Тема: «Вода. Её значение и свойства. Водные богатства Алтая»
Цели урока: Расширить и обобщить знания о воде через организацию и защиту проектов в мини-группах учащимися.
Задачи:
Учебные:
· продолжать формировать понятие о живой и неживой природе, о взаимосвязи между ними;
· расширить и углубить представления о значении воды в природе, о распространении её на Земле;
· углубить представление о трёх состояниях воды (жидком, твёрдом и газообразном) и свойствах воды – жидкости;
· обобщить понятие о растворе, растворителе, растворимых и нерастворимых веществах;
Развивающие:
· продолжить формирование исследовательских навыков;
· развивать логическое и абстрактное мышление;
· развивать диалогическую и монологическую речь;
· формировать навыки аналитико-синтетической деятельности;
· стимулировать инициативность, решительность, навыки сотрудничества;
Воспитательные:
· воспитывать бережное отношение к воде;
· воспитывать культуру взаимоотношений;
Этапы урока, содержание материала |
Примечания |
|||||||||
1. Организация начала урока.
2. Сообщение темы, целей и задач урока. - Ребята, я предлагаю вам отгадать кроссворд и определить тему урока и цель ( Обобщение, Вода). Вопросы к кроссворду: 1.Модель нашей планеты(глобус) 2.Избыточно увлажнённый участок земли с влаголюбивыми растениями (болото) 3.Часть земной поверхности значительно возвышающийся над равниной (гора) 4.На какой реке находится наш город? (Бия) 5.Естественное углубление в скале (пещера) 6.Водяная оболочка Земли, окружающая материки и острова (океан) 7.Самое низкое место оврага (дно). 8. Самый жаркий материк нашей планеты (Африка) 9.Крупный массив суши (материк)
3. Основная часть.
-Приступим к отчетам групп по проделанной ими работе. Но сначала послушайте слова известного французского лётчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери, которые будут девизом нашего урока: “Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь… Ты – самое большое богатство в мире” (Стихотворение читает наизусть подготовленный ребёнок) Мы должны познакомиться со значением воды в жизни человека, с основными свойствами воды, с понятием “вода – растворитель”, прикоснуться к тайне водных богатств родного края. - Поисковой деятельностью мы занимались в группах. Каждая группа получила задание, теперь будет отчитываться и заполнять свое место в таблице. Я буду выступать в роли консультанта. Начинаем работу. 1. Просмотр изображений планет В качестве заставки к отчёту 1 группы по теме “Значение воды в жизни человека” предлагаю посмотреть изображения планет и ответить на вопрос “Чем отличается наша планета от остальных планет Вселенной?” (Только на ней существует вода). 2. Отчёт 1 группы. “Значение воды в жизни человека”. 1 ученик. Наша группа изучала значение воды в жизни человека. Вода – это озёра, реки, моря, океаны. Вода есть в воздухе, почве, под землёй. Вода – это ледники в горах и облака в небе. Вода входит в состав всех живых организмов. Вода и жизнь неотделимы друг от друга. Без пищи человек может прожить 40 дней, а без воды он умирает на восьмой день. Но вода нужна человеку не только для питья и приготовления пищи. 2 ученик- По воде передвигаются плоты, лодки, корабли. Люди путешествуют, перевозят грузы, ловят рыбу, охраняют от браконьеров, спасают людей, оказавшихся в море, исследуют подводный мир. 3 ученик – Вода создает красоту в природе. Это и красивые пейзажи с озерами, морями; и водопады, вызывающие восхищение; даже обычный домашний аквариум, создает красоту в доме и успокаивает. 4 ученик – Вода необходима для выращивания растений, как питье жизненно необходима для животных и человека. 5 ученик. ВОДА – ЖИЗНЬ Вода – прекрасное творенье Нас окружающей среды, Источник силы, вдохновенья, Источник жизни и хвалы.
