Уральский хоровод Характеристика края  (работа в группах). Дети готовят сообщения и  рассказывают всему классу.  1гр. Погодные условия.  2гр. Растительный мир.  После выступлений детей – дополнение.  3гр. Животный мир.  4гр. Особенности экономики. Экологические проблемы. Охрана окружающей  среды. Достопримечательности. ­ Богат наш край достопримечательностями. Вы уже знаете, что есть культурное  наследие, есть природное наследие, которые мы обязаны беречь для будущих  наших потомков.   ­ Наш край богат пещерами, которые являются памятниками природы.  ­ Башня Тамерлана. ­ Ильменский заповедник. Это музей – памятник минералов. ­ Одно из самых интересных наследий – это музей – памятник «Аркаим». А может быть вы уже знаете про Аркаим?  Рефлексия. Работа с тестами.  Подведение итогов. Д/З Составить рассказ «Я живу в Челябинской области». При подготовке  дом.зад. можно использовать: Карточки; контурные карты,  доп. литературу;  Дети находят информацию из дополнительной литературы, готовят рассказы, используя фото, рисунки Прокофьев-Веснина Крыцын - Левчук Пузиков- Нигматуллин Голуб-Черников (работа по карте) интернет, учебник. Погодные условия  Рассказать:   1. Какое лето в наших краях?  2. Какая осень?    3. Какая зима?    4. Какая весна?  5. Интересные факты. деревья кустарники травы Растения, занесённые в красную книгу Растительный мир. _________________________ _  _________________________ _   _____________________ _______________________________  _______________________________ _____________________ _________________________ _  _________________________ _  _________________________ _ Растительный мир нужно беречь: ________________________________________________________________________________  _____________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________ млекопитающие птицы Животные, занесённые в красную книгу Животный мир. Животный мир нужно беречь:___________________________________________________________________________________  _____________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________ Особенности экономики 1. Используя карты, перечисли области экономики: ______________________________________________________________  ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ 2. Рассмотри диаграмму. Какая промышленность самая большая? _______________________________________________  _______________________________________________________________________________________________________ 3. Какие полезные ископаемые добывают в нашей области: _______________________________________________________  ________________________________________________________________________________________________________ 4. Экологические проблемы. _ Работа  металлургических  заводов ведёт к загрязнению окружающей среды: воздуха, почвы,  воды.  Как можно сберечь окружающую среду? _________________________________________________________________             ___________________________________________________________________________________________________ . 1.Большая страна, в которой мы  живем, называется ………………………….      Столица  ­ город……………………………….    2.   Но родина для нас –  это    прежде    всего………………………………..область.   Она находится   на стыке двух   частей света ­…………………..…….и.………………. .  3.От   Москвы  Челябинск находится в  …..………………………………направлении.  Расстояние равнo  1 900км.  ( Сколько времени потребуется, чтобы    доехать до  Москвы со  скоростью   100 км/ч?)…………………………………………………….…  4. Челябинская область занимает площадь………………. км ².    На  территории  Челябинской области могут    разместиться  две……………………………………..  или………………...…………….и……………….………  5.   Наша область граничит   на севере с…………………………………………………областью,  на  юге – с………………………..………………………….областью,  на востоке – с …………………………………………….областью,  на западе – с ………………………………………………………………… , на юго – востоке – с …………………………………………………………. .  6.  В Челябинской области проживает около…………………..…млн. человек.  Здесь  живут……………………………………………………………………………  ……………………………………………………………………………………   7.   Наша область располагается в     ……………………………………………………….. .. …………….и………………………….……….природных зонах.    8.   На территории области расположились 30 городов. Например, ………………… ……………………………………………………………………………………………… . Есть на территории области и свои достопримечательности. В первую очередь необходимо сказать о том, что на территории Челябинской области находится большая часть «Страны городов» - уникальной территории, на которой были найдены города и поселения древней синташтской культуры эпохи бронзы. Одним из наиболее известных древних городов является «Аркаим», обнаруженный в 1987 году школьниками из Урало-Казахстанской археологической экспедиции. Он состоит из укрепленной части, нескольких некрополей и пастбищ для скота. Кроме этого в Челябинской области имеется множество заповедников и заказников, которые составляют десятую часть все территории. Аркаим – древнейший город области, относящийся к Бронзовому веку. Археологами было установлено, что возраст этого населенного пункта – более 4000 лет. Таким образом, Аркаим даже старше Трои. Но этот город не единственный на Урале – в области было найдено множество других архаичных поселений, который в совокупности получили название – Страна городов. Природа этой области России также прекрасно, подтверждением чего являются несколько природных памятников Челябинской области – озеро Тургояк и заповедник Зюраткуль. Рельеф разнообразный, понижается с запада на восток. Удивительна красива природа Южного Урала. Недаром русский писатель Д.М. Мамин-Сибиряк сказал об этом: «Немного найдётся таких уголков на Руси, где бы перед вашими глазами в такой величавой панораме развёртывались бы величайшие картины гор, равнин и скал, где всё преисполнено такой оригинальности и своеобразной поэзии». В доказательство этих слов я хочу вам показать слайды, демонстрирующие красоту нашей природы. Учащиеся. Открывают контурные карты [6], отвечают, называя соседские территории: Свердловская область, Курганская область, Казахстан, Оренбургская область, Башкортостан. Учитель: А теперь покажите, пожалуйста, на административной карте России территорию нашей области, найдите эту же территорию на физической карте России. Каковы особенности территории нашей области? Гимн Челябинской области( стихи Валерия Алюшкина, музыка Михаила Смирнова) Наш край величавый, с петровских временТы светом великих побед озарен.