Урок по русскому языку "Наречие" (4 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.08.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок предназначен в помощь учителю для учащихся 4 классов. Данная разработка подробно знакомит учащихся с новой и довольно сложной темой "Наречие". Тип урока: изучение нового материала Образовательные ресурсы: презентация к уроку; карточки для исследовательской работы в группах; Цели : дать первое представление о наречии как части речи; познакомить с некоторыми существенными признаками этой части речи и её ролью в нашем языке.
Иконка файла материала Наречие 4 В.doc
Технологическая  карта урока   Тема урока: Наречие. Значение и употребление в речи. УМК: В. П .Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык 4 класс » «Школа России» Предмет: русский язык Класс: 4 В Учитель: Емельянова О.А. Тип урока:  изучение нового материала Образовательные ресурсы:  презентация к уроку; карточки для исследовательской работы в группах;   Цели : дать первое представление о наречии как части речи; познакомить с некоторыми существенными              признаками этой части речи и её ролью в нашем языке. Планируемые образовательные результаты: Вид планируемых  учебных действий Предметные УУД  Познавательные  УУД Учебные действия ­ определять части речи; ­ выделять грамматическую основу предложения; ­ находить наречия среди данных слов в тексте; ­ анализировать грамматические признаки наречия; ­ определять роль наречий в предложении и тексте ­ находят и выделяют необходимую информацию; ­ анализируют и обобщают полученную информацию Планируемый уровень достижений  результатов обучения 2 уровень 2 уровень 1 уровень 1 уровень 1 уровень 2 уровень 2 уровень Регулятивные  УУД ­ определяют и формулируют тему урока и учебные задачи с помощью учителя, сохраняют цель и учебные задачи; 2 уровеньКоммуникативные  УУД Личностные УУД ­ оценивают свою деятельность и деятельность своих  одноклассников ­ оформляют свои мысли в устной речи, слушают и понимают речь других; ­ работают в парах ­ осуществляют рефлексию своего отношения к уроку 2 уровень 2­3 уровень 2 уровень 2 уровень Задачи:   (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной  точке зрения, развитие самостоятельности;  (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией,  ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные  аргументированные ответы;  (направленные на достижение предметных результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об  отличительных признаках этой части речи. Ход урока: Задачи этапа Этап  урока, время  этапа 1.Мотива Актуализировать   Методы, приёмы   обучения Формы  учебного  взаимодей­ ствия Деятель ­ность учителя Задания для учащихся Деятель­ ность  ученика Формируемые УУД и предметные действия Пальчикова Коллективная  Организу­ ­Прозвенел звонок, Получают  Личностные:индивидуальная я гимнастика, рифмованно е начало  урока, беседа. ционно­ целевой 2 мин требования к  ученику со стороны учебной  деятельности;  подготовить  учащихся к работе.  создать условия  для возникновения  у учеников  внутренней  потребности  включения в  учебную  деятельность; 2. Ори ентирово чный  этап         Обеспечить  мотивацию и  принятие  учащимися цели  учебно­ познавательной  Индивидуаль­ ная,  фронатальная  беседа ет начало  урока. Эмоциона льно  настраива ет. Органзует дежурных на  проведени е  пальчиков ой  гимнастик и. «Смеш­ ные  человечки Проверка  посадки  учащихся. Организуе т  оформ­ ление тетрадей,   письмо   с коммента   Начинается урок. ­­Давайте улыбнёмся друг  другу! Я рада вновь видеть  ваши лица, ваши улыбки и  думаю, что сегодняшний день  принесёт всем радость  общения друг с другом. Я  желаю вам успехов и  творческих удач!        Смешные человечки       Бежали мимо речки,       Прыгали, скакали,       Солнышко встречали.       Поднялись на мостик,       Там забили гвоздик,      ­Бултых!      ­ Где же человечки? ­Тихонечко садитесь на свои  места. Вспомним правила  посадки. 2) Рифмованное начало урока. Тетрадь с наклоном положу, Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь,  За работу я возьмусь. ­Оформим тетради. Запишем число, классная  работа в рабочих тетрадях.   эмоциональн ый настрой  на учебную  деятель­ ность. Развивают  мелкую  моторику  пальцев рук,  выполняют  движения за  дежурными. Вспоминают  правила  посадки при  письме. ­Записывают число,  классная  работа в  рабочих  тетрадях.        