Урок по окружающему миру "Разнообразие растений"
Оценка 4.9

Урок по окружающему миру "Разнообразие растений"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
09.03.2018
Урок по окружающему миру "Разнообразие растений"
Цель урока: ознакомление с основной классификаций растений, раскрытие особенностей каждой группы. Задачи урока: 1)систематизировать и обогатить знания учащихся о многообразии растений; выявить основные отличительные признаки групп растений; 2) создавать условия для развития: -наблюдательности на основе работы с презентациями, натуральными пособиями, иллюстрациями, - логического мышления на основе отработки логических операций (анализа, сравнения, группировки), 3) содействовать воспитанию бережного отношения к природе, любознательности, интереса к учению. Оборудование: 1. Демонстрационные таблицы с изображением разных групп растений. 2. Презентация «Разнообразие растений», «Растения – зеленый наряд планеты».
Разнообразие растений.docx
Тема: Разнообразие растений. Цель урока: ознакомление с основной классификаций растений, раскрытие особенностей каждой группы. Задачи урока: 1)систематизировать и обогатить знания учащихся о многообразии растений; выявить основные отличительные признаки групп растений; 2) создавать условия для развития: -наблюдательности на основе работы с презентациями, натуральными пособиями, иллюстрациями, - логического мышления на основе отработки логических операций (анализа, сравнения, группировки), 3) содействовать воспитанию бережного отношения к природе, любознательности, интереса к учению. Оборудование: 1. Демонстрационные таблицы с изображением разных групп растений. 2. Презентация «Разнообразие растений», «Растения – зеленый наряд планеты». Ход урока: 1.Психологический настрой. На фоне «Лунной сонаты» Людвига ван Бетховена звучат слова: -Любите родную природу: Озёра, леса и поля. Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живём мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относится добрей. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных открытий. 2. Проверка домашнего задания. - Начинаем урок с проверки домашнего задания. - Над какой темой вы работали дома? - Ответьте на вопросы и назовите буквы правильных ответов: 1. Выберите правильное определение почвы: я) верхний слой земли, где есть песок и глина; е) Верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух, вода; о) Верхний плодородный слой земли; 2. Какая главная часть почвы? Т) перегной; Д) песок; Б) глина. 3. Что образуется из перегноя под действием микробов? М) Вода; Н) Воздух; Л) Соли. 4. Что используют растения для питания ? Е) микробы; И) Соли; Ю) Перегной. 5. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов? Ш) Песок; Щ)Глина; Ч) Перегной. 6. Слой почвы в 18 см вода сможет смыть за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет , а там, где нет растений- всего за 15 лет! А чем говорят эти расчеты ученых? М) Чем больше слой почвы, тем он быстрее смывается водой, какие бы растения на этой почве не росли. Н) Чем больше и разветвление корневая система растений, тем сильнее они удерживают почву. Л) Чем меньше в корне растений, тем сильнее они удерживают почву. 7. Какое утверждение верно? А) там, где нет растений, ветер и вода не могут развеять и смыть всю почву или ее часть. О) если употреблять ядохимикатов больше нормы, почва потеряет свое плодородие. У того, кто правильно ответил на все вопросы, должно получится слово «отлично». - К какой природе можно отнести почву? (почву нельзя отнести только к живой или только к неживой природе. Живая и неживая природа в ней как бы соединяются). III. Изучение новой темы. 1.Определение темы урока. -А что такое природа? (Все, что нас окружает и не сделано руками человека.) - На какие группы можно разделить природу? (На две группы: живая и неживая природа.) - Как отличить живую природу от неживой? (Живые существуют, дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.) - На какие царства ученые делят живую природу? (Царства бактерий, грибов, растений, животных.) - Сегодня на уроке я предлагаю вам познакомиться с разнообразием царства растений. Растения на земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения – зеленая одежда земли». - Как вы его понимаете? (Растения образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой.) - Какая наука изучает царство растений? (ботаника) возможно, - На какие группы можно разделить царство растений? - В нашем классе появилось несколько версий, а если мы спросим взрослых, количество версий увеличится. - Почему растения можно разделить на большое количество групп? (Растения очень разные, у них много разных признаков, поэтому их можно разделить на много разных групп.) - Заметили, вы несколько раз употребили слово «разные». - Назовите тему урока. (Разные растения или разнообразие растений.) 2.Прогнозирование цели урока. - Как вы думаете, на какие вопросы вам предстоит найти ответы на уроке? (Познакомиться с основной классификацией растений, рассмотреть особенности каждой группы.) 3. Фронтальная работа с классом. Определение частей растений. - Возникло несколько версий деления растений, прозвучавших от вас. А я предлагаю следующую версию деления растений на группы. (В схеме нет названия групп, но есть примеры растений.) Растения (иллюстрации представлены на доске): -ламинария, - мох сфагнум, кукушкин лён; -папоротник орляк; -ель; -земляника, берёза. - Как вы думаете, какими я признаками пользовалась? Почему 5 групп? Назовите части растений. (Корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами.) - Теперь вы поняли, какие признаки я использую? ( У всех растений есть части, основной признак разделения растений на группы по частям растений). -А имеют ли представленные растения все части, и как называется группа растений? Давайте разберемся с 1 группой. Посмотрите внимательно на растение. Это ламинария или морская капуста. Есть ли у него корни, листья, стебли? (Нет) Ламинария