Город Павлодар СОПШЭН № 36
Шиковец Людмила Витальевна
Первая категория, стаж 25 лет
Урок познание мира в 3 классе
Тема: Птицы.
Цели:
· Способствовать формированию понятия «птицы», их отличительных особенностей от других животных
· Способствовать развитию познавательной активности, умению обобщать, сравнивать, делать выводы
· Содействовать воспитанию коммуникативных качеств, умения работать в группе, воспитывать любовь к птицам и бережное отношение к ним
1.Организационный настрой.
Вдох – выдох. Дети стоят повернувшись друг к другу, глядя в глаза, взявшись за руки.
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья – сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
- Садитесь. Сегодня мы на уроке будем работать в маршрутном листе. Подпишите его.
- Какое у вас настроение на этот момент отразите в рисунке.
1. Проверка домашнего задания.
Проверим, как вы подготовились к уроку.
А) - О каком виде животных мы говорили на прошлом уроке? (о насекомых)
- Что можно увидеть на теле насекомых?(насечки)
- Из каких отделов состоит тело насекомых?(3 отдела-голова, грудь, брюшко )
- Сколько ног у насекомых?(шесть ног)
Б) Прочитай на доске группы слов и найди лишнее в каждой строке(слова напечатаны на карточках, прикреплены к доске)
Петух, комар, утка, индюк домашние птицы
Орёл, беркут, пчела, сова хищные птицы
Воробей, оса, голубь, ворона городские птицы
Синица, снегирь, стрекоза, сорока зимующие птицы
( Лишние - комар, пчела, оса, стрекоза.)
- Докажите, почему они лишние? (это насекомые)
- Что объединяет оставшихся. (это птицы)
- Что объединяет птиц в каждой отдельной строке?
3. Операционный этап.
- Как мы отличить птиц от других животных? ( птицы летают, тело покрыто перьями )
Запишите в маршрутном листе тему урока. Тема: Птицы.
- На территории Казахстана обитает 489 вида птиц. 56 видов птиц уже занесены в Красную книгу.
- Что бы вы хотели узнать на уроке, поставьте цели урока.
научиться… узнать……
Я хочу
уметь… развивать…
- Как называется наука изучающая жизнь животных? (ЗООЛОГИЯ)
- Люди, изучающие жизнь птиц называются ОРНИТОЛОГИ (карточка на доске)
- Сегодня на уроке мы работаем в центрах активности. Их будет 4.
|
||||||||||
Вспомним правила работы в Центрах: - Не перебивай друг друга
- Помогать друг другу
- Коленка к коленке
- Правило «трёх»
На выполнение задания в центре отводится 8 минут
Центр «Математика»
1.Прочитай задачи и реши по алгоритму.
А) Страус за три шага преодолевает 18 метров. Сколько метров он преодолеет за 8 шагов?
Б*) Беркут весит 6 кг, а глухарь – в 2 раза меньше. Сколько килограммов весят эти птицы вместе?
2. Составь и запиши краткую запись, выполни решение.
3.Обменяйся работой и проверь по ключу.
4.Оцени работу в центре.
Ключ. Центр «Математика»
А) 3 шага – 18 м
8 шагов - ? м__
1 шаг - ? м
1) 18:3=6(м) – один шаг
2) 6х8=48(м)
Ответ: 48 метров преодолеет страус за 8 шагов.
Б*) Беркут – 6кг
Глухарь - ? в 2 раза М ? кг
1) 6:2= 3(кг) – весит глухарь
2) 6+3=9(кг)
Ответ: 9 килограммов весят эти птицы.
Центр «Познание мира»
1. Прочитай текст в учебнике на странице 142
Ответь на вопросы в паре (устно):
- Чем отличаются птицы от других животных?
- Для чего птицам крылья?
- Все ли птицы умеют летать? Если нет, объясни почему?
- Как называют птиц, которые разносят мягкие и переливчатые звуки? Кто это?
