Урок по рассказу Б. Екимова " Говори, мама, говори..."
Оценка 5

Урок по рассказу Б. Екимова " Говори, мама, говори..."

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
19.02.2017
Урок по рассказу Б. Екимова " Говори, мама, говори..."
Открытый урок по литературе для 6х классов для внеклассного чтения. На уроке представлены две презентации " Биография Б. Екимова" и " Образ Матери в русской литературе". Класс был разбит на группы, которые делали мини-исследования по тексту. Использовались разные формы работы на уроке.
Говори, мама....doc
«Говори, мама, говори…» (Открытый урок по рассказу Б. Екимова «Говори, мама,  говори…») Тип урока: Урок изучения нового материала. Цель урока:   ­ помочь учащимся понять основную мысль произведения  ­ раскрыть нравственные проблемы, поднятые автором в нем. Задачи: Образовательная: создать условия для формирования у учащихся понимания идеи и  темы, умения определять проблемы в тексте. Развивающая: мотивировать на развитие творческих, речевых способностей учащихся, формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных), развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; Воспитывающая: воспитывать чувство уважения к матери, как к самому дорогому  человеку. Эпиграф к уроку: 1 слайд "Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу….".  А.М.Горький  (на фоне музыки)  Соня Р.Дождь в окошко стучит, как замерзшая птица. Но она не уснет, продолжая нас ждать. Я сегодня хочу до земли поклониться Нашей женщине русской, по имени МАТЬ. Ксения Той, которая жизнь подарила нам в муках, Той, что с нами, порой, не спала по ночам. Прижимали к груди ее теплые руки. И молилась за нас всем Святым Образам. Иван.Той, которая Бога просила о счастье, За здоровье своих дочерей, сыновей. Каждый новый наш шаг – для нее был как праздник. И больнее ей было от боли детей. Таня.Из родного гнезда вылетаем, как птицы: Поскорее нам хочется взрослыми стать. Я сегодня хочу до земли поклониться. Нашей женщине русской, по имени МАТЬ. Учитель: ­ Человек, только­только начинающий лопотать, неуверенно складывает по  слогам «ма­ма».  ­ Почерневший от бессонной работы хлебороб благодарно произносит:  «Спасибо, кормилица­мать…» ­ Солдат посылает последнюю пулю врагу: «За Родину­мать!»  ­Все прекрасное на земле рождено женщиной и любовью. А человеческое в  человеке берет начало с любви к матери. Что может быть на свете священнее  имени матери!..  ­Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с  именем этим связано и само понятие жизни. ­ «О матерях можно рассказывать бесконечно.» Так сказал М.Горький , и  многие писатели и поэты в своих произведениях описывали этот прекрасный  образ.  Презентация «Образ матери на страницах литературы» ( Алиса) Уч:   Не обошел стороной этот образ и Борис Екимов.  ­Борис Екимов – интересный современный писатель, который на страницах  своих произведений обращается к этому прекрасному образу.   ­Презентация “Борис Екимов – писатель нашей современности».  ( Валерия) ­ Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь. К сожалению,  Б.Екимов не помнит свою маму.  ­Может быть, поэтому он обращается к этому образу в рассказе «Говори,  мама, говори» Учитель: К сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ Б.Екимова.  ­Как бы вы обозначили тему нашего урока? (Я бы взяла слова дочери в конце  рассказа)  Учитель: Что вы чувствовали, когда читали это маленькое по объему  произведение? Чтение по ролям Разговор в начале рассказа и в конце ­Что изменилось? Уч: Скажите, актуален ли сейчас этот рассказ? А на вопрос ПОЧЕМУ вы  ответите попозже, поработав в группах. 1 группа  По утрам звонил телефон­ мобильник. Черная коробочка оживала: загорался в ней свет, пела веселая музыка и объявлялся голос дочери, словно рядом она: ­ Мама, здравствуй! Ты в порядке? Молодец! Вопросы и пожелания? Замечательно! Тогда целую. Будь­будь! Коробочка тухла, смолкала. Старая Катерина дивилась на нее, не могла привыкнуть. Такая вроде малость­ спичечный коробок. Никаких проводов. Лежит­лежит­ и вдруг заиграет, засветит, и голос дочери: ­Мама, здравствуй! Ты в порядке? Не надумала ехать? Гляди... Вопросов нет? Целую. Будь­ будь! А ведь до города, где дочь живет, полторы сотни верст. И не всегда легких, особенно в непогоду. Но   в   тот   год   осень   выдалась   долгая,   теплая.   