Цели:
1.На основе творческих заданий познакомить учащихся с жанром письма, его видами, раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии.
2.Изучить алгоритм написания письма
3.Привить интерес к эпистолярным жанрам, воспитывать сознательное отношение к русскому языку как основному средству общения.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: учащиеся научатся писать письма, соблюдая правила эпистолярного стиля; понимать роль писем в жизни человека.
Метапредметные: умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;Разработка урока
Урок практикум по русскому языку
в 5 классе в системе ФГОС
Тема: «Письмо».
Тип урока: урок практикум.
Цели:
1.На основе творческих заданий познакомить учащихся с жанром письма, его видами, раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии.
2.Изучить алгоритм написания письма
3.Привить интерес к эпистолярным жанрам, воспитывать сознательное отношение к русскому языку как основному средству общения.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: учащиеся научатся писать письма, соблюдая правила эпистолярного стиля; понимать роль писем в жизни человека.
Метапредметные: умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
Личностные: формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей.
Развиваемые УУД:
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования жанра письма.
Оборудование: медиапроектор, компьютер, , выставка журналов, газет, мультимедийная презентация, чистые конверты..
Этапы урока
I .Организаци
онный момент.
Деятельность учителя
1.Приветствие, эмоциональный настрой на работу.
Прозвенел наш друг звонок
Начинаем мы урок.
Посмотрите ,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Если ты готов, дружок,
Ход урока
Деятельность учащихся
1.Слушают учителя, участвуют в диалоге с
учителем, размещают учебные материалы на
рабочем месте, демонстрируют готовность к
уроку.
1
УУД
Личностные: положительно
относятся к учению,
познавательной деятельности,
желают приобретать новые знания,
умения, совершенствовать
имеющиеся.
Познавательные: осознают
познавательную задачу.
Регулятивные: планируют (в
сотрудничестве с учителем иВместе сотворим урок…
II.Создание
проблемной
ситуации.
Формулирован
ие темы и
целей урока.
Актуализация
знаний.
фильма
1.Беседа.
Ребята, наш урок мы начнём с просмотра фрагмента
мультипликационного
в
Простоквашино».
Будьте внимательны и постарайтесь догадаться о чём
сегодня пойдёт разговор на уроке.
Что вы научитесь делать? Сформулируйте тему и цели
нашего урока.
«Каникулы
2.Слово учителя.
Мы живем среди людей, и главную прелесть это
человеческое общение. Для чего нам нужно общение?
Часто люди оказываются далеко друг от друга, и на
помощь приходит письмо. До середины 20 века письмо
было основным средством общения людей на расстоянии.
На уроке вы познакомитесь с историей возникновения
писем, их разновидностями, научитесь правильно
писать письма .
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
3.Актуализация знаний обучающихся по теме урока.
Ребята! Когда ваша семья получила последнее письмо?
Кому оно было адресовано и от кого вы его получили?
Какое это было письмо? О чем в нем говорилось?
В вашей семье любят писать письма?
А может быть, вы больше любите их получать?
У кого в семье хранятся письма, которые были получены
давно?
одноклассниками или
самостоятельно) необходимые
действия, операции
Личностные: имеют мотивацию к
учебной деятельности.
Познавательные: выполняют
учебнопознавательные действия в
материализованной и умственной
форме; осуществляют для решения
учебных задач логические
операции.
Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: слушают и
отвечают на вопросы других,
формируют собственные мысли,
высказывают и обосновывают свою
точку зрения; самостоятельно
формулируют тему и цели урока,
ставят учебную задачу.
Ответы детей:
Урок посвящён жанру письма. Научимся
писать письма.
Ответы учеников
(В общении мы обмениваемся информацией,
мыслями, чувствами, эмоциями)
Дети записывают в тетрадях дату и тему урока
Ответы учащихся
2Выслушав вас, я поняла, что личные письма в наш
стремительный век стали редкостью. Как вы думаете,
почему?
К сожалению, сегодня писать письма не модно.
Современный молодой человек не стесняется произнести: «
Я не умею писать писем, лучше я вам по телефону
позвоню». Утрачено искусство письма. Я надеюсь и верю,
что после нашего урока вы полюбите писать письма,
станете уделять этому способу общения между людьми
больше внимания и времени.
