Урок по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Типы аргументов» ( подготовка к ЕГЭ ). (10 класс)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл
04.10.2017
Данный урок – это тесное общение учащихся с культурными, историческими и военными образами России, это способ воспитания в сердцах детей любви к Отчизне, а в умах - знания и понимания ее прошлой и настоящей жизни.В основе урока лежит системно-деятельностный подход, когда активность обучающегося признается основой достижения развивающихся целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности.Конспект урока на тему «Сочинение-рассуждение. Типы аргументов» ( подготовка к ЕГЭ ). (10 класс)
Разработка урока.docx
Тема урока – «Сочинениерассуждение. Типы аргументов» ( подготовка к ЕГЭ по
русскому языку).
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок обучающего сочинения на этапе подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Форма урока: мастерская письма.
Технологии: проблемное обучение, информационнокоммуникационные технологии
(система голосования VOTUM) ,практические задания для учащихся с использованием
интерактивной доски, педагогическая мастерская, работа в группах индивидуальные
образовательных траекторий для учащихся.
Современные подходы:
Текстоориентированный: работа с текстом публицистического, художественного
стилей; монологический ответ, рецензия.
Функциональный: определение роли аргументов в тексте, работа с тестом.
Коммуникативнодеятельный: работа со словом, предложением, текстом.
Интегрированный: связь с литературой тщательный отбор дидактического
материала, использование текста.
Организация самостоятельной деятельности учащихся: при выполнении
самостоятельной работы в роли корректора практической работы.
Личностноориентированный ,системнодеятельностный подход : реализация через
работу в группе, внимание к речи других людей, обучение связной речи.
Формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций
обучающихся.
Современные образовательные технологии:
модульная технология обучения,
технология внутриклассной (внутрипредметной) дифференциации, или
комбинированная система обучения (по Н. П. Гузику),
технология коллективного способа обучении КСО (авторы А. Г. Ривин,В. К.
Дьяченко)
ЭОР: для получения информации и практического занятия – интерактивные текстовые
документы на уроке, презентация; ЭОР для аттестации (контроля учебных достижений)
задание в тестовой форме VOTUM.
Формирование УУД:
а) Личностные:
– формирование основ гражданской идентичности;
– правосознание, межличностные отношения;
– выбор профильного образования и готовность к дальнейшему самообразованию.
б) Регулятивные – способность ставить цели и задачи, уметь контролировать свои
действия, планировать будущий результат.
в) Коммуникативные:
– умение работать в группе, согласовывать свои действия, договариваться и поддерживать контакты;
– речевая деятельность.
г) Познавательные:
– смысловое чтение и осознанная работа с информацией;
– изучение различных действий и операций и умение применять их на практике.
д) Предметные :
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и
письма;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативноэстетических возможностей русского языка;
4) расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его
уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и
грамматических категорий
языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического
анализа словосочетания и предложения;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речеграмматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка,
основными нормами литературного языка (орфоэпическими,лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность.
Основные принципы: личностная ориентация, гуманизация, культуросообразность.
Методический комментарий. Для урока необходимо: создать презентацию к уроку;
оформить традиционную доску (тема, таблица типов аргументов); иметь интерактивную
доску для презентации, проведения тестирования (программа VOTUM); подготовить
раздаточный материал для учащихся (папки c
текстами), распечатать планшеты с
заданиями, листы для сочинений.
Духовнонравственные категории,
ответственность, долг, патриотизм.
рассматриваемые на уроке:
традиции,
Конспект урока на тему:
«Сочинениерассуждение. Типы аргументов» .
Цель урокапрактическое применение типов аргументов
Задачи для учителя:
Образовательные:
1)продолжать работу по развитию языковой и коммуникативной компетенций учащихся; 2)формировать умение выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать
убедительные доказательства своей точки зрения.
Развивающие:
1)развивать письменную и устную речь учащихся, совершенствуя ее образность и
выразительность; творческие и технические способности учащихся, основанные на
информационнокоммуникационных технологиях;
2)обучать основным приемам мыслительной деятельности (выделение главного, сравнение,
доказательство).
Воспитательные:
1) воспитывать чувство патриотизма, ответственности и долга;
2) прививать уважение к традициям русского народа.
:
( презентация –слайд №2)
Задачи для учащихся
знать: строение текстарассуждение и типы аргументов;
уметь: анализировать и создавать текстрассуждение, приводить убедительные аргументы
для доказательства своей точки зрения.
Ход урока.
1. Актуализация опорных знаний.
(Слово учителя.)
Я хочу прочитать вам стихотворение современного поэта Юрия Грибина.
Задание классу: послушайте это стихотворение и определите его тему.
(«Про Отчизну»)
Наверное, любить Отчизну
Мы можем только лишь тогда,
Когда от смерти беспричинной
Нас не спасет уже Она.
