Тема урока. Урок практикум «Конституция Российской Федерации»
Цели урока:
Образовательные:
продолжить знакомство с основным законом Российской Федерации, полномочиями
органов государственной власти РФ
показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства
общества;
совершенствовать ЗУН учащихся работы с документами в рамках подготовки к ОГЭ
Развивающие:
развитие практических навыков работы с документами, выделять главное, доказывать,
обобщать, анализировать;
развивать навыки работы в группе, делать выводы;
развивать память, речь, творческие способности учащихся.
Воспитательные:
формирование гражданского правосознания и правовой культуры обучающихся
посредством изучения Конституции РФ как нормативноправового акта.
воспитывать патриотизм, активную гражданскую позицию, политическую культуру;
воспитывать уважительное отношение к основам государственности в правовом
понимании.
Тип урока: урок практического применения знаний, умений
Вид урока: урокпрактикум
Организационный этап.
1.
2.
Я рада вас видеть. Улыбнувшись друг другу, мы начнем наш урок. (1 мин)
Этап мотивации и целеполагания
Обратите внимание на слова великого русского писателя (слайд 1)
"Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не
памятью"
Л.Н.Толстой
Как вы понимаете это высказывание?( 1мин)
(знание это не когда ты запомнил просто информацию, а когда ты пропустил её через свои
мысли, обдумал и понял).
Пусть эти слова великого русского писателя станут девизом нашего урока.
Для начала проведем разминку для нашего мышления на основе имеющихся знаний.
Игра « Я знаю…» Сейчас каждый из вас будет продолжать предложение « Я знаю…»,
применяя свои знания о Конституции РФ.( если учащиеся не знают другие учащиеся помогают
вопросами, или найти ответ в Конституции) ( 5 мин)
Один ученик в это время заполняет пропуски в схеме « Органы государственной власти
РФ»
( слайд 2) Глава государства
Глава государства
Президент
Президент
государственная власть
государственная власть
законодательная
законодательная
1
1
судебная
судебная
2
2
Государст
Государст
вен
вен
ная Дума
ная Дума
4
4
Правительство
Правительство
3
3
Верховный суд
Верховный суд
РФ
РФ
Глава государства
Президент
государственная власть
законодательная
исполнительная
судебная
Федеральное
собрание
Правительство
Коституционный
суд РФ
Государст
вен
ная Дума
Совет
Федера
ции
Верховный суд
РФ
Проверка правильности заполнения схемы. ( слайд 3) ( 1мин) Посмотрите на схему. Как вы думаете почему мы начали урок с этой схемы. О чём
слайд (4) и целями?( слайд 5)
пойдёт речь на нашем уроке?
Определение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать основные положения Конституции. Особое
внимание мы уделим полномочиям органам государственной власти, так как этот вопрос
является очень сложным при выполнении заданий ОГЭ и ЕГЭ.
Определите, какие главы Конституции мы будем рассматривать на уроке(4,5,6,7)
Слайд с темой урока
Практическая часть. (15 мин)
20 (1).Верны ли следующие суждения о разделении властей в РФ?
А. Правительство РФ разрабатывает и принимает государственный бюджет и контролирует его
исполнение
Б. К ведению Совета Федерации относят утверждение изменения границ между субъектами РФ
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
20(2).Верны ли следующие суждения о разделении властей в РФ?
А. Государственная Дума РФ осуществляет исполнительную власть
Б. Федеральные законы принимаются Правительством РФ
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
20(3). Верны ли следующие суждения о Президенте?
А. Президент решает вопросы гражданства РФ
Б. Президент осуществляет помилование
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
20(4). Верны ли следующие суждения о судебной системе РФ?
А. К ведению Верховного суда РФ относится решение вопроса о доверии Правительству РФ
Б. Конституционный суд разрешает споры между федеральными органами государственной
власти
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
21. На уроке обществознания учитель объяснял ученикам отличия Конституции от
других нормативных правовых актов. Сравните Конституцию и любой другой
нормативный правовой акт. Выберите и запишите в первую колонку таблицы
порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт
различия
1) обязанность исполнения
2) верховенство в правовой системе страны
3) юридическая ответственность за нарушение
4) закрепление основ государственного строя
Ответ:
Чертысходств
а
Черты
различия
1
3
2
4
22(1). Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти
РФ, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца. Функции
Субъекты государственной власти
А) выдвижение обвинения против
Президента РФ для отрешения от должности
Б) утверждает военную доктрину РФ
В) осуществляет управление федеральной
собственностью
Г) принятие федеральных законов
Д) осуществляет меры по обеспечению
обороны страны, государственной
безопасности.
