Урок по "Телеграмме" К.Г. Паустовский
Оценка 4.9

Урок по "Телеграмме" К.Г. Паустовский

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
27.02.2019
Урок по "Телеграмме"  К.Г. Паустовский
Тема «Как же это могло так случиться…?» Цель: осмысление проблемы взаимоотношений близких людей в рассказе Г. Паустовского «Телеграмма» и определение личностного отношения к поднятым проблемам. Задачи: 1. Обучающая: выявить и осмыслить проблему взаимоотношений близких людей через анализ содержания; 2. развивающая: развитие аналитического мышления, эмоционально- чувственной сферы ребенка 3. Формирование ценностного отношения к окружающему миру. Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная. Методы: проблемный, эвристическая беседа, творческое чтение. Средства: Слово, схема, ИКТ. Тип урока: урок решения крупной проблемы.
Урок по телеграмме Паустовского 8 кл.doc
Тема «Как же это могло так случиться…?» Цель:   осмысление   проблемы   взаимоотношений   близких   людей   в   рассказе   Г. Паустовского   «Телеграмма»   и   определение   личностного   отношения   к   поднятым проблемам. Задачи: 1. Обучающая: выявить и осмыслить проблему взаимоотношений близких людей через анализ содержания;               2. развивающая:  развитие аналитического мышления, эмоционально­ чувственной сферы ребенка              3. Формирование ценностного отношения к окружающему миру. Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная. Методы: проблемный, эвристическая беседа, творческое чтение. Средства: Слово, схема, ИКТ. Тип урока: урок решения крупной проблемы.                                                 Ход урока. 1. Вводно­ мотивационный этап урока. Каково настроение? Настроимся на философское размышление. У: Я вам предлагаю мысленно построить в ряд наших родственников, друзей, знакомых в порядке значимости. Трудно. Нельзя расставить однозначно! Отношения к тем или иным людям может меняться. Но какие бы перемены е были бы, самый близкий человек в нашей жизни – это человек, который подарил нам жизнь! Это мать. ­ Ребята нам приготовили рассказы о своих мамах, послушаем их. Выступление детей 3 мин. ­ Мы видим как мы любим своих  мам. За что мы их любим? Эпиграф. «Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы в долгу­ это мать.» ­ О каком долге идет речь? ( о сыновнем, о дочернем) ­ Можно ли сказать о том, что до конца выполнила свой долг героиня рассказа Настя? – Обратимся к тексту (стр 87)  « Она вскочила, быстро пошла против снега, хлеставшего в лицо. «Что, ж это мама? Что? – думала она, ничего не видя. – мама! Как же это могло   так случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее» ­ Какой вопрос задает героиня «Как же могло так случиться?»  Итак, тема урока «Как же могло так случиться?  ­ А теперь поразмыслим над названием. Почему рассказ назван «Телеграмма»?  Когда мы получаем телеграмму? ( сообщение о горе или радости) _   Мы   внутренне   напрягаемся,   когда   получаем   телеграмму?   Телеграмма­   это предупреждение. Учитель рисует Знак молния. ­ Так о чем нас предупреждает автор? Как же так могло случиться? – вот на эти вопросы мы постараемся ответить. 2. Операционно­ содержательный этап. Работа в группах. 1 группа. 1) Подумаем для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки? 2)Какие цвета преобладают в природе и интерьере? 3) Какую роль играет пейзаж? У: тепло в такой погоде? ( Веет холодом, безысходностью) ­ Какое предложение выбивается из ритма? (о подсолнечнике) Читаем вслух. Все доцветал и никак не мог доцвести и осыпаться»  ­ Какие ассоциации возникают у вас ( одинокое теплое солнышко на фоне серого черного цвета)  ­ Можно ли сравнить этот подсолнечник с обитательницей дома.  На доске вывешивается символ. –подсолнечник. Вывод:     Пейзаж   вводит   в   повествование,   настраивает   на   определенный   лад,   создает тональность повествования. В природе и в интерьере преобладают желтые тона, серые, черные цвета, всюду неясность, расплывчатость. Пейзаж соотносится с внутренним миром героини. Изображение пейзажа символично. Все в природе увядает, доцветает, так и в жизни  2 группа 1) Расскажите о жизни Катерины Петровны.  2)Создайте словесный портрет 3) О чем свидетельствует ее жизнь, есть ли у нее настоящее? Какое оно? Вывод: К.П. живет воспоминаниями о прошлом. А настоящее ­  только боль одиночества и равнодушное ожидание смерти. 3 группа. 1) Расскажите о жизни Насти в Ленинграде. 2) Создайте словесный портрет. 3) Что подчеркивает во внешнем облике Насти автор рассказа. Вывод:   Звали   ее   художники   за   глаза   «Сольвейг»   ­   солнечный   путь   за   русые   волосы   и холодные глаза. Глаза контрастные этому имени. Она устраивает праздник, а глаза холодные. Какой подтекст? Чистая, непорочная, но холодные глаза. На доске оформляется  запись.   