Ведь без неё земля пуста, Как обожжённая пустыня
Храни природу, человек, Жизнь в озере и океане, Покой прудов, теченье рек, Глоток воды в твоём стакане! (Работа с классом – подведение итогов по рисункам на доске) Вывод:Значение-красота, передвижение, жизнь для растений , животных и человека ,и др.) Отчет 2 группы «Состояния воды»
1 ученик. Наша группа изучала состояния воды. Вода в природе находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном. В зависимости от температуры она может переходить из одного состояния в другое. Молекулы воды одинаковы по форме и величине, но в разных состояниях расстояние между ними тоже разное. 2ученик – Вода может находиться в жидком состоянии- это реки, озера и другие водоемы, а также питьевая вода из крана и другое. 3 ученик- Вода при замерзании превращается в лед, это и айсберги, и сосульки, и другое. 4 ученик- Вода при нагревании превращается в пар, он невидимый и молекулы его располагаются между молекулами воздуха.
- Отчет 3 группы. “Свойства воды – жидкости” 1 ученик. Наша группа получила задание изучить свойства воды. 1) Вода – текучая. Каждому из нас приходилось пролить воду из чашки, и мы видели, как она растекалась. 2) Вода не имеет формы. Посмотрите на эту посуду. Налитая внутрь вода, приобрела её форму. 3) Проведём такой опыт: в стакан с чистой водой опустим ложку. Хорошо ли её видно? О чём это говорит? Значит, вода – прозрачная. 4) Есть ли у чистой воды цвет? Нет. 5) Давайте определим, есть ли у чистой воды запах. Нет. 6) Когда мы изучали термометр, то уже говорили, что вода, как жидкость, при нагревании расширяется, а при охлаждении – сжимается. Но у неё есть ещё одно интересное свойство: когда вода превращается в лёд, она перестаёт сжиматься и начинает расширяться. Поэтому лопается налитая доверху бутылка воды, оставленная на морозе. Итак, подведём итоги. Представители группы по очереди выходят к доске закрепляют таблички-названия свойств воды.
4.Отчёт 4 группы. Наша группа изучала свойство растворимости.
Все мы с вами пили сладкий чай, присаливали суп или разводили краски. Сахар, соль, краски растворились в воде. То же самое происходит и с некоторыми другими веществами. Вещества, которые растворяются в воде, называются растворимыми. Вода для них – растворитель. То, что получилось после растворения, называют раствором. Опытная деятельностьНо проведём такой опыт: попробуем в воде растворить песок. (Демонстрирует). Что вы скажете по этому поводу? Правильно, песок в воде не растворился. Такие вещества называются нерастворимыми. Итак, подведём итог: 1) вода обладает ещё одним свойством: она – растворитель; 2) вещества, которые растворяются в воде, называются растворимыми; 3) вещества, которые в воде не растворяются, называют нерастворимыми; 4) вода с растворённым в ней веществом называется раствор. Подведение итогов. Представители группы по очереди выходят к доске закрепляют таблички-названия терминов по теме “Вода – растворитель”. 5.Отчёт 5 группы. “Водные богатства родного края”. Наша группа получила задание изучить ,какие реки и озера находятся в Алтайском крае.Говоря о воде, нельзя не затронуть разговор о водных богатствах Алтайского края (рассмотреть карту Алтайского края). «Алтай. Прекрасная моя родина. Красота её, ясность её поднебесная- редкая на земле»-так говорил В.М. Шукшин. В.В.Бианки писал:»Алтай. В жизни не видел ничего более прекрасного. Для жительства я бы выбрал Алтай» « На вершине Алтая кедр качали ветра. У него золотая, словно солнце кора. Он стройней всех и выше в этих горных лесах. у него пропасть шишек голубых на ветвях» ( И. Ветлугин)
