Цель: познакомить учащихся с таким языковым явлением, как диалог; научить грамотно оформлять разговор нескольких лиц в письменной речи.
Задачи:
образовательные: ввести понятия “диалог”, “реплика”; показать различия между диалогом и прямой речью; познакомить со знаками препинания при диалоге;
воспитательные: воспитывать любовь к родному языку средствами детской художественной литературы;
развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся; способствовать развитию навыков грамотного письма; развивать способность к самоанализу.
Урок по теме "Диалог". 6-й
класс
Разделы: Русский язык
Цель: познакомить учащихся с таким языковым явлением, как диалог; научить грамотно
оформлять разговор нескольких лиц в письменной речи.
Задачи:
образовательные: ввести понятия “диалог”, “реплика”; показать различия между
диалогом и прямой речью; познакомить со знаками препинания при диалоге;
воспитательные: воспитывать любовь к родному языку средствами детской
художественной литературы;
развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся; способствовать развитию
навыков грамотного письма; развивать способность к самоанализу.
Оборудование:
для учащихся: раздаточный материал, учебник, рабочие тетради, справочники.
Педагогические технологии: групповая технология, информационнокоммуникационные
технологии, технология проблемного обучения.
Подготовка к уроку: Учащиеся заранее знакомятся с рассказом В.Ю. Драгунского “Он
живой и светится…”
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
– Вы прочитали рассказ В. Драгунского “Он живой и светится…”. Поделитесь своими
впечатлениями.
– Главные герои рассказа – Дениска и Мишка – мальчишки чуть младше вас, очень веселые
и общительные. Посмотрите, один из разговоров друзей я записала на доске. (Приложение.
Слайд 1)
И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка
сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Сказал Мишка. Где достал? Дашь мне его
домой? Нет, домой не дам. Подарок.– Удобно ли читать такой разговор? Почему?
III.
– Как быть?
– Попробуем оформить разговор ребят, пользуясь правилами расстановки знаков
препинания при прямой речи. Как записывается прямая речь?
(Учащиеся в группах расставляют знаки препинания в текстах, напечатанных на
карточках.)
Давайте обобщим то, что нам известно о прямой речи, разгадав кpoccвopд (записан на
доске):
После слов автора перед прямой речью ставится... (двоеточие).
После прямой речи перед словами автора всегда ставится знак... (тире).
Прямая речь с двух сторон заключается в... (кавычки).
С какой буквы пишется первое слово прямой речи? (С большой).
Слова, поясняющие прямую речь, называются словами... (автора).
Сказал, говорил, пояснил, воскликнул, ответил, произнёс – это глаголы... (говорения).
(Ученик у доски записывает слова в кpoccвopд, отгадывают все).
Какое слово получилось по вертикали?
– Прочитайте, что у нас получилось. (Слайд 2)
И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал: “Здорово!” И я сказал: “Здорово!”
Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. “Ого! – сказал Мишка. – Где достал? Дашь
мне его домой?” “Нет, домой не дам. Подарок…”
– Легко ли воспринимать беседу? Почему?
– Что делать?
– На помощь нам материал, который я для вас приготовила. Ваша задача – прочитать
статьи на листах, обсудить прочитанное в группах и ответить на следующие вопросы:
– Как называется разговор двух или нескольких лиц?
– Что такое реплика?
– Как правильно записывается диалог? (Слайд 3)
Выступление представителей групп.
– Итак, давайте оформим диалог ребят, начиная каждую новую фразу с новой строки и
ставя перед ней тире. (Учащиеся комментируют свои действия). (Слайд 4)И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал:
– Здорово!
И я сказал:
– Здорово!
Мишка сел со мной и взял в руки самосвал.
– Ого! – сказал Мишка. – Где достал? Дашь мне его домой?
– Нет, домой не дам. Подарок.
– Прочитайте про себя. А теперь слова Дениски вслух прочтет … , а слова Мишки … .
– Удобно ли читать? Понятно ли, кому принадлежат те или иные слова?
– Итак, к какому выводу мы пришли?