самоопределение; Регулятивные:  целеполагание; Коммуникативные: планирование   учебного с сотрудничества учителем и сверстниками преобразовывать информацию   из   одной формы в другую(Познавательн ые   УУД).  оформлять свои   мысли   в   устной форме(Коммуникатив ные УУД). проговаривать  последовательность  действий на  уроке(Регулятивные  УУД).    оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникатив ные УУД). проговариватьна   последовательность действий уроке(Регулятивные УУД). Ориентироваться в  своей системе знаний  (познавательные УУД). Находить   и   исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД). 8 мин деятельности рием. Рассказ учителя   о красоте зимнего леса. Как красив лес! Слайды (картины зимнего леса). …Лесные жители оставили на  снегу следы, похожие на  буквы…   Организуе т чистописа ние в тетрадях с взаимооце нкой.\ ­Посмотрите как пишутся эти  буквы.  Слайды  (написание букв о,а) ­Найдите закономерность  соединения букв и продолжите до конца строчки. оа  ооа  оооа… Организуе т  орфогра­ фическ ю  ­Эти же буквы будут  орфограммами. Вспомним  правописание безударных  гласных. Слайды  Комментиру ет письмо  второй  дежурный. Просматри­ вают слайды, пишут буквы и  соединения  в тетради,  оценивают  работу  соседа.  Основываясь на критерии  написания  букв. Учитель  показывает  слова,  учащиеся  поднимают  нужную  сигнальнуюкарточку,  подбирают  проверочные слова.  Самооцени­ вание  работы. Выполняют  самостоя­ тельно,   коллектив­ ная проверка с коммента­ рием по  каждой  группе. (на каждое слово). Прих.дил, б.льной, н.чной,  к.решок, в.дичка, к.терок,  с.рняк, тр.пинка, уг.стил,  стр.на, с.адовый, к.льцо, гл.за,  ст.нал. ­Как же нужно проверить  правописание безударных  гласных в корне слова?  Сделаем вывод. ­ Все слова были распределены по группам,но проказник  Ветродуй Слайд всех их  перепутал. Помогите,  пожалуйста, распределить все  слова по частям речи. Слайды (классификация слов по  частям речи). минутку с сигналь­ ными  карточка ми. Организуе т повторе­ ние частей речи, актуали­ зирует учебное содержа­ ние необходи мое и достаточн ое   для восприяти я   нового материала   3. Поисковой исследоват Организовать  совместное  открытие нового  знания: Индивидуальная коллективная, индивидуальная,  в парах, Создаёт  проблем­ ную  ситуацию, ­Я приготовила предложение,  но Ветродуй перепутал в нём  все слова. Ребята, помогите составить  Слова  записаны на  листочках.  Один ученик Добывать новые знания: находить ответы на  вопросы, используя  учебник; вычитыватьельский  этап  Создание  проблемной  ситуации фронтальная Работа над  проблемой. Организу­ ет работу  с  деформир ованным  предложе нием. Организу­ ет   работу над пробле­ мой. предложение и разобрать его  по членам предложения и  частям речи. Издалека доносился глухой  раскат грома. (Дети не знают к какой части  речи относится слово  издалека). ­Мы ещё не знаем какая это  часть речи и её признаки. (На доске появляется «?») ­Проведём исследование. Чтобы исследование прошло  результативно, вам, ребята,  понадобится умение  наблюдать, сравнивать,  обобщать и делать выводы.  К тому же вы должны быть  очень внимательны, ведь на  уроке мы с вами должны  добыть новые знания. работает у  доски, а  остальные на местах.     Выполняют  задания по  указанию  учителя с  целью  исследова­ ния : все виды текстовой  информации  (познавательные УУД). Оформлять свои мысли  в устной, письменной  форме; работать в паре  (коммуникативные  УУД). Работать по плану. Находить и исправлять  ошибки самостоятельно (регулятивные УУД). В диалоге с учителем  учиться вырабатывать  критерии оценки и  определять степень  успешности выполнения своей работы и работы  всех, исходя из  имеющихся критериев Коллективная  работа. 1)Прочитаем попарно  предложения: С карточек  читают  предл­ия,Была гроза.     Вечером была гроза. Ветер раскачивал деревья.     Ветер сильно раскачивал  деревья. ­Сравните предложения по  смыслу. Чем они отличаются? (Есть слова, которые уточняют речь, мысль). Значит можно  сказать, что выделенные слова  – это …?( часть речи.) ­Чтобы определить часть речи, нужно… Дополните моё высказывание. 2) Составим словосочетания,  записывая вопросы к  выделенным словам. От каких слов ставим вопросы отметим наверху «х» ­  крестиком).                                                 