1) Президент РФ
2) Государственная Дума
3) Правительство РФ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Ответ:
А
2
Б
1
В
3
Г
2
Д
3
22(2). Установите соответствие между
палатами Федерального собрания и их
функциями и полномочиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
Функции и полномочия
А) решать вопрос о возможности
использования Вооруженных сил РФ за
пределами территории РФ
Б) назначать на должность судей высших
судов РФ
В) освобождать от должности Генерального
прокурора РФ
Г) решать вопрос о доверии Правительству
Д) объявлять амнистию
Палаты Федерального Собрания
1) Государственная Дума
2) Совет Федерации
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Ответ:
А
2
Б
2
В
2
Г
1
Д
1
22(3). Установите соответствие между государственными полномочиями и функциями и
субъектами высшей судебной власти РФ, которые их реализуют: к каждой позиции,
данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Функции и полномочия
А) осуществляет надзор за деятельностью
судов общей юрисдикции
Б) разрешает споры о компетенции между
Субъекты судебной власти РФ
1) Конституционный суд РФ
2) Верховный суд РФ высшими государственными органами
субъектов РФ
В) даёт разъяснения по вопросам судебной
практики
Г) разрешает споры о компетенции между
высшими органами федеральной власти
Д) даёт толкования основного закона
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Ответ:
А
2
Б
1
В
2
Г
1
Д
1
25. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Едва ли когда – нибудь общество перестанет нуждаться в развитии законодательства.
( Б) В Государственной Думе разрабатываются и рассматриваются одновременно десятки
законопроектов.
( В) Изменение законодательства происходит под влиянием изменения социально –
экономических и политических условий развития общества
Определите, какие положения текста
1) отражают факты 2) выражают мнения
( факты событие или результат, реальное, а не вымышленное конкретное и единичное;
мнение – точка зрения или заявление на тему, в которой невозможно достичь полной
объективности, основанное на интерпретации фактов и эмоционального отношения к ним).
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений
Ответ:
А
2
Б
1
В
1
Физкультминутка 1 мин Слайд (6)
Мы все вместе улыбнёмся,
Подмигнём слегка друг другу,
Вправо, влево повернёмся
И кивнём затем друг другу.
Все идеи победили,
Вверх взметнулись наши руки.
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим груз науки.
Проверка заданий ( 3 мин) Слайд (7)
20,21 задания оцениваются 1 баллом
20(1) 3
20(2) 4
20(3) 3
20(4) – 2
21 1324 22 задание оценивается 2 баллами – нет ошибок, 1балл допущена ошибка, 0 баллов – две
и более ошибок
22(1) – 21323
22(2) – 22211
22(3) 21211
25 задание оценивается 1 баллом
25 211
Всего 12б.
1211 – «5»
109 «4»
86 «3»
50 «2»
Поднимите руки у кого «5», «4», «3», «2». Хорошо, так как 6 человек сдаёт ОГЭ и
успешное выполнение этого задания будет им большим подспорьем в сдаче экзамена.
Рефлексия: ( Слайд 8)
Игра « Самолёт»
«Представим, что самолет – это наше государство. Каждая группа( по2 человека)
получает «ярлычок» с названием главы Конституции РФ и схему «Участники полета».
Необходимо найти соответствие «язычка» определенному элементу схемы, а затем
объяснить свой выбор.
с
глав
названием
Ярлычки
Конституции
А.Глава 1. Основы конституционного
строя.
Б.Глава 2. Права и свободы человека и
гражданина.
В.Глава 3. Федеративное устройство.
Г.Глава 4. Президент РФ.
Д.Глава 5. Федеральное собрание.
Е.Глава 6. Правительство РФ.
Ж.Глава 7. Судебная власть.
З.Глава 8. Местное самоуправление.
И.Глава 9. Конституционные поправки и
пересмотр Конституции
Таблицу раздать гостям
Схема «Участники полета»
1.Корпус самолета – современный
авиалайнер, надежный, удобный,
комфортабельный.
2.Пассажиры – имеют право на
безопасный перелет, на здоровые и
удобные условия полета. Должны
подчиняться требованиям экипажа,
стюардесс, не мешать другим пассажирам.
3.Командир корабля – непосредственный
исполнитель полета, несет всю
ответственность за безопасность и точное
выполнение полетного задания.
4.Бортрадист – поддерживает связь с
землей, с диспетчерской службой.
5.Второй пилот – выполняет приказы и
распоряжения командира корабля,
отчитывается перед ним о своих
действиях.
6.Бортпроводники – выполняют работы
по обслуживанию пассажиров, помогают
им занять места при посадке в самолет,
обеспечивают всем необходимым на время полета, контролируют исполнение правил
поведения на борту пассажирами.
7.Штурман – следит за картой и
маршрутом полета.
8.Бортинженер – контролирует
техническое состояние самолета.