Самый удобный способ оформления беседы – это диалог. Именно о диалоге мы
сегодня и поговорим.
IV. Открытие детьми новых знаний. Работа в справочниках.
– Откройте справочники. Запишем новую тему.
YНа доске:
Диалог – (от греч. dialogos – два слова) разговор двух или нескольких лиц.
Реплика – речь каждого лица.
– Р.
– Р, – а.
А:
– Р.
V. Физкультминутка.
– Как живешь?
– Вот так! (Вверх большой палец.)
– Как идешь?
– Вот так! (Маршируют.)
– Как бежишь?
– Вот так! (Бег на месте.)
– Ночью спишь?
– Вот так! (Ладошки под щеку.)
– Как даешь?
– Вот так! (Руки вперед.)
– Как берешь?
– Вот так! (Руки к себе.)
– Как плывешь?
– Вот так! (“Плывут”.)
– Как шалишь?– Вот так! (Пальцами сдувают щеки.)
– Как грозишь?
– Вот так! (Грозят пальцем.)
VI. Первичное закрепление.
– Надеюсь, что грозить друг другу нам с вами не придется. А что мы с вами сейчас
произнесли?
– Что такое диалог?
Задание 1.
– Попробуем составить диалоги, пользуясь готовыми репликами героев рассказа. Каждой
группе я предлагаю разные наборы реплик. Ваша задача – прочитать их, расположить в
удачной, с вашей точки зрения, последовательности и подготовить выразительное чтение
диалогов.
Группа 1.
И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял ее в руки.
– Ты открой ее, – сказал Мишка, – тогда увидишь!
– Что это, Мишка, – сказал я шепотом, – что это такое?
– Это светлячок, – сказал Мишка. – Что, хорош? Он живой, не думай.
Группа 2.
А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мама спросила:
– Ну, как твой самосвал?
А я сказал:
– Я, мама, променял его.
Мама сказала:
– Интересно! А на что?
– На светлячка! – ответил я.
Группа 5.
Потом мама зажгла свет.
– Да, – сказала она, – это волшебство! Но всетаки как ты решился отдать такую
ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?
– Я так долго ждал тебя, – сказал я, – и мне было так скучно, а этот светлячок, он
оказался лучше любого самосвала на свете.
Мама пристально посмотрела на меня и спросила:
– А чем же, чем же именно он лучше?
Я сказал:
– Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..
Выступление представителей групп.– Так о чем же нужно помнить, составляя диалог?
Реплики должны быть связаны между собой по смыслу, последовательность их
должна быть продумана.
– Как записывается диалог?
– Итак, о чем нужно помнить, составляя диалог?
Слова автора помогают нам понять чувства говорящего, а значит, нужно быть очень
внимательным к слову.
– Какие правила записи диалога нужно помнить?
Выступление представителей групп.
– Что такое диалог?
– Что мы называем репликой?
– Как записываются реплики нового лица?
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
Работа с учебником. Упражнение № 247:
а) расположение предложений так, чтобы получился текст (коллективная работа);
б) запись текста в виде диалога;
в) составление схем;
г) взаимопроверка работ с опорой на слайд № 10;
д) выставление оценок учащимися.
Запишите диалог (шуточное стихотворение Олега Григорьева), расставьте знаки
препинания, объясните (ученик у доски):
– Сизов, почему ты молчишь?
– Я слушаю тишь.
– Разве можно услышать тишь?
– Можно, если ты помолчишь.
– Ты боишься высоты?
– Нет, нисколечко, а ты?
– Не боюсь, коль высота
Мне не выше живота.
Задание 7.
Вернёмся к стихотворению о ёжике (упр.351)В кaкиx репликах диалога отразились вежливость и внимательное отношение дpyг к
дpyгy участников диалога?
Ведя диалог, вceгдa нужно помнить о правилах вежливости.
Ромашка.
Вот три ромашки для каждого ряда. На цветке 5 лепестков: для каждой парты по одному.
На лепестках – задание, которое вы выполняете вместе со своим соседом: устно составить
диалог на предложенную тему. Не забывайте о правилах вежливости. Отрывайте лепестки.
