Урок по природоведению "Наблюдение световых явлений"
Оценка 4.8

Урок по природоведению "Наблюдение световых явлений"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
естествознание +1
5 кл
26.02.2017
Урок по природоведению "Наблюдение световых явлений"
На уроке по данной теме углубляются знания школьников о световых явлениях, их значении в природе. Ученики учатся наблюдать с помощью опытов отражение и преломление света, тень и полутень, дисперсию, интерференцию и дифракцию света; учитель на доступном для учащихся уровне даёт объяснение этим явлениям. Важно, что уже сейчас, в 5 классе, у детей формируются навыки проведения эксперимента, они учатся наблюдать, анализировать, делать выводы. Всё это приводит к развитию у учеников интереса к изучению предметов естественного цикла.
Урок Наблюдение световых явлений.doc
Урок по природоведению Тема. Наблюдение световых явлений. Учитель Луганской школы № 18 Карасёва Ирина Дмитриевна Цели урока: углубить знания обучающихся о световых явлениях, их значении в природе; наблюдать   с   помощью   опытов   отражение   и   преломление   света,   тень   и полутень,   дисперсию,   интерференцию   и   дифракцию   света;   рассмотреть световые   явления,   на   доступном   для   обучающихся   уровне   дать   им объяснение; формировать навыки проведения эксперимента, способствовать развитию   культуры   речи   школьников,   умению   наблюдать,   анализировать, делать   выводы;   развивать   у   учеников   интерес   к   изучению   данной   темы; воспитывать аккуратность, добросовестное отношение к учебному труду. Тип урока: комбинированный. Оборудование:  1) экран, фонарик, непрозрачные предметы разной формы. 2) стаканчик с чистой водой, карандаш; проволочная рамка, стакан с мыльным раствором;   две   стеклянные   пластинки   (тонкие);   дифракционная   решётка; компакт­диск; стеклянная пластинка со скошенными гранями.  Ход урока. 1. Организационный этап. 2. Мотивация учебной и познавательной деятельности. Объявление темы урока. Начать   сегодняшний   урок   я   хочу   со   слов   русского   писателя   Виталия Александровича   Закруткина:  «Так   рано   утром,   когда   на   луговое   разнотравье   падёт чистая   роса   и   огненно   зарозовеет   небо,   каждая   крохотная   росинка,   мерцая, отражает   в   себе   явившийся   людям   торжественный,   сияющий   над   всей   землёй, славящий жизнь солнечный лик…»  Что описывает писатель? (восход Солнца над Землёй) А Фёдор Иванович Тютчев писал так: Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоен.  Почему «мир природы избытком жизни упоён»? (все радуются Солнцу, свету)  О чём же пойдёт речь на уроке? (о свете, световых явлениях, об их значении  для                    всего живого) Действительно, тема урока: «Наблюдение световых явлений» (запись в  тетрадь). 3. Изложение нового материала. Свет…  Его  значение   в  нашей  жизни   очень  велико.     Учение   о  свете  и   световых явлениях составляет очень важный раздел физики, называемый оптикой.  Запись в тетрадь: Оптика – учение о свете и световых явлениях. Чтобы выяснить причины тех или иных световых явлений, нужно обнаружить связь наблюдаемого   явления   с   другими   и   объяснить   его   на   основании   определенного   закона природы. Тогда загадочность явления исчезает, и мы приобретаем о нем научное знание. И в повседневной жизни мы встречаемся со многими световыми явлениями и не задумываемся над ними ­ настолько они привычны для нас, но объяснить их мы часто затрудняемся.  Окружающий нас мир мы воспринимаем и познаем, прежде всего, благодаря свету и нашим зрительным ощущениям. Мир солнечного света, воспринимаемый нашим органом зрения, огромен, разнообразен, неисчерпаем. Все удивительное богатство форм предметов, их цветовых тонов, оттенков, уровней яркости, которые мы встречаем в окружающей нас природе на Земле, в атмосфере, ­ все породили Солнце и глаз человека! 