1.Всего в крае насчитывается 28964 малых и больших рек, 13500 озер. Они условно делятся на 2 части: бассейн реки Оби и бассейн Кулундинской равнины. Чистая вода рек- результат работы микроорганизмов ,фильтрующих ее, но вредные вещества, которые сбрасывают в реки и озера, губят эти организмы и вода становится непригодной для рыбы, вызывает желудочно-кишечные заболевания у людей, непригодна и как место отдыха. А красивых мест для отдыха на Алтае много. 2.Телецкое озеро или «Золотое озеро», с которым связано много легенд, имеет небольшую площадь -223 км2, но ,благодаря большой глубине (до 325м), в нем содержится огромное количество чистейшей пресной воды, насыщенной кислородом. Недаром Телецкое озеро называют «вторым Байкалом». Вытекает из него только река Бия ,а впадают 70 ледниковых рек и 150 временных водотоков с водой из реки Чулышман. 3.На многих горных реках есть красивые водопады, которые всегда оставляют незабываемые впечатления у туристов.Самые известные это-Текелю(60м), Куркуре(20м), Корбу(12м).А зимой водопады превращаются в сплошную глыбу льда. 4. На Алтае преобладают реки длиной менее 10км., а наибольшими являются Бия (301км.), Катунь (688км.), Алей(858км). Бия-вторая по водности река Алтая. Она вытекает из Телецкого озера, используется для сплава на плотах и лодках. На ней много прекрасных мест для отдыха и рыбалки. В реке водятся таймень, щука, язь, налим, плотва, пескарь. 5.Кулундинское озеро – самое большое среди озер Алтая, но неглубокое - глубина не превышает 3метра. На его берегах – заповедник. Вода слабосоленая и уровень солености повышается, а уровень воды снижается.
VІ. Закрепление изученного материала, подведение итогов.
- Дети, посмотрите на доску. Здесь собран весь изученный материал урока. Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Заинтересовало?
В заключение хочу сказать о том, что вода всем хорошо знакома, окружает нас в повседневной жизни. Она достаточно хорошо изучена. Но именно сегодня учёные говорят о том, что многие из свойств воды ещё не изучены окончательно. А некоторые из них и вовсе кажутся фантастическими. В науке есть предположение, что вода впитывает и отображает в себе всё, что происходит вокруг, и в зависимости от этого изменяет свою структуру, тем самым влияя на наше эмоциональное состояние и здоровье. Домашнее задание-мини-сообщение о любом водоёме Алтайского края, происхождение названий алтайских рек и озёр. Свое впечатление от урока прошу выразить помещением своего «смайлика» на соответствующую часть круга. На этом урок окончен. Спасибо за сотрудничество. |
На доске плакат с кроссвордами
Девиз урока написан на доске.
2-3 ученика по очереди выходят к трибуне и защищают проект по теме “Вода» работы вывешиваются на доске.
слайды- поверхности планет Солнечной системы.
альбом-атлас «Планеты»
<Рисунок 1>
<Рисунок 2>
<Рисунок 3>
<Рисунок 4>
Стихотворение читает наизусть подготовленный ребёнок
Представители каждой группы по очереди выходят к доске и представляют свой проект.
Ученик демонстрирует опыты о растворимости с солью, песком, сахаром
Демонстрация карты Алтайского края (показ детьми называемых объектов)
рассказывает подготовленный ученик28964 реки, 13500 озер.
Телецкое озеро(глуб. 325м.)Водопады Текелю(60м)Куркуре(20м)Корбу(12м)Бия 301мКатунь 688мАлей 858м
Кулундинское озеро Самое большое Глубина 3м
|
|||||||||
|
Слова для прикрепления на доску
:Вода
Жидкая
Твердая
Газообразная
Дождь, туман, роса Снег,
лед, иней, айсберг
Пар (невидимый)
Текучая
Не имеет формы
Бесцветная
Прозрачная
Без запаха
Сжимается и расширяется
Растворитель
Передвижение
Красота
Жизненно необходима
Для производства хлеба и др.продуктов питания
Для передачи тепла по трубам и др.
28964 реки, 13500 озер.
Телецкое озеро(глуб. 325м.)
Водопады
Текелю(60м)
Куркуре(20м)
Корбу(12м)
Реки
Бия 301м
Катунь 688м
Алей 858м
Кулундинское озеро
Самое большое
Глубина 3м
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.