Священным металлом, рукой трудовойВеками ты служишь России родной. Тобой мы гордимся, тебе мы верны, Наш Южный Урал – честь и слава страны.Озер твоих синих, лесов и полейНет в мире прекрасней, нет сердцу милей.Надежда России, ее часовой, Хранишь ты любимой Отчизны покой. Тобой мы гордимся, тебе мы верны, Наш Южный Урал – честь и слава страны Челябинская область – субъект Российской Федерации. Официальные символы Челябинской области: герб, гимн, флаг. Геральдическое описание герба Челябинской области «В червленом (красном) поле навьюченный серебряный двугорбый верблюд с золотой поклажей. Щит увенчан золотой земельной короной и окружен двумя лентами ордена Ленина» Герб Челябинской области Верблюд – выносливое и благородное животное, внушающее почтение и показывающее почтение, мудрость, долголетие, память, верность, терпение. Серебро (верблюд) служит символом благородства, чистоты, справедливости, великодушия.Золото (поклажа верблюда) символизирует могущество, знатность, постоянство, прочность, богатство, надежду, интеллект и солнечный свет. Кроме этого, золото в гербе показывает уникальную южноуральскую природу, неисчерпаемое богатство недр области. Герб Челябинской области Историческая земельная корона образца 1729-1730 годов указывает на статус Челябинской области как субъекта Российской Федерации. Две ленты ордена Ленина показывают заслуги области. Флаг Челябинской области Флаг области составлен на основании герба области. Желтая полоса, по которой «идет»верблюд, символизирует Уральские горы, соединившие Европу и Азию. История Уральских гор “Более 600 миллионов лет назад на месте современного Урала было безбрежное море,  дно которого то медленно опускалось. То поднималось; на нём откладывалось много  ила, песка, известняка. Извергались подземные вулканы, и раскалённая лава потоками  растекалась по дну моря. В конце палеозойской эры (300­360 млн. лет назад) Урал очень изменился. Медленно, в  течение нескольких миллионов лет поднималось дно древнего моря. Первоначально  выросли горы высотою 4000­5000метров над уровнем моря. В пермский период палеозойской эры поднятое дно моря было смято в складки Русской и Сибирской платформами. Прорывая осадочные породы, известняки и  песчаники, из глубины земли на поверхность хлынула лава. Учёные считают, что под  боковым давлением платформ породы смялись и поднялись из недр земной коры. Так  выросли древние Уральские горы, безлесные, высочайшие, протянувшиеся от  Северного до Каспийского моря. Прошли ещё сотни миллионов лет. В течение мезозойской эры (150 млн. лет назад)  Урал активно разрушался от деятельности ветров и воды, пока не сравнялись  километровые горы. Кайнозойская эра (66 млн. лет) – новый период создания гор, “второе рождение”  Урала. Потоки лавы хлынули из недр земли, медленно поднялись новые горные цепи.  Эти поднятия усилились к концу периода и привели к созданию “омоложенных”  Уральских гор. Их вершины вновь стали остроконечными, а склоны­ крутыми или  ступенчатыми. Образовались молодые речные долины и котловины озёр. Конфигурация рек около 2­1,5 млн. лет назад стала соответствовать направлению течения  современных рек. Во многих местах древние кристаллические породы вышли на  поверхность. На помолодевшие Уральские горы в четвертичный период кайнозойской эры  опустилась великая зима. Горы Урала покрылись снегами и ледниками. Льды  двинулись с севера и поползли по горным вершинам, разрушая скалы. Молодой Урал  утонул во льдах. Несколько раз льды то наступали на горы , то отступали. После великой зимы  Уральский хребет уже почти не имел неприступных, остроконечных круч. Льды  опрокинули некоторые горы, сгладили вершины, разрушили кряжи. Когда­то  неприступный Урал, напоминающий современный Кавказ, принял современную  форму.” У вас на парте лежит текст, в котором изложена краткая история происхождения  Уральских гор. У меня на столе ­ образцы горных пород, свидетелей описываемых  событий. Нам с вами предстоит поработать с этим текстом и выделить исторические  этапы формирования гор Южного Урала. Результатом нашей работы будет заполненная таблица Время  События Горные породы Заполнение таблицы лучше делать поэтапно и последовательно. Ученики поочерёдно  зачитывают записываемый материал, при этом учитель знакомит учеников с образцами  горных пород, записывая названия в таблицу на доске ­ фауноносные известняк,  вулканическая лава, туф, вулканические бомбы, гранит, гранодиорит, сиенит, угли,  песчаник, алевролит, сланцы, конгломерат и др.  Флаг Челябинской области Прямоугольное полотнище с соотношением сторон 2:3 красного цвета с желтой полосой, составляющей 1/6 ширины полотнища, отвлеченной от нижнего края полотнища на 1/6 ширины полотнища, и несущее посреди полотнища изображение навьюченного белого верблюда с желтой поклажей, составляющего ½ ширины полотнища». Численность населения области по данным Росстата составляет 3 490 053[1] чел. (2014). Плотность населения — 39,42 чел./км2 (2014). Городское население — 82,38[2] % (2014). Русские Немцы Евреи Марийцы Болгары Азербайджанцы Чуваши Узбеки Грузины Цыгане Киргизы Турки Украинцы Казахи Армяне Нагайбаки Татары Белорусы Башкиры Мордва Таджики Литовцы Поляки Вьетнамцы Чеченцы Эстонцы Удмурты Молдаване Греки Корейцы ОсетиныАварцы Лезгины Даргинцы Коми-пермяки Челябинская область расположена на Южном Урале, в центре материка Евразия, на восточных склонах Уральских гор. Занимает площадь 88, 5 тысячи квадратных километров. Это вдвое больше, чем Швейцария и в 2, 5 раза больше таких стран, Как Бельгия и Голландия. Протяженность Челябинской области с севера на юг – 490 км, а с запада на восток – 400 км. https://sites.google.com/site/literaturauznogourala/a-bez-urala-ne-mogu Я без Урала не могу. Стоит перед глазами Он то утесами в снегу, То синими лесами, То сталью, Зреющей в печах, Берущий жар у солнца. То стройкой в просверках, В лучах Мгновенно обернется... И память, Вызвездив костры, Положит светотени На степь и на Магнит­горы Гигантские ступени. Стою на тающем снегу, Охмелена весною. Я без урала не могу. Урал всегда со мною. Да,он со мной, А не вдали, За сизой кромкой леса. Растворено в моей крови Твое,Урал,железо. Людмила Татьяничева