Возле   хутора,   на   окрестных   курганах, порыжела трава, а тополевое да вербовое займище возле Дона стояло зеленым, и по дворам по­летнему зеленели груши да вишни, хотя по времени им давно пора отгореть рдяным да багровым тихим пожаром. Птичий   перелет   затянулся.   Неспешно   уходила   на   юг   казарка,   вызванивая   где­то   в туманистом, ненастном небе негромкое онг­онг... онг­онг... Да что о птице говорить, если бабка Катерина, иссохшая, горбатенькая от возраста, но еще проворная старушка, никак не могла собраться в отъезд. Вопросы 1.В какое время происходит действие рассказа? Докажите. 2.Опишите главную героиню 3.Кто ей звонил по утрам? 4.Из каких слов состоял диалог? 5.Как автор описывает мобильный телефон? 6.Докажите словами из текста , как относится к этому виду связи? 7.Выберите проблему, которая поднимается в отрывке. ( Подмена живого,  эмоционального общения сухими звонками) Группа 2. Кидаю умом, не накину... ­жаловалась она соседке. ­Ехать, не ехать?.. А может, так и будет тепло стоять? Гутарят по радио: навовсе поломалась погода. Ныне ведь Пост пошел, а сороки ко двору не прибились. Тепло­растепло. Туды­сюды... Рождество да Крещенье. А там пора об рассаде думать. Чего зря и ехать, колготу разводить. Соседка лишь вздыхала: до весны, до рассады было еще ох как далеко. Но   старая   Катерина,   скорее   себя   убеждая,   вынимала   из­за   пазухи   еще   один   довод­ мобильный телефон. Мобила! ­горделиво повторяла она слова городского внука.­ Одно слово­ мобила. Нажал кнопку, и враз ­ Мария. Другую нажал­ Коля. Кому хочешь, жалься. И чего нам не жить? ­вопрошала она. ­Зачем уезжать? Хату кидать, хозяйство... Этот разговор был не первый. С детьми толковала, с соседкой, но чаще сама с собой. Последние годы она уезжала зимовать к дочери в город, дело ­возраст: трудно всякий день печку топить да воду носить из колодца. По грязи да в гололед. Упадешь, расшибешься. И кто поднимет? Хутор, еще недавно людный, с кончиной колхоза разошелся, разъехался, вымер. Остались лишь   старики   да   пьянь.   И   хлеб   не   возят,   про   остальное   не   говоря.   Тяжело   старому человеку зимовать. Вот и уезжала к своим. Но с хутором, с гнездом насиженным нелегко расставаться. Куда девать малую живность: Тузика, кошку да кур? Распихивать по людям?.. И о хате душа болит. Пьянчуги залезут, последние   кастрю­   лешки   упрут.   Да   и   не   больно   весело   на   старости   лет   новые   углы обживать.   Хоть   и   родные   дети;   но   стены   чужие   и   вовсе   другая   жизнь.   Гостюй   да оглядывайся. Вот и думала: ехать.., не ехать?.. А тут еще телефон привезли на подмогу ­"мобилу". Вопросы группе: 1. О чём думала главная героиня? 2. Кому могла позвонить она? 3. 3.Где проводила зиму главная героиня? Докажите из текста. 4. Почему ей трудно расстаться со своей хатой? 5. Как автор здесь называет мобильный телефон? Почему? 6. Как вы думаете, по какому календарю живёт главная героиня? 7 Выберите проблему, которая поднимается в отрывке. (Уважение к возрасту  человека, его привычкам, образу жизни) Группа 3 Долго объясняли про кнопки: какие нажимать, а какие не трогать. Обычно звонила  дочь из города, по утрам. Запоет веселая музыка, вспыхнет в коробочке свет. Поначалу старой Катерине казалось, что там, словно в малом, но телевизоре, появится лицо дочери. Объявлялся лишь голос, далекий и ненадолго: ­ Мама, здравствуй! Ты в порядке? Молодец. Вопросы есть? Вот и хорошо. Целую. Будь­ будь. Не успеешь опомниться, а уже свет потух, коробочка смолкла. Снова   миновал   день,   за   ним­   другой.   