4. Изложение нового материала. Наблюдение световых явлений. Мирозданье постигая, Все познай, не отбирая: Что — внутри, во внешнем сыщешь; Что — вовне, внутри отыщешь. Так примите ж без оглядки Мира внятные загадки.                                         Иоганн Гёте. Сейчас я предлагаю вам пронаблюдать некоторые световые явления. Итак, начнём… Опыт 1.   Направим на экран, висящий на стене свет от карманного фонарика. На доске появится светлое пятно в форме круга. А теперь между фонариком и экраном поместим   непрозрачный   предмет.   На   светлой   части   доски   появится   тёмное изображение,   которое   повторяет   очертания   этого   предмета  (тень).  Возьмём предмет другой формы и увидим изображение такой же формы.  Чем можно объяснить появление тени? (свет распространяется  прямолинейно)  Как вы считаете, если бы свет проходил сквозь предметы, могли бы мы их                    воспринимать?  Почему изображение получается той же формы, что и фигурка? Запись в тетрадь: Закон распространения света: в однородной прозрачной среде свет распространяется прямолинейно. Примерами   образования   тени   в   масштабах   Солнечной   системы   являются   лунные   и солнечные затмения. Световые лучи отражаются от других тел и попадают в глаз человека. Тела чёрного цвета не отражают, а поглощают свет. Лучше всего отражают свет белые тела и зеркало. Благодаря  отражению   света  мы   наблюдаем   своё   отражение   в   зеркале,   видим отражение предметов в лужах, в водоёмах. Опыт 2. Опустите в стаканчик с водой карандаш  и посмотрите сквозь стекло на                  поверхность воды. Что вы наблюдаете? (ученики отвечают) Так, стеклянная палочка, опущенная в воду, кажется сломанной. Вытащив карандаш из воды, вы увидите, что он цел. Это явление получило название преломления света. Наверняка   вы   наблюдали   и   другие   световые   явления,   а   может,   кто­то   из   вас задумывался над тем, почему это происходит. (Затемняем класс, включаем свет) Опыт 3. Возьмите проволочную рамку и опустите её в стаканчик с мыльным                         раствором. Вытащив, расположите проволочную рамку вертикально и                  рассмотрите образовавшуюся плёнку. Что вы видите?                       А теперь рассмотрите плёнку на свет (убрать затемнение). Что                  произошло? (ученики отвечают) Сначала   вы   видели   на   плёнке   светлые   и   тёмные   горизонтальные   полосы, изменяющиеся по ширине. Это явление носит название интерференции света.  Когда   же   мыльную   плёнку   осветили   белым   светом,   полосы   окрасились   в   цвета радуги, причём обратите внимание: вверху – синий, внизу – красный.  Опыт 4. Постарайтесь выдуть мыльный пузырь и рассмотрите его. Что наблюдаете?                 (ответ обучающихся) На   верхней   и   нижней   части   пузыря   –   так   называемые   интерференционные   кольца, окрашенные  в цвета радуги.  Верхний край каждого светлого  кольца имеет  синий  цвет, нижний – красный.  Опыт 5.   Возьмите две стеклянные пластинки, сложите их вместе и сожмите                        пальцами. Рассмотрите их, расположив на тёмном фоне так, чтобы не было                   на стекле бликов от окон. Что видите? (обучающиеся отвечают)                        Измените нажим и пронаблюдайте изменение расположения и формы                         полос. В некоторых местах ­ яркие радужные кольцеобразные или замкнутые неправильной формы полосы. Их называют кольцами Ньютона.  Поверхности пластинок не могут быть совершенно ровными, поэтому соприкасаются они только в нескольких местах. Вокруг этих мест образуются тончайшие воздушные клинья различной формы, дающие картину интерференции. Опыт   6.  Прикройте   свои   глазки   так,   чтобы   сквозь   ресницы   вы   могли   видеть,   что происходит вокруг. Но не нужно всё это рассматривать. Посмотрите, что вы видите прямо перед глазами? (решёточку из ресниц) Ваши   реснички   образуют   так   называемую   дифракционную   решётку.   