Урок-практикум по теме "Наследственное право"
Однажды я поступила весьма опрометчиво, когда, отвечая на вопрос ученицы, фактически дала ей юридическую консультацию. Как учитель общеобразовательной школы я не имею на это право. После этого случая учащиеся стали обращаться ко мне с вопросами чаще: “А что будет, если…?”, “А что делать, как быть, если…?”. Конечно, теперь я была осторожней, однако успела заметить, что в большинстве случаев детей интересовали вопросы наследственного права. Так возникла мысль провести урок – практикум или, если хотите, урок – игру в рамках внеклассного мероприятия.
Поскольку наследственное право рассматривается в школьных учебниках весьма ограниченно, то мне самой пришлось подготовить необходимый материал для того, чтобы ученики могли ознакомиться с ним предварительно, что – то вроде опережающего чтения.
Урок.doc
Урокпрактикум по теме "Наследственное право"
Однажды я поступила весьма опрометчиво, когда, отвечая на вопрос ученицы, фактически дала ей
юридическую консультацию. Как учитель общеобразовательной школы я не имею на это право. После
этого случая учащиеся стали обращаться ко мне с вопросами чаще: “А что будет, если…?”, “А что
делать, как быть, если…?”. Конечно, теперь я была осторожней, однако успела заметить, что в
большинстве случаев детей интересовали вопросы наследственного права. Так возникла мысль
провести урок – практикум или, если хотите, урок – игру в рамках внеклассного мероприятия.
Поскольку наследственное право рассматривается в школьных учебниках весьма ограниченно, то мне
самой пришлось подготовить необходимый материал для того, чтобы ученики могли ознакомиться с
ним предварительно, что – то вроде опережающего чтения. (Приложение)
В день игры я разделила класс (20 чел.) на четыре группы: 3чел – сильная группа, две группы по 3 чел.
– середняки, 3 чел. – слабая группа. Каждая группа представляла собой импровизированный состав
суда. Оставшиеся 8 человек должны были играть роль свидетелей.
Каждой группе выдавалось исковое заявление соответствующей степени сложности, которые я
подобрала заранее из юридических журналов. Кроме этого для каждой группы были подобраны
необходимые сопутствующие документы. Особое задание (роль) получали “свидетели”.
Задание состояло в том, чтобы импровизированный суд вынес и обосновал свое решение. После этого
я зачитывала решение реального суда. Учащиеся должны были сопоставить оба решения и сделать
соответствующие выводы.
Временных рамок для этого урока я не устанавливала, но отметила его продолжительность – 90
минут.
ХОД УРОКА
Исковое заявление для сильной группы:
“Мой отец, Цыплаков А.Г., умер 24 сентября 1993 года. Я, истец по настоящему делу, в течение
шести месяцев после его смерти наследство не принял, поскольку не знал о том, что у отца было
имущество, подлежащее наследованию, а именно я не знал, что при жизни он владел именными
акциями ОАО “ НАК АЗОТ”. Отец никогда при жизни не говорил мне того, что является акционером
указанной компании и у него есть акции.
Т.е. считаю, что пропустил срок для принятия наследства по уважительной причине (по незнанию). Я
узнал о том, что у отца были акции ОАО “ НАК АЗОТ” только в июле 2006 года, и сразу же
обратился к нотариусу, а затем в суд с настоящим исковым заявлением. Считаю, что пропустил срок
для принятия наследства по уважительной причине и поэтому прошу суд восстановить указанный
срок и признать за мной право собственности на наследство по закону на 12 акций ОАО НАК “
АЗОТ”, оставшихся после смерти наследодателя Цыплакова А.Г. на сумму 20800 рублей”.
Сопутствующие документы: ГК РФ, ФЗ РФ №147–ФЗ “О введении в действие части третьей ГК
РФ”, Копии заявления, Квитанция об оплате госпошлины, Копии свидетельства о смерти, Копия
свидетельства о рождении, Справки с места жительства,
Копии выписки из реестра акционеров, Копия доверенности, Копия паспорта, Копия отчета о
собрании акционеров, Копия справки о номинальной стоимости справки.
Свидетели: Юдин Иван, Наумов Феликс – члены собрания акционеров.
Ученический суд вынес следующее решение: восстановить срок для принятия наследства
Цыплаковым Геннадием Александровичем; признать его наследником, принявшим наследство;
признать за ним право на наследство по закону на 12 акций ОАО НАК “АЗОТ”, оставшихся после
смерти отца Цыплакова А.Г.
Решение, принятое учениками, полностью совпало с решением реального суда, были правильно
определены необходимые для обоснования статьи ГК РФ: ст.1110, ст.1111, ст.1154, ст.1155 и ст.6 ФЗ
РФ №147–ФЗ.
Исковое заявление для средней группы:
“Я, Рощина Н.А., с 08.09.05 по 17. 02 07 года состояла с умершим Петрушкиным П.П. фактически в
брачных отношениях, проживала с ним одной семьей. Все это время я находилась на иждивении
Петрушкина П.П., своего дохода не имела. Практически не имею его и сейчас – по состоянию
здоровья (справка по инвалидности прилагается). Умерший Петрушкин П.П. неоднократно говорил мне о том, что сделает меня единственной
наследницей всего своего имущества. Есть свидетели таких разговоров.
Более того, накануне смерти Петрушкина П.П. мы с ним подали заявление в ЗАГС с намерением
зарегистрировать брак. Считаю, что имею право на третью часть наследства наряду с другими
наследниками: сыном Петрушкина П.П. Аркадием и дочерью Петрушкина П.П. Анной.
