Тема: «Поверхность нашего края».
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели урока:
· Развивающие: Развивать умение работать с географической картой и другими источниками информации. Развивать познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы. Развивать критическое мышление.
· Воспитательные: Воспитывать у учащихся потребность в знаниях, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью. Воспитывать патриотизм, ответственность, инициативность через формирование собственных суждений. Способствовать воспитанию культуры поведения на уроке.
Ход урока.
1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
- Наш урок я хотела бы начать с отрывка стих. З.Алексанровой "С чего начинается Родина?"
-Как вы думаете, почему сегодня наш урок я начала именно с этого стихотворения? ( потому что говорить сегодня мы будем о нашей Родине, о нашем крае). Сегодня я приглашаю вас продолжить путешествие по нашему краю.
Край - слово многозначное. Если посмотреть в словаре Владимира Даля, то у него 3 значения: 1) конечная линия чего-либо - край одежды, край обрыва
2) страна, область - Донской край
- Посмотрите на карту желтым цветом выделена ростовская область. Прочитайте стихотворение. Что узнали о нашем крае? ( находиться на юго-востоке России, в нем тепло, это самое красивое место на земле)
- Как называется город , в котором мы живем? ( Ростов-на-Дону).
Это столица Ростовской области.
· - Домашнее задание для божьих коровок : нарисовать свой город. ( работы на доске). Это ваш первый " +" на уроке.
для бабочек: найти стихотворение о нашем крае ( прочитать 4 строчки) . Это ваш первый "+" на уроке
для стрекоз: маленькое сообщение "Родной край в истории моей семьи". Это ваш первый "+".
-Теперь открыли тетради. записали число и вид работы "Тест".
В тесте 7 вопросов, выбрать правильный ответ и записать в тетрадь.
А теперь сравните с эталоном и кто, не допустил ни одной ошибки поставьте "+" в тетради. Поднимите руку, у кого в результате самопроверки все ответы правильные. Кто допустил 2-3 ошибки? Больше 4 ошибок? никаких знаков не ставит.
2. АОЗ. Определение темы.
Учитель: Ребята, рассмотрите физическую карту России. Какие основные формы рельефа вы видите? (На территории России есть: горы и равнины).
Учитель: Пользуясь картой, приведите примеры равнин. (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская
Учитель: Как равнины различаются по высоте? (Низменности, возвышенности, плоскогорья).
Учитель: Пользуясь картой, приведите примеры гор на территории России. (Уральские, Кавказские).
Учитель: Вспомните, какие бывают горы по высоте? (Высокие, средние, низкие).
Систематизируем данную информацию. Используем прием «Кластер».
Задание. Составьте в тетради кластер, заполните пустые ячейки. (на доске)
Кластер.
Учитель: Каким цветом на карте обозначаются горы, а каким - равнины? (Горы - коричневым, а равнины - зеленым, возвышенности - оранжевым).
3. Физ.мунутка.
Я называю географические и негеографические объекты: если это равнины - руки в стороны, если горы - руки вверх и потянуться. а если это не географический объект - присеть на корточки.
· Саяны, Западно-сибирская...., Кавказские...., подлежащее, Уральские..., Средне-сибирское ...., Алтайские...., частное.
Учитель: Каким цветом на карте атласа обозначена территория, на которой мы живем? (В основном - зеленым, значит мы живем на равнине,но есть и коричневый).
Нам надо будет выяснить, что это на карте обозначает это цвет.
Учитель: Какая тема будет сегодня на уроке? - ПОВЕРХНОСТЬ НАШЕГО КРАЯ.
4. Самоопределение к деятельности
- Как люди используют поверность нашего края?(строят города. сёла; прокладывают дороги; обрабатывают землю)
-Рассмотрите внимательно фотографии ( пустыри, заброшенные карьеры, свалки в оврагах, терриконы) Какие чувства вы испытываете. глядя на них? (разочарование, обиду, грусть)
- Такие места на Земле - боль планеты. Мы с вами знаем об охране редких растений и животных, об охране воды и воздуха. Нужно ли охранять поверхность земли? Сегодня попробуем выяснить.
5. Диффренцированная работа.
Стрекозы: стр. 139 и сам-но заполнить таблицу.
Сходства |
Различия |
|
овраг |
балка |
|
Углубления на поверхности Губит участки плодородной почвы |
Растет нет растений крутые склоны |
не растет есть растения пологие склоны |
Бабочки и божьи коровки:
Учитель: Итак, мы определили, что территории, на которой мы живем, в основном обозначена зеленым цветом.
