Урок по повести В. Тендрякова "Расплата"(10 класс).
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
12.05.2017
После изучения романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" в 10 классе целесообразно провести урок внеклассного чтения по повести В. Тендрякова "Расплата", в которой главный герой Коля Корякин совершает убийство своего отца, думая, как и Раскольников, что делает это во благо.Ребят не оставляет равнодушным проблема, поднятая автором.
тендряков расплата.docx
Урок – диспут
по повести В. Тендрякова «Расплата».
« Нет человека, который был бы как остров.
Каждый человек – часть материка».
(Д.Донн)
Ход урока.
1. Слово учителя: «На одном из собраний в Лейпциге Тендряков сказал:
«Сейчас у человека на планете нет врагов силы природы не
представляют для нас главной опасности. Самый грозный враг человека
– он сам, его разобщенность и непонимание».
Тема понимания человека другим человеком – основная во многих
произведениях писателя. Сегодня на уроке мы поведем разговор о
повести «Расплата», написанной в 1979 году.
2. Сообщение ученика о замысле повести. Тендряков вспоминал: «Один
из моих очень близких знакомых, медик по профессии, однажды
рассказал мне, что по просьбе следственных органов ему пришлось
освидетельствовать мальчика, убившего своего отца. Он должен был
решить: вменяем мальчик или нет. Факт поразил меня». Прошло время.
Писателя не оставляла в покое эта история. Он позвонил следователю,
чтобы узнать конец ее. Ответ следователя поразил Тендрякова еще
больше: «Мальчик убил отца? Это когда? У меня ведь таких случаев
очень много». На этом жизненном материале была создана повесть, она
широко обсуждалась всей страной. Тендрякову присылали письма,
телеграммы, в которых мнения разделились: и за, и против Кольки,
героя повести, были многие.
3. Беседа с учащимися. – Как вы понимаете слово «расплата»?
(Учащиеся заранее выписали значение слова по словарю). В словаре
С.Ожегова отмечено два значения: 1) то же, что расплатиться(уплатить
полностью, в переносном значении – отомстить, наказать и понести
наказание за чтонибудь); 2) кара, возмездие.
Какое из значений можно соотнести с названием повести? Итак,
расплата кара, возмездие. Но за что? Кому? Ответы мы попытаемся
найти сегодня на уроке с помощью диспута. Примерные вопросы для обсуждения.
1. Как произошло убийство?
2. Пушкин утверждал: «Гений и злодейство – две вещи несовместные».
Можно ли совместить счастье и убийство?
3. Можно ли убить ради жизни?
4. Можно ли гордиться Колькой?
5.
Учитель литературы Аркадий Кириллович, споря со Славой
Кушелевым, сказал: «Если этот случай с Колей Корякиным пройдет
сейчас мимо вас, никак не изменит, то вы не будете по настоящему
счастливы в жизни». Согласны ли вы со словами учителя?
6. Эпиграф к уроку – слова английского поэта 17 века. Как вы
понимаете эти слова? Можно ли их соотнести с повестью
Тендрякова?
7. Сам писатель однажды сказал: «За понимание друг друга люди
платят кровью и кусками жизни». Согласны ли вы с этим
утверждением?
8. Кто виноват в преступлении: человек, совершивший убийство,
общество, семья? ( Вспомним слова матери убитого Евдокии
Корякиной: « Сама же признаюсь открыто – неправедно жила, урода
добрым людям сотворила») .
9. Могла ли школа подтолкнуть своего ученика к отцеубийству?
10.Каково значение опыта в жизни человека? Что об этом говорил
Коля?
11.«Совсем плохих людей не бывает на свете», выстрадал Коля.
Согласны ли вы с ним?
12.Какую параллель можно провести между романом Ф.Достоевского
«Преступление и наказание» и повестью «Расплата»?
Домашнее задание (на выбор учащегося).
1. Попробовать написать дневник Коли Корякина, в котором
проследить историю преступления.
2. Написать сочинение рассуждение « Кто виноват в
преступлении?»
3. Написать рецензию на повесть.
4. Составить протокол одного преступления.
Урок по повести В. Тендрякова "Расплата"(10 класс).
Урок по повести В. Тендрякова "Расплата"(10 класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.