Сопутствующие документы: ГК РФ (выделены необходимые статьи), ФЗ от 17 декабря 2001г. №173
ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, Квитанция об уплате госпошлины, Копя
искового заявления по числу участников процесса, Справка об инвалидности,
Выписка из домовой книги, Справка отдела ЗАГСа, Копия свидетельства о смерти.
Свидетели: Осенний С.С, Летняя А.А, Зимняя Ф.Ф. – подтвердили намерение Петрушкина П.П.
сделать Рощину Н.А. своей единственной наследницей.
Ученический суд вынес следующее решение: Рощиной Н.А. в иске отказать, т.к. формальная
регистрация брака между Петрушкиным П.П. и ею в связи со смертью Петрушкина П.П. не
состоялась.
Решение ученического суда разошлось с решением реального суда, который вынес следующее
решение: удовлетворить иск Рощиной Н.А, признать ее право на третью часть наследства наряду с
другими наследниками. Данное решение было принято в соответствии с ст. 131, ст.1142 – 1145, ч.2
ст.1148 ГК РФ и ч.3 ст.9 ФЗ от 17 декабря 2001г. № 173 – ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской
Федерации”.
В ходе обсуждения учащиеся более детально ознакомились с ч.2 ст.1148 ГК РФ и ч.3 ст.9 ФЗ от 17
декабря 2001 г. № 173 – ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.
Исковое заявление для средней группы:
“Я, Морковкина В.Е., являюсь старшей дочерью Огурцова К.О. Мой отец, Огурцов К.О., умер 15
марта 2006 г. О смерти отца я ничего не знала, т. к. уже 3 года проживаю в другом городе (мой муж
военнослужащий, он получил новое назначение, и я должна была последовать за ним), в переписке с
отцом не состояла. Моя младшая сестра, Огурцова Т.К., не сообщив мне о смерти отца, оформила
свои наследственные права на принадлежавшую отцу квартиру. Она скрыла от нотариуса факт моего
существования. Я узнала о смерти отца только после того, как Огурцова Т.К. продала квартиру
Травкину А.В.
Прошу восстановить срок для принятия мною наследства; признать частично недействительным
свидетельство о праве на наследство по закону, выданное Огурцовой Т.К; признать мои права
собственности на 0,5 долю квартиры; признать частично недействительным договор купли – продажи
квартиры”.
Исковое заявление подано 01.09.06 г.
Сопутствующие документы: ГК РФ (выделены необходимые статьи), Копии заявления, Квитанция
об оплате госпошлины, Копия свидетельства о смерти, Копия свидетельства о рождении, Справка с
места жительства, Копия паспорта, Копия договора куплипродажи квартиры.
Свидетели: Филиппова Л.Н, Белый С.М, Котов М.А. – подтвердили, что Морковкина В.Е. была в
хороших отношениях со своим отцом, заботилась о нем.
После переезда в другой город общалась с отцом по телефону, присылала ему медикаменты и деньги.
Огурцова Т.К. отца навещала редко, в основном для того, чтобы занять у него деньги.
Ученический суд вынес следующее решение: иск Морковкиной В.Е. удовлетворить полностью.
Реальный суд принял решение удовлетворить исковые требования частично (было отказано только в
признании недействительным договора куплипродажи).
При обсуждении данного примера учащиеся правильно отметили, что Огурцова Т.К. умышленно
скрыла от нотариуса факт существования своей старшей сестры Морковкиной В.Е. Это является
основанием для пересмотра вопроса о наследовании.
Учащиеся поняли, что суд принял правильное решение, т.к. Травкин А.В. ничего не знал о намерениях
Огурцовой Т.К. Кроме того учащиеся узнали, что в соответствии с ст.1153 ГК РФ предусмотрены два
способа принятия наследства: 1. формальное принятие наследства; 2. фактическое принятие
наследства.
Исковое заявление для слабой группы: “Я, Ведерникова Н.А., прошу установить факт принятия мною наследства, оставшегося после смерти
Деревянко Г.Д., который являлся родным дядей моего отца. Таким образом я являюсь двоюродной
внучкой умершего, т. е. наследницей 5й очереди.
Наследство составляют: однокомнатная квартира, предметы домашней обстановки и обихода.
После похорон Деревянко Г.Д. я забрала его личные вещи, холодильник, мебель и перевезла все это на
свою квартиру.
Сопутствующие документы: ГК РФ (выделены необходимые статьи), Копия свидетельства о смерти,
Копия свидетельства о рождении, Справка с места жительства, Копия паспорта.
Свидетели: Корочкин М. и Сапрыкина Т.В, соседи умершего, подтвердили, что Ведерникова Н.А.
забрала вещи Деревянко Г.Д. и перевезла их на свою квартиру.
Ученический суд вынес следующее решение: признать факт принятия наследства в соответствии с
ст.131, 1142–1145 ГК РФ.
Данное решение полностью совпало с решением реального суда.
Этот пример интересен тем, что дает представление о том какими доказательствами может
подтверждаться владение и пользование движимым и недвижимым имуществом, принадлежавшим
наследодателю.
На мой взгляд, такой урок наиболее полно соответствует целям правового образования в школе.
Урок-практикум по теме "Наследственное право"
Урок-практикум по теме "Наследственное право"
Урок-практикум по теме "Наследственное право"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.