Урок по окружающему миру: "Наш край" (4 класс)

Урок по окружающему миру: "Наш край" (4 класс)

Урок по окружающему миру: "Наш край" (4 класс)

Урок по окружающему миру: "Наш край" (4 класс)

Урок по окружающему миру: "Наш край" (4 класс)

Урок по окружающему миру: "Наш край" (4 класс)

Урок по окружающему миру: "Наш край" (4 класс)

Урок по окружающему миру: "Наш край" (4 класс)

Урок по окружающему миру: "Наш край" (4 класс)

Урок по окружающему миру: "Наш край" (4 класс)

Урок по окружающему миру: "Наш край" (4 класс)

Урок по окружающему миру: "Наш край" (4 класс)

Урок по окружающему миру: "Наш край" (4 класс)

Урок по окружающему миру: "Наш край" (4 класс)

Урок по окружающему миру: "Наш край" (4 класс)

Урок по окружающему миру: "Наш край" (4 класс)

Урок по окружающему миру: "Наш край" (4 класс)

Урок по окружающему миру: "Наш край" (4 класс)

Урок по окружающему миру: "Наш край" (4 класс)

Урок по окружающему миру: "Наш край" (4 класс)

Урок по окружающему миру: "Наш край" (4 класс)

Урок по окружающему миру: "Наш край" (4 класс)

Урок по окружающему миру: "Наш край" (4 класс)

Урок по окружающему миру: "Наш край" (4 класс)

Урок по окружающему миру: "Наш край" (4 класс)

Урок по окружающему миру: "Наш край" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2018