На уроке используется деятельностная технология - проблемного обучения, которая отвечает требованиям времени-знания не сообщаются учащимся в готовом виде, а добываются в процессе самостоятельного поиска под руководством учителя.
Продолжительность занятия-2 урока.
Ожидаемые результаты - принятие ценности строгой доброты; развитие диалогической и монологической речи учащихся, умения создавать связный текст, работать в группах, парах.
Урок завершается написанием творческой работы, в которой учащиеся должны дать аргументированный ответ на поставленный вопрос.
Тип урока: Урок систематизации знаний учащихся по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» и открытия новых знаний.
Автор: Солоняк Татьяна Владимировна
Номинация: урок с использованием информационных технологий
Тема урока: Доброта строгая и всеразрешающая. Которая из них настоящая?
(по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»)
Предмет: литература
Класс: 6Актуальность и новизна разработки.
Введение.
Стремительное в последнее время развитие информационнокоммуникационных
технологий (ИКТ) привело к расширению их использования в образовании. Занятия
с использованием ИКТ имеют свои методические возможности и преимущества:
организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной
самостоятельности и творчества;
повышение эффективности образовательного процесса;
обеспечение интеграции урочной и внеурочной деятельности;
повышение мотивации к обучению, в частности за счёт мультимедийных эффектов;
развитие нагляднообразного мышления;
формирование навыков работы с информацией (производить поиск, отбор,
переработку, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических
связей и др.), способствуя тем самым формированию информационной культуры
школьников;
Поэтому урок был мной разработан с использованием данной технологии.
Кроме вышеназванной технологии, на уроке используется деятельностная
технология проблемного обучения, которая отвечает требованиям временизнания не
сообщаются учащимся в готовом виде, а добываются в процессе самостоятельного поиска
под руководством учителя.
Продолжительность занятия2 урока.
Ожидаемые результаты принятие ценности строгой доброты; развитие диалогической
и монологической речи учащихся, умения создавать связный текст, работать в группах,
парах.
Урок завершается написанием творческой работы, в которой учащиеся должны дать
аргументированный ответ на поставленный вопрос.
Тип урока: Урок систематизации знаний учащихся по рассказу В.П. Астафьева «Конь с
розовой гривой» и открытия новых знаний.
Цели урока:
Образовательные цели:
1. Обеспечить усвоение учащимися понятий доброты строгой и всеразрешающей.
2. Анализировать героев произведения.Развивающие цели:
1. Развивать навыки осмысленного чтения.
2. Совершенствовать диалогическую и монологическую (устную) и письменную речь
учащихся.
3.
Совершенствовать умение работать в группах, парах.
4. Совершенствовать умение объективно оценивать себя и товарища.
Воспитывающие цели:
Воспитывать понимание ценности строгой доброты.
Оборудование:
1. Компьютерная презентация к уроку.
2. Карточки «Правила работы в группах» по количеству групп.
3. Учебникхрестоматия.
4. Рабочая тетрадь
5. Приложение
Конспект урока
Учебный
материал
Этап
ы
урока
Действия
учителя
Действия
учеников
цели
Технолог
ииПодг
отов.
Создание
слайдов 14.
Инструктирование
учащихся
Выполнение
презентации
0
1.
2.
Орг.
мо
мент
Акту
ализа
ция
знани
й
1.Работа с
цитатой.
«Сколько лет с
тех пор прошло!
Сколько
событий минуло!
А я все не могу
забыть
бабушкиного
пряника – того
дивного коня с
розовой гривой»
( Слайд 1).
2.Об
автобиографич
ности прозы
В.П.Астафьева
( Слайды 2, 3,4)
Приветствует.
Учитель читает
эпиграф.
Задает вопрос:
Откуда эти слова?
Отмечает:
Виктор Петрович
Астафьев –
известный
талантливый
писатель, наш
современник.
Большинство
произведений
Астафьева
автобиографичны,
почти все они о
родине Виктора
Петровича – Сибири,
о далеком
деревенском детстве,
которое было
удивительно
прекрасной порой, о
трудном пути
взросления.
ИКТ
Развитие
ИКТ
компетентно
сти
Создание
рабочего
настроя,
благоприятн
ого климата.
Включить в
деятельност
ь
ИКТ
Развивать
умение слу
шать и
конспектиро
вать
Отвечают на
вопросы
Проверяется
умение3. Вопросы по
тексту.
3
Работа с
кластером
(Слайд 5).
Формулировка
проблемных
вопросов в
группах.