Мы както сразу понимаем,
Что жизнь прекрасна только здесь,
И нет другого в мире края
Родней, чем тот, что в сердце. Здесь...
За суетой ненужной, глупой,
Стараясь все везде успеть,
Мы прячем под сугробом душу
И закрываем солнца свет,
Мы забываем, что любимы
Как дочери, как сыновья,
И для Нее мы неделимы,
Как мать для нас Она одна.
Мы отвергаем Ее нежность,
Не замечаем доброты...
И лишь когда уходим в вечность,
Торопимся сказать: «Прости!». Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем рассуждать? ( Ответ: о Родине)
Подберите синоним к слову Родина. (Ответ: отечество, отчизна, отчий край, край
отцов, родная страна).
Какое чувство русские люди считают главным, говоря о своём родном крае, об отчизне?
(Ответ: чувство патриотизма)
Совершенно верно. Сегодня мы будем рассуждать о патриотизме.
Посмотрите на доску и прочитайте тему урока(слайд №1):
«Сочинениерассуждение. Типы аргументов».
Какой материал в этой записи вам известен?
(Ответ: что такое сочинение и что такое рассуждение).
Верно, о рассуждении мы говорим с вами с 5 класса.
Какая часть темы урока является для вас новой? (Ответ: типы аргументов)
Действительно, нам сегодня необходимо обобщить всё, что уже известно о рассуждении, и
узнать новое.
Итак, внимание на доску, задачи урока(слайд№2):
знать: строение текстарассуждение и типы аргументов;
уметь: анализировать и создавать текстрассуждение, приводить убедительные аргументы
для доказательства своей точки зрения.
Откройте рабочие тетради и запишите тему урока:
«Сочинениерассуждение. Типы аргументов».
Повторяем изученное. Что мы знаем о типе речи рассуждение? (слайд№3)
(Ответ: тезис, аргументы для доказательства тезиса, вывод из доказательств)
2. Объяснение новой темы.
Как вы думаете, какая из частей типа речи рассуждение будет предметом нашего
исследования сегодня на уроке? Внимание на тему урока. (Ответ: аргументы)
Подберите синоним к слову аргумент.(Ответ: доказательство, подтверждение,
объяснение, приведение доводов, примеров) (слайд№4).
Итак, различают следующие типы аргументов. Внимание на доску: (таблица типов
аргументов, комментирует у доски вызванный по желанию учащийся ):реальные
факты, статистика, законы природы, положения официальных документов; примеры из
жизни, примеры из художественных произведений, фольклора; мнения известных людей,
цитаты из авторитетных источников, общественное мнение. (Учитель даёт оценку 2. Фольклор
3.Мнения известных людей
А. Выше всего стоит готовность страдать и
умирать, т.е. самоотвержение ... Оно дает силу
претерпеть до конца, принести Родине жертву
высшей любви.
Военный педагог М.И. Драгомиров
Б. И ты, великодушная на диво,
Казни меня забвеньем, коль солгу...
И без меня ты можешь быть счастливой,—
Я без тебя, Россия, не могу.
С. Викулов
В. Судя по данным опросов Фонда общественного
мнения, большинство граждан РФ считают, что
воспитывать любовь к Родине нужно в семье.
СМИ
Г. Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь,
что в тебе есть.
устному ответу учащегося по критериям полнота, правильность, степень
осознанности, языковое оформление.)
Теперь посмотрим, как работают эти научные сведения в тесте. Выполняем тест.
Внимание задание: соотнесите тип аргумента с примером. Возьмите пульты.
(на интерактивной доске транслируется тест)
1.Общественное мнение
художественных
4.Пример из
произведений
(Ответ:1В; 2Г; 3А; 4 Б).(На уроке обработка ответов учащихся и их оценка,
контроль степени усвоения полученных знаний проходит в реальном времени с помощью
системы интерактивного тестирования VOTUM).
3. Закрепление и обобщение материала.
С тестом успешно справились все, спасибо. Еще раз обобщим материал теста:
К какому типу аргумента вы отнесли высказывание М.И.Драгомирова? ( ссылка на
авторитет).Стихотворение Викулова? (пример из художественного произведения).
Данные Фонда общественного мнения?( ссылка на авторитет). Пословицу? (фольклор)
Теперь закрепляем полученные знания на практике, учимся использовать тип аргумента в
собственной речи. Рассуждать будем о теме патриотизма. (слайд №5)
Прочитайте высказывание военного педагога М.И. Драгомирова ( «Выше всего стоит
готовность страдать и умирать, т.е. самоотвержение ... Оно дает силу претерпеть до конца,
принести Родине жертву высшей любви».) (читает учащийся).