Сделайте вывод, какая это территория: горная или равнинная? (Равнинная)
Учитель: Вспомните название равнины, на которой расположен наш Донской край. (Восточно-Европейская равнина - это равнина с возвышениями)
Учитель: Совершенно верно. Встречаются на равнине возвышения - это холмы.
Учитель:
Ребята, холмы - это возвышения. А горы тоже возвышаются над земной поверхностью. Можно ли сделать вывод, что это одно и то же? (Дети сталкиваются с затруднением)
Используется прием "Сводная таблица". Детям предлагается изображение горы и холма на слайдах презентации. Задание. Рассмотрите горы и холмы и сравните их между собой. Результаты сравнения занесите в таблицу. (Обучающиеся самостоятельно выполняют задание в тетради).
Холм |
Линии сравнения |
Гора |
+ |
1. Подошва
|
+ |
+ |
2. Склоны
|
+ |
+ |
3. Вершина
|
+ |
до 200 м. |
4. Высота
|
свыше 200 м.
|
Учитель: Сделайте вывод: В чем сходство и чем отличаются холм и гора? (Сходство: возвышаются над земной поверхностью, имеют одинаковые части: подошву, склоны, вершину. Отличие: холм и гора различаются по высоте, горы выше 200 м., холм до 200 м.)
Поставьте "+", у кого так же ,как на слайде заполнена табличка. Ручки, мне показали.
*Физминутка.
По равнине все пойдем
Там цветочки мы найдем.
Маки яркие, гвоздики,
Васильки, ромашки
В беленькой рубашке.
Руки вверх, красиво встали
Теперь холмиками стали.
А сейчас пойдем к горам,
Но овраг мешает нам.
Быстро прыгнули вперед
Кто к горе быстрей придет?
На носочках потянулись
До вершины дотянулись,
Это горы,
Это холм,
На равнине мы живем.
.6.Продолжение обсуждения новой темы.
Догадайтесь о чем идет речь? ...они образуются с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы, под воздействием талой и дождевой воды увеличиваются. У них крутые, осыпающиеся склоны, на которых почти нет растительности... (ОВРАГИ)
Овраг со времением превращается в балку.
Предлагаю сравнить овраг и балку - сходста и отличия отразить в таблице.
Проверка работ у стрекоз. Поставьте "+" .
Давайте запишем определения в тетради стр. 67 № 3.
Посмотрите на карте ростовской области коричневые веточки, это нанесены овраги. В нашей местности их достаточно. Как же бороться с оврагами?
Прием "Фишбоун" (рыбий скелет).
Учитель: Занимаясь хозяйством, люди используют поверхность земли. Продолжая работу на уроке, мы будем заполнять схему. (Работа на доске). Запишите в верхнем треугольнике (голова) вопрос: Каковы последствия использования поверхности земли человеком? На левых веточках мы запишем: как человек использует поверхность земли. А на правых: к чему это приводит.
Демонстрация фотографий на слайдах презентации (оврагов, балок, карьеров, свалок, терриконов). Работа с текстом учебника, беседа с обучающимися. (В ходе работы с учебником и в процессе беседы происходит формирование понятий: овраг, балка, террикон).
«Фишбоун»
В ходе работы обучающиеся вписывают в схему:
Левые веточки:
1. Добыча полезных ископаемых
2. Строительство домов, зданий
3. Распашка равнин (склонов)
Правые веточки:
1. Карьер, террикон
2. Свалки
3. Уничтожение почвы, рытвины, овраги, балки.
Учитель: Какой вывод можно сделать после заполнения схемы?
Вывод (хвост) формулируют обучающиеся: Используя поверхность земли, люди наносят урон природе.
Учитель: Получается, что поверхность надо охранять и также тщательно как воду и воздух, растения и животных.
- Учитель: Очень надеюсь, что когда вы вырастите, то постараетесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше, и не было таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду!
7. Рефлексия.
- О чем мы узнали сегодня на уроке?
,,,,,
8.Оценивание.
9. Домашнее задание.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Холм |
Линии сравнения |
Гора |
|
1. Подошва
|
|
|
2. Склоны
|
|
|
3. Вершина
|
|
|
4. Высота
|
|
Холм |
Линии сравнения |
Гора |
|
1. Подошва
|
|
|
2. Склоны
|
|
|
3. Вершина
|
|
|
4. Высота
|
|
Холм |
Линии сравнения |
Гора |
|
1. Подошва
|
|
|
2. Склоны
|
|
|
3. Вершина
|
|
|
4. Высота
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Сходства |
Различия |
|
овраг |
балка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сходства |
Различия |
|
овраг |
балка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сходства |
Различия |
|
овраг |
балка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сходства |
Различия |
|
овраг |
балка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сходства |
Различия |
|
овраг |
балка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.