Урок по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Типы аргументов» ( подготовка к ЕГЭ ). (10 класс)
Оценка 4.7

Урок по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Типы аргументов» ( подготовка к ЕГЭ ). (10 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл
04.10.2017
Урок по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Типы аргументов» ( подготовка к ЕГЭ ). (10 класс)
Данный урок – это тесное общение учащихся с культурными, историческими и военными образами России, это способ воспитания в сердцах детей любви к Отчизне, а в умах - знания и понимания ее прошлой и настоящей жизни.В основе урока лежит системно-деятельностный подход, когда активность обучающегося признается основой достижения развивающихся целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности.Конспект урока на тему «Сочинение-рассуждение. Типы аргументов» ( подготовка к ЕГЭ ). (10 класс)
Разработка урока.docx
Тема урока – «Сочинение­рассуждение. Типы аргументов» ( подготовка к ЕГЭ по  русскому языку).  Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков. Вид урока: урок обучающего сочинения на этапе подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Форма урока: мастерская письма.  Технологии: проблемное обучение, информационно­коммуникационные технологии   (система голосования VOTUM) ,практические  задания  для учащихся с использованием  интерактивной доски,  педагогическая мастерская, работа в группах ­ индивидуальные  образовательных траекторий для учащихся. Современные  подходы:   Текстоориентированный: работа с текстом публицистического, художественного  стилей; монологический ответ, рецензия.  Функциональный: определение  роли  аргументов  в тексте, работа с тестом.     Коммуникативно­деятельный: работа со словом, предложением, текстом.    Интегрированный: связь с литературой ­ тщательный отбор дидактического  материала, использование текста.   Организация самостоятельной деятельности учащихся: при выполнении  самостоятельной работы в роли корректора практической работы.    Личностно­ориентированный ,системно­деятельностный подход : реализация через  работу в группе, внимание к речи других людей, обучение связной речи.   Формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций  обучающихся. Современные образовательные технологии:  модульная технология обучения,  технология внутриклассной (внутрипредметной) дифференциации, или  комбинированная система обучения (по Н. П. Гузику),  технология коллективного способа обучении ­ КСО (авторы А. Г. Ривин,В. К.  Дьяченко)  ЭОР: для получения  информации и практического  занятия – интерактивные текстовые  документы на уроке, презентация;  ЭОР для аттестации (контроля учебных достижений) ­   задание в  тестовой форме VOTUM. Формирование  УУД: а) Личностные: – формирование основ гражданской идентичности; – правосознание, межличностные отношения; – выбор профильного образования  и  готовность к дальнейшему самообразованию. б) Регулятивные – способность ставить цели и задачи, уметь контролировать свои  действия, планировать будущий результат. в) Коммуникативные: – умение работать в группе, согласовывать свои действия, договариваться и поддерживать контакты; – речевая деятельность. г) Познавательные: – смысловое чтение и осознанная работа с информацией; – изучение различных действий и операций и умение применять их на практике. д) Предметные : 1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и  письма; 2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих  способностей личности, в процессе образования и самообразования;  3) использование коммуникативно­эстетических возможностей русского языка; 4) расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его  уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и  грамматических категорий  языка; 5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического,  морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического  анализа словосочетания и предложения; 6) обогащение активного  и  потенциального словарного запаса, расширение объема  используемых в речеграмматических средств для свободного выражения мыслей  и  чувств  адекватно ситуации  и  стилю общения; 7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики  и  фразеологии  языка,  основными нормами литературного  