1
А
2
Б
3
В
4
Г
5
Д
6
Е
7
Ж
8
З
«Таким образом, мы видим, что все участники полета связаны друг с другом
определенными правилами. Каждый из вас может примерить на себя любую из ролей.
Самое главное – безопасный и приятный полет предполагает знание определенных правил
поведения на борту, а для того, чтобы в государстве сохранялся порядок, а жизнь
граждан была спокойной и радостной необходимо знать Основной закон Конституцию.
Какие ждут вас в будущем дела? ( Слайд9)
Об этом думать вы должны все чаще.
И если гражданин ты настоящий,
Большой отдачи ждет от вас страна!
Отметить отличившихся учеников. Оценки за урок вы поставили себе сами.( смайлики
слайд 10)
Д/з. п.1213 , подготовится к тесту. Сдающим ОГЭ выполнить задания части 2 на
печатных листах.
Урок закончен. Благодарю за хорошую работу. Рабочий лист
Ф.И. _______________________________________________________________
Тема:_______________________________________________________________________
Практическая часть. (15 мин)
20 (1).Верны ли следующие суждения о разделении властей в РФ?
А. Правительство РФ разрабатывает и принимает государственный бюджет и контролирует его исполнение
Б. К ведению Совета Федерации относят утверждение изменения границ между субъектами РФ
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
20(2).Верны ли следующие суждения о разделении властей в РФ?
А. Государственная Дума РФ осуществляет исполнительную власть
Б. Федеральные законы принимаются Правительством РФ
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
20(3). Верны ли следующие суждения о Президенте?
А. Президент решает вопросы гражданства РФ
Б. Президент осуществляет помилование
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
20(4). Верны ли следующие суждения о судебной системе РФ?
А. К ведению Верховного суда РФ относится решение вопроса о доверии Правительству РФ
Б. Конституционный суд разрешает споры между федеральными органами государственной власти
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
21. На уроке обществознания учитель объяснял ученикам отличия Конституции от других нормативных
правовых актов. Сравните Конституцию и любой другой нормативный правовой акт. Выберите и
запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку –
порядковые номера черт различия
1) обязанность исполнения
2) верховенство в правовой системе страны
3) юридическая ответственность за нарушение
4) закрепление основ государственного строя
Ответ:
Чертысходства Черты различия
22(1). Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ, которые
их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из
второго столбца. Функции
Субъекты государственной власти
А) выдвижение обвинения против Президента РФ
для отрешения от должности
Б) утверждает военную доктрину РФ
В) осуществляет управление федеральной
собственностью
Г) принятие федеральных законов
Д) осуществляет меры по обеспечению обороны
страны, государственной безопасности.
1) Президент РФ
2) Государственная Дума
3) Правительство РФ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
22(2). Установите соответствие между
палатами Федерального собрания и их функциями и
полномочиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
Функции и полномочия
Палаты Федерального Собрания
А) решать вопрос о возможности использования
Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ
Б) назначать на должность судей высших судов РФ
В) освобождать от должности Генерального
прокурора РФ
Г) решать вопрос о доверии Правительству
Д) объявлять амнистию
1) Государственная Дума
2) Совет Федерации
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
22(3). Установите соответствие между государственными полномочиями и функциями и субъектами
высшей судебной власти РФ, которые их реализуют: к каждой позиции, данной в первом столбце,
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Функции и полномочия
А) осуществляет надзор за деятельностью судов
общей юрисдикции
Б) разрешает споры о компетенции между высшими
государственными органами субъектов РФ
В) даёт разъяснения по вопросам судебной практики
Г) разрешает споры о компетенции между высшими
органами федеральной власти
Д) даёт толкования основного закона
Субъекты судебной власти РФ
1) Конституционный суд РФ
2) Верховный суд РФ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Ответ:
А
Б
В
Г
Д 25. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Едва ли когда – нибудь общество перестанет нуждаться в развитии законодательства.
( Б) В Государственной Думе разрабатываются и рассматриваются одновременно десятки законопроектов.
( В) Изменение законодательства происходит под влиянием изменения социально – экономических и
политических условий развития общества
Определите, какие положения текста
1) отражают факты 2) выражают мнения
( факты событие или результат, реальное, а не вымышленное конкретное и единичное; мнение – точка зрения
или заявление на тему, в которой невозможно достичь полной объективности, основанное на интерпретации
фактов и эмоционального отношения к ним).
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений
Ответ:
А
Б
В
Игра « Самолёт»
Схема «Участники полета»
Ярлычки с названием глав Конституции
А.Глава 1. Основы конституционного строя.
Б.Глава 2. Права и свободы человека и
гражданина.
В.Глава 3. Федеративное устройство.
Г.Глава 4. Президент РФ.
Д.Глава 5. Федеральное собрание.
Е.Глава 6. Правительство РФ.
