Урок-практикум по теме "Наследственное право"
Оценка 4.6

Урок-практикум по теме "Наследственное право"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
обществознание +1
9 кл
23.02.2018
Урок-практикум по теме "Наследственное право"
Урок-практикум по теме "Наследственное право" Однажды я поступила весьма опрометчиво, когда, отвечая на вопрос ученицы, фактически дала ей юридическую консультацию. Как учитель общеобразовательной школы я не имею на это право. После этого случая учащиеся стали обращаться ко мне с вопросами чаще: “А что будет, если…?”, “А что делать, как быть, если…?”. Конечно, теперь я была осторожней, однако успела заметить, что в большинстве случаев детей интересовали вопросы наследственного права. Так возникла мысль провести урок – практикум или, если хотите, урок – игру в рамках внеклассного мероприятия. Поскольку наследственное право рассматривается в школьных учебниках весьма ограниченно, то мне самой пришлось подготовить необходимый материал для того, чтобы ученики могли ознакомиться с ним предварительно, что – то вроде опережающего чтения.
Урок.doc
Урок­практикум по теме "Наследственное право" Однажды я поступила весьма опрометчиво, когда, отвечая на вопрос ученицы, фактически дала ей  юридическую консультацию. Как учитель общеобразовательной школы я не имею на это право. После  этого случая учащиеся стали обращаться ко мне с вопросами чаще: “А что будет, если…?”, “А что  делать, как быть, если…?”. Конечно, теперь я была осторожней, однако успела заметить, что в  большинстве случаев детей интересовали вопросы наследственного права. Так возникла мысль  провести урок – практикум или, если хотите, урок – игру в рамках внеклассного мероприятия. Поскольку наследственное право рассматривается в школьных учебниках весьма ограниченно, то мне  самой пришлось подготовить необходимый материал для того, чтобы ученики могли ознакомиться с  ним предварительно, что – то вроде опережающего чтения. (Приложение) В день игры я разделила класс (20 чел.) на четыре группы: 3чел – сильная группа, две группы по 3 чел. – середняки, 3 чел. – слабая группа. Каждая группа представляла собой импровизированный состав  суда. Оставшиеся 8 человек должны были играть роль свидетелей. Каждой группе выдавалось исковое заявление соответствующей степени сложности, которые я  подобрала заранее из юридических журналов. Кроме этого для каждой группы были подобраны  необходимые сопутствующие документы. Особое задание (роль) получали “свидетели”. Задание состояло в том, чтобы импровизированный суд вынес и обосновал свое решение. После этого  я зачитывала решение реального суда. Учащиеся должны были сопоставить оба решения и сделать  соответствующие выводы. Временных рамок для этого урока я не устанавливала, но отметила его продолжительность – 90  минут. ХОД УРОКА Исковое заявление для сильной группы: “Мой отец, Цыплаков А.Г., умер 24 сентября 1993 года. Я, истец по настоящему делу, в течение  шести месяцев после его смерти наследство не принял, поскольку не знал о том, что у отца было  имущество, подлежащее наследованию, а именно я не знал, что при жизни он владел именными  акциями ОАО “ НАК АЗОТ”. Отец никогда при жизни не говорил мне того, что является акционером  указанной компании и у него есть акции. Т.е. считаю, что пропустил срок для принятия наследства по уважительной причине (по незнанию). Я  узнал о том, что у отца были акции ОАО “ НАК АЗОТ” только в июле 2006 года, и сразу же  обратился к нотариусу, а затем в суд с настоящим исковым заявлением. Считаю, что пропустил срок  для принятия наследства по уважительной причине и поэтому прошу суд восстановить указанный  срок и признать за мной право собственности на наследство по закону на 12 акций ОАО НАК “  АЗОТ”, оставшихся после смерти наследодателя Цыплакова А.Г. на сумму 20800 рублей”. Сопутствующие документы: ГК РФ, ФЗ РФ №147–ФЗ “О введении в действие части третьей ГК  РФ”, Копии заявления, Квитанция об оплате госпошлины, Копии свидетельства о смерти, Копия  свидетельства о рождении, Справки с места жительства,  Копии выписки из реестра акционеров, Копия доверенности, Копия паспорта, Копия отчета о  собрании акционеров, Копия справки о номинальной стоимости справки. Свидетели: Юдин Иван, Наумов Феликс – члены собрания акционеров. Ученический суд вынес следующее решение: восстановить срок для принятия наследства  Цыплаковым Геннадием Александровичем; признать его наследником, принявшим наследство;  признать за ним право на наследство по закону на 12 акций ОАО НАК “АЗОТ”, оставшихся после  смерти отца Цыплакова А.Г. Решение, принятое учениками, полностью совпало с решением реального суда, были правильно  определены необходимые для обоснования статьи ГК РФ: ст.1110, ст.1111, ст.1154, ст.1155 и ст.6 ФЗ  РФ №147–ФЗ. Исковое заявление для средней группы: “Я, Рощина Н.А., с 08.09.05 по 17. 02 07 года состояла с умершим Петрушкиным П.П. фактически в  брачных отношениях, проживала с ним одной семьей. Все это время я находилась на иждивении  Петрушкина П.П., своего дохода не имела. Практически не имею его и сейчас – по состоянию  здоровья (справка по инвалидности прилагается). Умерший Петрушкин П.П. неоднократно говорил мне о том, что сделает меня единственной  наследницей всего своего имущества. Есть свидетели таких разговоров. Более того, накануне смерти Петрушкина П.