языка (орфоэпическими,лексическими,  грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;  приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и  письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; 8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую  ценность. Основные принципы: личностная ориентация,  гуманизация,  культуросообразность. Методический комментарий. Для урока необходимо: создать презентацию к уроку; оформить традиционную доску (тема, таблица типов аргументов); иметь интерактивную доску   для   презентации,   проведения   тестирования   (программа  VOTUM);   подготовить раздаточный   материал   для     учащихся   (папки  c    текстами),   распечатать   планшеты   с заданиями, листы для сочинений.    Духовно­нравственные   категории, ответственность, долг, патриотизм.   рассматриваемые   на   уроке:  традиции, Конспект урока на тему:  «Сочинение­рассуждение. Типы  аргументов» . Цель урока­практическое применение типов аргументов Задачи для учителя: Образовательные: 1)продолжать работу по развитию языковой и коммуникативной компетенций учащихся; 2)формировать умение выражать собственное мнение по заявленной  проблеме,  подбирать убедительные доказательства своей точки зрения. Развивающие: 1)развивать   письменную   и   устную   речь   учащихся,   совершенствуя   ее   образность   и выразительность;  творческие   и   технические   способности   учащихся,   основанные   на информационно­коммуникационных технологиях; 2)обучать основным приемам мыслительной деятельности (выделение главного, сравнение, доказательство). Воспитательные: 1) воспитывать   чувство   патриотизма,   ответственности и долга; 2) прививать уважение к традициям русского народа.   :     (  презентация –слайд №2)   Задачи для учащихся    ­знать: строение текста­рассуждение и типы  аргументов;  ­уметь: анализировать и создавать текст­рассуждение, приводить убедительные аргументы для доказательства своей точки зрения. Ход урока.  1. Актуализация опорных знаний.  (Слово учителя.)  ­Я хочу прочитать вам стихотворение современного поэта Юрия  Грибина.  Задание классу: послушайте это стихотворение и определите его тему.     («Про Отчизну») Наверное, любить Отчизну Мы можем только лишь тогда, Когда от смерти беспричинной Нас не спасет уже Она. Мы как­то сразу понимаем, Что жизнь прекрасна только здесь, И нет другого в мире края Родней, чем тот, что в сердце. Здесь... За суетой ненужной, глупой, Стараясь все везде успеть, Мы прячем под сугробом душу И закрываем солнца свет, Мы забываем, что любимы Как дочери, как сыновья, И для Нее мы неделимы,­ Как мать для нас Она ­ одна. Мы отвергаем Ее нежность, Не замечаем доброты... И лишь когда уходим в вечность, Торопимся сказать: «Прости!». ­Как вы думаете, о чём  мы с вами сегодня будем рассуждать? ( Ответ: о Родине) ­Подберите синоним к слову Родина.  (Ответ: отечество, отчизна, отчий край, край отцов, родная страна).  ­Какое чувство русские люди считают главным, говоря о своём родном крае, об отчизне? (Ответ: чувство патриотизма)  ­Совершенно верно. Сегодня мы будем рассуждать о патриотизме.  ­Посмотрите на доску и прочитайте тему урока(слайд №1):  «Сочинение­рассуждение. Типы  аргументов».  ­Какой  материал  в этой записи вам известен?  (Ответ: что такое сочинение и что такое рассуждение). ­Верно, о рассуждении мы говорим с вами с 5 класса. ­ Какая часть темы урока является для вас новой? (Ответ: типы  аргументов) ­Действительно, нам сегодня необходимо обобщить всё, что уже известно о рассуждении, и узнать новое. ­Итак, внимание на доску, задачи урока(слайд№2):  ­знать: строение текста­рассуждение и типы  аргументов;  ­уметь: анализировать и создавать текст­рассуждение, приводить убедительные аргументы для доказательства своей точки зрения. ­Откройте рабочие тетради и запишите тему урока: «Сочинение­рассуждение. Типы  аргументов». ­Повторяем изученное. Что  мы знаем о   типе речи рассуждение? (слайд№3)  (Ответ: тезис, аргументы для доказательства тезиса, вывод из доказательств) 2. Объяснение новой темы.  ­Как   вы   думаете,   какая   из   частей   типа   речи   рассуждение   будет   предметом   нашего исследования сегодня на уроке? Внимание на тему урока. (Ответ: аргументы)   ­Подберите   синоним   к   слову   аргумент.