(Историческая справка: с именем М.И. Драгомирова связано создание в России целостной
школы обучения и воспитания личного состава, которая основывалась на последних
достижениях военнопедагогической мысли и строилась на учете конкретноисторических
реальностей русской армии конца XIX – начала XX в., учитывала специфику русского
национального характера и другие факторы.)
Оформите слова М.И. Драгомирова как прямую речь в соответствии со схемой,
расставьте знаки препинания в схеме: П а Внимание: используйте глаголы для слов автора: говорил, утверждал, сказал (у доски
выполняет ученик).
Выпишите из высказывания Драгомирова слова, которые регулируются правилом
«Правописание изменяющихся приставок» (Ответ: претерпеть, принести).
Обозначьте условия выбора орфограммы (у доски выполняет ученик).
Теперь учимся применять типы аргументов в предложенном тексте. Используем
раздаточный материал. (Текстслайд №6 читает учащийся).
(вопрос классу) Какому типу речи соответствует этот текст? (Ответ: рассуждение).
Какие структурные элементы текстарассуждения в нем отсутствуют?
пропущены аргументы)
(Ответ:
Определите, после какого предложения в текст необходимо ввести аргументы.
Используйте для этого раздаточный материалов из вашей папки, прочитайте полученный
текст (Ответ: мнение известного человека – после 2 пр.; общественное мнение 5 пр.;
пример из художественного
произведения 10пр.; пословица в конце)
Полученный текст выразительно прочитает ученик…Ваше мнение: что изменилось в
тексте после введения аргументов? (ответы: текст приобрел доказательность,
образность, выразительность)
Учимся создавать собственные текстырассуждения. Представьте, что вы юнкоры нашего
корпуса. И вам необходимо написать статью для газеты. Можете дать свое название
газеты.(работа в группах)
( Ответ:«Родина», «Патриот», «Защитники Отечества»)
Я предлагаю вам варианты тем статей (слайд №8): «Почему служба в армии священный
долг?», «Из чего складывается любовь к Родине?», «Изменилось ли отношение к армии в
последнее время?»
Выберите для работы в группе ту тему, которая, на ваш взгляд, звучит наиболее
актуально. Первая группа, ваш выбор?..Вторая?..Третья?..
Каждая группа получает планшет с вариантами аргументов.
Задание: напишите статью в газету на выбранную тему, используя предложенные
аргументы.
Для доказательства своего мнения используйте фразы – клише (слайд№9):
Фразы –клише для доказательства своего мнения:
Я полагаю, думаю, мне кажется, вопервых, вовторых;
Слова «…» заставляют задуматься об очень важном …;
Надо отметить, что данную проблему можно считать актуальной, потому что…
На эту работу вам отводится 10 минут. Объем статьи 70 слов. Проверяем выполнение задания. Одна группа читает, другие определяют, какие виды
аргументов использованы в тексте, созданном группой.
(задание после прослушивания )Какие типы аргументов удалось включить в текст?
Какие прокомментированы?
Все группы успешно справились с заданием, надеюсь, что читателям будет интересно
познакомиться с вашим мнением по этим вопросам.
Откройте дневники и запишите домашнее задание.
4.Домашнее задание(слайд №10)
Внимание на доску: напишите сочинениерассуждение на тему «Служба в армии: долг
гражданина или дань моде?».При написании сочинения опирайтесь на критерии оценивания
части С ЕГЭ. Сочинение для оценивания пишите аккуратно, разборчивым почерком,
самостоятельно подобрав убедительные аргументы, не менее двух.
Это сочинение вы оформите на отдельных листах, которые могут стать материалом для
выставки к праздникам на военнопатриотическую тему, для родительских собраний и
ваших портфолио.
5.Итоговая рефлексия
Как вы думаете, ребята, почему мы выбрали для нашего рассуждения сегодня именно эту
тему? (актуальная тема, связанная с тревожной обстановкой в мире, с особым
отношением к российской армии)
Чтобы ваше мнение было убедительным, авторитетным, сколько аргументов необходимо
привести в рассуждении? (Ответ:2)
Какое максимальное количество баллов можно набрать за выполнение критерия по
приведению аргументов на экзамене? (Ответ:3 балла)
Я вам желаю набрать именно столько баллов при написании сочинения, эти 3 балла
дорогого стоят. Урок окончен.
Урок по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Типы аргументов» ( подготовка к ЕГЭ ). (10 класс)
Урок по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Типы аргументов» ( подготовка к ЕГЭ ). (10 класс)
Урок по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Типы аргументов» ( подготовка к ЕГЭ ). (10 класс)
Урок по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Типы аргументов» ( подготовка к ЕГЭ ). (10 класс)
Урок по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Типы аргументов» ( подготовка к ЕГЭ ). (10 класс)
Урок по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Типы аргументов» ( подготовка к ЕГЭ ). (10 класс)
Урок по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Типы аргументов» ( подготовка к ЕГЭ ). (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.