Урок по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)
Оценка 5

Урок по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
03.01.2018
Урок  по  окружающему  миру  УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)
Тема урока: Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке. Тип урока: усвоение новых знаний Место урока в системе уроков: 5 урок в теме «Важные события в истории Отечества» (III ч.) Цель:Формировать представления о борьбе Руси с иноземными захватчиками в XIII веке. Основные понятия: Древняя Русь, нашествие, осадные орудия, Золотая Орда, кочевники, монголо-татары, хан, иго, дань, рыцари.Окружающий мир -4 класс
Золотарева ОГ_окр. мир.doc
Технологическая карта проекта урока  Ф.И.О. учителя: Золотарева  Ольга  Геннадьевна, высшая  категория Предмет: окружающий мир Класс: 4класс Наименование учебно­методического комплекта (УМК): Гармония Тема урока: Борьба Руси с иноземными захватчиками в Тип урока: усвоение новых знаний Место урока в системе уроков: 5 урок в теме «Важные события в истории Отечества» (     Цель:     XIII веке.    III    ч.) Задачи: Образовательные: Развивающие: Воспитательные: УУД:  Предметные УУД:  Регулятивные УУД:   Коммуникативные УУД:   Познавательные УУД:  Личностные УУД:   Формировать представления о борьбе Руси с иноземными  захватчиками в XIII веке. Образовательные: 1.1 Продолжать   работу   по   формированию   понятия   «Древняя Русь»; 1.2 Формировать   представления   о   монголо­татарском   нашествии на   Русь,   о   борьбе   Руси   со   шведскими   и   немецкими захватчиками; 1.3 Формировать     умение   давать   характеристику   исторической личности и его деятельности; 1.4 Формировать  умение работать по карте и «ленте времени». Развивающие: 2.1  Развивать умение работать с источником информацией и умение выделять необходимую информацию; 2.2  Развивать воображение, кругозор младших школьников; 2.3 Работать над развитием умения слушать и вступать в диалог. Воспитательные: 3.1  Воспитывать патриотизм и уважение к нашим предкам; 3.2  Воспитывать взаимовыручку и дружеские взаимоотношения. Личностные УУД:    положительное отношение к процессу учения, к  приобретению знаний и умений, стремление преодолевать  возникающие затруднения; готовность оценивать свой учебный труд, принимать  оценки одноклассников, учителя, родителей; осознание себя как гражданина своего Отечества,  обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре,  интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам,  народам, их традициям; Регулятивные УУД:  организовывать свою деятельность, готовить  рабочее место для выполнения разных видов работ;  принимать (ставить) учебно­познавательную задачу  и сохранять её до конца учебных действий;  планировать (в сотрудничестве с учителем, с  одноклассниками или самостоятельно) свои действия в  соответствии с решаемыми учебно­познавательными, учебно­ практическими, экспериментальными задачами;  действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;  контролировать выполнение действий, вносить  необходимые коррективы (свои и учителя);    оценивать результаты решения поставленных задач,  находить ошибки и способы их устранения. Познавательные УУД:  осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и  иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов  природы и культуры, личного опыта общения с людьми;  понимать информацию, представленную в  вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и  др., определять основную и второстепенную информацию;  применять для решения задач (под руководством  учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения,  классификации, установления причинно­следственных связей,  построения рассуждений и выводов; Коммуникативные УУД:  осознанно и произвольно строить речевое  высказывание в устной и письменной форме;  аргументировано отвечать на вопросы,  обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра  высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые  средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра,  диалог);  вступать в учебное сотрудничество с учителем и  одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых  и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи  партнёрам по общению;  допускать возможность существования у людей  различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к  высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к  партнёрам; Предметные результаты: Причины ослабления Руси к XIII веку. Нашествие ордынцев, установление монгольского ига. Невская битва, битва на Чудском озере. Александр Невский, его  победы над захватчиками. Метапредметные результаты:  Регулятивные УУД: организовывать свою деятельность, готовить    рабочее место для выполнения разных видов работ;  