Задания на лепестках:
Поинтересуйтесь у прохожего, как пройти к театру.
Вы покупатель в магазине. Узнайте, сколько стоит батон.
Вы болеете. Позвоните однокласснику и спросите задание по русскому языку.
Вы в библиотеке. Спросите нужную книгу.
Разговор в кассе кинотеатра. Узнайте, какие идут фильмы, и купите билет.
Вы приглашаете друга (подругу) на день рождения.
Позвоните в телефонную справочную службу и задайте нужный вопрос.
Прослушивание составленных диалогов.
Задание 8.
Очень часто в художественных произведениях авторы используют диалоги. Это одно из
средств раскрытия характера героя.
Вспомните, в каких произведениях, прочитанных нами на уроках литературы, есть
диалог?
В литературе есть произведения, которые целиком состоят из диалогов монологов (т. е.
реплик) героев, т. к. предназначены для постановки на сцене. Диалог (монолог) в таком
тексте – средство создания характера.
Перед вами отрывок из пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Прочитайте фрагмент. Запишите текст в виде диалога.
Допишите к некоторым репликам слова автора.
Правильно расставьте знаки препинания (Приложение 4):
Правдин (взяв книгy). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна...Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь
стоит ещё не навешана: так та покамест существительна.
Самопроверка (на экран выведен один из возможных вариантов записи диалога –
Приложение 5)
Как речь Митрофана (реплики )характеризуют его?
ВЫВОД: Что нoвoгo вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание.
VII> Самоконтроль. Рефлексия.
– А теперь посмотрите на карточки, лежащие перед вами. Подчеркните те суждения, с
которыми вы согласны.
1. Сегодня на уроке я
а) узнал много нового;
б) повторил уже известное мне;
в) ничего не узнал.
2. Сегодня на уроке
а) мне все было понятно;
б) у меня возникли некоторые вопросы, ответов на которые я не получил;
в) я ничего не понял.
3. Сегодня на уроке я
а) очень хорошо работал;
б) старался, но не все получалось;
в) мне было очень трудно.
4. Знания, полученные сегодня,а) мне очень нужны;
б) может быть, когданибудь и пригодятся;
в) вряд ли мне понадобятся.
VIII. Домашнее задание. (Слайд 8)
– Выучите записи в справочнике. Придумайте и запишите диалог Дениски с его необычным
другом – светлячком. Помните правила оформления диалога.
Активные формы работы на уроках русского языка: "Способы передачи чужой речи.
Диалог"
Разделы: Русский язык
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 2 рока по 45 минут.
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ: кабинет информатики, оснащенный мультимедийным
проектором, компьютерами.
ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:компьютеры,
мультимедийный проектор.
ТЕХНОЛОГИИ: презентация "Способы передачи чужой речи. Диалог", выполненная
учителем в Power Point
ЦЕЛИ:
знать особенности диалога и знаки препинания при нём;
уметь различать постановку знаков препинания при прямой речи и диалоге, составлять
схемы предложений;
работать над культурой устной и письменной речи, выразительным чтением.
ЗАДАЧИ:
совершенствовать умения обучающихся находить предложения с прямой речью и диалогом
в контексте,
применять условия выбора знаков препинания в предложениях данных конструкций.
ПРИОБРЕТАЕМЫЕ НАВЫКИ:
уметь видеть диалог,
уметь пунктуационно оформлять диалог.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ДЕТЕЙ:
коллективная,
самостоятельная,
приемы исследовательской работы: наблюдение с использованием технических средств
обучения и формулированием соответствующих выводов.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ:
объяснение,
наблюдение за работой обучающихся,
анализ работы обучающихся,
дифференцированные задания,
контроль за выполнением заданий.
ПЛАН УРОКА.
I. ОРГМОМЕНТ.II. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОСТАНОВКОЙ ПРОБЛЕМЫ. (Слайд № 2.)
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. (Слайд 3)
IV. РАБОТА ПО ТЕМЕ.
СЛОВАРНООРФОГРАФИЧЕСКАЯ и ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА. (Слайды 47.)
