Урок по сказке П.П. Бажова "Каменный цветок" в 5 классе
Оценка 4.6

Урок по сказке П.П. Бажова "Каменный цветок" в 5 классе

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
26.03.2019
Урок по сказке П.П. Бажова "Каменный цветок" в 5 классе
При чтении и анализе сказки П.П.Бажова "Каменный цветок" необходимо использование средств ИКТ: возможен показ мультипликационного или художественного фильмов, снятых по сказке; показ презентации; проведение интерактивной викторины. Особое внимание нужно уделить поэтике труда в сказке. Можно провести параллели с другими литературными произведениями схожей тематики (Н.С.Лесков "Левша").
Урок по сказке П.П. Бажова Каменный цветок.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа имени С.С. Вострецова Урок закрепления изученного материала «П.П.Бажов. Каменный цветок». Тема искусства и труда в сказе» (5 класс)                                                  Подготовил:  Лаптев Андрей Юрьевич,                                                    учитель русского языка и литературы                                                   Вострецово 2019 Тема: « П.П.Бажов «Каменный цветок». Тема искусства и труда в сказе»  (2­й урок). Цель: продолжение знакомства с творчеством П.П.Бажова, с его сказом  «Каменный цветок»; формирование умения работать над текстом  произведения, давать характеристику героев; развитие устной речь уч­ся;  воспитание любви к труду. Задачи: Образовательная  –  формировать   полноту,   осознанность,   системность, гибкость,   глубину,   оперативность,   прочность   знаний;   совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу. Развивающая – формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы; учить   анализировать, выделять главное, сравнивать,   строить   аналогии,   обобщать   и   систематизировать;   развивать память, внимание; Воспитательная  –  воспитывать   культуру   общения;  воспитывать   в   себе чувство   любви   к   природе,   уважение   к   талантливым   людям   ­  хранителям красоты. Планируемый результат. Предметные умения: знать содержание сказа, уметь определять позицию  автора  произведения, выделять проблемы, соотносить позицию автора со  своей позицией. УУД Личностные: формировать интерес к изучению литературы; способность к  самооценке на основе наблюдений за  собственной речью, способность  осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке, работать  по плану, сверяясь с целью. Коммуникативные: строить устные и письменные высказывания в связи с  изученным произведением, участвовать в диалоге по прочитанному  произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировать свою. Познавательные: находить достоверную информацию из текста для  решения учебной задачи, уметь устанавливать причинно­следственные связи  на простом уровне ( используя опорные вопросы, жизненный опыт и  информацию на уроке). Основные понятия: сказ, сюжет, позиция автора, диалог Межпредметные связи: окружающий мир, культура речи, изобразительное  искусство. Методы   и   педагогические   технологии:  объяснительно­иллюстративный метод   (рассказ   с   элементами   беседы,   демонстрация   слайдов,   аудио фрагментов); проблемный метод, музыка. Оборудование: записи на доске, портрет П.П.Бажова, выставка книг, рисунки уч­ся к сказу, текст произведения, презентация . Ход урока. 1.Организационный момент. Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством Бажова,с его сказом «Каменный цветок. Известный литератор Федор Гладков,  современник Бажова, признавался: "Его Малахитовую шкатулку" я читал и  перечитывал. Это была действительно волшебная шкатулка, сделанная  искусным умельцем, полная ослепительных драгоценностей, созданных  сомобытным художником". ­ Давайте сейчас ещё раз приоткроем эту шкатулку и полюбуемся ее  драгоценностями, полистаем страницы сказа « Каменный цветок» и  поговорим  о его героях.(3 сл.) 2.   Этап   подготовки   учащихся   к   активному,   сознательному   усвоению знаний. ­ Чтение учащимся стихотворения на фоне музыки. (4 сл) На дворе пурга в окно стучится. В комнате уютно и темно, Мне сегодня что­то вдруг не спится. Ночь уж на дворе стоит давно. Начинает мама тихо сказы О Хозяйке, что живет в горе. Вижу я Данилушку — и сразу Ящерки мелькнули на заре. Вижу я, как девочка Татьяна На шкатулку новую глядит, Как горы Хозяйка Северьяна Заковала в древний малахит... И от этих сказов стало снова На душе так чисто и светло... В дальний домик дедушки Бажова На Урал меня перенесло! ­ ­ Сказы П.П. Бажова ярки и живописны. (5 сл)  И такое цветовое богатство не случайно. Оно порождено красотой русской  природы, красотой Урала. Но главное богатство Урала – его люди. Все они  великие труженики, умельцы. Во многом благодаря Бажову стали известны  имена крепостных мастеров – камнерезов, сумевших постичь душу камня,  вдохнуть жизнь в мертвую горную породу. Об уральских умельцах нам  расскажут ученики нашего класса. Чтение стихотворения учеником.(6 сл) Известно людям с давних пор –  Так нужно ль сомневаться?