- Объясни значение птиц в природе и жизни человека.
- Какие птицы занесены в Красную книгу Казахстана?
2. Прочитай слова, записанные в столбиках. Определи, что кому по вкусу. Соедини слова стрелочкой в маршрутном листе.
Дятел лягушка
Сова колос (зерно)
Чайка жук
Курица мышь
Цапля рыба
3. Обменяйся работой в паре и проверь по ключу.
4. Оцени работу в центре.
Ключ. Центр «Познание мира»
Соедини стрелочкой:
Дятел лягушка
Сова колос (зерно)
Чайка жук
Курица мышь
Цапля рыба
Центр «Русский язык»
1. Прочитай текст.
Совы – хищные птицы. Совы лучшие охотники из всех хищников. У совы мощные когти, которые похожи на зубья капкана. У сов чуткие уши. Они спрятаны на голове под перьями.
2. Замени выделенные слова местоимением.
3. Запиши получившийся рассказ в маршрутный лист.
4. В скобках укажи лицо и число местоимения.
5. Обменяйся работой в паре и проверь по ключу.
6. Оцени работу.
Ключ. Центр «Русский язык»
Совы – хищные птицы. Они (мн.ч., 3лицо) лучшие охотники из всех хищников. У неё (ед.ч, 3 лицо) мощные когти, которые похожи на зубья капкана. У них (мн.ч, 3лицо) чуткие уши. Они спрятаны на голове под перьями.
Центр «Угадай-ка» (зелёный)
1. Прочитай загадки.
В лесу, под щебет, звон и свист, Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд, приятель!» И ставит подпись … |
Солнца яркого боится. Ночью – хищник эта птица. Ловко мышь найдёт в траве. Говорим мы о …. |
Крупная, важная птица, Людей она страшно боится. Чутка и бдительна всегда, Охота на неё трудна. И только лишь в период тока, Становится глухой она. |
Хоть жара, хоть ветер дует – Целый день в лесу кукует. Ей не жаль своих яиц – В гнёзда домовитых птиц Их подкидывает смело, До птенцов ей нету дела. Ни красотка, ни дурнушка, А зовут её … |
2. Догадайся по описанным признакам и действиям о ком идёт речь.
3. Запиши отгадки .
4. Найди в конверте картинки с изображением этих птиц.
5. Подумай и обсуди в группе, где живут они? Запиши в маршрутном листе.
6. Размести птиц в данную среду обитания - используй клей.(составь коллаж)
7. Подготовь рассказ о данной группе птиц.
8. Оцени работу в центре.
Ключ. Центр «Угадай – ка»
Дятел, глухарь, сова, кукушка – живут в лесу.
Центр «Угадай-ка» (синий)
1. Прочитай загадки.
Бороздит речную гладь, Чтоб побольше рыб собрать. В удивительный мешок, Запасает рыбу в прок Рыболовный капитан Кто же это …. |
У морей, озёр и рек Часто видит человек – Стаи смелых птиц летают, Рыбу на лету хватают: На воде они хозяйки, А зовутся птицы - …. |
Ярко – розовый наряд, Глазки солнышком горят – Так стройна, нежна, прелестна Длинноногая принцесса. |
Я над просторами летаю И океанов, и морей, И там погоду предвещаю: Когда появится «злодей» |
2. Догадайся по описанным признакам и действиям о ком идёт речь.
3. Запиши отгадки .
4. Найди в конверте картинки с изображением этих птиц.
5. Подумай и обсуди в группе, где живут они? Запиши в маршрутном листе.
6. Размести птиц в данную среду обитания – используй клей. (составь коллаж)
7. Подготовь рассказ о данной группе птиц.
8. Оцени работу в центре.
Ключ. Центр «Угадай – ка»
Пеликан, фламинго, чайки, буревестник – жители водоёмов.
Центр «Угадай-ка» (жёлтый)
1. Прочитай загадки.