НАБЛЮДЕНИЕ, АНАЛИЗ ПУНКТУАЦИОННЫХ ЗНАКОВ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ И
ДИАЛОГЕ. (Слайды 89.)
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. (Слайды 1011.)
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. (Слайд № 12.)
VII. ИТОГ УРОКА. (СЛАЙД № 13.)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ.
Смотрите технологическую карту оценивания авторской разработки.
Смотрите фотографии урока.
Конспект урока.
ДИАЛОГ.
ЦЕЛИ:
знать особенности диалога и знаки препинания при нём;
уметь различать прямую речь и диалог, составлять схемы предложений;
работать над культурой устной и письменной речи, выразительным чтением.
ХОД УРОКА
I. ОРГМОМЕНТ.
Презентация.
II. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОСТАНОВКОЙ ПРОБЛЕМЫ. (Слайд № 2)
"Скажи, пожалуйста, ты ученица?" ласково поинтересовался Давыдов. "Да", тихо
ответила девочка. "Где тут живёт ваш заведующий?" спросил Давыдов. "Его нет
дома, они с женой за речкой", сказала девочка.
(Все предложения на слайде.)
В чём заключается особенность записанных предложений?
Что сопутствует прямой речи в данных предложениях? Объясните все известные вам знаки препинания.
Обратите внимание на выделение запятыми слова "пожалуйста", запомните.
Как можно охарактеризовать человека, который в своей речи употребляет таки слова, как
"пожалуйста", "спасибо", "до свидания", "будьте добры", "извините" и так далее?
1. А: "П". 2. "П?" а. 3. "П", а. 4. "П!" а. 5. "П, а. П". (Схемы на слайде.)
Выберите и запишите в тетрадь для каждого предложения соответствующую схему.
(Проверкасравнение записанных схем проводиться с помощью записи на слайде.)
Какие схемы вы не использовали для своей записи? Расскажите о знаках препинания в
них?
СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Чужая речь может передаваться разными способами, с одним из них вы познакомились на
предыдущих уроках. Это предложения с прямой речью.
Посмотрите на этот же текст, но записанный в другой форме. ( Работа с записью на
слайде.)
Выразительно прочитайте его.
Сколько человек участвует в разговоре? Как вы это узнали?
При каждой ли прямой речи стоят слова автора?
Смысл разговора мы понимаем благодаря чему?
Прочитайте и сравните тексты. Какой текст лучше использовать в устной речи? Почему?
СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Второй текст передаёт чужую речь в форме ДИАЛОГА.
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. (Слайд 3)
IV. РАБОТА ПО ТЕМЕ.
1. СЛОВАРНООРФОГРАФИЧЕСКАЯ и ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Выразительное чтение в учебнике (стр.103) определение диалога.
Чтобы больше узнать значений слова "диалог", нам необходимо обратиться к словарям.
Представление словарей:
Словарь русского языка. Ожегов С.И. Москва: Русский язык, 1985.;
Толковый словарь для школьников. Поповцев И.Ю. Москва: ООО "ПродТерминал", 2009.http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00023/38400.htm
Групповая и индивидуальная работа учащихся.
Класс делится на 3 группы:
первая находит толкование слова "диалог" в словаре Ожегова С.И.,
вторая в словаре Поповцева И.Ю.,
третья в Интернете * http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00023/38400.htm
После знакомства со словарными статьями из разных источников учитель делает вывод по
всем значениям слова "диалог", используя слайд № 4.
Работа по подбору однокоренных слов (слайд № 5).
Групповая и индивидуальная работа учащихся.
После знакомства со словарными статьями из разных источников учитель делает вывод по
всем значениям слов, используя слайд № 6.
Запись лексических значений в словарик.
Домашнее задание: подготовиться к написанию словарного диктанта по лексическому
значению слов.
Часто в речи хорошо воспитанного человека встречаются "волшебные слова". Назовите
их.
Попробуем объяснить написание слов "пожалуйста" и "до свидания" (работа со слайдом
№ 7). Запись слов в словарик.
