Урок 156
Тема: Р/р Подготовка к сочинению –описанию животного по картине А.Н.Комарова «Наводнение»
Тип урока. Урок развития речи.
Цели как деятельность учеников.
Л: развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств.
М/к: формулировать замысел, составлять план, строить связное высказывание в соответствии с коммуникативной установкой и выбором соответствующих средств.
ЛР: продуцировать собственный текст - описание художественного стиля
Ход урока
Этапы урока |
Ход урока |
||||||||||||
I. Мотивационно-целевой этап
|
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. - Я хочу вам пожелать Ø Активности; Удачи; Самостоятельности; успехов.
|
||||||||||||
Процессуальный этап |
Вот и наступила долгожданная весна. Тёплые лучи солнца всё чаще и чаще стали согревать озябшую за зиму землю, и снег начал таять. Вода стремительно поднимается, затопляя луга, кустарники и поля. А на одной полянке, залитой водой, стоит могучее дерево — старый ветвистый дуб. На толстом суку притаился заяц. Что случилось с зайцем? Кто сможет ему помочь? Какова его судьба ? Именно этот заяц станет героем нашего урока. Сможете ли вы определить тему и цель нашего урока? |
||||||||||||
Запись числа, темы урока. (Подготовка к сочинению –описанию животного по картине А.Н.Комарова «Наводнение»)
Сформулируйте цели урока? На основании темы урока и используя слова подсказки, сформулируйте цели своего участия в уроке, учитывая, что это урок развития речи. «Моя цель» -хочу узнать как… (как строится сочинение-описание) -хочу построить…. ( связное высказывание) -хочу научиться…..
Наша основная цель – написать сочинение дома, а значит. Надо подготовиться.
|
|||||||||||||
Задание1. «Деформированный текст».(авторское) Планируемый результат: освоение способами решения проблем творческого характера, овладение навыками смыслового рационального чтения с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создания текстов. Метапредметные, предметные УУД) Уровень –базовый Цель : формирование умения анализировать и перерабатывать текст. Форма выполнения задания: индивидуальная работа. Описание задания: учащимся предлагается деформированный текст сочинения. Прочитав данный текст, учащиеся должны обнаружить отсутствие логической связи. Инструкция: перед вами сочинение- описание животного по картине Комарова «Наводнение». Прочтите данное сочинение. Проанализируйте структуру сочинения с точки зрения логической связи.
Можно ли считать данное сочинение образцовым. Ответ устно обоснуйте. Докажите свое мнение классу. Если необходимы изменения, внесите поправки. Время выполнения задания – 3 минут.
Картина А.Н. Комарова «Наводнение» мне понравилась тем, что она пробуждает в человеке жалость и заботу о лесе, животных. Надеюсь, что вода недолго стояла в лесу, и заяц благополучно убежал в лес. От
страха он весь съежился, длинные задние лапы поджал под себя, а передние
вытянул вперед, чтобы не упасть с дерева в холодную воду. Свою гибкую спинку
он выгнул, и пушистая шерсть на нем встала торчком. Круглые
глаза смотрят испуганно. Грудка у зайца желтенькая с розоватым оттенком,
брюшко и бока серенькие. Голова у зайца большая. Шерстка на спинке разных
оттенков: она и бурая, и серая, и коричневая, как будто в крапинку. Длинные
рыжеватые уши с черными пятнышками на концах стоят настороженно. Критерии оценки:
|
|||||||||||||
Физкультминутка |
Зайка серенький сидит и ушами шевелит. Вот так, вот так он ушами шевелит! Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. Вот так, вот так надо лапочки погреть! Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать. Вот так, вот так надо зайке поскакать! Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал. |
||||||||||||
|
Правильно ли был построен данный текст? Какие действия вам необходимо было совершить, чтобы сочинение было логически правильно построено? (поменять части местами). Значит был нарушен план сочинения? Какие дальнейшие ваши действия? (составить план сочинения)
Задание2. «Составление плана сочинения».(авторское) СОТ Планируемый результат: овладение логическими действиями анализа, установления причинно-следственных связей, построения структуры текста на основе исправленного деформированного текста Уровень –базовый Цель : формирование умения составлять план текста.(метапредметные, предметные УУД) Форма выполнения задания: парная, групповая. Описание задания: учащимся предлагается составить план сочинения, используя деформированный текст Инструкция: вы работали с сочинением- описанием животного по картине Комарова «Наводнение», нашли ошибки и объяснили причину- нарушение логической связи. Чтобы избежать данной ошибки в своей работе, составьте план своего сочинения вместе с соседом по парте. Можно использовать задания упр.598 на стр.94. Обсудите созданный план в группе. Представьте классу. Используйте один из вариантов составления плана:
Время выполнения задания – 10 минут. (5 мин-составляют план; 3 мин- обсуждают; 2 мин- работают со слайдами) Оцените себя
Критерии оценки:
|
||||||||||||
Обсуждение плана, запись, доработка.