(Ответ:   доказательство,   подтверждение, объяснение, приведение доводов, примеров) (слайд№4). ­Итак, различают  следующие типы  аргументов. Внимание на доску:  (таблица типов  аргументов, комментирует у доски вызванный  по желанию учащийся ):реальные  факты, статистика, законы природы, положения официальных документов; примеры из  жизни, примеры из художественных произведений, фольклора; мнения известных людей,  цитаты из авторитетных источников, общественное мнение. (Учитель даёт оценку 2. Фольклор 3.Мнения известных людей   А.   Выше   всего     стоит   готовность   страдать   и умирать,   т.е.   самоотвержение   ...   Оно   дает   силу претерпеть   до   конца,   принести   Родине   жертву высшей любви. Военный педагог М.И. Драгомиров Б. И ты, великодушная на диво, Казни меня забвеньем, коль солгу... И без меня ты можешь быть счастливой,— Я без тебя, Россия, не могу. С. Викулов В. Судя по данным опросов Фонда общественного мнения,   большинство   граждан   РФ   считают,   что воспитывать любовь к Родине нужно в семье. СМИ Г. Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть.  устному ответу учащегося по критериям ­ полнота, правильность, степень  осознанности, языковое  оформление.) ­Теперь   посмотрим,   как   работают   эти   научные   сведения     в   тесте.    Выполняем  тест. Внимание ­ задание: соотнесите тип аргумента с примером. Возьмите пульты. (на интерактивной доске транслируется тест) 1.Общественное мнение   художественных 4.Пример   из произведений (Ответ:1­В;   2­Г;   3­А;   4­   Б).(На   уроке   обработка   ответов   учащихся   и   их    оценка, контроль степени усвоения полученных знаний проходит в реальном времени с помощью системы интерактивного тестирования VOTUM).  3. Закрепление и обобщение материала.  ­С тестом успешно справились все, спасибо. Еще раз обобщим материал теста: ­   К   какому   типу   аргумента   вы   отнесли   высказывание  М.И.Драгомирова?  (   ссылка   на авторитет)­.Стихотворение Викулова? (пример из художественного произведения). ­Данные  Фонда общественного мнения?( ссылка на авторитет). ­Пословицу? (фольклор) ­Теперь закрепляем полученные знания на практике, учимся использовать тип аргумента в собственной речи. Рассуждать будем о теме патриотизма. (слайд №5) ­Прочитайте высказывание военного педагога М.И. Драгомирова ( «Выше всего  стоит  готовность страдать и умирать, т.е. самоотвержение ... Оно дает силу претерпеть до конца,  принести Родине жертву высшей любви».) (читает учащийся). (Историческая справка: с именем М.И. Драгомирова связано создание в России целостной  школы обучения и воспитания личного состава, которая основывалась на последних  достижениях военно­педагогической мысли и строилась на учете конкретно­исторических  реальностей русской армии конца XIX – начала XX в., учитывала специфику русского  национального характера и другие факторы.)  ­Оформите   слова  М.И.   Драгомирова       как   прямую   речь   в   соответствии   со   схемой, расставьте знаки препинания в схеме:  П  а ­Внимание: используйте глаголы для слов автора: говорил, утверждал, сказал  (у доски выполняет ученик). ­Выпишите     из   высказывания  Драгомирова  слова,   которые   регулируются   правилом «Правописание изменяющихся приставок» (Ответ: претерпеть, принести).  ­Обозначьте условия выбора орфограммы (у доски выполняет ученик). ­Теперь   учимся   применять   типы   аргументов   в   предложенном     тексте.   Используем раздаточный материал. (Текст­слайд №6 читает учащийся). ­(вопрос классу) Какому типу речи соответствует этот текст? (Ответ: рассуждение).  ­Какие   структурные   элементы   текста­рассуждения   в   нем   отсутствуют?  пропущены аргументы) (Ответ: ­Определите,   после   какого   предложения   в   текст   необходимо   ввести   аргументы. Используйте для этого раздаточный материалов из вашей папки, прочитайте полученный текст (Ответ: мнение известного  человека – после 2 пр.; общественное мнение ­5 пр.; пример из художественного      произведения ­10пр.; пословица в конце) ­Полученный   текст   выразительно   прочитает   ученик…Ваше   мнение:   что   изменилось   в тексте   после   введения   аргументов?   (ответы:   текст   приобрел   доказательность, образность, выразительность) ­Учимся создавать собственные тексты­рассуждения. Представьте, что вы ­ юнкоры нашего корпуса. И вам необходимо написать   статью для газеты.   