УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА» и буклет для учителя
Оценка 4.6

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА» и буклет для учителя

Оценка 4.6
Разработки уроков +1
doc
окружающий мир
3 кл
10.11.2018
УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА» и буклет для учителя
Руководство учителю
Урок Вода Зудина.doc
УРОК   ПО   ОКРУЖАЮЩЕМУ   МИРУ   В   3   КЛАССЕ   НА   ТЕМУ   «ВОДА   И   ЕЁ СВОЙСТВА» Автор    Зудина Марина Сергеевна МБОУ «СОШ №4 г. Тосно», Ленинградская область Краткая аннотация статьи. В данной  статье    освещаются этапы урока,  используемые  приёмы  и формы  работы на уроке,    описываются предметные и метапредметные компетенции, формируемые на уроке у учащихся, и даётся краткий самоанализ урока учителем.         Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. На уроках сейчас основное внимание уделяется   развитию   видов   деятельности   ребенка,   выполнению   различных   проектных, исследовательских  работ.  Стандарты  второго  поколения  предписывают  учителю  не просто довести ребенка до знаний, но научить учиться, сформировать личность и гражданина во всех смыслах.   Важно   не   просто   передать   знания   подростку,   а   научить   его   овладевать   новым знанием,   новыми   видами   деятельности.   Поэтому,   основная   задача   начальной   школы   –   это поддержка интереса к образовательному процессу, мотивация на дальнейшее самостоятельное обучение. Теперь ученик сам будет «добывать» знания, а учитель будет лишь предлагать ему методы.   Образно   говоря, древняя   мудрость   гласит: "Не   давай   голодному   рыбы,   дай   ему удочку". Если не дать бедному удочку и не научить ловить рыбу, то придётся всю жизнь его кормить. Отсюда в новых стандартах ориентир на бОльшую самостоятельную работу ученика.         Урок на тему «Вода и её свойства» в 3 классе. Присутствовало 24 человека. Дети были сгруппированы   по 8  человек  в  команды.  Я  выбрала   3 учеников  – капитанов,  а  они  сами приглашали по очереди в свою команду по 1 ученику. В каждой команде оказались разные учащиеся и по поведению, и по умению работать в группе, и по своему развитию.         I. Проектирование урока (оценка умения проектировать учебный процесс и оценку образовательных результатов слушателем)  Предметные компетенции, формируемые на уроке (на материале урока, представляемого в итоговом проекте)    Формирование представлений об окружающем мире  Формирование бережного отношения к природе, правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека  Овладение   учебными   действиями   при   проведении   опытов   и   умением   использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач Знания и умения, составляющие данную компетентность:  Учащиеся научатся: ­ определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды, ­   знать   значение   воды   для   живого,   физические   свойства   воды,   необходимость   бережного использования воды; ­ уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект ­ воду, называя ее существенные признаки; ­ экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды. Методические приемы (учебные задания): Сегодня на уроке вы будете исследователями. Работать будете в группах. У каждой группы на столе маленькая лаборатория, дети сами должны решить, какие свойства воды они могут с помощью предложенного набора исследовать (Например, в стакан с водой опустить какой­ нибудь   предмет,   например,   ложку.   Ложка   видна.   Вывод:   вода   прозрачна.   Опыт   потом продемонстрировать перед другими командами.) Ученики   на   основе   наблюдения,   размышления,   обсуждения   в   группе   должны   прийти   к подтверждению или опровержению выдвинутых гипотез. Рефлексия: составление синквейна о воде. Пример (1 команда): Вода. Прозрачная, жидкая. Переливается, растворяет, течёт. Благодаря воде мы живём! Жизнь. Способ оценки уровня сформированности предметной компетентности у учеников:     беседа (особенность которой заключается в том, чтобы с помощью целенаправленных и грамотно поставленных вопросов побудить учеников к актуализации уже известных знаний,   достичь   уровня   усвоения   новых   знаний,   необходимых   для   формирования предметных   компетенций,   путём   самостоятельных   размышлений,   выводов   и обобщений)   –   когда   команды   рассказывали   о   проведённых   опытах   и   сделанных выводах.   