Урок по русскому языку "Собирательные числительные"
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Урок по русскому языку "Собирательные числительные"

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
16.01.2017
Урок русского языка в 6 классе. Тема: Собирательные числительные. Учитель: Жилина Марина Валерьевна. Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен что-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг. К.Д.Ушинский Анатоль Франс точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Как провести интересный урок (любой, не только открытый)? Мой интересный урок такой: ребята на него не опаздывают, а после звонка не спешат покидать кабинет.Каждый урок вызывает у ребенка заинтересованность. Я провела урок «Собирательные числительные» в 6 классе. В 6 классе 26 обучающихся: 19 девочек и 7 мальчиков. Большинство ребят 2003 года рождения (22 учен.), есть дети 2002 года рождения (4 учен.). Почти все дети учатся вместе с 1 класса. Следует отметить, что уровень обученности учащихся моего класса по русскому языку (согласно педагогической диагностики успешности обучения) таков: высокий -15 человек(58%); средний - 10 человек (38%); низкий-1человек (4%). Обучающиеся соматически и психически здоровы.На уровне своего возраста социально адаптированы – это проявляется в самостоятельности, взаимовыручке, в ответственности и требовательности перед собой и одноклассниками. Основным видом деятельности является учебная, обучающиеся данного класса имеют хороший творческий потенциал. Непосредственно все это определяет в классе высокий уровень обучаемости. Вся деятельность классного коллектива направлена на решение поставленных задач под девизом: «Лучшее от каждого - коллективу, всё лучшее от коллектива – каждому». В классе 5 отличников, 20 хорошистов, 1 – с двумя 3. Планирование урока «Собирательные числительные» составлялось в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся. Урок в условиях реализации ФГОС строился на базе системно-деятельностного подхода, который направлен на развитие личности учащегося. Собственный опыт педагогической деятельности позволяет мне утверждать, что системно-деятельностный подход эффективнее традиционного, так как постановка проблемы на этапе введения новых знаний на уроке гарантирует появление познавательной мотивации учащихся, а поиск решения приводит к пониманию материала большинством класса. В классе 6 человек, у которых ведущий канал восприятия – правое полушарие, 1 человек с ведущим левым полушарием, остальные дети имеют смешанную стратегию мышления. Поэтому задания для работы в парах дают возможность включения как правого, так и левого полушарий. (присутствует алгоритм – для левополушарных и творчество- для правополушарных) Практически у 40% детей этого класса визуальный тип восприятия окружающего мира. Принимая во внимание эти данные, на уроке использую опорные схемы, таблицы, презентацию. Подводящий диалог помогает определить цель урока для обеспечения разработки алгоритма действий по решению возникшего затруднения. Продуктивная работа в малой группе (работа в парах) позволяет осуществить деятельность по достижению поставленной цели. Диалог с обучающимися,фиксация уровня знаний и затруднений в листе самооценки позволяет организовать анализ деятельности учащихся на уроке. На этапе рефлексии обучающиеся обобщили новые знания и выделили область незнания, каждый ребенок дал оценку своей деятельности на уроке. Морально-психологическому аспекту было уделено достаточное внимание. В ходе урока создавала ситуацию для формирования мотивации успешности в форме принятия любого ответа (каждый имеет право на свою точку зрения). Урок планировался как адаптивный для всех. Учитывая индивидуальные особенности класса, использовала ИКТ для более яркого представления материалов. Большое внимание уделяю здоровьесбережению, поэтому на уроке (как и на других) использовала физкультурную минутку. Урок русского языка по теме: «Собирательные числительные» проведён мной в соответствии с тематическим планированием, УМК под редакцией В.В. Бабайцевой. Учебники: • Учебник русского языка. 5-9 класс. Теория. 2 книги. Авторы: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. - М.: Дрофа, 2012. • С.Н.Пименова, Г.К.Лидман-Орлова и др. Русский язык. Практика. 6 класс. – М: Дрофа, 2014. Учебник + электронное приложение. Сроки реализации программы – 1 учебный год. Количество часов в году – 170 Количество часов в неделю – 5 Данный урок «Собирательные числительные» является 12 в теме «Имя числительное». На изучение этой темы отводится 2 урока (на 2 уроке – образование, написание числительных ОБА, ОБЕ). Цель изучения раздела – сформировать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные. Это одна из ключевых тем русского языка, т.