относится к водорослям. (показ презентации) На с. 72 прочитаем о водорослях. Длина водорослей колеблется от нескольких долей миллиметра до 60 метров. Одни из них свободно плавают в воде, другие образуют густые и заметные скопления (например, тину в наших прудах), третьи образуют целые подводные луга и даже леса, тянущиеся иногда на десятки километров. Посмотрите на 2 группу. Это мох. (показ презентации) - Есть ли у него корни, листья, стебли? ( У мха корней нет, зато есть листья и стебли) На с. 72 прочитаем о мхах. Меж клюквы и морошки, Среди лесных болот, На кочке мох без ножки Куда ни глянь, растет. Он снизу беловатый, Повыше – зеленей. Коль нужно будет ваты – Нарви его скорей. На кустиках поляны Подсушен в летний зной, Он партизанам раны Лечил в глуши лесной. - Оказывается, во время великой отечественной войны в партизанских отрядах мох сфагнум использовался для лечения ран. Физминутка Посмотрите на 3 группу растений. Это папоротник. (показ презентации) - Есть ли у него корни, листья, стебли? Многие из вас видели перистые листья папоротников, но никогда не видели его цветов. Только старинное поверье утверждало, что папоротник цветет в глухую июньскую ночь, накануне религиозного праздника Ивана Купалы. В старину люди ходили искать чудесный цветок, считая, что он наделен волшебной силой – помогает найти клады, скрытые в земле. Но давно уже известно, что у папоротников цветков нет. Они, как и мхи, размножаются спорами. На с. 72 прочитаем о папоротниках. Посмотрите на 4 группу растений. Что это за растение?. - Есть ли у нее корни, листья, стебли? На с. 72 прочитаем о хвойных растениях. Сосна – дерево высотой от 20 до 40 метров. Сосна обычно доживает до 350 лет. В начале лета сосна цветет. У сосны крепкие корни. Ее сажают вдоль железных дорог, на берегах водоемов. Древесина идет на строительные материалы, на производство мебели. Сосна служит не только человеку. Для лося лучший зимний корм – сосновые побеги и кора. Белки и птицы лакомятся сосновыми семенами, которые извлекают из шишек. Посмотрите на 5 группу растений. Что это за растения? - Есть ли у нее корни, листья, стебли? На с. 72 прочитаем о цветковых растениях. Брусника – это невысокий, вечнозеленый кустарничек. В конце лета созревают ягоды – красные горошинки. Бруснику едят в свежем виде, варят из нее варенье. Ягоды брусники служат пищей для лесных обитателей. Существует легенда: добрая ласточка однажды достала живой воды и несколько капель несла во рту, чтобы окропить ими людей и дать им бессмертие. Но злая оса ужалила ласточку. Ласточка вскрикнула от боли, и живая вода пролилась. Людям не досталось бессмертие, но капли воды упали на бруснику, и оттого они стали вечнозелеными и целебными. Правила друзей природы. II. Закрепление изученного. 1.Игра «Узнай растения». Дети определяют название и группу растений по иллюстрации.(презентация) 2.Узнайте группы растений по описанию. - Мы растем во влажных местах. У нас не бывает корней, цветков и плодов с семенами. ( мхи) - Мы жители воды. Очень сильно отличаемся от других растений. У нас не бывает корней, стеблей, листьев, цветков, плодов. (водоросли) - У нас не бывает цветков и плодов. На месте плодов растут шишки, в которых и созревают семена. (хвойные растения) - Нас легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у нас есть корни и стебли. (папоротники) - У нас присутствуют все части: корень, стебель, лист, цветок, плод. Наша группа наиболее разнообразна и многочисленна. (цветковые растения) 3. Игра «Найди лишнее» Яблоня, подсолнечник, морская капуста, астра, роза. Сосна, ель, пихта, лиственница, липа, кедр. Оценивание работы за урок. Ученики проверяют работы одноклассников, выставляют отметки, получают соответствующие растения. (Дети коллективно определяют соответствие между группами растений и отметками.) Цветковые растения - «5»,ветки деревьев «4». Все дети выходят и крепят на доске свои растения, получается сказочное царство. В этом царстве преобладают цветковые и хвойные растения. (Дети выходят, VIII. Домашнее задание. IX. Итог. 1.Обобщение. - На какие группы делятся растения? - Назовите особенности каждой группы растений. 2.Рефлексия. -Заканчивая путешествие по царству растений, мы видим очень интересный цветок. Вы узнали этот цветок? Чем он необычен? (Волшебный цветок из сказки Валентина Катаева «Цветик - семицветик».) Но так как цветок волшебный, любое ваше доброе желание будет исполнено. отрывают лепестки, записывают свои желания на лепестках.) -А сейчас все вместе произнесём волшебные слова и скажем задуманные желания, и они обязательно сбудутся. - Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – Быть по - нашему вели …. -Я надеюсь, что ваши полезные, важные желания сбудутся, но это зависит и от нас с вами. -Урок окончен, спасибо за работу!

Урок по окружающему миру "Разнообразие растений"

Урок по окружающему миру "Разнообразие растений"

Урок по окружающему миру "Разнообразие растений"

Урок по окружающему миру "Разнообразие растений"

Урок по окружающему миру "Разнообразие растений"

Урок по окружающему миру "Разнообразие растений"

Урок по окружающему миру "Разнообразие растений"

Урок по окружающему миру "Разнообразие растений"

Урок по окружающему миру "Разнообразие растений"

Урок по окружающему миру "Разнообразие растений"

Урок по окружающему миру "Разнообразие растений"

Урок по окружающему миру "Разнообразие растений"

Урок по окружающему миру "Разнообразие растений"

Урок по окружающему миру "Разнообразие растений"

Урок по окружающему миру "Разнообразие растений"

Урок по окружающему миру "Разнообразие растений"

Урок по окружающему миру "Разнообразие растений"

Урок по окружающему миру "Разнообразие растений"

Урок по окружающему миру "Разнообразие растений"

Урок по окружающему миру "Разнообразие растений"

Урок по окружающему миру "Разнообразие растений"

Урок по окружающему миру "Разнообразие растений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2018