Настоящую дифракционную решётку вы можете рассмотреть, она находиться у вас на столах. Если вы присмотритесь внимательно, то увидите множество штрихов, нанесённых на стекло. На 1 мм находится 100 штрихов, бывает гораздо больше. С помощью этой решётки вы можете наблюдать такое явление, как дифракция света. Опыт 7.   Посмотрите сквозь решётку на свет,   и вы увидите полосы, окрашенные в цвета радуги, которые вы наблюдали в предыдущих опытах. Окрашены они благодаря белому свету. Опыт 8. Возьмите компакт­диск, расположите его перед глазами горизонтально и            посмотрите на свет. Вы увидите такую же разноцветную картину. Компакт­диск,   грампластинка   имеют   множество   бороздок   и   являются дифракционными   решётками.   Яркость   цветов   зависит   от   частоты   нанесенных   на   них бороздок и от величины угла падения лучей на них. А   главное   объяснение   состоит   в   том,   что  белый   свет   –   сложный   свет,   при определённых условиях он разлагается в спектр – разноцветную полосу. Принято считать, что спектр состоит из семи цветов радуги: КОЖЗГСФ (каждый охотник желает знать, где сидит фазан). Запись в тетради: Белый свет – сложный свет, он разлагается в спектр (КОЖЗГСФ). Опыт 9. У вас на столах лежат стеклянные пластинки со скошенными гранями.                  Возьмите такую пластинку и посмотрите на свет от окна через грань. Что                  видите? (обучающиеся комментируют увиденное) И снова стеклянная пластинка разложила белый свет в спектр. Таким   образом,   вы   видите,   что   все   световые   явления   мы   можем   наблюдать благодаря белому свету и некоторому прозрачному телу (кстати, хрусталик глаза тоже прозрачное тело). Световые явления в природе. Удивительные   световые   явления,   которые   я   вам   хочу   представить,   можно наблюдать всегда и везде: в ясный и в пасмурный день, на суше и на море, в сельской местности и даже в городах.  Презентация «Удивительные световые явления в природе» 5. Подведение итогов урока.  Мой рассказ о мире солнечного света не закончен. Большинство загадок природы было обнаружено при наблюдении за небесным сводом, без каких – либо приборов, просто невооруженным глазом. И сколько новых знаний было получено в процессе разгадывания этих загадок! Напряженный ритм жизни приковывает внимание человека к тому, что он видит перед собой в непосредственной близости на Земле. Человек отвыкает наблюдать за небом. Поэтому хочется призвать всех: при каждой возможности отрывайте взгляд от земли и смотрите на небо! Как разнообразно оно и каждый раз по­своему удивительно красиво! Мне хочется пожелать всем: при каждой   возможности пристально наблюдайте за окружающей природой, и она загадает вам еще много интересных новых загадок! Солнечные лучи освещают весь земной шар. Прекрасен мир солнечного света. Он доставляет радость всем живущим на Земле.  6. Рефлексия.  Сегодня я узнал…  Было интересно…  Было трудно…  Я выполнял задания…  Я понял, что…  Теперь я могу…  Я попробую…  Меня удивило…  Мне захотелось… 7. Домашнее задание: подобрать загадки на тему «Световые явления», записать 3­4                                            загадки в тетрадь, чтобы загадать их одноклассникам на                                            следующем уроке.

Урок по природоведению "Наблюдение световых явлений"

Урок по природоведению "Наблюдение световых явлений"

Урок по природоведению "Наблюдение световых явлений"

Урок по природоведению "Наблюдение световых явлений"

Урок по природоведению "Наблюдение световых явлений"

Урок по природоведению "Наблюдение световых явлений"

Урок по природоведению "Наблюдение световых явлений"

Урок по природоведению "Наблюдение световых явлений"

Урок по природоведению "Наблюдение световых явлений"

Урок по природоведению "Наблюдение световых явлений"

Урок по природоведению "Наблюдение световых явлений"

Урок по природоведению "Наблюдение световых явлений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2017