П. мы с ним подали заявление в ЗАГС с намерением  зарегистрировать брак. Считаю, что имею право на третью часть наследства наряду с другими  наследниками: сыном Петрушкина П.П. Аркадием и дочерью Петрушкина П.П. Анной. Сопутствующие документы: ГК РФ (выделены необходимые статьи), ФЗ от 17 декабря 2001г. №173  ­ ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, Квитанция об уплате госпошлины, Копя  искового заявления по числу участников процесса, Справка об инвалидности, Выписка из домовой книги, Справка отдела ЗАГСа, Копия свидетельства о смерти. Свидетели: Осенний С.С, Летняя А.А, Зимняя Ф.Ф. – подтвердили намерение Петрушкина П.П.  сделать Рощину Н.А. своей единственной наследницей. Ученический суд вынес следующее решение: Рощиной Н.А. в иске отказать, т.к. формальная  регистрация брака между Петрушкиным П.П. и ею в связи со смертью Петрушкина П.П. не  состоялась.  Решение ученического суда разошлось с решением реального суда, который вынес следующее  решение: удовлетворить иск Рощиной Н.А, признать ее право на третью часть наследства наряду с  другими наследниками. Данное решение было принято в соответствии с ст. 131, ст.1142 – 1145, ч.2  ст.1148 ГК РФ и ч.3 ст.9 ФЗ от 17 декабря 2001г. № 173 – ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской  Федерации”. В ходе обсуждения учащиеся более детально ознакомились с ч.2 ст.1148 ГК РФ и ч.3 ст.9 ФЗ от 17  декабря 2001 г. № 173 – ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. Исковое заявление для средней группы: “Я, Морковкина В.Е., являюсь старшей дочерью Огурцова К.О. Мой отец, Огурцов К.О., умер 15  марта 2006 г. О смерти отца я ничего не знала, т. к. уже 3 года проживаю в другом городе (мой муж ­  военнослужащий, он получил новое назначение, и я должна была последовать за ним), в переписке с  отцом не состояла. Моя младшая сестра, Огурцова Т.К., не сообщив мне о смерти отца, оформила  свои наследственные права на принадлежавшую отцу квартиру. Она скрыла от нотариуса факт моего  существования. Я узнала о смерти отца только после того, как Огурцова Т.К. продала квартиру  Травкину А.В. Прошу восстановить срок для принятия мною наследства; признать частично недействительным  свидетельство о праве на наследство по закону, выданное Огурцовой Т.К; признать мои права  собственности на 0,5 долю квартиры; признать частично недействительным договор купли – продажи  квартиры”. Исковое заявление подано 01.09.06 г. Сопутствующие документы: ГК РФ (выделены необходимые статьи), Копии заявления, Квитанция  об оплате госпошлины, Копия свидетельства о смерти, Копия свидетельства о рождении, Справка с  места жительства, Копия паспорта, Копия договора купли­продажи квартиры. Свидетели: Филиппова Л.Н, Белый С.М, Котов М.А. – подтвердили, что Морковкина В.Е. была в  хороших отношениях со своим отцом, заботилась о нем. После переезда в другой город общалась с отцом по телефону, присылала ему медикаменты и деньги.  Огурцова Т.К. отца навещала редко, в основном для того, чтобы занять у него деньги. Ученический суд вынес следующее решение: иск Морковкиной В.Е. удовлетворить полностью.  Реальный суд принял решение удовлетворить исковые требования частично (было отказано только в  признании недействительным договора купли­продажи). При обсуждении данного примера учащиеся правильно отметили, что Огурцова Т.К. умышленно  скрыла от нотариуса факт существования своей старшей сестры Морковкиной В.Е. Это является  основанием для пересмотра вопроса о наследовании. Учащиеся поняли, что суд принял правильное решение, т.к. Травкин А.В. ничего не знал о намерениях Огурцовой Т.К. Кроме того учащиеся узнали, что в соответствии с ст.1153 ГК РФ предусмотрены два  способа принятия наследства: 1. формальное принятие наследства; 2. фактическое принятие  наследства. Исковое заявление для слабой группы: “Я, Ведерникова Н.А., прошу установить факт принятия мною наследства, оставшегося после смерти  Деревянко Г.Д., который являлся родным дядей моего отца. Таким образом я являюсь двоюродной  внучкой умершего, т. е. наследницей 5­й очереди. Наследство составляют: однокомнатная квартира, предметы домашней обстановки и обихода. После похорон Деревянко Г.Д. я забрала его личные вещи, холодильник, мебель и перевезла все это на свою квартиру. Сопутствующие документы: ГК РФ (выделены необходимые статьи), Копия свидетельства о смерти, Копия свидетельства о рождении, Справка с места жительства, Копия паспорта. Свидетели: Корочкин М. и Сапрыкина Т.В, соседи умершего, подтвердили, что Ведерникова Н.А.  забрала вещи Деревянко Г.Д. и перевезла их на свою квартиру. Ученический суд вынес следующее решение: признать факт принятия наследства в соответствии с  ст.131, 1142–1145 ГК РФ. Данное решение полностью совпало с решением реального суда. Этот пример интересен тем, что дает представление о том какими доказательствами может  подтверждаться владение и пользование движимым и недвижимым имуществом, принадлежавшим  наследодателю. На мой взгляд, такой урок наиболее полно соответствует целям правового образования в школе.

Урок-практикум по теме "Наследственное право"

Урок-практикум по теме "Наследственное право"

Урок-практикум по теме "Наследственное право"

Урок-практикум по теме "Наследственное право"

Урок-практикум по теме "Наследственное право"

Урок-практикум по теме "Наследственное право"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2018