к. изучение имени числительного, представляет одно из интереснейших явлений в методике преподавания русского языка. Интерес к данной теме заключается в том, что учащиеся сталкиваются с определенными трудностями, и моя задача - найти оптимальные решения данной проблемы, подобрать подходящие методики и средства обучения. Также я преследую цели формирования умений, необходимых при сдаче ГИА (грамматические нормы, задание № 6). Цель урока для учителя: Сформировать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные. Цель урока для учащихся: Развивать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные. Задачи урока для учителя: • Обеспечить усвоение знаний о правописании собирательных числительных. • Развитие коммуникативных умений обучающихся через словарную работу; работу с текстом. • Развитие умения работать в парах. . Задачи урока для учащихся: • Осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности. • Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы; задавать вопросы. • Уметь правильно писать собирательные числительные. Тип урока. Урок открытия новых знаний На уроке прослеживаются следующие основные этапы: 1. Постановка цели и задач урока. Мотивация. 2. Действие целеполагания 3. Планирование и организация деятельности 4. Осуществление деятельности по достижению поставленной цели 5. Рефлексивно оценочные действия Дидактическая сторона урока: 1. Материал доступен для понимания. 2. Этапы урока взаимосвязаны и последовательны. 3. Обучающиеся сами вели исследовательскую работу. 4. Обучающиеся понимали вопросы и находили на них ответы. 5. Использовался наглядный метод. На уроке обучающиеся заполняли Рабочий лист, фиксировали свои ответы и выполняли предложенные задания. Все обучающиеся заполняли Лист оценивания на определённом этапе. Я считаю, что результатом проведённого урока можно считать то, что учащиеся смогли применять изученные правила по теме «Собирательные числительные», находить данные числительные, грамотно писать их. Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому обучающему на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии. Ученик не должен переставать удивляться. Тогда он будет приходить на урок с определённым настроением, будет стремиться к знаниям, потому что на каждом уроке будет убеждаться, как это просто, интересно, что всё ему по силам. Современная школа не стоит на месте, а вместе с ней совершенствуемся и мы. Поэтому одной из главных задач на ближайшее время для меня является изучение возможности интерактивных технологий в целях повышения эффективности учебного процесса.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Жилина М.В.собирательные числит.doc
Класс: 6 Тема: Собирательные числительные Цель урока для учителя: Сформировать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные. Цель урока для учащихся:  развивать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные. Задачи урока для учителя:  1.Обеспечить усвоение знаний о правописании собирательных числительных . 2. Развитие коммуникативных умений обучающихся через  словарную работу; работу с текстом. 3. Развитие умения работать в парах. Задачи урока для учащихся: 1.  Осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности. 2. Уметь  анализировать, сравнивать, делать выводы; задавать вопросы. 3. Уметь правильно писать собирательные числительные. Тип урока. Урок открытия новых знаний.  Планируемые результаты:  Предметные Обучающиеся умеют находить собирательные  числительные, правильно писать эти  числительные. Метапредметные Умения анализировать, сравнивать, делать  выводы; задавать вопросы. Умения строить связное монологическое  высказывание, осуществлять взаимодействие  в группе, оказывать помощь и проводить контроль.  Личностные Осознание эстетической ценности русского  языка, уважительное отношение к языку,  потребность сохранить чистоту русского  языка. Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Основные этапы   и   время организации учебной деятельности Создание учебно­ познавательных мотивов Актуализировать личностный   опыт учащихся (личностные смыслы,   опорные знания   и   способы деятельности, ценностные отношения).  Деятельность учащихся Результат (продукт) каждого этапа учебной деятельности учащихся   Запись   в   рабочем листе даты, классная работа.   и Оценочное задание и лист самооценки знаний   способов деятельности по теме. Самооценка. Взаимопроверка предложения (написание числительных) данной   Деятельность учителя Учебная   ситуация, которая приведёт к достижению запланированных результатов Ценностная нагрузка этапа урока На   формирование или   развитие   каких УУД   направлено учебное действие Урок  хочу начать с  рассказа одной  притчи. Притча: ...