Старой   женщины   жизнь   катилась   привычно: подняться,   прибраться,   выпустить   на   волю   кур;   покормить   да   напоить   свою   малую живность   да   и   самой   чего   поклевать.   А   потом   пойдет   цеплять   дело   за   дело.   Не   зря говорится: хоть и дом невелик, а сидеть не велит. Просторное подворье, которым когда­то кормилась немалая семья: огород, картофельник, левада.   Сараи,   закуты,   курятник.   Летняя   кухня­мазанка,  погреб   с   выходом.   Плетневая городьба,   забор.   Земля,   которую   нужно   копать   помаленьку,   пока   тепло.   И   дровишки пилить, ширкая ручною пилой на забазье. Уголек нынче стал дорогущий, его не укупишь. Вопросы группе: 1.Как происходит разговор между дочерью и матерью? 2.Чего больше хотелось главной героине в разговоре с дочерью? 3.Как проходил день главной героини? 4.Опишите жилище главной героини. 5. Найдите пословицу в отрывке и раскройте её смысл. 6.Найдите диалекты. Объясните, с какой целью автор вводит их в текст. 7. Выберите проблему, которая поднимается в отрывке. (недостаточное внимание по  отношению к близким людям) Группа 4. Прошел еще один день. А утром слегка подморозило. Деревья, кусты и сухие травы стояли в легком куржаке­ белом пушистом инее. Старая Катерина, выйдя во двор, глядела вокруг, на эту красоту, радуясь, а надо бы вниз, под ноги глядеть. Шла­шла, запнулась, упала, больно ударившись о корневище. Неловко начался день, да так и пошел не в лад. Как всегда поутру, засветил и запел телефон мобильный. ­ Здравствуй, моя доча, здравствуй. Одно лишь звание, что­ живая. Я нынче так вдарилась,­ пожаловалась она.­ Не то нога подыграла, а может, склизь. Где, где... ­подосадовала она. ­ Во дворе. Воротца пошла отворять, с ночи. Атама, возля ворот, там грушина­черномяска. Ты   ее   любишь.   Она   сладимая.   Я   из   нее   вам   компот   варю.   Иначе   бы   я   ее   давно ликвидировала. Возля этой грушины... Мама,­ раздался в телефоне далекий голос, конкретней говори, что случилось, а не про сладимую грушину. А я тебе о чем и толкую. Тама корень из земли вылез, как змеюка. А я шла, не глядела. Да тут еще глупомордая кошка под ноги суется. Этот корень... Летось Володю просила до скольких разов: убери его Христа ради. Он на самом ходу. Черномяска... ­ Мама, говори, пожалуйста, конкретней. О себе, а не о черномяске. Не забывай, что это­ мобильник, тариф. Что болит? Ничего не сломала? Вроде бы не сломала, все поняла старая женщина.­ Прикладаю капустный лист. На том и закончился с дочерью разговор. Остальное самой себе пришлось досказывать: "Чего болит, не болит... Все у меня болит, каждая косточка. Такая жизнь позади..."    Вопросы группе: 1. Что произошло с главной героиней? 2. О чём был разговор на этот раз между дочкой и матерью? 3. Что пыталась объяснить главная героиня дочери? 4. Почему дочь прервала разговор? 5. Охарактеризуйте дочь в этом отрывке. 6. Почему героиня говорит « Такая жизнь позади…»? 7. Выберите проблему, которая поднимается в отрывке. (Нехватка времени,  постоянная занятость людей) Группа 5.   В свою пору включила радио, ожидая слов о погоде. Но после короткого молчания из репродуктора донесся мягкий, ласковый голос молодой женщины: Болят ваши косточки?.. Болят, моя доча... Ноют руки и ноги?.. — словно угадывая и зная судьбу, спрашивал добрый голос. Спасу нет... Молодые были, не чуяли. В доярках да в свинарках. А обувка никакая. А потом в резиновые сапоги влезли, зимой и летом в них. Вот и нудят... Болит ваша спина... мягко ворковал, словно завораживая, женский голос. Заболит, моя доча... Век на горбу таскала чувалы да вахли с соломой. Как не болеть... Такая жизнь... Жизнь ведь и вправду нелегкой выдалась: война, сиротство, тяжкая колхозная работа. Ласковый голос из репродуктора вещал и вещал. А потом смолк. Старая   женщина   даже   всплакнула,   ругая   себя:   "Овечка   глупая...   Чего   ревешь?..   Но плакалось. И от слез вроде бы стало легче. Вопросы группе: 1.С кем разговаривала главная героиня? 2.Что заставило её говорить с репродуктором? 3.На что жалуется главная героиня? 