Урок по теме"АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ ". Урок - закрепление.Цели: учить учащихся решать задачи, используя формулу n-го члена арифметической прогрессии.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Сформулируйте определение арифметической прогрессии. Какое число называют разностью арифметической прогрессии?
2. Решить № 16.2 устно.
3. Один учащийся на доске выводит формулу n-го члена арифметической прогрессии.
4. Решить № 16.24 (а) и № 16.5 (а; б), записывая решение только
УРОК № /
ТЕМА: АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ
Цели: учить учащихся решать задачи, используя формулу nго члена
арифметической прогрессии.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Сформулируйте определение арифметической прогрессии. Какое число
называют разностью арифметической прогрессии?
2. Решить № 16.2 устно.
3. Один учащийся на доске выводит формулу nго члена арифметической
прогрессии.
4. Решить № 16.24 (а) и № 16.5 (а; б), записывая решение только на доске,
обсуждая решение со всем классом.
II. Выполнение упражнений. Решение задач.
1. Решить № 16.8 на доске и в тетрадях.
хn = 5n + 3; х1 = 5 1 + 3 = 8; х2 = 13; х3 = 18; х4 = 23; х5 = 28…
Имеем: 8; 13; 18; 23; 28; … арифметическая прогрессия. Первый член
равен 8, разность 5.
2. Решить № 16.17 (в; г). Найти разность d.
в) а1 = –8; а11 = –28; а11 = а1 + 10d; –28 = – 8 + 10d; –20 = 10d; d = –2.
О т в е т: –2.
г) а11 = 4,6; а36 = 54, 6.
Решим систему уравнений:
4,6,
54,6;
О т в е т: 2.
3. Решить № 16.18 (в; г). Найти первый член а1.
в) а26 = –71; d = –3; а26 = а1 + 25d; –71 = а1 + 25 (–3); –71 = а1 – 75;
4,6,
54,6;
50,
d
25
d
a
1
10
d
35
d
2,
a
1
a
1
d
a
1
a
11
a
36
10
4,6;
15,4.
а1 = 4.
О т в е т: 4.
г) а14 = 6 5;
а14 = а1 + 13d;
5.
d =
6 5
13 (
a
1
5);
a
1
6 5 13 5
7 5;a
1
7 5.
О т в е т: 7 5.
4. Решить с комментированием на месте.
an = –0,1n + 3;
а1 = –0,1 1 + 3 = 2,9; а2 = –0,1 2 + 3 = 2,8;
d = а2 – а1 = 2,8 – 2,9 = –0,1; d = –0,1.
О т в е т: а1 = 2,9; d = –0,1.
аn = 5 – 2n;
а1 = 5 – 2 1 = 3; а2 = 5 – 2 2 = 1; d = 1 – 3= –2; d = –2.
О т в е т: а1 = 3; d = –2.
5. Решить № 16.19 (б) на доске и в тетрадях.
3; 7; 11; …
аn = 43.
Найти номер n.
аn = а1 + d(n – 1);
d = 7 – 3 = 4; d = 4; 43 = 3 + 4n – 4; 4 n = 44; n = 11.
О т в е т: 11.
6. Решить № 16.20 (б) с комментированием на месте.
7,5; 11; 14,5; …
Является ли аn = 43,5?
а1 = 7,5; а2 = 11; d = 11 – 7,5 = 3,5;
аn = а1 + d(n – 1); 43,5 = 7,5 + 3,5(n – 1);
11
43 = 3 + 4(n – 1);
N
n
.
2
7
43,5 – 7,5 + 3,5 = 3,5n; 39,5 = 3,5n;
О т в е т: не является.
7. Решить № 16.21 (б) самостоятельно с проверкой.
б) а1 = 3; d = –6; аn = – 33?
an = a1 + (n – 1)d; –33 = 3 – 6 (n – 1); –33 = 3 – 6n + 6;
– 42 = –6n; n = 7.
О т в е т: является.
8. Решить задачу № 16.31. Решение объясняет учитель.
5
d
18,
a
2
1
2
3
d
a d
2
a
1
1
4
18,
d
2 ) 21;
d
a
d
1
)(
d a
1
18,
21;
a
a
2
5
a a
2
3
a
1
a
(
1
2
21;a
1
(9 2,5 )
d
9 2,5 ,
d
2
3 (9 2,5 ) 2
d
d
2
d
21.
Решим уравнение 0,75d2 – 18d + 60 = 0 |
d2 – 24d + 80 = 0; d1 = 20; d2 = 4.
Если d = 20, то а1 = 9 – 50 = –41; а2 = –41 + 20 = –21 N, но по условию а2
4
3
– натуральное число.
Если d = 4, то а1 = 9 – 10 = – 1; а2 = –1 + 4 = 3; а2 N.
Найдем прогрессию: –1; 3; 7; 11; 15; …
9. Повторение ранее изученного материала.
Решить № 3 (а; б) на с. 5 из «Задачи на повторение». Вспомнить правило
умножения и деления дробей.
III. Итог урока.
Домашнее задание: изучить по учебнику на с. 159–161 решение при
меров 4 и 5 и записать решения в тетрадь; решить № 16.9; № 16.17 (а; б);
№ 16.19 (а); № 16.21 (а); № 16.30.