Была ( когда?) вечером,   раскачивал (как?) сильно. ­ На какие вопросы отвечают  выделенные части речи? сравнивают  пр­ия в  парах между собой,  находят  отличия: ­Есть слова,  которые  уточняют  речь, мысль.  Значит  можно  сказать, что  выделенные  слова – это  … часть  речи. Выделяют признак  новой части  речи ­ вопросы, какие слова  поясняет, что  обозначает, грамматичес кие  признаки, синтаксичес кая роль  в предложе­ Работа в парах.­Далее работаем аналогично в  парах по карточке. Готовимся  делать вывод у доски На карточках(для каждой  пары по 1предложению):                                                 1. С неба вдруг        х посыпалась снежная  крупа.                           х 2. А вчера была  хорошая погода                                  х 3. Слишком горячую  пищу есть вредно.                                                 4. Внизу и наверху       х оголились ветви  деревьев. ­ На какие вопросы отвечают  выделенные части речи? нии Один  человек у  доски,  остальные  записывают  в тетрадях, тренируются ставить  вопросы к  наречиям;  Один читает предложение , выделяет  словосочета ние с  вопросом.  Второй  делает  вывод. ( 1 ученик  делает  общий вывод по вопросам. На  мольберте  появляются  итоги  вывода: Выделенны е частиречи  отвечают  на вопросы  как?, каким образом?,  когда?,  где?, куда?,  откуда?, в  какой  степени?,  насколько?, сколько?). Один ученик делает  вывод, итоги вывода  появляются  на доске. Выделен­ ные слова  поясняют  глаголы и  прилага­ тельные.) Коллективная  работа. 3)­Какую часть речи  поясняют выделенные слова? Эти слова отмечены  крестиком в ваших  предложениях.Ф/минутка Работа в парах. «Мишутка». Топай, Мишка, Хлопай, Мишка, Приседай со мной, братишка, Руки вверх, вперёд и вниз, Улыбайся и садись. 4­ Продолжим исследование. Ответим   на   вопрос:   Как изменяется наречие? Карточка 1. Понаблюдайте,изменяется   ли форма слова вверх, если   оно   сочетается   с глаголами  разного _______________. смотрю ____________________ смотрел ___________________ буду __________________ Сделайте   вывод,изменяется ли форма новой части речи по _________________. смотреть   Проводит  физорг или  дежурные. группа Каждой группе даётся карточка для исследова­ ния  1   наблюдает, как изменяется наречие   по временам, 2 группа ­ по падежам, 3 группа ­ по лицам, 4   группа   – по   числам   и родам.Каждая группа делает вывод: новая часть речи – неизменя­ емая   часть речи.   синтаксичес кая роль  в предложе­ нии. Карточка 2.            (что?) (чего?) (чему?)  изменяется Понаблюдайте, ли форма слова вчера  по ___________________.  И.п. __________________  Р.п. ___________________  Д.п. ____________________ В.п. _____________________  Т.п. ______________________  П.п. ___________________  Сделайте вывод,  изменяется ли форма новой части речи по ______________. (что?) (чем?)   (о   чем?)  Карточка 3.  Понаблюдайте, изменяется ли   форма   слова  везде, если оно сочетается с глаголами   разного _________________.  слышу __________________слышишь ________________  слышит __________________  Сделайте вывод,  изменяется   ли   форма   новой части речи по _____________.    Карточка 4.  Понаблюдайте,изменяется   ли форма   слова  радостно,   если оно сочетается с глаголами  разного   _____________   и разного ___________  возвещал ___________________  возвещала ____________________  возвещало ____________________ возвещали _____________________ Сделайте   вывод,  изменяется ли форма новой части речи  по   _________________   и   по _________________. ­Давайте   сделаем вывод о части речи.  общий ­Возвращаемся к нашему   Делает  вывод самый слабый  ученик.  Появляется   название  части речи «Наречие». (переворачи вается «?»)  возвращают­ ся к слову  издалека  из деформиро­ ванного  предложе­ Показыва ет  сокращён ную  надпись  над  словом4.Практи ческий  этап организовать  применение новых  знаний; при  разборе. предложению. Какая же  это часть речи издалека? _Прогнали Ветродуя,  появилось Солнышко. ния.  1 человек  читает  правило по  учебнику  с.74.  В  предложени и является  второстепен ным членом Слушают. ­Что же о нашей части речи пишут авторы наших  учебников? ­Что ещё нового о наречии  узнали из правила?  (В.В.Волина «Учимся играя»  ­М: «Новая школа»,1998 г.) Игра «Ручеёк Карточки: 1. Дуют ветры в  феврале, воют в  трубах громко. 