Однажды   мудрец решил   подвергнуть испытанию   своих учеников и повёл их   в   углу в   сад, которого была дверь   с   огромным замком.   «Тот,   кто дверь, откроет будет назван умнейшим».   Один за другим пытались они   открыть   дверь       Развитие   словарного запаса. Познавательные  УУД  1. Владеть разными  видами аудирования  (ознакомительного,  выборочного). 2. Анализировать,  сравнивать, обобщать, делать выводы,  строить логические  рассуждения.  3. Представлять  модели объектов в  знаково­ символической  форме. и,   не   добившись успеха   ,   отходили. Но   один   ученик внимательно осмотрел   дверь, навалился   на   нее плечом, толкнул и ­ о, чудо! ­ она стала поддаваться, и раскрылась.   Тогда мудрец сказал: «Ты станешь умнейшим, потому   что полагаешься   не только   на   то,   что видишь и   слышишь,   но   и веришь   в   свои силы». ­   Ребята,   я   очень хочу, чтобы на этом уроке   каждый   из вас поверил в свои силы   и   тогда   вы сможете   «открыть любую   дверь»   в науку русского языка. Сегодня на уроке  русского языка мы  продолжим изучение  интересной и важной темы, знание которой поможет  сделать вашу речь  грамотной и  красивой ­ изучение  раздела «Имя  числительное».  Запишите дату. А  тему урока вы,  ребята,  сформулируете сами чуть позже. Задание для  активизации  имеющих знаний  обучающихся: Какую  самостоятельную  часть речи мы  изучаем? Давайте повторим  то, что вы знаете по теме. Я говорю начало  предложения, а вы  заканчиваете (МЯЧ). Имя числительное –  это… Имена  числительные по  составу бывают…. Имена  числительные  бывают порядковые  и … Имя числительное. Имя числительное  – это часть речи,  которая обозначает количество  предметов, число, а также порядок  предметов при  счете. Имена Задание 1. ­Прочитайте задание  №1. С какой целью  дано это задание? Запишите  числительные  словами. Блокада  Ленинграда  продолжалась с 8  сентября 1941  года по 27  января 1944 года.  СЛАЙД 1 Проверим по  эталону.  Обменяйтесь  тетрадями и  проверьте друг у  друга. Оцените свою  деятельность. Какие умения вам  понадобились,  чтобы справиться с  заданиями? Задание 2. Распределите данные числительные   по группам:  числительные  отвечают на  вопросы  Сколько?  Какой?  По составу:  простые. сложные,  составные. По разряду  числительные  делятся на  количественные и  порядковые. Задание 1. Проверить  написание  числительных. Целеустремленность и настойчивость 1.Высказывать  предположения на  основе наблюдений. 2. Формулировать  вопрос (проблему)  урока. Самооценка. .  Учащиеся выполняют задание. Действие целеполагания Обеспечить включение учащихся совместную деятельность   по определению в целей   учебного занятия. СЛАЙД 2. Семь,   семеро,     три пятых,   шестеро, пять,   пятеро,   две седьмых, одна девятая, пятнадцатый, восемьсот.   У доски 1 ученик.  ­   Согласны   ли вы   с   мнением учащегося? Проверь   себя   по эталону  СЛАЙД 3. Оцените   свою деятельность. Какие   умения   вам понадобились, чтобы справиться с заданием? ­   Все   правильно выполнили задание?   С   какими ­ трудностями встретились?   ­   Кто   знает,   к виду эти какому   относятся числительные?   –   На   доске   три слова,   на   которых У   доски   1 ученик.  Да. Нет­да. Нет.   Собирательные. Не   знали   к   какой группе отнести числительные семеро, пятеро.   шестеро, виды   дробные,   написаны числительных. Давайте   озаглавим получившиеся группы числительных. (Целые, собирательные). О   каких   видах числительных   уже знаете? Определите   тему нашего урока сегодня?    Собирательные числительные. НА ДОСКУ Сформулируйте   цель урока, опираясь   на   его тему,  запишите   в рабочий лист. СЛАЙД 4. Используйте опорные   фразы   на слайде: Познакомиться с …. и научиться правильно…   какие ­На   Самооценка. Собирательные числительные. Учащиеся формулируют   цель урока:  познакомиться   с собирательными числительными, учиться   правильно употреблять   их   в речи. вопросы ответим на уроке?   мы СЛАЙД 5. Вопросы,  рассматриваемые  на уроке:  1.Что   обозначают собирательные числительные? 2.   С   какими Планирование и организация деятельности Организовать   и направить деятельность обучающихся   на получение   новых знаний. именами существительными употребляются собирательные числительные? Организует коммуникативное взаимодействие, ходе выявляются фиксируются «шаги».      в которого и   СЛАЙД 6. ­ Изучая эту тему,  определим шаги  действия. 1.Наблюдение  (исследование). 2.Собственные  выводы. 3.Сравнить  Творчество созидание   и 1.Искать пути  решения проблемы. 2. Осуществлять  познавательную и  личностную  рефлексию. 3.Владеть приёмами  отбора и  систематизации  материала, выделять  главное, сворачивать  информацию (до  ключевых слов). 4.   