принимать (ставить) учебно­познавательную задачу  и сохранять её до конца учебных действий; планировать (в сотрудничестве с учителем, с  одноклассниками или самостоятельно) свои действия в  соответствии с решаемыми учебно­познавательными, учебно­ практическими, экспериментальными задачами;  действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;  контролировать выполнение действий, вносить  необходимые коррективы (свои и учителя);  оценивать результаты решения поставленных задач,  находить ошибки и способы их устранения. Познавательные УУД:  осуществлять поиск информации, необходимой для Планируемые результаты: Предметные результаты: Предметные результаты в  области ИКТ: Метапредметные  результаты:  Личностные результаты: решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и  иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов  природы и культуры, личного опыта общения с людьми; понимать информацию, представленную в    вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и  др., определять основную и второстепенную информацию; применять для решения задач (под руководством  учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения,  классификации, установления причинно­следственных связей,  построения рассуждений и выводов; Коммуникативные УУД:  осознанно и произвольно строить речевое  высказывание в устной и письменной форме;  аргументировано отвечать на вопросы,  обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра  высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые  средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра,  диалог);  вступать в учебное сотрудничество с учителем и  одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых  и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи  партнёрам по общению;  допускать возможность существования у людей  различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к  высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к  партнёрам; Личностные результаты: Интерес к истории своего государства, познанию исторических  процессов. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним. Древняя Русь, нашествие, осадные орудия, Золотая Орда,  кочевники, монголо­татары, хан, иго, дань,  рыцари. Учебник «Окружающий мир» 4 класс часть 2 О.Т.Поглазова,  В.Д.Шилин видеофрагмент “Александр Невский”, раздаточный материал  «Летопись», «Тест», «лента времени», ПК для учителя и учеников,  интерактивная доска SMART. Структура и содержание проекта урока Основные понятия: Межпредметные связи: Ресурсы:  основные  дополнительные Планируемые результаты Дидактическа я структура  урока (этапы урока) Организационн ый момент Интерес к истории  своего государства,  Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированны х результатов  Стихотворение  «Русь» Деятельность учеников Деятельность учителя Приветствие  учащихся. Настрой познанию  исторических  процессов. Аргументировано  отвечать на  вопросы,  обосновывать свою  точку зрения,  строить понятные  для партнёра  высказывания. Актуализация знаний и умений обучающихся Продолжать   работу по   формированию понятия   «Древняя Русь»; Оценивать результат ы решения  поставленных задач,  находить ошибки и  способы их  устранения. Под большим  шатром Голубых небес – Вижу даль  полей  зеленеется. Широко ты,  Русь, По лицу  земли В красе  царственной  развернулася! И во всех концах  света белого Про тебя идет  слава громкая. Уж и есть за  что, Русь  могучая, Полюбить тебя, назвать  матерью, Стать за честь  твою против  недруга, За тебя в нужде сложить  голову! Выполнение  теста на  листочках. Тест: 1. На Руси  Кремлем  называли:   А) сельский  терем барина Б) укрепленный  центр  древнерусского  города В) Княжеский  дворец. 2. Год Крещения  Руси:  А) 987 Б) 988 В) 1988 3. Вече ­ это  А) собрание всех  горожан Б) город на Руси В) Посадник на урок.  Чтение  стихотворения: Это стихотворение  “Русь” написал  известный поэт  Иван Саввич  Никитин. Как вы считаете,  какие мысли и  чувства о русской  земле хотел  передать поэт  читателям? Русская земля  большая,  красивая и за ее  честь нужно  сражаться против недругов. Трудные. А когда враг  нападал, то для  людей русских,  земли русской  какие наступали  времена? Сегодня на уроке  пойдет речь о  трудных временах  на русской земле,  которые  обрушились в XIII  веке. Но сначала мы  совершим  путешествие на  несколько веков в  прошлое. А теперь  поменяемся с  соседом  листочками и  проверим. Оцените  работу. Нет ошибок – «5»; 1­2­ «4»; 3 – «3»,  более 3 – «2» (один  читает свои ответы. ) 4. Летопись ­ это  А) запись  важнейших  событий Б) первая  рукописная книга В) Славянская  Азбука 5. На Руси  первые книги  писали на  А) папирусе Б) бересте В) пергаменте 6. славянскую  Азбуку создали  А) Ярослав  Мудрый Б) Кирилл и  Мефодий В) Князь Юрий  Долгорукий 7. Прямая линия,  на которой  отмечают в  определенной  последовательнос ти разные года. А) Лента времени Б) Карта времени Постановка темы и  цели принимать (ставить) учебно­ познавательную  задачу и сохранять её до конца учебных  действий; планировать (в  сотрудничестве с  учителем, с  одноклассниками  или самостоятельно)  свои действия. Узнать какие  захватчики  напали на Русь в  XIII веке.  Итак, тема урока “  Борьба Руси с  иноземными  захватчиками в XIII веке” Какую цель  поставим на уроке?  Сегодня мы  познакомимся с  героическими  страницами  истории Отечества,  узнаем,  как Русь  отстаивала свою  независимость и  боролась с  иноземными  захватчиками, а  также  познакомимся с  именем великого  полководца. Работа с картой и лентой времени.    Изучение нового материала Причины ослабления  Руси к XIII веку. Нашествие ордынцев, установление  монгольского ига. Невская битва, битва на Чудском озере.  Александр Невский,  его победы над  захватчиками. вступать в учебное  сотрудничество с  учителем и  одноклассниками,  осуществлять  совместную  деятельность в  малых и больших  группах, осваивая  различные способы  взаимной помощи  партнёрам по  общению; осуществлять поиск информации,  необходимой для  решения учебных  задач, из материалов  учебника (текстов и  иллюстраций),  рабочей тетради,  собственных  наблюдений объектов природы и культуры,  личного опыта  общения с людьми; понимать информац ию, представленную  в вербальной форме,  изобразительной,  схематической,  модельной и др.,  определять основную и второстепенную  информацию; Древняя Русь  состояла из  отдельных  княжеств. В XIII веке на Русь  обрушились  тяжелые  испытания. Давайте покажем на «ленте  времени», где  находится ХIII. С  какого года  начинается, каким  заканчивается. (ученик  показывает). Посмотрите на  карту Руси XIII  века (стр. 61). И в  легенде карты  найдите, каким  знаком обозначена  общая граница  русских княжеств.  Покажите на карте  эту границу. (показ  на доске) Не кажется ли вам,  что территория  Древней Руси  похожа на  лоскутное одеяло?  Как вы думаете  почему?   К этому времени  на Руси было около 50  самостоятельных  княжеств и земель.  Это ослабляла  Русь, особенно ее  военную мощь. Не  было единого  войска, не  выступали князья  вместе против  внешних врагов.  С  востока из Азии на  Русь напали  степные кочевники  монголо­татары  под  предводительством  хана Батыя.  Как на карте  обозначены походы  войск монголо­ татар. Покажите Задание в парах  (работа с  источником  информации в  виде летописи). их. Первым русским  городом была  Рязань. К ее стенам  враги подошли в  1237 году – это  первый поход  монголо­татар. (на  «ленте времени»  обозначить эту  дату). Покажите  этот город на  карте. Кто такие монголо­ татары, кто  возглавлял войско  завоевателей, как  сражались русские  города, вы узнаете,  если прочитаете  страницы древних  летописей. Для  этого вы  поработаете  самостоятельно и  подготовите ответы на вопросы. Я  надеюсь, что в  каждой паре будет  царить атмосфера  творчества,  взаимовыручки,  дружбы. (Детям  раздать летопись и  вопросы для (время для подготовки 2  минуты). Расскажите о  монголо­татарах. Кто такие монголо­ татары? Какие у них были  жилища?  серой стрелкой  (показывает на  карте.) Монголо ­ татары – это кочевые   монгольские   племена. Они  занимались  разведением  скота: лошадей,  верблюдов,  коров, овец, коз.  Скоту нужны  были пастбища,  поэтому монголы переходили с  места на место в  поисках новых  пастбищ.  Монголы жили в  юртах – легких  домах из жердей  и войлока. При  переездах юрты  разбирали и  грузили в  повозки. Племена  монголов были  сильны своей  многочисленност ью и военной  организацией. По  словам древнего В чем заключалась  сила монгольских  племен?  Действительно,  ведь уже с 5  летнего возраста  мальчики хорошо  держали в седле и  были воспитанные в военном духе. В  армии монголо­ татар была очень  строгая  дисциплина.  Монгольское  войско было  разделено на  десятки, сотни и  тысячи. Для  примера, если с  поля боя убегал  1  воин – то убивали  десяток. Если 10,  то казнили сотню.  Поэтому каждый  сражался до  последнего.  Расскажите о  походе монголо­ татар на Русь. ( Кто возглавлял  войско  завоевателей? Какое княжество  подверглось  первому удару? Почему пала  Рязань? историка, они  имели «мужество львиное, терпенье собачье».  Кочевая жизнь  делала из  каждого монгола  искусного  наездника и  умелого воина. внук Чингисхана  Батый Рязанское  княжество в 1237 году. У рязанцев не  было сил, чтобы  дать отпор  такому сильному  врагу. Рязанский  князь Юрий  Игоревич  обратился за  помощью к  владимирскому и черниговскому  князьям, но те не  откликнулись на  его призыв о  помощи. Пять  дней держалась  Рязань, а на  шестой – пала.  Все жители погибли. Владимир, Тверь, Москву,  Козельск. Маленький город  Козельск враги  штурмовали семь  недель. Врагам  достались одни  развалины, но и  их хан Батый  приказал стереть  с лица земли 4000 вражеских  воинов легли под  стенами  Козельска, но и  защитники города погибли.  Монголо­ татарские воины  собирают  дань. Люди отдавали  посуду, одежду,  еду.  Расскажите об  обороне русских  городов.  Какие еще города  заняли монголо­ татары?  Покажите  на карте.   За февраль 1238  года войску Батыя  удалось захватить  14 городов. Но с  наступлением  весны, были  размыты дороги и  двинул Батый свое  войско обратно. И  не удалось ему  дойти до  Новгорода. На  обратном пути  остановились  монголы перед  небольшим городом Козельск.  Что вы узнали об  обороне этого  города? Сколько вражеских воинов погибло под стенами этого  города? Но на пути  захватчиков  встречались не  только города, но и  маленькие поселки, где также  происходил  разгром и  разорение. Посмотрите на эту  картину. Что вы  видите? (картина на доске) А что отдавали  люди, посмотрите  внимательно? Монголо­татары  забирали у людей  все, что они имеют,  а некоторых даже  забирали в плен.  Так происходило  разорение и  уничтожение  древнерусских  городов и селений. Через 2 года в 1239  году (показать на  «ленте времени»)  Батый начал свой  второй поход на  Русь на южную ее  территорию.  Давайте покажем  на карте южную  территорию Руси.   Назовите, какие   южные города   были разорены и  разграблены. Почему же,  несмотря на  героическое  сопротивление  русского народа,  монголо­татары  победили? Да, конечно. Это  была главная  причина. И как бы  ни было сильно  каждое княжество в отдельности – его  воинская сила не  шла ни в какое  сравнение с  необъятной силой  монголов.   Страшные  разорения принесли Руси монголо­ татары. Стала Русь  Киев,  Переславль,  Чернигов,  Владимир­ Волынский. Потому что не  было мира и  согласия между  русскими  князьями: они  соперничали друг с другом, так как  каждый хотел  стать главным  среди всех.  Это государство  монголо­татар.  Им правил хан. А Столица был  город  Сарай.  На реке Волге. Двести лет  платили русские  дань. зависеть от Золотой Орды. А что такое  Золотая Орда?  Найдите этот город на карте. На какой  реке находился  столица. Что платили  русские люди  Золотой Орде и  сколько лет. Народная мудрость гласит: одна беда  не приходит. Новая угроза появилась на северо­западных  рубежах Руси.  Опасность  исходила от  шведских  захватчиков и  немецких рыцарей­ крестоносцев.  Нравились им  богатые города  Новгород и Псков.  Давайте найдем эти города на карте.  А как все  происходило я  предлагаю  посмотреть  видеофрагмент и  ответить на вопрос: Почему русским   войскам удалось  победить  захватчиков?  Почему же все  такие русским  войскам удалось  победить  захватчиков?  Благодаря кому? В каком году  шведы двинулись в  поход на Великий  Новгород? Где  высадились? Кто возглавил  Благодаря  Александру  Невскому,  который сумел  организовать  русское войско. В 1240, на берегу  реки Нева. ( отметить на  «ленте времени») Просмотр  видеофрагмента  про Александра  Невского. русское войска?  Почему Александра прозвали Невским? Кто еще двинулся  на Псков и  Новгород?  А почему их так  прозвали? Где и когда  произошло  решительное  сражение с  немецкими  рыцарями. Как строились  крестоносцы? С  какой целью? (стр.  63 2 абзац)  Чем закончилась  битва?  В историю эта  битва вошла под  названием Ледовое  побоище. Как вы  думаете,  почему? Александр  Ярославич. благодаря победе в битве на реке  Неве. Немецкие  рыцари­ крестоносцы. На одежде у них  нарисованы  кресты. На Чудском  озере, 1242 г.(на  «ленте времени») Клином, чтобы  пробить самую  крепкую оборону. Победой  Александра  Невского. Много рыцарей  убито и взято в  плен, часть из них под тяжестью  своих доспехов и  коней ушла под  лед, остальные в  панике бежали,  преследуемые  русской  конницей. Любовь к Родине, смелость, отвага  русских воинов;  полководческий  талант  Александра  Невского: внезапность и  нападение,  учитывал  особенность  местности,  сильные и слабые стороны  противника,  громил  противника по  частям. Дети выполняют  задание следуя  инструкции. В чем заключается  полководческий  талант Александра  Невского?  Для того чтобы  закрепить  полученный  результат я вам  предлагаю  выполнить  следующее задание  на компьютерах в  парах. Для этого,  приведите  компьютер в  рабочий режим, на  рабочем столе  найдите локальную  папку. Откройте  папку, найдите  файл с именем  «Историки».  Переместите файл  на рабочий стол и  переименуйте файл по своей фамилии.  Откройте файл и  выполните задание.  