1. Задание 3 Какое бы вы предложили вступление? (1-2 предложения), кому трудно, кто сомневается в своих творческих способностях можете посмотреть трафарет написания вступления.
Вернемся к теме нашего урока. Значит следующим этапом нашей работы будет подбор материалов для описания зайца. Следовательно, сейчас мы будем работать над основной частью сочинения . Обратитесь к учебному заданию 4
Задание 4. Планируемый результат: участие ученика в диалоге, создание собственного высказывания Уровень –базовый Цель : формирование умения подбирать выразительные средства языка.( предметные УУД) Форма выполнения задания: парная, групповая. Инструкция: работая в парах дополните ряд художественно-выразительных средств для описания зайца по вашему плану. 1. Подберите синонимы к слову Заяц — беляк, русак — длинноухий — косой, трусишка ; 2. Подберите эпитеты(образные определения), например, взгляд испуганный, ……….. 3. Подберите сравнения, например, дрожит как осиновый лист, ……….. 4. Подберите подходящие фразеологические обороты: душа в пятки, глаза велики от страха; сидит как вкопанный; Зуб на зуб не попадает; страх сковывал; со страха дух захватило; сердце ёкнуло; Нос к носу; от страха ни жив ни мёртв; Ни зги не видно ; чуть не умер от страха; держать ухо востро; дрожит от страха; очертя голову; навострил уши; страх за душу берет; 5. Подберите и запишите глаголы, описывающие состояние зайчика. Время на задание: 7 минут Критерии оценивания: учащиеся смогли подобрать выразительные средства для описания животного, сделали необходимые выводы. Оцените себя Критерии оценки:
Ребята, скажите мы все этапы написания сочинения выдержали? Обратитесь еще раз к плану сочинения. А чего не хватает? (заключения) Как вы считаете, что с зайцем произойдет? Какова его судьба? (напишите 1-2 предложения) Цель наша достигнута? Какой продукт получили? |
|||||||||||||
Рефлексивно- оценочный этап |
Лист самооценки в приложении
–– Чему учились на уроке? - Были ли трудности? Что было интересно на уроке? Можете ли вы уже сейчас написать сочинение- описание животного на основе изображенного? |
||||||||||||
VI. Домашнее задание. |
Написать сочинение |
Лист самооценки______________________________________ (Ф.И.)
Поставь цель урока для себя: ______________________________________
________________________________________________________________
1) Задание 1 «Деформированный текст»
Критерии оценки:
Считаете данное сочинение образцовым, обосновали |
1б |
Нашли ошибки, обосновали |
1б |
Исправили, внесли изменения в текст |
1б |
Максимальный балл |
2б |
2) Задание 2 «Составление плана сочинения»
Критерии оценки:
Составили простой план |
1б |
Составили сложный план |
2б |
Представили данный план классу |
1б |
Максимальный балл |
3б |
3) Задание 4 «Художественно-выразительные средства»
Критерии оценки:
Подобрали синонимы |
3б |
Подобрали эпитеты |
3б |
Смогли выбрать фразеологические обороты |
1б |
Максимальный балл |
7б |
Итого: максимальное количество баллов- 12
Перевод баллов в оценку:
«5»- 11-12 б
«4»- 8-10 б
«3»- 6-7 б
«2» - 0-5 б
4) ИТОГ УРОКА: (РЕФЛЕКСИЯ)
Удалось ли тебе достигнуть поставленной для себя цели?________
Сколько баллов за урок ты набрал ____________________
Как ты оцениваешь свою работу на уроке______________(отметка)
Готов ли ты к работе над сочинением или ____________________
Оцени свою готовность к работе над сочинением по шкале 1 - -2---3---4---5
Успехов! Творчества! Вдохновенья!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.