2. Ребята приняли  новичка дружелюбно. 3. Бемби вначале  Распознают  наречия из  предложе­ ний.  Списывают   предложе­ ние, находят и отмечают  Работа с  правилом  по  учебнику  с .74. Познавате льная  беседа о  наречии Игра  «Ручеёк»­ первичное закреплен ие. Организуе т  фронталь ную  Работать по плану  (регулятивные УУД).  Оформлять свои мысли  в устной, письменной  форме; работать в паре  (коммуникативные  УУД). Находить и исправлять  ошибки самостоятельно (регулятивные УУД). В диалоге с учителем  учиться вырабатывать  критерии оценки и  определять степень  успешности выполнениясвоей работы и работы  всех, исходя из  имеющихся критериев  (регулятивные УУД). Оформлять свои мысли  в устной форме  (коммуникативные  УУД). Соотносить результат  своей деятельности с  целью и оценивать его  (регулятивные УУД). работу по  выполнен ию  заданий, самостоят ельной  работы,т  самопро­ верку. Образец  выполнен ия  задания  записывае т на  доске. радовался снегу. 4. Утром выпал первый  снег. Слайд (ответы к заданию). 1.Громко. 2.Дружелюбно 3.Вначале 4.Утром  Самостоятельная работа. (выборочное списывание). Вчера был хоккей.  На экране телевизора  быстро сменялись кадры. Он охотно пыль вдыхает, не  болеет, но чихает.  Лоси перешли речку вброд. Слайд (ответы к выборочному  диктанту) наречие,  устно ставят к нему  вопрос.  Комментиру ют работу по заданию  поочерёдно  в парах­ по  вариантам.  По  команде­«ру чеёк бежит  дальше»  пары  меняются  карточками  по направле­ нию часовой  стрелки Самопровер ка: называют номер  предложени я и  выделенное  наречие­игра «Комарик». Даны  предложени я, учащиеся  выписывают(Вчера, быстро, издалека,  охотно, вброд). только  наречия.  Взаимопрове рка.  Оценивание  по  количеству  правильных  ответов. ­Оцените аккуратность  выполнения всех работ в  тетради. ­Подведите итог. Вывод по уроку: ­ С какой новой частью речи  познакомились? ­ Какие отличительные  признаки наречия?  Подведём итоги работы: ­Встаньте у кого «5»? «4»?,  «3»?, «2»? ­Покажите как поняли, что  такое наречие смайликами. ­А как должны были работать  при исследовании? ­Этими же смайликами на  ­Наречием. ­Делают  вывод по  схеме.   Встают, им  апплодис­ менты. Уровни  усвоения  темы  показываютп о цветовым  смайликам. (Коммуникативные УУД). проговаривать последовательность действий   на   уроке (Регулятивные УУД). Способность к самооценке   на   основе критерия   успешности учебной деятельности   (Личностные УУД).   Уметь добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя    Беседа,  оценочная  шкала Индивидуальная фронтальная Анализ  деятельнос ти на  уроке. 5. Рефлекс ивно оценочн ый этап    3 мин   организовать Цели: – зафиксировать  новое содержание  урока; – рефлексию собственной учебной деятельности. Мобилизация учащихся на рефлексию   своего поведения/мотивации способов деятельности, общения.   Усвоение принципов саморегуляции   и сотрудничества Обеспечение  понимания цели,  содержания и  способов  выполнения  домашнего задания. Проверка  соответствующих  записей Домашнее задание  «Лесенке» отметьте свою  активность при ответах,  выводах. учебник, свой  жизненный опыт и  информацию,  полученную на уроке Слушать и понимать  речь других  (коммуникативные  УУД). Анализир ует  предлагае мые на  выбор уч­ ся домаш­ него  задания ­Д/з тоже выбираем по цвету  своего смайлика, по уровню  усвоения темы.    ­ А кто же оставил эти  интересные следы на снегу?  ­Они наблюдали нашу работу  со стороны. (Стоят на полочке шкафов).  Зайчик проведёт с вами  игру «Оценка».  ­ Попробуем ответить на  вопросы наречиями.  Как прошёл урок? (Первым  отвечает сам учитель, при  затруднении отдельных  учащихся помогают подобрать одноклассники.) Определяют ся с  объемом и  уровнем  домашнего  задания. Отвечают: ­Зайцы,  белки. Ребята  становятся в кружочек.  По кругу  передаётся  игрушка­ заяц.   Первым  отвечает сам учитель, при затруднении  отдельныхНапример: быстро, интересно,  клёво… ­Как работали вы на уроке?  Оцените сами себя. Например: добросовестно,  отлично, неплохо, нормально,  старательно… учащихся  помогают  подобрать  одноклассни ки. Анализ  собственной  деятельност и и  деятельност и  одноклассни ков  Самооценка  учащимися  своей  деятельност и на уроке. Слайд ­ Молодцы! Спасибо за  работу! Работали все  замечательно!

Посмотрите также