В небе над полем он часто кружится. Видит добычу и тут же садится. Мышку в траве моментально найдёт, В лапки подхватит и в лес унесёт. |
Очень крупный то орёл – Клюв и когти приобрёл, С юных лет прошёл проверку: Даже лис отловит …. |
Гнездо своё он в поле вьёт, Где тянутся растения. Его и песни и полёт Вошли в стихотворения. |
Есть в степи бугры-курганы, Есть и птицы-великаны: В одной тушке – три индюшки. |
2. Догадайся по описанным признакам и действиям о ком идёт речь.
3. Запиши отгадки .
4. Найди в конверте картинки с изображением этих птиц.
5. Подумай и обсуди в группе, где живут они? Запиши в маршрутном листе.
6. Размести птиц в данную среду обитания – используй клей (составь коллаж)
7. Подготовь рассказ о данной группе птиц.
8. Оцени работу в центре.
Ключ. Центр «Угадай – ка»
Орёл, жаворонок, беркут, дрофа – жители полей и степей.
Центр «Угадай-ка» (белый)
1. Прочитай загадки.
Важно по двору ходил С острым клювом крокодил, Головой весь день мотал, Что-то громко бормотал. Только это, верно, был Никакой не крокодил, А индюшек лучший друг Угадайте – кто? |
Гребешок аленький, Кафтанчик рябенький, Двойная бородка, Важная походка Раньше всех встаёт, Голосисто поёт. _____________________________ Квохчет, квохчет, Детей созывает, Всех под крыло собирает _________________________________ Он твердит одно – га-га, Кто обидел? Где? Когда? Никого я не боюсь, Ну конечно это - … |
Пёстрая крякуша, Ловит лягушек. Ходит вразвалочку – Спотыкалочку.
|
2. Догадайся по описанным признакам и действиям о ком идёт речь.
3. Запиши отгадки .
4. Найди в конверте картинки с изображением этих птиц.
5. Подумай и обсуди в группе, где живут они? Запиши в маршрутном листе.
6. Размести птиц в данную среду обитания – используй клей (составь коллаж)
7. Подготовь рассказ о данной группе птиц.
8. Оцени работу в центре.
Ключ. Центр «Угадай – ка»
Индюк, утка, петух, курица, гусь – домашние птицы
Молодцы. Все выполни по 4 задания.
Защита. Выступление каждой группы о птицах.(Кто? Где?)
Берегите птиц, птиц вы берегите,
Ласточек, стрижей, ворон и синичек,
В поле и саду, в степи, и в пустыне,
Где только можно – люди, берегите!
Подведём итог урока и выполним итоговый тест
1. Перья птиц служат
А) для красоты
Б) для защиты от холода и для полёта
В) для защиты от солнечных лучей
2. Назови певчую птицу:
А) синица Б) соловей В) сорока
3. Выбери нелетающую птицу:
А) чайка Б) глухарь В) страус
4. Среда обитания – это:
А) благоприятные условия для жизни
Б) построенные жилища
В) особенности строения
5. В Красную книгу Казахстана не занесены птицы:
А) пеликаны Б) фламинго В) вороны
Проверка по ключу на доске: Б Б В А В
- Кому удалось справиться со всеми заданиями? «5»
- Кто испытывал в чём - то затруднения? «4»
-Как ему помочь? ( прочитать и поработать с текстом в учебнике)
Покажите ваше настроение в маршрутном листе на конец урока.
Домашнее задание.
· Учебник страница142-143 пересказ.
· Птицы прекрасные предсказатели погоды. Найти народные приметы или интересные факты из жизни птиц.
· По желанию, подготовить рассказ об одной из птиц Казахстана.
Покормите птиц зимой
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Игра «Птицы»( физминутка) – доп.задание, если останется время.
- Я называю разных птиц. Если услышите что-то другое, хлопаете в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны….
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки.
