Урок по окружающему миру "Поверхность нашего края" (4 класс, окружающий мир)
Оценка 4.7

Урок по окружающему миру "Поверхность нашего края" (4 класс, окружающий мир)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
17.04.2018
Урок по окружающему миру "Поверхность нашего края" (4 класс, окружающий мир)
Урок изучения нового материала по окружающему миру, на котором дети получают представление о поверхности Ростовской области. На уроке идет работа с географической картой Ростовской области. Урок разработан в соответствии ФГОС НОО. Используются на уроке методика критического мышления, составление кластера, фишбоун (рыбий скелет).
Поверхность края.doc

 

Тема: «Поверхность нашего края».

 

Тип урока: Урок изучения нового материала.                                    

 

Цели урока:

  • Образовательная: Сформировать у учащихся представление о поверхности родного  края.

·         Развивающие: Развивать умение работать с географической картой и другими источниками информации. Развивать познавательную активность, наблюдательность, умение  сравнивать, анализировать и делать выводы. Развивать критическое мышление.

·         Воспитательные: Воспитывать у учащихся потребность в знаниях, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью. Воспитывать патриотизм, ответственность, инициативность через формирование собственных суждений. Способствовать воспитанию культуры поведения на уроке.

 

Ход урока.

1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

- Наш урок я хотела бы начать с отрывка стих. З.Алексанровой "С чего начинается Родина?"

-Как вы думаете, почему сегодня наш урок я начала именно с этого стихотворения? ( потому что говорить сегодня мы будем о нашей Родине, о нашем крае). Сегодня я приглашаю вас продолжить путешествие по нашему краю.

Край - слово многозначное. Если посмотреть в словаре Владимира Даля, то у него 3 значения: 1) конечная линия чего-либо - край одежды, край обрыва

                             2) страна, область - Донской край

- Посмотрите на карту желтым цветом выделена ростовская область. Прочитайте стихотворение. Что узнали о нашем крае? ( находиться на юго-востоке  России,  в нем тепло, это самое красивое место на земле)

 - Как называется город , в котором мы живем?  ( Ростов-на-Дону).

Это столица Ростовской области.

·       - Домашнее задание  для божьих коровок : нарисовать  свой город. ( работы на доске).  Это ваш первый " +" на уроке.

                                   для бабочек: найти стихотворение о нашем крае ( прочитать 4 строчки) . Это ваш первый "+" на уроке

                                   для стрекоз: маленькое сообщение "Родной  край в истории моей семьи". Это ваш первый "+".

 

-Теперь открыли тетради. записали число и вид работы "Тест".

В тесте 7 вопросов, выбрать правильный ответ и записать в тетрадь.

 

А теперь сравните с эталоном и кто, не допустил ни одной ошибки поставьте "+" в тетради. Поднимите руку, у кого в результате самопроверки все ответы правильные. Кто допустил 2-3 ошибки? Больше 4 ошибок? никаких знаков не ставит.

2. АОЗ. Определение темы.                                                                           

 

Учитель: Ребята, рассмотрите физическую карту России. Какие основные формы рельефа вы видите? (На территории России есть: горы и равнины).

Учитель: Пользуясь картой,  приведите примеры равнин. (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская

Учитель: Как равнины различаются по высоте? (Низменности, возвышенности, плоскогорья).

Учитель: Пользуясь картой, приведите примеры гор на территории России. (Уральские, Кавказские).

Учитель: Вспомните, какие бывают горы по высоте? (Высокие, средние, низкие).

 

Систематизируем данную информацию. Используем прием «Кластер».

 

Задание. Составьте в тетради кластер, заполните пустые ячейки. (на доске)

                                                             Кластер.

Надпись: Низмен-ности 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Учитель: Каким цветом на карте обозначаются горы, а каким - равнины? (Горы - коричневым, а равнины - зеленым, возвышенности - оранжевым).

 

3. Физ.мунутка.