Домашнее задание: продолжите список "волшебных слов" (кто больше?).
НАБЛЮДЕНИЕ, АНАЛИЗ ПУНКТУАЦИОННЫХ ЗНАКОВ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ И
ДИАЛОГЕ.
Работа со слайдом № 8.
Запишите предложение с прямой речью, расставьте знаки препинания и составьте схему
( проверка на слайде).
Запишите диалог и познакомьтесь с правильным оформлением схем.
Есть ли разница в пунктуационном оформлении этих предложений? Найдите различия.
Вывод по пунктуационному оформлению в диалоге (слайд № 9).
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
Работа с учебником. Упражнение № 247:а) расположение предложений так, чтобы получился текст (коллективная работа);
б) запись текста в виде диалога;
в) составление схем;
г) взаимопроверка работ с опорой на слайд № 10;
д) выставление оценок учащимися.
Дифференцированная работа.
1 группа учащихся на листочках выполняет упражнение № 246 (сдается и проверяется
учителем);
2 группа учащихся работает на компьютерах, выполняя задания из Единых цифровых
образовательных ресурсов
Электронное задание № 17 "Знаки препинания при диалоге".
Электронное задание № 18 "Знаки препинания при диалоге".
Электронное задание № 20 "Знаки препинания при диалоге".
Результаты сообщаются учителю.
Стилистическая работа. (Слайд № 11.)
Прочитайте текст и определите, к какому стилю он относится. Почему?
Какие слова не соответствуют нормам литературного языка? Как их нужно писать и
произносить?
Прав ли Саня, разбудив людей своим звонком в час ночи?
Как нужно начинать разговор по телефону?
Запишите начало диалога так, чтобы он соответствовал принятым нормам общения.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (слайд № 12).
VII. ИТОГ УРОКА (СЛАЙД № 13).
Ответы учащихся на поставленные вопросы.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. 34е изд. Авторы:
Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2007 год. Стр. 103.
Дидактический материал к учебнику русского языка: 5 класс. Составитель
Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2003. Стр. 50.Знаки препинания. Граник Г.Г., Бондаренко С.М.
Сборник упражнений по русскому языку. Розенталь Д.Э
Урок русского языка по теме "Прямая речь и диалог". 5й класс
Разделы: Русский язык
Цели:
обобщить и закрепить знания о понятии «прямая речь», составе предложений с прямой
речью, отработать навык постановки знаков препинания в предложении с прямой речью,
построения схем предложений с прямой речью;
ввести понятие «диалог», показать особенности постановки знаков препинания в
предложении с диалогом, показать роль диалога в художественном произведении;
способствовать развитию устной речи, творческого мышления обучающихся, повышению
интереса к русскому языку.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник, карточки с заданиями (ромашка);
приложение (слайды).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение целей урока.
III. Повторение.
Задание 1.
На экране – два предложения (Приложение 1):
М. Горький утверждал, что чем больше он читал, тем более книги роднили его с миром,
тем ярче, значительнее становилась для него жизнь.
«Чем больше я читал, тем более книги роднили меня с миром, тем ярче, значительнее
становилась для меня жизнь», – утверждал М. Горький.
Какое предложение точнее передаёт слова писателя? Почему?
Из каких частей состоит прямая речь?
Какие знаки препинания ставятся в предложении с прямой речью?
Расскажите, используя схемы (Приложение 2):А: «П».
А: «П!»
А: «П?»
«П», – а.
«П!» – а.
«П?» – а.
Задание 2.
Придумайте и запишите одно предложение, соответствующее любой схеме, правильно
расставьте знаки препинания.
Чтение предложений.
Задание 3.
Прослушайте предложения с прямой речью, составьте схемы, запишите схемы в тетрадь.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный,
Что ты тих, как день ненастный,
Опечалился чему?»
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть тоска меня съедает...»
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала:
«Я ль, скажи мне всех милее,
Всех румяней и белее?»
Чуть опасность где видна
Верный сторож, как со сна,
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся,
И кричит: «Кирикуку,
Царствуй, лёжа на боку!»