Пост
анов
ка
учеб
ной
зада
чи
Задает вопросы
Кому принадлежат
эти слова?
Что вы о нём
узнали?
Почему этот пряник
конём не может
забыть рассказчик?
Назовите героев,
которые окружают
мальчика. Какую
роль сыграл каждый
из них в
произошедшей
ситуации?
Какие люди
окружают Витьку?
А доброта бабушки
похожа на доброту
Левонтия?
Посмотрите, ребята,
слово одно, а люди
проявляют это
качество поразному.
Что вас удивляет?
Какие вопросы
возникают?
Помогает, наводит
серией вопросов на
формулировку
проблемы ,если
возникнет
анализирова
ть текст.
Заполняют
кластер
ТРКМЧЧ
и П
Уметь
отбирать
главную
информацию
из текста
Развивать
умение
критически
мыслить,
анализирова
ть
Создание
проблемн
ой
ситуации
Ребята
пытаются
формулиров
ать вопросы:
1. Какие
качества
свойственны
доброму
человеку?
2. Какая
доброта у
бабушки?
3. Что
можно ска
зать о добро
те
Левонтия?
4 Какая
доброта луч
ше?
Обсуждают
в группах,
результат
озвучивают в
классе,
сверяют с
ответами на
слайде 84.
Откр
ытие
ново
го
знан
ия.
Развивать
диалогогиче
скую речь ,
умение
работать в
группе.
Проблемн
ое
обучение
необходимость.
записываю в
тетрадь
Этот вопрос и будут
темой нашего урока.
Запишите в
тетрадь.
Постарайтесь
ответить:
Что отличает
доброго человека?
Обратите внимание
на правила работы в
группе.(23 мин).
Работа в
группах по
созданию
характерист
ики доброго
человека
Формулирова
ние темы.
(слайд 10)
Какие качества
вами не были
отмечены?
(Слайд 6).
(Слайд 7)
(Слайд 8)
Сравнение
ответов
учащихся с
вариантом
учителя.
Качества
доброго
Читают
текст.
2 Сравните доброту
бабушки Екатерины
Петровны и дяди
Левонтия . В чём
отличие? Подберите
прилагательные
(синонимы),
характеризующие
разные виды
доброты. ( 2 мин).
Сравните с
синонимичным
рядом, запишите
наиболее удачные,
понравившиеся вам
синонимы.
Какая доброта
Развивать
умение
сравнивать,
выделять
главноечеловека из
педагогической
литературы.
нравилась Витьке?
Какая автору? Что
лучше? Обсудите,
приведите
аргументы, примеры.
5.
Познакомьтесь с
высказываниями
других людей.
Каково их мнение?
Прочитать отрывок
рассуждения
психолога и
стихотворение
«Законы доброты»
Работа с
синонимами.
( слайд 9).
Выполните
самостоятельную
работу.
Собрать
информацию
для
аргументаци
и тезиса
ИКТ
Создание
собственног
о текста.
Чтение
работ от
групп.
Развивать
письменную
речь
Творческа
я
мастерска
я
Само
стоят
ельн
ая
рабо
та
1.Самостоятель
ное чтение
текстов.
(Приложение 1
или слайд 12,
13).
2.Письменная
работа
(слайд 14.)
Ответы
Формировать умение
видеть
главное,
выстраивать
логическиеи
цепочки.
Развивать
умение
оценивать.
Учитель задает
вопрос.
Учитель просит
оценить работу в
группах. Объявляет
оценки.
Ученики
оценивают
свою работу
в группах
Учитель просит
продолжить фразу.
Однажды
писатель Виктор
Потанин сказал:
«Самое
удивительное,
счастливое в
жизни состоит в
открытии. В
открытии звезды,
тайны, таланта, в
первую очередь,
таланта……..».
Доброта это
……
Читая рассказ
В.П.Астафьева,
я понял, что она
бывает
разной: ................
....
и........................
Понастоящему
добрые люди…
(Настоящая
доброта….
Проявляется
настоящая
доброта в том,
что…)
Какая доброта
у героев притчи
« Возвращение
блудного
сына»?
6.
7.
8.
9.
Закр
епле
ние.Оцен
иван
ие.
Рефл
екси
я
Дома
шнее
задан
ие.
(слайд 15):
Сегодня я
узнал…
(слайд16)
Прочитать
другие рассказы
из сборника:
«Далёкая и
близкая сказка»,
«Запах сена», «
Ангел
хранитель».
Какие проблемы
поднимает
автор?