Тема урока: Род имён существительных.
Цель: научиться определять род имён существительных.
Задачи:     
•	повторить признаки имен существительных;
•	формировать умения определять род имен существительных путем подстановки личного местоимения;
•	развивать орфографические навыки;
•	развивать внимание, мышление ( анализ, классификацию, обобщение);
•	развивать связную устную речь учащихся;
•	 формировать элементы самоанализа и самооценки учащихся.
            
        
        
        
                    
                
                    Тема урока: Род имён существительных.
Цель: научиться определять род имён существительных.
Задачи:     
 повторить признаки имен существительных;
 формировать умения определять род имен существительных путем подстановки 
личного местоимения;
 развивать орфографические навыки;
 развивать внимание, мышление ( анализ, классификацию, обобщение);
 развивать связную устную речь учащихся;
 формировать элементы самоанализа и самооценки учащихся.
Ход урока:
1.       Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Ножки вместе,
Спинки ровно
И к уроку всё готово!
     Любознательные дети
    Знать хотят про всё на свете! Садитесь.
  Внимание, девочки!
 Внимание, мальчики!
        Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.
 Итак, откройте свои тетради и аккуратно, красиво запишите число и классная 
работа:
Восьмое февраля.
Классная работа.
2.       Минутка чистописания.
Посмотрите на доску. 
Вы видите узор из букв. Какие буквы спрятались в узоре?
ю в б д н о
Запишите буквы на первой строчке.
На какие две группы можно разделить эти буквы?
Какая буква лишняя? Почему?
Какой звук обозначает? Сколько звуков? Когда? Прочитайте предложение:
Зимняя       д_ро_ка          бл_стела     на        со_нце. 
Спишите, вставляя пропущенные буквы, и определите части речи, выделите 
основу предложения.
1Подлежащее, какой частью речи выражено? Существительное в предложение ещё 
может быть, каким членом предложения?
(У доски работает …..)
3. Словарная работа + гимнастика для глаз
Не  водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы 
соответствуют числам. Прочитайте новое словарное слово.
1
а
2
а
3
г
4
м
5
и
6
з
7
н
Правильно, «магазин». Что такое магазин? Магазин – помещение, в котором ведут
торговлю.
Далее спишите словарные слова, вставляя пропущенные буквы:
ворона, месяц, малина, герой, народ, обед, ягода, болото, сапоги, молоко.
 Какой частью речи являются данные слова?
 Какое слово лишнее? Ответ обоснуйте. 
(сапоги – существительное во мн. ч.)
3.  Повторение.
 На какие две группы можно разделить оставшиеся имена существительные?
(1 группа – месяц, малина, обед, ягода, аптека, дорога, картина, аллея, болото, 
молоко, отвечают на вопрос ЧТО? неодушевленные; 
2 группа – герой, народ, ворона, отвечают на вопрос КТО?  одушевленные?)
Что мы уже знаем об имени существительном?
Имя существительное – это часть речи.
– Отвечает на вопросы кто? и что?
– Обозначает предмет.
– Имена существительные бывают собственными и нарицательными.
2– Имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными.
– Имена существительные изменяются по числам: бывают единственного и 
множественного числа.
(В результате на доске появляется следующая схема)
Имя существительное –
часть речи
кто? что?
предмет
 
одушевленное
неодушевленное
собственное
нарицательное
 ?
число
единственное
множественно
е
4. Постановка учебной задачи.
В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени 
существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” 
данной части речи. Поэтому на схеме я ставлю знак вопроса.
(на схеме в последнем графе появляется знак вопроса)
Оказывается, все имена существительные можно разделить на три 
группы, независимо от того, какие это существительные – собственные 
или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного 
или множественного числа.
5. Изучение нового материала.
3Грамматическая сказка.
 
Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три 
группы можно разделить имена существительные.
В одном королевстве жили имена существительные.
Сначала   все   существительные   были   очень   и   очень   похожи.   Да   так
похожи, что сама королева их путала.
И вот однажды она издала указ:
“Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот
будет награжден”.
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали
про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они
за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов
много,   а   жизнь   коротка.   Делили   они,   делили   слова,   да   так   и   не
разделили их до конца. Смерть помешала.
Пришла королева и сказала:
“Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда
попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у
жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна,
…). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода
( так и стали: солнце, небо, …)”.
Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала
путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия
рода имен существительных.
 
На какие три группы делятся имена существительные?
(Имена существительные можно разделить по родам: женский, мужской и средний
род.)
(На доске вместо знака вопроса появляется соответствующая запись)
род
мужской женский средний
4Сегодня мы должны научиться определять род имен существительных. А 
чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою 
вам секрет королевы.
А вот и секрет (плакат):
Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу” “Он –
мой”.
Средний род: “Оно – моё!”
Это правило – твоё!
с. 19 правило (заучить, привести свои примеры)
6.       Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считает.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
7. Закрепление изученного.
А) Пользуясь секретом королевы, выполним упр. 404 (10 слов у доки, 10 слов 
самостоятельно, взаимопроверка)
м.р.
ж.р.
ср. р.
(он, мой)
(она, моя)
(оно, моё)
5Б)  Возьмите листочки и самостоятельно выполните задания на листочках. 
Поставьте знак «+» у существительных.
В) Работа в парах. Подпишите картинку и соедините название с родом. 
  
                       
          
М.Р.            
    
6Ж.Р.
          СР.Р.
78. Подведение итогов.
 Что нового вы узнали об имени существительном?
 Какого рода бывают существительные?
 Назовите слова – подсказки.
Самооценка учащимися своей деятельности:
 Пока испытываю трудности.
 Хорошо, но могу лучше.
 Хочу знать больше.
9.Д.З. с.19 правило, упр. 405
Дополнительно
Поиграем в игру на внимание. Я буду называть имена существительные, если они 
м.р., то встают мальчики.  Если ж.р., то встают девочки, а если ср. р., то не встаёт 
никто.  
(Улица, место, огонь, библиотека, метель, платье, переулок, музей.)
89