Преобразовывать информацию из одной формы   в   другую (текст   в   таблицу) Самооценка. мысли. собственные выводы  с теорией. 4. Практика. Создание проблемной ситуации. на ­Рассмотрите   иллюстрации СЛАЙДЕ 7 и   попытайтесь   ответить   на   вопрос: что обозначают собирательные числительные?   ­   Проверим   свои предположения   по теории   в   учебнике стр.147   п.113  и сделаем вывод.  СЛАЙД 8   свою На   какой   вопрос мы   ответили?   (что обозначают?) Оцените деятельность. Какие   умения   вам понадобились, чтобы справиться с заданием? Выдвижение учащимися гипотез. Вывод: собирательные числительные:  двое, трое, четверо, пятеро,   шестеро, семеро,   восьмеро, девятеро,   десятеро – обозначают определенное количество предметов как одно целое.   Осуществление Обеспечить СЛАЙД 9 Трудолюбие  ценностьПознавательные  Выполнение в деятельности по достижению поставленной цели осмысление учащимися способов деятельности,   с помощью   которых были   получены знания     3: Задание Составьте словосочетания числительного двое с существительными перчатки, студент, медвежонок,  облако, песня. дети, СЛАЙД 9 Проверка эталону.   по   ­У всех выполнено   задание так, как в эталоне? Побуждающий   к выдвижению гипотез диалог: ­   С   какими существительными употребляются собирательные числительные? Проверим   предположения стр.147 п.113. свои СЛАЙД 10 ­ На какой  вопрос мы  ответили?  (С какими сущ.  знания,   стремление   к истине,   научная   и единая   картина   мира. Внимательность     по отношению к другим. Самооценка. УУД  1. Анализировать,  сравнивать,  группировать, делать  выводы. 2. Владеть приёмами  отбора и  систематизации  материала. 3. Строить  рассуждение,  воспринимать и  вычленять нужную  информацию на слух. Коммуникативные  УУД 1. Свободно излагать  свои мысли в устной  форме, владеть  разными видами  монолога и диалога. 2. Оказывать  необходимую  взаимопомощь и  осуществлять  взаимный контроль. тетради заданий. Выдвижение учащимися гипотез. (правильных  решений нет) Учащиеся  выполняют задания. Задают вопросы  учителю. Выдвижение учащимися гипотез. Ученики делают  выводы: Собирательные числительные употребляются   с одушевленными существительными:  ­  обозначающими лиц мужского пола и  детей; употребляются?) СЛАЙД 11 ­ Проверим  полученные знания  на практике Первичная проверка  усвоенного. Задание 4   ­ Выберите  словосочетания, в  которых  существительное  может сочетаться с  собирательным  числительным.  1 вариант Трое (ученик,  ученица,  мастерица, сани). 2 вариант Четверо (лисята,  очки, подруга,  малыш). Проверка по  эталону. Оцените свою  деятельность. СЛАЙД 12 Электронная физминутка   для обозначающими  детёнышей  животных; ­     с  ­  неодушевлёнными существительными имеющими     только форму множественного  числа.  Учащиеся выполняют задание. Проверяют   друг   у друга. Самостоятельно делают вывод: Собирательные числительные склоняются   как имена прилагательные   во множественном числе в   косвенных   падежах имеют   те   же окончания,   что   и прилагательные.   и Проводит глаз.  физминутку (гимнастику для глаз) в целях снятия напряжения и усталости   глаз   на этапе начальном   утомления, что способствует положительному эмоциональному фону на уроке. Задание 5 1.Прочитайте пословицы.     2.Найдите и подчерните   одной чертой собирательные числительные.  Семеро   одного   не ждут. Один   пошёл   – полтину нашёл, семеро   пойдут   – много ли найдут! Двое   пашут,   семеро руками машут. Семеро   не   один,   в обиду не дадим.  В   гору­то   семеро тащат,   а   с   горы   и один столкнёт. Один   рубит,   семеро Рефлексивно оценочные действия Организовать осмысление способов достижения   цели, организует   анализ деятельности   по получению учебного продукта. в   кулаки   трубят. Дома   семеро   по лавкам сидят, и один меньше другого. 3.Почему собирательные числительные вынесены отдельную группу?   Рефлексия в Трудолюбие   ценность знания,   стремление   к истине.   СЛАЙД 13 Задание на рефлексию – поняли ли   вы,   с   какими существительными употребляются собирательные числительные. 1. девочек    Четверо 2. Двое брюк 3. Трое зайцев 4. Семеро котят 5.   Пятеро учеников (1,3) СЛАЙД 14 Проверка ­Вспомните цели  урока. Достигли мы  с вами поставленной  Самооценка. Заполнение   листа самооценки. 1.Соотносить цели и  результаты своей  деятельности. 2. Опираясь на  критерии самооценки, определять степень  успешности работы. 1.   девочек  Четверо 2. Двое брюк 3. Трое зайцев 4. Семеро котят 5. Пятеро   учеников (1,3) Цель: ­   познакомиться   с морфологическими признаками собирательных числительных   и научиться правильно употреблять   их   в речи. цели? Познакомиться с  морфологическими  признаками  собирательных  числительных и  научиться правильно употреблять их в  речи. Используя рабочий  лист, ответьте на  вопросы урока,  подведите итог. 1.