«Не хочу я ничего:
Подари ты мне девицу
Шамаханскую царицу»,
Говорит мудрец в ответ.Взаимопроверка.
(Схемы на экране – Приложение 3)
Задание 4.
Давайте обобщим то, что нам известно о прямой речи, разгадав кpoccвopд (записан на
доске):
После слов автора перед прямой речью ставится... (двоеточие).
После прямой речи перед словами автора всегда ставится знак... (тире).
Прямая речь с двух сторон заключается в... (кавычки).
С какой буквы пишется первое слово прямой речи? (С большой).
Слова, поясняющие прямую речь, называются словами... (автора).
Сказал, говорил, пояснил, воскликнул, ответил, произнёс – это глаголы... (говорения).
(Ученик у доски записывает слова в кpoccвopд, отгадывают все).
Какое слово получилось по вертикали?
ДИАЛОГ.
Это понятие будет paccмотрено во второй части урока.
IV. Объяснение нового материала.
Задание 5.
Откройте учебник («Практика») на странице 109, упражнение З51.
Чтение задания. Беседа по вопросам:
Определите основную мысль стихотворения, чему оно учит?
Кто участвует в разговоре?
Кому принадлежат слова: «Как твои иголки?» Как вы это узнали?
Найдите в стихотворении слова, которые не сопровождаются словами автора.
Почемy?
Как вы думаете, на ocнoвaнии тoгo, что мы сказали, что такое диалог?
Чтение «Теории» & 28.
V. Закрепление.
Из каких частей состоит диалог?Что такое реплика?
Как диалог оформляется на письме?
Задание 6.
Запишите диалог (шуточное стихотворение Олега Григорьева), расставьте знаки
препинания, объясните (ученик у доски):
– Сизов, почему ты молчишь?
– Я слушаю тишь.
– Разве можно услышать тишь?
– Можно, если ты помолчишь.
– Ты боишься высоты?
– Нет, нисколечко, а ты?
– Не боюсь, коль высота
Мне не выше живота.
Задание 7.
Вернёмся к стихотворению о ёжике (упр.351)
В кaкиx репликах диалога отразились вежливость и внимательное отношение дpyг к
дpyгy участников диалога?
Ведя диалог, вceгдa нужно помнить о правилах вежливости.
Ромашка.
Вот три ромашки для каждого ряда. На цветке 5 лепестков: для каждой парты по одному.
На лепестках – задание, которое вы выполняете вместе со своим соседом: устно составить
диалог на предложенную тему. Не забывайте о правилах вежливости. Отрывайте лепестки.
Задания на лепестках:
Поинтересуйтесь у прохожего, как пройти к театру.
Вы покупатель в магазине. Узнайте, сколько стоит батон.
Вы болеете. Позвоните однокласснику и спросите задание по русскому языку.
Вы в библиотеке. Спросите нужную книгу.
Разговор в кассе кинотеатра. Узнайте, какие идут фильмы, и купите билет.
Вы приглашаете друга (подругу) на день рождения.
Позвоните в телефонную справочную службу и задайте нужный вопрос.
Прослушивание составленных диалогов.Задание 8.
Очень часто в художественных произведениях авторы используют диалоги. Это одно из
средств раскрытия характера героя.
Вспомните, в каких произведениях, прочитанных нами на уроках литературы, есть
диалог?
В литературе есть произведения, которые целиком состоят из диалогов монологов (т. е.
реплик) героев, т. к. предназначены для постановки на сцене. Диалог (монолог) в таком
тексте – средство создания характера.
Перед вами отрывок из пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Прочитайте фрагмент. Запишите текст в виде диалога.
Допишите к некоторым репликам слова автора.
Правильно расставьте знаки препинания (Приложение 4):
Правдин (взяв книгy). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна...
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь
стоит ещё не навешана: так та покамест существительна.
Самопроверка (на экран выведен один из возможных вариантов записи диалога –
Приложение 5)
Как речь Митрофана (реплики )характеризуют его?
ВЫВОД: Что нoвoгo вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание.