Урок по русскому языку по теме "Род имен существительных" (3 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 02.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель данного урока дать представление о роде имени существительного как его грамматическом признаке. К концу урока учащиеся должны научиться определять род имени существительного. А также сделать вывод, что для определения рода существительных множественного числа их необходимо поставить в единственное число. На уроке предусмотрена парная, групповая, самостоятельная работа.
Иконка файла материала Род имен существительных.docx
Род имен существительных. Цель:  формирование   представлений   о   роде   имени   существительного   как   его грамматическом признаке. Задачи: формировать умение определять род имен существительных; развивать речь учащихся, орфографическую зоркость,мышление; воспитывать аккуратность письма, интерес к предмету Планируемые результаты: результаты: предметныеУУД: ­ знание о постоянных признаках существительных; ­ умение применять знания в жизненных ситуациях; ­ умение определять род имен существительных.   Планируемые результаты: результаты: Личностные УУД: ­ ценностное отношение к процессу определения рода имен существительных; ­   осознание   учащихся   ценности   изучаемого   способа   определения   рода   имен существительных; ­   осознание   практической   важности   определения   морфологических   признаков частей речи; ­ ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; ­ осознание учащимися практической и личностной значимости результата каждого этапа урока. Метапредметные УУД: ­ умение принимать и сохранять цель урока; ­   умение   находить   способы   решения   поставленной   цели   по   определению   рода существительных; ­ умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; ­ умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить; ­ умение провести рефлексию своих действий на уроке. Оборудование: учебник, мультимедийное оборудование, карточки Ход урока. I.Орг.момент. II. Словарная работа. Мальчик, девочка, тетрадь, пенал, метро, яблоко, альбом, ученик. III. Актуализация знаний. ­ Какой частью речи являются данные слова? Предлагаю выбрать  верное или неверное утверждение.  Верно или неверно? Имя  существительное – это часть речи? (+) Имена  существительные  обозначают  предмет? (+) Имена   существительные   отвечают на вопросы:   какой, какая, какое, какие?  (­) (+) Имена   Имена    (­) отвечают   на   вопросы  Кто?  Что?  существительные   существительные   обозначают   действие   предмета?Имена   существительные   могут   быть одушевлёнными  или   неодушевлёнными? (+) ­ На какие две группы  можно разделить слова, которые мы записали? (одушевленные – неодушевленные, двухсложные – односложные) IV.Постановка проблемы. Вставьте окончания. Составить словосочетание прил. + сущ.  Вкусн__ торт, вкусн_ конфета,  вкусн_  ….. В   каких   словосочетаниях  легко   справились   с   заданием?   Где  испытали затруднение? (3 словосочетание) Почему? (Нет имени сущ.) Одинаковы ли окончания у имен прилагательных? (Нет) Почему? От чего это зависит? (от 2 сл.­ от имени сущ.) Какое  главное слово в словосочетании? Почему?  ­ Как изменяются имена существительные? ( по числам)    ­   А   чем   ещё   отличаются   имена   существительные?   Например,   торт,   конфета, пирожное?     (разного рода)    V. Изучение нового материала.    ­ Тема сегодняшнего урока «Род имён существительных».           ­ Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? ­ научиться … ( определять род имен существительных); ­ развивать …( речь); ­воспитывать ….(интерес к предмету)  ­На какие три группы делятся имена существительные? Имена сущ., которые можно заменить словом – ОН. Это – М.Р.  Имена сущ., которые можно заменить словом – ОНА. Это – Ж.Р. Имена сущ., которые можно заменить словом – ОНО. Это – СР.Р.  VI.Первичное закрепление изученного материала. Давайте вернёмся к словарной работе и определим род имён существительных. Мальчик, девочка, тетрадь, пенал, метро, яблоко, альбом, ученик. (фронтальная работа. VII.Физкультминутка. VIII. Закрепление изученного. 1)Работа в парах. Распределить   эти   слова   в   группы   по   определенному   признаку.   Вам   помогут волшебные слова «он», «она», «оно». Дом, весна, окно, клей, пальто, каток, папка, добро, мебель, панцирь, солнце.   2)Работа   в   группах   по   карточкам.   Одинаковые   карточки   предлагаются группам, но задания к ним разные.  1 группа: выбрать одушевлённые имена существительные мужского рода. 2 группа: выбрать неодушевлённые имена существительные мужского рода. 3 группа: выбрать неодушевлённые имена существительные женского рода. Радость,   костёр,   ветер,   пение,   торт,журавль,   успех,   цыплёнок,   букет, дирежёр,рожь,девочка, товарищ, вещь, город. Проверка. От каждой группы ученик представляет результаты работы.3)Поставьте устно слова на карточках в единственное число и определите род имён существительных. Закладки, подушки , ботинки, очки, окна, корабли, ножницы, стёкла. После выполнения работы дети делают вывод, что у существительных, которые употребляются только во множественном числе, род определить нельзя. 4)Самостоятельная работа (упр. 250). ­   Первый   ряд   выписывает   слова   женского   рода,   выделяя   окончание,   второй   – мужского рода, выделяя окончания, третий ­ среднего рода, выделяя окончание. ( фронтальная проверка ) IХ. Рефлексия. Что нового узнали на уроке? Какое задание было для вас трудным? Интересным? Почему? Х. Домашнее задание. Стр.102 упр.251