Что   обозначают собирательные числительные? 2. Особенности  собирательных  числительных. С  какими именами  существительными  сочетаются  собирательные  числительные? Домашнее  задание Выполните задания: п. 113  1.упр.493 или 2.используя собирательные числительные, составьте математические задачи. Рабочий лист ученика (­цы) Ф.И._______________________________________________ Дата_______________________________________________ _______________________________________________ Тема:_______________________________________________ Цель: Познакомиться с ____________________________________________________________________,  уметь правильно________________________________________________________________________ Задание №1. Запишите числительные словами. Блокада Ленинграда продолжалась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.  _______________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________ Задание №2. Распределите  данные числительные по группам. Семь, семеро,  три пятых, шестеро, пять, пятеро, две седьмых, одна девятая, пятнадцатый, восемьсот.  _______________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________ Алгоритм ответа: 1.Мне было предложено задание – распределить числительные по группам. 2.Я   провёл   исследование   и   пришёл   к   выводу,   что   имена   числительные   можно   разделить   на   __   группы,   потому   что _______________________________________________________________________________ Собирательные числительные обозначают_______________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________   Алгоритм ответа: 1.Мне было предложено задание – определить, что обозначают собирательные числительные. 2.Я выяснил, что собирательные числительные обозначают….. Задание №3. Составьте и запишите словосочетания числительного двое с существительными перчатки, дети, студент, медвежонок, облако, песня. _______________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________ Алгоритм ответа: 1.Мне было предложено задание – составить и записать словосочетание. 2.Я провёл исследование и записал следующие словосочетания… Собирательные   числительные   употребляются   с ____________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ Задание №4. Выберите словосочетания, в которых существительное может сочетаться с собирательным числительным.  1 вариант Трое (ученик, ученица, мастерица, сани). __________________________________________________________________________________________ 2 вариант Четверо (лисята, очки, подруга, малыш). __________________________________________________________________________________________ Задание №5. 1.Прочитайте пословицы. 2.Найдите и подчерните одной чертой собирательные числительные. Семеро одного не ждут. Один пошёл – полтину нашёл, семеро пойдут – много ли найдут! Двое пашут, семеро руками машут. Семеро не один, в обиду не дадим.  В гору­то семеро тащат, а с горы и один столкнёт. Один с сошкой, семеро с ложкой. Один рубит, семеро в кулаки трубят. Дома семеро по лавкам сидят, и один меньше другого. 3.Почему собирательные числительные вынесены в отдельную группу? __________________________________________________________________________________________ Рефлексия. Выделите варианты неверного употребления собирательных числительных. 1. Четверо девочек  2. Двое брюк 3. Трое зайцев 4. Семеро котят 5. Пятеро учеников  Домашнее задание. Выполните задания: п. 113  1.упр.493 или 2.используя собирательные числительные, составьте математические задачи на сказочные темы. Ф. И._________________________________________________ № лы бал 1 2 3 Я без ошибок написал все числительные (3 балла) Допустил 1­2 ошибки в числительных (2 балл) Допустил 3­4 ошибки в числительных (1 балл) Не смог выполнить задание (0 балл) Распределил числительные по группам без ошибок  (3 балла) Распределил   числительные   по   группам   с   1­2 ошибками  (2 балла) Распределил   числительные   по   группам   с   3­4 ошибками (1 балл) Не смог выполнить задание (0 баллов) Тема,   которую   я   сформулировал,   совпала   с   темой урока  (1 балл) Я не смог сформулировать тему урока (0 баллов) 4 5 6 Я   смог   сформулировать   цель   и   вопросы   урока   (2 балл) Я не смог сформулировать цель и вопросы урока (0 баллов) Я определил шаги действий  выхода из затруднения  (1 балла) Я не понял, что надо делать(0 баллов) Я составил словосочетания с числительными верно  (3 балла) Я составил словосочетания с числительными  с 1­2  ошибками  (2 балла) Я составил словосочетания с числительными  с 3­4   ошибками  (1 балл) Не смог выполнить задание (0 баллов) Итого Отметка 13  ­ 12 баллов  ­ «5» 11­ 10 баллов – «4» 9­7 баллов­ «3»
скачать по прямой ссылке