игровой  метод  (данный  метод даёт  высокие  результаты  при грамотном сочетании обучения и игры) – отгадывание загадок в кроссворде для определения темы урока рефлексия   в   конце   урока   (синквейн)­   идёт   обобщение,   подитоживание   полученных знаний, синквейн «Вода» (см. ниже Приложение 1 )                                                                 Приложение 1                 Синквейн ­ прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк (слово «синквейн» происходит от французского, означающего «пять»), в которых обобщена информация по изученной теме. Составляя синквейны, каждый может показать свой талант. Если   стихотворение   получилось   эмоциональным   и   передает   всю   суть,   то   вы   в   точности справились заданием.                      Именно потому, что с помощью этого небольшого французского стихотворения в с     нескольких строках можно выразить суть темы, они стали такими популярными на уроках. Синквейны   не   только   помогают   проверять   учителям   материал,   но   и   здорово   экономят драгоценное время. Также синквейн – это отличный контроллер.               Цель данной технологии: добиться более глубокого осмысления темы, контроль и выявление степени усвоения  учебного материала.         Правила написания синквейна: 1.     Первая строка ­ одним словом обозначается тема (имя существительное). 2.     Вторая строка ­ описание темы двумя словами (имена прилагательные). 3.      Третья   строка   ­   описание   действия   в   рамках   этой   темы   тремя   словами   (глаголы, причастия). 4.     Четвертая строка ­ фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи). 5.     Пятая строка ­ это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.               Синквейн — приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких   словах   изложить   учебный   материал   на   определенную   тему   и   добиться   более глубокого его осмысления. Его можно использовать абсолютно по любому предмету. Он учит детей находить самые точные слова и в лаконичной форме кратко передавать смысл всего текста. Синквейн обогащает словарный  запас, подготавливает  к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу). Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, ведь   резюмировать   информацию,   излагать   сложные   идеи,   чувства   и   представления   в нескольких словах не так­то просто.         Пример сочинения(1 команда): Вода. Прозрачная, жидкая. Переливается, растворяет, течёт. Благодаря воде мы живём! Жизнь.     2. Учебные задачи, которые решают ученики (метапредметные компетентности)              Метапредметная компетентность,  формируемая у учеников на уроке: 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления 2. Способы решения проблем творческого и поискового характера; 3. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 5. Активное   использование   речевых   средств   для   решения   коммуникативных   и познавательных задач; 6. Логические   действия,   установление   аналогий   и   причинно­следственных   связей, построение рассуждений; 7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; 8. Определять   общую   цель   в   совместной   деятельности   и   пути   её   достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной  деятельности,  адекватно   оценивать   собственное  поведение  и   поведение окружающих. Знания и умения, составляющие данную компетентность:            Познавательные:      общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии; проводить опыты по исследованию свойств воды; обобщать, учить выделять существенные признаки природного объекта. Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную задачу, планировать,   контролировать   и   оценивать   свои   действия,   оценка   (адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров) Коммуникативные:       учитывать разные мнения, умение сотрудничать; уметь формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи Личностные: развитие   навыков   сотрудничества   со   сверстниками   при   работе   в   группах,   при проверке, в роли консультантов и организаторов; развитие самостоятельности; бережное отношение к ценностям природы. Методические приемы (учебные задания) Организовать   коммуникативное   взаимодействие,   в   ходе   которого   выявляется   и фиксируется  тема урока и его цель. – Ребята, разгадайте кроссворд и прочитайте слово, которое получилось по вертикали ­ оно подскажет вам тему урока. – Постарайтесь поставить учебную цель урока.  Дети: Открыть новое знание о воде. Выдвижение гипотез, Определение методов исследования, составление плана исследования: – Выдвиньте гипотезы исследования, начните со слов «Мы предполагаем, что вода обладает свойством …(Учитель записывает все выдвинутые детьми гипотезы на доске) – Какими методами исследования можем воспользоваться? (Наблюдение, эксперимент) ­ Как будете работать? 1. Проведение опыта. 2.Формулирование вывода 3. Отчёт о результатах исследования (план на доске) Выводы и обобщения: ­ Вспомните, какова была цель нашего исследования? ­ Достигли мы этой цели? ­ Где и как вы будете использовать знания и умения, полученные на уроке?                 3.  План­конспект урока  с кратким самоанализом 1 этап– Психологический настрой (1 мин.) Цель:  мотивировать   учащихся   к   учебной   деятельности   посредством   создания эмоциональной обстановки. Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы  думаете, почему? Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться. – Потому что наступила настоящая весна. – Сегодня светит солнце. – Может быть, потому что скоро каникулы?  Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания  интересных открытий на нашем уроке ….   2 этап–  Введение в тему урока (4 мин.),  (работа в группах – разгадывание кроссворда с загадками о природных явлениях) Цель: А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется  тема урока и его цель. Б) Согласовать цель и тему урока. Учитель  –   Ребята,   разгадайте   кроссворд   и   прочитайте   слово,   которое   получилось   по вертикали ­ оно подскажет вам тему урока. – Постарайтесь поставить учебную цель урока.  Дети: Открыть новое знание о воде. Задание оказалось сложным для двух групп. Полностью разгадала кроссворд одна группа, и не до конца – две группы. Ничего   не   изменила   бы.   Загадки   –   трудное   задание.   Даже   заменив   загадки,   не   могу утверждать, что все справились бы.  Единственное моё упущение – это то, что я попросила одного ученика прочитать загадки (в целях экономии времени), а можно было дать слово нескольким.    3 этап  ­ Актуализация знаний (3 мин.) Учитель – Давайте подумаем, какое значение вода имеет в природе? Дети:  1)Вода   необходима   для   жизни   всех   живых   организмов  2)  Вода   входит   в   состав живого   организма 3)  Вода  – среда   обитания.  (Карточки  с выводами   закрепляются  на доске) 4 ­  Постановка  проблемы (3 мин.)  Учитель: Вода – это уникальное вещество, которое играет огромную роль в природе. Без неё нет   жизни. Как   вы   думаете,   что   определяет   уникальность,   необычность   этого   вещества? (Дети затрудняются ответить)  –  Чтобы ответить на этот вопрос, давайте изучим свойства воды. Посмотрите в Толковом словаре,   какое   значение   имеет   слово   «свойство» (Свойство   –   качество,   признак, составляющий особенность – Чтобы изучить свойства воды,  нам нужно  провести исследование. отличительную       чего­нибудь)   Не   обратились   к   толковому   словарю   –   моё   упущение.   Разобрались   сами   со   словом «свойство». Думаю, что важно было прочитать значение слова в словаре. 5 этап– Определение темы исследования, цели (1 мин) Учитель: – Сформулируйте тему исследования  Дети: Учитель– Поставьте цель исследования  Свойства   воды Дети: Изучение свойств воды 6 этап ­ Выдвижение гипотез, определение методов исследования, составление плана исследования (3 мин.)  Учитель– Выдвиньте гипотезы исследования, начните со слов «Мы предполагаем, что вода  обладает свойством …(Учитель записывает все выдвинутые детьми гипотезы на доске :  жидкая, нет цвета, не пахнет, может превращаться в лёд, пар, солёная…) – Какими методами исследования можем воспользоваться? Дети: Наблюдение, эксперимент ­ Как будете работать? Дети:1.  Проведение опыта. 2. Формулирование вывода 3. Отчёт о результатах исследования (план на доске) Очень много гипотез выдвинули ребята. Несколько гипотез я не записала на доску, т.к. мы не смогли бы их проверить (была недостаточная база для проведения опытов). Но мы потом обсудили эти гипотезы и что нужно, чтобы их проверить. Эта тема будет ещё изучаться, поработаем и с другими гипотезами о свойствах воды. Физ. минутка 7 этап ­ Организация исследовательской работы (20 мин.)  Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для выведения свойств воды На   столах   групп   лежит   таблица   «Свойства   воды»,       приборы   и   материалы   для   опытов. ­        На столах у каждой группы практически разное оборудование для опытов: полоски цветной бумаги, акварельные краски, кусочки лимона, растворимый кофе, соль, сахар, стакан с молоком, флакон с духами, стаканы с водой, пустые ёмкости разной формы и величины.   Каждая   группа   должна   подумать   и   обсудить   между   собой,   какой   опыт   можно провести с данными приборами и веществами (зачем они нужны?). Вы совещаетесь, но опыт пока не проводите. Когда вы приняли совместное решение,   то вы можете проводить опыты. Опыты безопасны для вас и окружающих, но, тем не менее, будьте аккуратнее и осторожнее. Результат своего опыта вы отражаете на листе бумаги, который тоже находится у вас на столе.   Вы   также   видите   на   своём   листе   вопрос: «Как   мы   применяем   это   свойство   в жизни?» Ответ на него тоже отобразите на этом листе.  Сделайте выводы, занесите данные в таблицу. ­ Итак, группы готовы. Слушаем выступления групп (на доске фиксируются результаты)  8 этап­ Выводы и обобщения (3 мин.) Учитель ­ Вспомните, какова была цель нашего исследования?  ­ Достигли мы этой цели? ­ Где и как вы будете использовать знания и умения, полученные на уроке? Дети:   при   приготовлении   пищи,   в   сельском   хозяйстве,   при   стирке,   на   различных производствах, река, море ­ это дорога, путь… 9 этап­ Рефлексия (5 мин.) ­ Составляем синквейн на тему «Вода» Существительное (1 слово) Прилагательное (2 слова) Глагол (3 слова) Предложение (4 слова) Существитель­ное (синоним)           Представители групп зачитывают синквейны.             10 этап­  Домашнее задание (1 мин.)  Дифференцированное: 1) Прочитать материал по учебнику 2) Подготовить сообщение «Чудо­ –вода» 3) Найти пословицы, стихи, потешки о воде и оформить книжечку.                           4. Анализ работы и поведения учащихся на уроке Работал класс дружно и организованно. Уроки по окружающему миру всегда вызывают у них интерес. Они раскованы, свободны, им есть , что рассказать , чем поделиться. С удовольствием работают в группах: здесь можно показать свои знания и научить другого Совместная деятельность помогает детям мириться с недостатками и видеть преимущества друг друга, т.о. складываются определенные отношения, формируются обще-учебные и специальные умения и навыки. Удачно, мне кажется, использован метод «синквейна» для оценки сформированности предметной компетентности. Дети использовали для составления синквейна знания о свойствах и значении воды, полученные в ходе исследовательской работы и уже имевшиеся у них. Все это было направлено на реализацию основной цели – создание благоприятных условий для изучения новой темы учащимися.                                                        5.  Литература и источники 1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Синквейн 2. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.­метод. пособие. Ростов н/Д., 2008. 3. Шубина Т.И. Деятельностный метод  в  школе http://festival.1september.ru/articles/527236/ 4. Королькова Л.В., Лебедева Н.Б. Групповые формы взаимодействия младших  школьников. Начальная школа. – 2007. – № 2. 5. Землянская Е. Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках.  Начальная школа. – 2008. – № 1.

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА» и буклет для учителя

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА» и буклет для учителя

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА» и буклет для учителя

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА» и буклет для учителя

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА» и буклет для учителя

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА» и буклет для учителя

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА» и буклет для учителя

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА» и буклет для учителя

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА» и буклет для учителя

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА» и буклет для учителя

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА» и буклет для учителя

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА» и буклет для учителя

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА» и буклет для учителя

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА» и буклет для учителя

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА» и буклет для учителя

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА» и буклет для учителя

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА» и буклет для учителя

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА» и буклет для учителя

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА» и буклет для учителя

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА» и буклет для учителя

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА» и буклет для учителя

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА» и буклет для учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2018