Лебеди и утки
И спасибо шутке!
Маршрутный лист. Ф.И. _________________________________
Тема урока: ____________________
Люди, изучающие жизнь птиц называются ___________________
Центр «Математика».
Оценка ____
Центр «Познание мира»
Дятел лягушка
Сова колос (зерно)
Чайка жук
Курица мышь
Цапля рыба
Оценка ____
Центр «Русский язык».
Оценка ____
Центр «Угадай-ка»
Оценка _____
Итоговый тест
1. Перья птиц служат
А) для красоты
Б) для защиты от холода и для полёта
В) для защиты от солнечных лучей
2. Назови певчую птицу:
А) синица Б) соловей В) сорока
3. Выбери нелетающую птицу:
А) чайка Б) глухарь В) страус
4. Среда обитания – это:
А) благоприятные условия для жизни
Б) построенные жилища
В) особенности строения
5. В Красную книгу Казахстана не занесены птицы:
А) пеликаны Б) фламинго В) вороны
Оценка _______
Приложение 1 Центр «Угадай-ка» (зелёный)
Приложение 2 Центр «Угадай-ка» (синий)
Приложение 3 Центр «Угадай-ка» (жёлтый)
Приложение 4 Центр «Угадай-ка» (белый)
Центр «Математика»
1.Прочитай задачи и реши по алгоритму.
А) Страус за три шага преодолевает 18 метров. Сколько метров он преодолеет за 8 шагов?
Б*) Беркут весит 6 кг, а глухарь – в 2 раза меньше. Сколько килограммов весят эти птицы вместе?
2. Составь и запиши краткую запись, выполни решение.
3.Обменяйся работой и проверь по ключу.
4.Оцени работу в центре.
Центр «Познание мира»
1. Прочитай текст в учебнике на странице 142
Ответь на вопросы в паре (устно):
- Чем отличаются птицы от других животных?
- Для чего птицам крылья?
- Все ли птицы умеют летать? Если нет, объясни почему?
- Как называют птиц, которые разносят мягкие и переливчатые звуки? Кто это?
- Объясни значение птиц в природе и жизни человека.
- Какие птицы занесены в Красную книгу Казахстана?
2. Прочитай слова, записанные в столбиках. Определи, что кому по вкусу. Соедини слова стрелочкой в маршрутном листе.
Дятел лягушка
Сова колос (зерно)
Чайка жук
Курица мышь
Цапля рыба
3. Обменяйся работой в паре и проверь по ключу.
4. Оцени работу в центре.
Центр «Русский язык»
1.Прочитай текст.
Совы – хищные птицы. Совы лучшие охотники из всех хищников. У совы мощные когти, которые похожи на зубья капкана. У сов чуткие уши. Они спрятаны на голове под перьями.
2. Замени выделенные слова местоимением.
3. Запиши получившийся рассказ в маршрутный лист.
4. В скобках укажи лицо и число местоимения.
5. Обменяйся работой в паре и проверь по ключу.
6. Оцени работу.
Центр «Угадай-ка» (зелёный)
1.Прочитай загадки.
В лесу, под щебет, звон и свист, Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд, приятель!» И ставит подпись … |
Солнца яркого боится. Ночью – хищник эта птица. Ловко мышь найдёт в траве. Говорим мы о …. |
Крупная, важная птица, Людей она страшно боится. Чутка и бдительна всегда, Охота на неё трудна. И только лишь в период тока, Становится глухой она. |
Хоть жара, хоть ветер дует – Целый день в лесу кукует. Ей не жаль своих яиц – В гнёзда домовитых птиц Их подкидывает смело, До птенцов ей нету дела. Ни красотка, ни дурнушка, А зовут её … |
2.Догадайся по описанным признакам и действиям о ком идёт речь.
3.Запиши отгадки .
4.Найди в конверте картинки с изображением этих птиц.
5.Подумай и обсуди в группе, где живут они? Запиши в маршрутном листе.