После выполнения  задания, сохраните  файл и переместите в локальную папку. Проверку  осуществим на  следующем уроке. Закрепление изученного действовать согласн о составленному  плану, а также по  инструкциям учителя или данным в  учебнике, рабочей  тетради; вступать в учебное  сотрудничество с  учителем и  одноклассниками,  осуществлять  совместную  деятельность в  малых и больших  группах, осваивая  различные способы  взаимной помощи  партнёрам по  общению; допускать возможно сть существования у  людей различных  точек зрения,  проявлять  терпимость по  отношению к  высказываниям  других, проявлять  доброжелательное  отношение к  партнёрам; организовывать сво ю деятельность,  готовить рабочее  место для  выполнения разных  видов работ; Инструкция для  учеников:  1.Привести  компьютер в  рабочий режим. 2.На рабочем  столе найти  локальную папку. 3.Открыть  локальную папку. 4. Найти файл с  именем  «Историки». 5.Переместить  файл на рабочий  стол. 6. Переименуйте  файл по своей  фамилии. 7.Откройте файл  и выполните  задание. 8.После  выполнения  задания,  сохраните файл и переместите в  локальную папку. Итог урока  Рефлексия Оценивать изучаемые события, действия  государственных  деятелей, выражать  своё отношение к  ним. Аргументировано  отвечать на  вопросы,  обосновывать свою  точку зрения. Дополнить  предложения:  ­ сегодня на  уроке я узнал (а) … ­ сегодня я  удивился… ­ я бы поставил  себе на уроке  оценку… ­ я считаю, что  дома мне надо… Оценивать результат ы решения  поставленных задач,  находить ошибки и  способы их  устранения. «Кто с мечом к нам придет, от меча и  погибнет. На том  стояла и стоять  будет русская  земля» ­ эти слова,  произнесенные  Александром  Невским стали  «крылатыми». А  как вы понимаете  их смысл? Данные слова  используются до  сих пор.  Давайте с вами  ответим на главный вопрос урока:  какие трудные  времена пережила  Русская земля?  Правильно, ребята. Много совершалось набегов, поражений и войн на русской  земле, но как бы не  было трудно,  русские отстояли  свою родину.  Ребята, вот мы с  вами и открыли еще одну страничку  истории нашей  Родины А теперь вам  необходимо  дополнить  предложения:  ­ сегодня на уроке я узнал (а)… ­ сегодня я  удивился… ­ я бы поставил  себе на уроке  оценку… ­ я считаю, что  Набеги, терпели  поражения,  нашествия Батыя Выбирают 1  предложение и  дополняют его. дома мне надо… Выставление  оценок за урок.

Урок по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)

Урок  по  окружающему  миру  УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)

Урок по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)

Урок  по  окружающему  миру  УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)

Урок по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)

Урок  по  окружающему  миру  УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)

Урок по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)

Урок  по  окружающему  миру  УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)

Урок по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)

Урок  по  окружающему  миру  УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)

Урок по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)

Урок  по  окружающему  миру  УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)

Урок по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)

Урок  по  окружающему  миру  УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)

Урок по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)

Урок  по  окружающему  миру  УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)

Урок по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)

Урок  по  окружающему  миру  УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)

Урок по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)

Урок  по  окружающему  миру  УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)

Урок по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)

Урок  по  окружающему  миру  УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)

Урок по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)

Урок  по  окружающему  миру  УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)

Урок по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)

Урок  по  окружающему  миру  УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)

Урок по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)

Урок  по  окружающему  миру  УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)

Урок по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)

Урок  по  окружающему  миру  УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)

Урок по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)

Урок  по  окружающему  миру  УМК "ГАРМОНИЯ" ( 4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2018