Можете   дать свое название газеты.(работа в группах)  ( Ответ:«Родина», «Патриот», «Защитники Отечества») ­Я предлагаю вам варианты тем статей (слайд №8): «Почему служба в армии ­ священный долг?», «Из чего складывается любовь к Родине?», «Изменилось ли отношение к армии в последнее время?» ­Выберите   для   работы   в   группе   ту   тему,   которая,   на   ваш   взгляд,   звучит  наиболее актуально. Первая группа, ваш выбор?..Вторая?..Третья?.. ­Каждая группа получает планшет с вариантами   аргументов.  ­Задание:   напишите   статью   в   газету   на   выбранную   тему,   используя   предложенные аргументы. ­Для доказательства своего мнения используйте  фразы – клише (слайд№9):    Фразы –клише для доказательства своего мнения: ­ Я  полагаю, думаю, мне кажется, во­первых, во­вторых; ­Слова «…» заставляют задуматься об очень важном ­…; ­Надо отметить, что данную проблему можно считать актуальной, потому что… ­На эту работу вам отводится 10 минут. Объем  статьи ­70 слов. ­Проверяем   выполнение   задания.   Одна   группа   читает,   другие   определяют,   какие   виды аргументов использованы в тексте, созданном группой. ­(задание после прослушивания   )Какие типы   аргументов   удалось включить в текст? Какие прокомментированы?  ­Все группы успешно справились с заданием, надеюсь, что   читателям будет интересно познакомиться с вашим мнением по этим вопросам. ­Откройте дневники и запишите домашнее задание. 4.Домашнее задание(слайд №10)  ­Внимание на доску: напишите сочинение­рассуждение на тему «Служба в армии: долг   гражданина или дань моде?».При написании сочинения опирайтесь на критерии оценивания части С ЕГЭ. Сочинение для оценивания пишите аккуратно, разборчивым почерком,  самостоятельно подобрав убедительные аргументы, не менее двух. ­Это сочинение вы оформите на отдельных листах, которые  могут стать материалом для выставки   к   праздникам   на   военно­патриотическую   тему,   для   родительских   собраний   и ваших портфолио. 5.Итоговая рефлексия ­Как вы думаете, ребята, почему мы выбрали для нашего рассуждения сегодня именно эту тему?  (актуальная   тема,   связанная   с   тревожной     обстановкой   в   мире,   с   особым отношением к российской армии) ­Чтобы ваше мнение было убедительным, авторитетным, сколько аргументов необходимо привести в рассуждении? (Ответ:2) ­Какое   максимальное   количество   баллов   можно   набрать   за   выполнение   критерия   по приведению аргументов на экзамене? (Ответ:3 балла) ­ Я вам  желаю  набрать именно столько баллов  при написании сочинения,  эти 3 балла дорогого стоят. Урок окончен.

Урок по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Типы аргументов» ( подготовка к ЕГЭ ). (10 класс)

Урок по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Типы аргументов» ( подготовка к ЕГЭ ). (10 класс)

Урок по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Типы аргументов» ( подготовка к ЕГЭ ). (10 класс)

Урок по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Типы аргументов» ( подготовка к ЕГЭ ). (10 класс)

Урок по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Типы аргументов» ( подготовка к ЕГЭ ). (10 класс)

Урок по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Типы аргументов» ( подготовка к ЕГЭ ). (10 класс)

Урок по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Типы аргументов» ( подготовка к ЕГЭ ). (10 класс)

Урок по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Типы аргументов» ( подготовка к ЕГЭ ). (10 класс)

Урок по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Типы аргументов» ( подготовка к ЕГЭ ). (10 класс)

Урок по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Типы аргументов» ( подготовка к ЕГЭ ). (10 класс)

Урок по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Типы аргументов» ( подготовка к ЕГЭ ). (10 класс)

Урок по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Типы аргументов» ( подготовка к ЕГЭ ). (10 класс)

Урок по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Типы аргументов» ( подготовка к ЕГЭ ). (10 класс)

Урок по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Типы аргументов» ( подготовка к ЕГЭ ). (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2017