6.Размести птиц в данную среду обитания - используй клей.(составь коллаж)
7.Подготовь рассказ о данной группе птиц.
8.Оцени работу в центре.
Центр «Угадай-ка» (синий)
1.Прочитай загадки.
Бороздит речную гладь, Чтоб побольше рыб собрать. В удивительный мешок, Запасает рыбу в прок Рыболовный капитан Кто же это …. |
У морей, озёр и рек Часто видит человек – Стаи смелых птиц летают, Рыбу на лету хватают: На воде они хозяйки, А зовутся птицы - …. |
Ярко – розовый наряд, Глазки солнышком горят – Так стройна, нежна, прелестна Длинноногая принцесса. |
Я над просторами летаю И океанов, и морей, И там погоду предвещаю: Когда появится «злодей» |
2.Догадайся по описанным признакам и действиям о ком идёт речь.
3.Запиши отгадки .
4.Найди в конверте картинки с изображением этих птиц.
5.Подумай и обсуди в группе, где живут они? Запиши в маршрутном листе.
6.Размести птиц в данную среду обитания – используй клей. (составь коллаж)
7.Подготовь рассказ о данной группе птиц.
8.Оцени работу в центре.
Центр «Угадай-ка» (жёлтый)
1.Прочитай загадки.
В небе над полем он часто кружится. Видит добычу и тут же садится. Мышку в траве моментально найдёт, В лапки подхватит и в лес унесёт. |
Очень крупный то орёл – Клюв и когти приобрёл, С юных лет прошёл проверку: Даже лис отловит …. |
Гнездо своё он в поле вьёт, Где тянутся растения. Его и песни и полёт Вошли в стихотворения. |
Есть в степи бугры-курганы, Есть и птицы-великаны: В одной тушке – три индюшки. |
2.Догадайся по описанным признакам и действиям о ком идёт речь.
3.Запиши отгадки .
4.Найди в конверте картинки с изображением этих птиц.
5.Подумай и обсуди в группе, где живут они? Запиши в маршрутном листе.
6.Размести птиц в данную среду обитания – используй клей (составь коллаж)
7.Подготовь рассказ о данной группе птиц.
8.Оцени работу в центре.
Центр «Угадай-ка» (белый)
1.Прочитай загадки.
Важно по двору ходил С острым клювом крокодил, Головой весь день мотал, Что-то громко бормотал. Только это, верно, был Никакой не крокодил, А индюшек лучший друг Угадайте – кто? |
Гребешок аленький, Кафтанчик рябенький, Двойная бородка, Важная походка Раньше всех встаёт, Голосисто поёт. _____________________________ Квохчет, квохчет, Детей созывает, Всех под крыло собирает _________________________________ Он твердит одно – га-га, Кто обидел? Где? Когда? Никого я не боюсь, Ну конечно это - … |
Пёстрая крякуша, Ловит лягушек. Ходит вразвалочку – Спотыкалочку.
|
2.Догадайся по описанным признакам и действиям о ком идёт речь.
3.Запиши отгадки .
4.Найди в конверте картинки с изображением этих птиц.
5.Подумай и обсуди в группе, где живут они? Запиши в маршрутном листе.
6.Размести птиц в данную среду обитания – используй клей (составь коллаж)
7.Подготовь рассказ о данной группе птиц.
8.Оцени работу в центре.
Итоговый тест
1. Перья птиц служат
А) для красоты
Б) для защиты от холода и для полёта
В) для защиты от солнечных лучей
2. Назови певчую птицу:
А) синица Б) соловей В) сорока
3. Выбери нелетающую птицу:
А) чайка Б) глухарь В) страус
4. Среда обитания – это:
А) благоприятные условия для жизни
Б) построенные жилища
В) особенности строения
5. В Красную книгу Казахстана не занесены птицы:
А) пеликаны Б) фламинго В) вороны
Оценка _______
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.