­  Что в глубине Уральских гор  Сокровища таятся.  Но самоцветных всех камней, Как радуга горящих,  Сказанья древние ценней  О людях настоящих,  О старых русских мастерах,  Об их тяжелой доле,  Волшебных золотых  руках,  Закованных неволей. ­ Ученический проект на тему: «Уральские мастера» ­ Перед нами сказ Бажова об уральских мастерах, о людях талантливых, (7сл)  трудолюбивых. Но перед тем, как перейти к непосредственной работе с  текстом, к работе над образами героев, вспомним отличия сказа от сказки. ­ Ученический проект на тему «Отличие сказа от сказки».  3. Этап закрепления новых знаний. 1. Работа над языком сказа (8 сл)­ Бажов ценил полноту и естественность русской речи. Образом и  источником, художественного мастерства было для Бажова устное народное  творчество. Бажов не раз говорил о себе как о писателе, «работающем в  фольклоре». Речь автора богата такими художественными средствами, как  пословицы, поговорки, фразеологизмы, эпитеты, диалектные слова,  устаревшие слова, слова с диалектными морфемами и с уменьшительно­ ласкательными суффиксами, с суффиксом ­  то. Охарактеризуйте речь  героев,что необычного мы видим? Приведите примеры яркости,  выразительности языка сказа (описания букашки, работы над заказной чашей и своей, каменного цветка, творческих мучений Данилы, встречи с Медной горы Хозяйкой). — От чьего лица идет повествование: от лица автора или рассказчика? Свое  мнение нужно обосновать. (Услышали они эту историю из уст рассказчика­сказителя, потому что  написан сказ разговорным языком (обратить внимание на лексику и  стиль), так, что можно представить, будто его кто­то сказывает.  Возможно, автор и рассказчик — одно лицо.) 2. Работа над образом героя (9сл)­ Обратимся к главному герою сказа –Даниле. 1.Чем Данила отличается от других детей? Расскажите о жизни Данилки. Вывод: даже имея талант, необходимо много учиться и работать, чтобы стать  настоящим мастером своего дела.  Найдите примеры в тексте. (10 сл)2. Как жилось у Данилыча? Как и в чем проявляется его мастерство? (11сл)3. Как меняется образ Данилы?  (портретная характеристика) 4. Как раскрывается в сказе талант Данилы,его душа художника? ­ (12сл)5. Почему Даниле не нравится чаша? ­ (13сл)6. Что ищет в лесу?   3. Просмотр эпизода фильма «Каменный цветок» (14 сл) ­ Ребята, посмотрим эпизод фильма «Каменный цветок» и ответим на  вопрос ­Зачем Данила хочет посмотреть на каменный цветок? 4. Образ Хозяйки Медной Горы(15 сл) ­ Портретная характеристика, образ. (16сл)­ Почему она не хочет показывать Даниле цветок? А  показывает ли? 5. Инсценировка «Хозяйка показывает каменный цветок».(17­18 сл) 6. Почему Данил разбил свою чащу, но не тронул барскую?(19 сл) («Каменный цветок» рассказывает о творческих муках мастера по  малахиту Данилы. Казалось бы, всем понравилась сделанная им на заказ  чаша — «гладко да ровно, узор чистый», а Данило недоволен: жизни в  цветке нет. Хотелось ему, чтобы люди, глядя на его работу, забывали,  что это искусно сделанная чаша, а любовались бы ею, как живым  цветком. В этом видел Данило истинное мастерство резьбы по камню.  Познал он и тайну камня, стремился подражать природе, но копия  получалась гораздо хуже оригинала). ­ Итак, в чем же заключается смысл сказа «Каменный цветок?» (Желание сделать чашу, похожую на живой цветок, изменило жизнь  Данилы. Сказочный образ каменного цветка символизирует красоту  материала и творческий полет мысли мастера, который должен  вдохнуть в камень жизнь. Именно каменный цветок Хозяйки Медной горы  помог ему понять, в чем заключается истинная сила. Для настоящего  мастера первостепенное значение имеет поэтическая выдумка мастерства.) 7. Ученический проект « Каменный цветок» в искусстве». 8. Письмо к герою. 9. Иллюстрации к произведению. 10. Чтение собственного стихотворения учащимися.  4.  Этап   информации   учащихся   о   домашнем   задании   и инструктаж по его выполнению. Сказ «Каменный цветок» заканчивается тем, что Данилушка неожиданно  уходит из дома неизвестно куда. Нам очень интересно, что же дальше  случилось с мастером. А вот об этом вы узнаете, прочитав два других сказа П. П. Бажова — «Горный мастер» и «Хрупкая веточка».

Урок по сказке П.П. Бажова "Каменный цветок" в 5 классе

Урок по сказке П.П. Бажова "Каменный цветок" в 5 классе

Урок по сказке П.П. Бажова "Каменный цветок" в 5 классе

Урок по сказке П.П. Бажова "Каменный цветок" в 5 классе

Урок по сказке П.П. Бажова "Каменный цветок" в 5 классе

Урок по сказке П.П. Бажова "Каменный цветок" в 5 классе

Урок по сказке П.П. Бажова "Каменный цветок" в 5 классе

Урок по сказке П.П. Бажова "Каменный цветок" в 5 классе

Урок по сказке П.П. Бажова "Каменный цветок" в 5 классе

Урок по сказке П.П. Бажова "Каменный цветок" в 5 классе

Урок по сказке П.П. Бажова "Каменный цветок" в 5 классе

Урок по сказке П.П. Бажова "Каменный цветок" в 5 классе

Урок по сказке П.П. Бажова "Каменный цветок" в 5 классе

Урок по сказке П.П. Бажова "Каменный цветок" в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2019