Урок по родному языку на тему « Правильная речь» .(4 класс, родной язык)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
13.04.2018
· с понятием нормы литературного языка, с нарушением норм (ошибками);
· с тем, что нарушение норм литературного языка характеризует уровень культуры человека.
– Формируем установку:
· на осознание значения соблюдения норм для успешного общения;
· на обращение к различным словарям русского языка.
Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.Знакомим школьников:
· с понятием нормы литературного языка, с нарушением норм (ошибками);
· с тем, что нарушение норм литературного языка характеризует уровень культуры человека.
– Формируем установку:
· на осознание значения соблюдения норм для успешного общения;
· на обращение к различным словарям русского языка.
Правильная речь.docx
Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
Употребляй слова правильно!
Цель:
– Знакомим школьников:
∙ с понятием нормы литературного языка, с нарушением норм (ошибками);
∙ с тем, что нарушение норм литературного языка характеризует уровень культуры человека.
– Формируем установку:
∙ на осознание значения соблюдения норм для успешного общения;
∙ на обращение к различным словарям русского языка.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и ТОУУ
(технология оценивания учебных
успехов)
Ι
. Актуализация
знаний. Постановка
учебной задачи.
Д
3 3 3
Беседа.
– Иногда мы говорим и пишем без ошибок, но нашей речью недовольны, и мы слышим:
«Употребляй слова правильно!» Что это значит? Поговорим об этом.
Речевая разминка
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать.
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов. Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Ι
I. Открытие новых
знаний.
Работа в учебнике. 3 4 2 3
Задание 43
Прочитайте стихотворение, которое сочинил ШалтайБолтай из повестисказки
"Алиса в Зазеркалье". Непонятные слова ищите в толковом словаре Шалтая и Алисы.
Как вы думаете, если бы все решили поступать со словами так, как Шалтай, чтобы
произошло в нашей стране, во всём мире? Смогли бы люди общаться, понимать друг
друга?
Возможные ответы учеников:
∙ Конечно, слово обычно употребляется в общепринятом значении, а
не так, как ктонибудь хочет, например, ШалтайБолтай. Значение слова, как
известно, можно уточнить по толковому словарю.
∙ Если бы каждый человек употреблял слова по своему усмотрению,
то люди бы не смогли понимать друг друга, общаться.
III. Развитие умений.
Применение
знаний. Д
1. 3 2
Беседа
«Заговори, чтоб я тебя узнал…»
Сократ (древнегреческий философ)
Что вы думаете по поводу этого высказывания?
Речь человека – это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать
по признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую составляется впечатление о человеке.
работу (составлять план).
Посмотрите эпизод из серии Ералаша и попробуйте ответить на вопрос, который
задаёт главный герой сюжета.
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Ералаш – «Почему мы так говорим?»
Беседа
О чём говорит этот сюжет?
О низком уровне культуры, о бедном словарном запасе.
Мы с вами увидели, что такая речь приводит к непониманию.
Работа в учебнике
Уместно ли употребление придуманных тобою слов на уроках, при разговоре с
директором школы, с незнакомыми людьми? Почему?
∙ Конечно, придуманные слова уместно использовать в той среде, где понимают их
значение (например, в семье). При официальном разговоре, в беседе с незнакомыми
людьми употребление таких слов
неуместно.
Некоторые школьники (и взрослые) употребляют иностранные слова без
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям, выражать
свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной познавательной
деятельности. надобности, тогда как есть русские слова с этим же или
сходным значением. Иногда это может звучать неуместно и даже комично.
Пользуясь подсказкой, замени иностранные слова русскими.
Задание 44.
Ответы: 1) девушка; 2) торговая марка; 3) подростки; 4) выходные дни; 5) ведущий; 6)
друг.
С какими трудностями сталкивались при переводе?
Самым сложным было подобрать нужные слова, они будто выскальзывали из
головы. Это как зависший компьютер: остается только последняя картинка – слово, а
вернуться обратно, вспомнить – очень трудно. Да и словарный запас у нас не очень
хороший.
Оценивание своей деятельности
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Работа в группах (составить словарик)
Некоторые ученики следят за своей речью в школе. Но стоит им выйти из школы,
появляются ненужные слова и даже грубые выражения.
Вспомните и запишите какие слова вы употребляете в своей речи, заменяя самые
простые слова. А группа гостей наоборот попытается сделать перевод слов своих
учеников.
1. Деньги …
2. Хорошо …
3. Плохо …
4. Базар, надыбать, прикид, прикол, пруха, тормоз, хвост, чайник. А признаться в любви вы смогли бы, употребляя такие слова?
Это уж точно нет.
Вот именно! Вы все правы. Такая речь не может быть объектом для восхищения,
подражания. От таких слов веет грубостью. И запас таких слов весьма ограничен,
поэтому этот вариант языка не способен «украсить» нашу речь.
Употребление этих слов – это детская болезнь вроде кори или краснухи: когда ею
быстро переболеешь в детстве, она не наносит вреда, а если болезнь затягивается
на многие годы и ты болеешь ещё во взрослом возрасте, то страдает литературный
язык, а значит, и общая культура человека.
Изгоним же, друзья, из нашей речи
Все грубые слова и злое просторечье.
А чистые слова бриллиантом засверкают,
Как капельки росы на солнце засияют.
Пусть радугадуга, как символ красоты,
Приносит в нашу речь побольше чистоты. Ι
V. Итог урока.
– Найдите в параграфе советы. Обоснуйте их.(с.38)
– Как бы вы могли дополнить эти советы?
(Не следует употреблять придуманных тобой слов в официальной обстановке; среди
людей, которые не знают значения этих слов. Нежелательно употреблять
иностранные слова вместо русских слов с тем же значением.)
Говорят, что лучшее лекарство от всех болезней – это смех. Вы все читали
«Вредные советы» Григория Остера. Я попробовала составить подобные советы для
любителей подменять литературный язык необщеупотребительными словами.
Вставьте пропущенные слова из слов для справок:
Д
Если вы сегодня утром
не сказали слова «супер»,
Протянув «клешни» к «кормушке»,
Не дожить вам до обеда!
Если «тормоз ты по жизни»,
чаще сленг используй в речи,
Обрастай, «братан», «хвостами»
на уроках красноречья.
И тогда ты будешь самый Лучший «чайник» на планете!
Деньги …
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Хорошо … _________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Плохо …
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Базар_____________________________________________________
Надыбать_________________________________________________
Прикид___________________________________________________
Прикол___________________________________________________
Пруха____________________________________________________
Тормоз___________________________________________________
Хвост____________________________________________________
Чайник__________________________________________________
Урок по родному языку на тему « Правильная речь» .(4 класс, родной язык)
Урок по родному языку на тему « Правильная речь» .(4 класс, родной язык)
Урок по родному языку на тему « Правильная речь» .(4 класс, родной язык)
Урок по родному языку на тему « Правильная речь» .(4 класс, родной язык)
Урок по родному языку на тему « Правильная речь» .(4 класс, родной язык)
Урок по родному языку на тему « Правильная речь» .(4 класс, родной язык)
Урок по родному языку на тему « Правильная речь» .(4 класс, родной язык)
Урок по родному языку на тему « Правильная речь» .(4 класс, родной язык)
Урок по родному языку на тему « Правильная речь» .(4 класс, родной язык)
Урок по родному языку на тему « Правильная речь» .(4 класс, родной язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.