Ж.Глава 7. Судебная власть.
З.Глава 8. Местное самоуправление.
И.Глава 9. Конституционные поправки и
пересмотр Конституции
1.Корпус самолета – современный авиалайнер,
надежный, удобный, комфортабельный.
2.Пассажиры – имеют право на безопасный
перелет, на здоровые и удобные условия полета.
Должны подчиняться требованиям экипажа,
стюардесс, не мешать другим пассажирам.
3.Командир корабля – непосредственный
исполнитель полета, несет всю ответственность за
безопасность и точное выполнение полетного
задания.
4.Бортрадист – поддерживает связь с землей, с
диспетчерской службой.
5.Второй пилот – выполняет приказы и
распоряжения командира корабля, отчитывается
перед ним о своих действиях.
6.Бортпроводники – выполняют работы по
обслуживанию пассажиров, помогают им занять
места при посадке в самолет, обеспечивают всем
необходимым на время полета, контролируют
исполнение правил поведения на борту
пассажирами.
7.Штурман – следит за картой и маршрутом
полета.
8.Бортинженер – контролирует техническое
состояние самолета. Глава 1. Основы
конституционного
строя.
Глава 2. Права и
свободы человека и
гражданина.
Глава 4. Президент
РФ.
Глава 3.
Федеративное
устройство.
Глава 6.
Правительство РФ.
Глава 8. Местное
самоуправление.
Глава 5. Федеральное
собрание.
Глава 7. Судебная
власть. Чемодан, мясорубка,корзина
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. Прочтите текст и выполните задания 2631
Конституция в системе законодательных актов
Конституция, в отличие от других законодательных актов, имеет основополагающий
характер... Она закрепляет основы общественноэкономического строя государства, основные
права, свободы и обязанности человека и гражданина, основы организации и системы
государственной власти и управления. Поэтому положения Конституции имеют
основополагающий характер для деятельности государства и общественных организаций.
Конституция является ядром системы права. Она представляет собой базу для текущего
законодательства, определяет его характер. Принципы и нормы Конституции определяют всю
систему текущего законодательства, которое развивает ее положения. Конституция
устанавливает сам процесс правотворчества: юридическую силу, порядок и процедуру
принятия законов.
Конституция обладает высшей юридической силой и верховенством. Верховенство
Конституции утверждает подчинение деятельности всех государственных, общественных
организаций, граждан принципам и нормам Конституции. Конституция, в отличие от текущего
законодательства, характеризуется стабильностью. Это свойство Конституции определяется
тем, что она закрепляет основы общественного и государственного строя.
Итак, Конституция – это единый правовой акт, обладающий особыми юридическими
свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства
государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности
человека и гражданина. В соответствии с Конституцией могут издаваться иные
конституционные (органические) законы, также закрепляющие правовые основы государства и
общества (например, Закон о Конституционном суде РФ).
(Клименко С. В., Чичерин А. Л. Основы государства и права. – М., 1997. – С. 63–65.)
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и
озаглавьте каждый из них.
27. Какие четыре свойства Конституции названы в тексте?
28. Назовите три характеристики, приведенные в тексте, которые придают Конституции
основополагающий характер.
29. Конституция закрепляет основы общественноэкономического строя государства,
основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, основы организации и системы
государственной власти и управления. Приведите пример, иллюстрирующий данное свойство
Конституции.
30. В государстве В. существует Конституция, в которой отмечено, что она имеет высшую
юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории государства.
Парламент государства В. рассматривает проект закона, по которому он сможет регулировать
жизнь страны вне конституционных рамок. Может ли быть принят подобный проект?
Приведите положение текста источника, подтверждающее ваш ответ.
31. Существуют разные мнения по вопросу о том, как часто следует пересматривать
Конституцию страны. Некоторые считают, что её следует периодически пересматривать.
Другие считают, что пересматривать её можно только в исключительных случаях.
С какой из данных позиций вы согласны? С опорой на текст и знания обществоведческого
курса приведите два аргумента (объяснения) своего мнения.
Урок-практикум " Конституция РФ
Урок-практикум " Конституция РФ
Урок-практикум " Конституция РФ
Урок-практикум " Конституция РФ
Урок-практикум " Конституция РФ
Урок-практикум " Конституция РФ
Урок-практикум " Конституция РФ
Урок-практикум " Конституция РФ
Урок-практикум " Конституция РФ
Урок-практикум " Конституция РФ
Урок-практикум " Конституция РФ
Урок-практикум " Конституция РФ
Урок-практикум " Конституция РФ
Урок-практикум " Конституция РФ
Урок-практикум " Конституция РФ
Урок-практикум " Конституция РФ
Урок-практикум " Конституция РФ
Урок-практикум " Конституция РФ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.