Я называю географические  и негеографические объекты: если это равнины - руки в стороны, если горы - руки вверх и потянуться. а если это не географический объект - присеть на корточки.

 

·       Саяны, Западно-сибирская...., Кавказские...., подлежащее, Уральские..., Средне-сибирское ...., Алтайские...., частное.

 

 

 Учитель: Каким цветом на карте атласа обозначена территория,  на которой мы живем? (В основном - зеленым, значит мы живем на равнине,но есть и коричневый).

Нам надо будет выяснить, что это на карте обозначает это цвет.

 

Учитель: Какая тема будет сегодня на уроке? - ПОВЕРХНОСТЬ НАШЕГО КРАЯ.

 

4. Самоопределение к деятельности

- Как люди используют поверность нашего края?(строят города. сёла; прокладывают дороги; обрабатывают землю)

-Рассмотрите внимательно фотографии ( пустыри, заброшенные карьеры, свалки в оврагах, терриконы) Какие чувства вы испытываете. глядя на них? (разочарование, обиду, грусть)

 

- Такие места на Земле - боль планеты. Мы с вами знаем об охране редких растений и животных, об охране воды и воздуха. Нужно ли охранять поверхность земли? Сегодня попробуем выяснить.

 

5. Диффренцированная работа.

 

Стрекозы: стр. 139 и сам-но заполнить таблицу.

 

Сходства

             Различия   

            овраг

          балка

Углубления на поверхности

Губит участки плодородной почвы

Растет

нет растений

крутые склоны

не растет

есть растения

пологие склоны

 

 

Бабочки и божьи коровки:

Учитель: Итак, мы определили, что территории, на которой мы живем, в основном обозначена зеленым цветом.

Сделайте вывод, какая это территория: горная или равнинная? (Равнинная)

 

Учитель: Вспомните название равнины, на которой расположен наш Донской край. (Восточно-Европейская равнина - это  равнина с возвышениями)

 

Учитель: Совершенно верно. Встречаются на равнине возвышения - это холмы.

 

Учитель:

Ребята, холмы - это возвышения. А горы тоже возвышаются над земной поверхностью. Можно ли сделать вывод, что это одно и то же? (Дети сталкиваются с затруднением)

 

Используется прием "Сводная таблица". Детям предлагается изображение горы и холма на слайдах презентации. Задание. Рассмотрите горы и холмы и сравните их между собой. Результаты сравнения занесите в таблицу. (Обучающиеся самостоятельно выполняют задание в тетради).

 

Холм

Линии сравнения

Гора

+

1. Подошва

 

+

+

2. Склоны

 

+

+

3. Вершина

 

+

до 200 м.

4. Высота

 

свыше 200 м.

 

 

Учитель: Сделайте вывод: В чем сходство и чем отличаются холм и гора? (Сходство: возвышаются над земной поверхностью, имеют одинаковые части: подошву, склоны, вершину. Отличие: холм и гора различаются по высоте, горы выше 200 м., холм до 200 м.)

Поставьте "+", у кого так же ,как на слайде заполнена табличка. Ручки, мне показали.

 

*Физминутка.

По равнине все пойдем

Там цветочки мы найдем.

Маки яркие, гвоздики,

Васильки, ромашки

В беленькой рубашке.

Руки вверх, красиво  встали

Теперь холмиками стали.

А сейчас пойдем к горам,

Но овраг мешает нам.

Быстро прыгнули вперед

Кто к горе быстрей придет?

На носочках потянулись

До вершины дотянулись,

Это горы,

Это холм,

На равнине мы живем.

 

.6.Продолжение обсуждения новой темы.

Догадайтесь о чем идет речь? ...они образуются с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы, под воздействием талой и дождевой воды увеличиваются. У них крутые, осыпающиеся склоны, на которых почти нет растительности... (ОВРАГИ)

Овраг со времением превращается в балку.

Предлагаю сравнить овраг и балку - сходста и отличия отразить в таблице.

Проверка работ у стрекоз. Поставьте "+" .

 

Давайте запишем определения в тетради стр. 67 № 3.