4 группа 1) Расскажите об образах простых деревенских людей ( Маняша, Тихон).  2)Создайте словесные портреты. 3) Охарактеризуйте их. Вывод:   Маняша   ни   на   минуту   не   оставляет   старушку   перед   смертью.   Тихон   подчас бестолково   хлопочет   по   хозяйству.   Все   время   рядом.   Тихон   даже   сам   сочиняет   за Катерину   Петровну   текст   за   телеграммы,   не   дождавшись   ответа   от   Насти.   Это   были душевные, добрые люди, которые не пройдут мимо чужого горя.  Учитель оформляет  схему. ­ Мы выяснили образы  героев, К.П. – одинокая беззащитная женщина, доживающая свой век. Окружают душевные и добрые люди, но ждет она единственного родного человека. Дочь живет в городе.  ­А теперь попробуем разобраться в деталях. Как же это могло случиться? Вторая работа. Группа 1  1) Во всем тексте, где есть описание жизни Катерины Петровны мы видим пейзаж.     На страницах, рассказывающих о жизни Насти В Ленинграде почти нет описания     природы. Почему? 2) Почему в конце рассказа в комнате5, где Настя проплакала всю ночь засиял мутный  и тяжелый рассвет. Группа 2 1) Что написала Катерина Петровна в письме к дочери?  (можно прочитать) Писала ли раньше такие песни Насте?  Какие чувства вызывали у Насти письма матери?  2) Как бы вы откликнулись на такое письмо? Группа 3 1) Как проявила себя Настя в организации выставки художника Тимофеева?  Как вы думаете, бескорыстно она помогала ему?  Какая мысль повторялась на выставке? 2) Почему Настя, внимательная к другим людям, забыла о своей больной матери. Группа № 4  1) Для чего введен образ молодой учительницы в конце рассказа  2) Как вы думаете,  любят ли Настю ученики Заборья? Выводы: Настя оказалась глуха к страданию матери ­ единственного родного человека. Она   хлопотала,   договаривалась,   терпела   капризы   художника.   В   конечном   итоге добилась   признания,   все   ее   хвалили,   т.е   она   смогла   самоутвердиться.   Говорили   о заботе, чуткости.  У: Она осталась незнакомкой для окружающих, а чей портрет она увидела и раскрылась ее сущность. (Гоголя) «Эх, ты» ­ услышала она. ­ Вспомните, какие слова подходят для Насти, сказанные Тихоном. «За добро, плати добром, не будь пустельгой» Можно ли отнести эти слова К Насте (да) ­ Что значит пустельга? ( пустой, легкомысленный человек)  учитель оформляет схему. ­ ­ Какую заповедь нарушила Настя?  ( 5 заповедь Библии) «Чти отца и мать свою.» ­Очень просто об этом сказал В. Берестов Любили тебя без особых причин За то, что ты – внук, За то, что ты – сын, За то, что  малыш,  За то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. ­Какую опору потеряла Настя . ( невыполненный долг) Почему это случилось? ( от карьеризма пострадала ее душа) ­ Настя с перевода с греческого означает «воскрешающая» Третье задание  Все группы  нарисуйте символично ее будущее.  Окончательный вариант схемы «Телеграмма» Г. Паустовский Как же это могло случиться?            Прошлое                                                                    Настя    ­ «воскрешающая»    Катерина Петровна                                                           «Сольвейг» ­  Пустельга, сорока                                                                                                                                                                             Солнечный путь Настоящее          Тихон, Маняша                                          холодные глаза                                                       чуткость, душевность Одиночество                                                                              Подсолнечник     Беззащитная Так, о чем нас предупреждает автор? ( за добро плати добром, не будь пустельгой) Четвертая работа Творческая работа – сочинение. Выразите свое мнение «За добро плати добром, не будь пустельгой»  Пятая работа Чтение работ. III. Рефлексивно – оценочный этап. ­ Как могло так  случиться? ­ О чем предупреждает автор? Д/З Подбор пословиц, поговорок, легенд о взаимоотношениях близких людей.

Урок по "Телеграмме" К.Г. Паустовский

Урок по "Телеграмме"  К.Г. Паустовский

Урок по "Телеграмме" К.Г. Паустовский

Урок по "Телеграмме"  К.Г. Паустовский

Урок по "Телеграмме" К.Г. Паустовский

Урок по "Телеграмме"  К.Г. Паустовский

Урок по "Телеграмме" К.Г. Паустовский

Урок по "Телеграмме"  К.Г. Паустовский

Урок по "Телеграмме" К.Г. Паустовский

Урок по "Телеграмме"  К.Г. Паустовский
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2019