4.Расскажите, какая жизнь в молодости была у героини? 5.Почему автор говорит « Ласковый голос…?» 6.Почему плакала героиня? 7. Выберите проблему, которая поднимается в отрывке. (чувство одиночества) Группа 6  И   тут   совсем   неожиданно,   в   обеденный   неурочный   час,   заиграла   музыка   и   засветил, проснувшись, мобильный телефон. Старая женщина испугалась: Доча, доча... Чего случилось? Не заболел кто? А я всполохнулась: не к сроку звонишь. Ты на меня, доча, не держи обиду. Я знаю, что дорогой телефон, деньги большие. Но я ведь взаправду чуток не убилась. Тама, возля этой дулинки... — Она опомнилась: — Господи, опять я про эту дулинку, прости, моя доча... Издалека, через многие километры, донесся голос дочери: Говори, мама, говори... Вот я и гутарю. Ныне какая­то склизь. А тут еще эта кошка... Да корень этот под ноги лезет,   от   грушины.   Нам,   старым,   ныне   ведь   все   мешает.   Я   бы   эту   грушину   навовсе ликвидировала, но ты ее любишь. Запарить ее и сушить, как бывалоча… Опять я не то плету… Прости, моя доча. Ты слышишь меня?... В  далеком   городе   дочь  ее   слышала   и   даже   видела,   прикрыв   глаза,   старую   мать   свою: маленькую, согбенную, в белом платочке. Увидела, но почуяла вдруг, как все это зыбко и ненадежно: телефонная связь, видение. ­ Говори, мама…­ просила она и боялась лишь одного: вдруг оборвется и, может быть навсегда, этот голос и эта жизнь...  –ГОВОРИ, МАМА, ГОВОРИ….! Вопросы группе: 1.С кем разговаривала героиня? 2. Почему она встревожилась телефонному звонку? 3.О чём был разговор? 4. Зачем автор говорит « …и даже видела , прикрыв глаза, старую мать  свою…»? 5.Что почувствовала дочь в данный момент? 6. О чём попросила дочь свою мать? 7 Выберите проблему, которая поднимается в отрывке. (Любовь и почитание своих  родителей) Учитель: Какой мы видим главную героиню в рассказе?  Попробуйте составить ее портрет. (Бабка Катерина – маленькая, «иссохшая, горбатенькая   от   возраста,   но   еще   проворная   старушка».   В   рассказе упоминаются трое ее детей: дочь Мария, сыновья Коля и Володя. Когда – то семья   была   большая.   Хозяйство   держала   немалое.   Всю   свою   жизнь   она трудилась в колхозе не покладая рук, детей хороших вырастила. Теперь живет одна. Дети разъехались давно. Дочь живет в городе в полутораста километрах от матери. Зимовать Катерина уезжает к дочери, но с большой неохотой). ­ а её дочь?  ­ Сравните телефонный разговор в начале и в конце. Что изменилось?  Учитель: А докажите, что  этот рассказ актуален?    ПРОБЛЕМЫ!!!!! ­Чему учит нас этот рассказ, о чем мы должны помнить всегда?    Учитель: Не обижайте матерей, на матерей не обижайтесь, Перед разлукой у дверей нежнее с ними попрощайтесь. И уходить за поворот вы не спешите, не спешите, И ей, стоящей у ворот, как можно дольше помашите. Вздыхают матери в тиши, в тиши ночей, в тиши тревожной. Для них мы вечно малыши, и с этим спорить невозможно. Так будьте чуточку добрей, опекой их  не раздражайтесь. Не обижайте матерей, на матерей не обижайтесь. Пишите письма им скорей и слов высоких не стесняйтесь. Не обижайте матерей, на матерей не обижайтесь

Урок по рассказу Б. Екимова " Говори, мама, говори..."

Урок по рассказу Б. Екимова " Говори, мама, говори..."

Урок по рассказу Б. Екимова " Говори, мама, говори..."

Урок по рассказу Б. Екимова " Говори, мама, говори..."

Урок по рассказу Б. Екимова " Говори, мама, говори..."

Урок по рассказу Б. Екимова " Говори, мама, говори..."

Урок по рассказу Б. Екимова " Говори, мама, говори..."

Урок по рассказу Б. Екимова " Говори, мама, говори..."

Урок по рассказу Б. Екимова " Говори, мама, говори..."

Урок по рассказу Б. Екимова " Говори, мама, говори..."

Урок по рассказу Б. Екимова " Говори, мама, говори..."

Урок по рассказу Б. Екимова " Говори, мама, говори..."

Урок по рассказу Б. Екимова " Говори, мама, говори..."

Урок по рассказу Б. Екимова " Говори, мама, говори..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2017