Посмотрите на карте ростовской области коричневые веточки, это нанесены овраги. В нашей местности их достаточно. Как же бороться с оврагами?

 

 

 

 

Прием "Фишбоун" (рыбий скелет).

 

Учитель: Занимаясь хозяйством, люди используют поверхность земли. Продолжая работу на уроке, мы будем заполнять схему. (Работа на доске). Запишите в верхнем треугольнике (голова)  вопрос: Каковы последствия использования поверхности земли человеком? На левых веточках мы запишем: как человек использует поверхность земли. А на правых: к чему это приводит.

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация фотографий на слайдах презентации (оврагов, балок, карьеров, свалок, терриконов). Работа с текстом учебника, беседа с обучающимися. (В ходе работы с учебником и в процессе беседы происходит формирование понятий: овраг, балка, террикон).

                                                                                      «Фишбоун»

В ходе работы обучающиеся вписывают в схему:

 

Левые веточки:

1. Добыча полезных ископаемых

2. Строительство домов, зданий

3. Распашка равнин (склонов)

 


Правые веточки:

1. Карьер, террикон

2. Свалки

3. Уничтожение почвы, рытвины, овраги, балки.

Учитель: Какой вывод можно сделать после заполнения схемы?

 

Вывод (хвост) формулируют обучающиеся: Используя поверхность земли, люди наносят урон природе.

 

Учитель: Получается, что поверхность надо охранять и также  тщательно как воду и воздух, растения и животных.

 

- Учитель: Очень надеюсь, что когда вы вырастите, то постараетесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше, и не было таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду!

 

 

 

 

 

 

 

 

7.  Рефлексия.

 

- О чем мы узнали сегодня на уроке?

,,,,,

 

8.Оценивание.

 

 

9. Домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Холм

Линии сравнения

Гора

 

1. Подошва

 

 

 

2. Склоны

 

 

 

3. Вершина

 

 

 

4. Высота

 

 

 

Холм

Линии сравнения

Гора

 

1. Подошва

 

 

 

2. Склоны

 

 

 

3. Вершина

 

 

 

4. Высота

 

 

 

Холм

Линии сравнения

Гора

 

1. Подошва

 

 

 

2. Склоны

 

 

 

3. Вершина

 

 

 

4. Высота

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Сходства

             Различия   

            овраг

          балка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сходства

             Различия   

            овраг

          балка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сходства

             Различия   

            овраг

          балка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сходства

             Различия   

            овраг

          балка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сходства

             Различия   

            овраг

          балка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема: «Поверхность нашего края»

Тема: «Поверхность нашего края»

Донской край - Посмотрите на карту желтым цветом выделена ростовская область

Донской край - Посмотрите на карту желтым цветом выделена ростовская область

Родной край в истории моей семьи"

Родной край в истории моей семьи"

АОЗ. Определение темы.

АОЗ. Определение темы.

Учитель: Вспомните, какие бывают горы по высоте? (Высокие, средние, низкие)

Учитель: Вспомните, какие бывают горы по высоте? (Высокие, средние, низкие)

Саяны, Западно-сибирская....,

Саяны, Западно-сибирская....,

Диффренцированная работа.

Диффренцированная работа.

Вершина + до 200 м

Вершина + до 200 м

У них крутые, осыпающиеся склоны, на которых почти нет растительности

У них крутые, осыпающиеся склоны, на которых почти нет растительности

Прием "Фишбоун" (рыбий скелет)

Прием "Фишбоун" (рыбий скелет)

Демонстрация фотографий на слайдах презентации (оврагов, балок, карьеров, свалок, терриконов)

Демонстрация фотографий на слайдах презентации (оврагов, балок, карьеров, свалок, терриконов)

Рефлексия. - О чем мы узнали сегодня на уроке? ,,,,, 8

Рефлексия. - О чем мы узнали сегодня на уроке? ,,,,, 8

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Холм

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Холм

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Сходства

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Сходства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2018