А сейчас мы совершим путешествие в прошлое.
1. Слово учителя о появлении письма сопровождается
слайдами презентации.
Письмо возникло еще задолго до появления письменности.
Не было телефона, интернета, телеграфа, но была
потребность сказать чтото, передать тому, кто находился
далеко. Австралийские аборигены для этого использовали
дым. Около 10 тысяч лет назад люди стали использовать
предметное письмо, то есть письмо рисунками /слайд 3/.
Но оно со временем стало не удобным. В Древнем Египте
появились иероглифы – специальные значки для
изображения слогов, звуков или слов /слайд 4/.
2.Слово о доставке письма сопровождается слайдами
презентации /слайды 59/.
III.
Презентация –
экскурс в
прошлое.
История
происхождения
и доставка
письма
Дети смотрят презентацию и слушают
экскурсовода
Регулятивные: адекватное
понимание информации устного
сообщения
IV.Лексическая
работа.
1.Беседа по вопросам, словарная работа.
Давайте выясним, что такое письмо, его этимологию. А
поможет нам в этом самая умная книга “Словарь”.
Найдите, пожалуйста, в словаре слово “эпистола”.
Учащиеся работают со словарём по рядам и
устно комментируют лексическое значение
слов
3
Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу,
адекватное понимание информации
устного сообщения.
Познавательные: осознают свои
возможности в учении, формируютнавыки орфографической
зоркости, развивают кругозор.
Коммуникативные:
обмениваются мнениями, умеют
слушать друг друга, строить
понятные для партнера по
коммуникации речевые
высказывания.
Слова на доске
Эпистола,ы,ж.( греч. epistole < epistello
посылаю,отправляю).Письмо, послание
Эпистолярный,ая (фр. йpistolaire < греч. — см.
эпистола]. 1. Относящийся к частной переписке, письмам.
Эпистолярное наследие писателя. 2. Имеющий форму
переписки. Э. роман (роман в письмах).
Мотивация деятельности в игровой форме. Учитель
загадывает загадки /слайд 14/.
Почту, письма и журналы
По домам разносит он.
Ходит он во все кварталы
И заходит в каждый дом! /почтальон/
Синий домик у ворот.
Угадай, кто в нём живёт.
Дверца узкая под крышей
Не для белки, не для мыши.
В эту дверь влетают вести,
полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят,
Во все стороны летят! /почтовый ящик/
Почтальон – словарное слово
V.Объяснение
нового
материала.
1.Работа с учебником. Знакомство с видами писем.
Ребята, с какой целью мы пишем письма? (обменяться
новостями с близкими, друзьями, поблагодарить за что
либо, поздравить с праздником, передать деловую
4
Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу,
адекватное понимание информации
устного сообщения.информацию, просим о чемлибо)
Чтение материала учебника на стр.88.
А какими же бывают письма?
Работа с учебником. Сообщение.
2.Знакомство с алгоритмом написания письма.(работа в
парах)
Написать интересное письмо – настоящее искусство.
Перед вами алгоритм написания письма, давайте обсудим
каждый пункт /
1.Приветствие или обращение.
2.Вступление – вопросы, отражающие интерес к его
жизни, добрые слова в его адрес.
3.Основная часть – изложение информации о себе
4.Заключение – выражение уважения, любви,
преданности, формулы прощания.
5.Подпись. Дата.
Выступление консультантов.
1.Деловое письмо
2.Письморассказ
3.Письмопоздравление
4.Письмопросьба
5.Благодарственное письмо
Дети читают каждый пункт алгоритма,
обсуждают и записывают в тетради. /можно
алгоритм распечатать для каждого ученика/.
1. Слово учителя.
Давайте мы попробуем написать письмо
3. Самостоятельная работа
учеников
VI.
Практическая
работа.
Написание
письма.
VII.Подведение Учитель предлагает учащимся лист самооценки и
Дети заполняют лист самооценки и
5
Познавательные: осознают свои
возможности в учении, формируют
навыки орфографической
зоркости, развивают кругозор.
Коммуникативные: умение
играть предложенную роль,
обмениваются мнениями, умеют
слушать друг друга, строить
понятные для партнера по
коммуникации речевые
высказывания.
Личностные: имеют мотивацию к
учебной деятельности.
Познавательные: выполняют
учебнопознавательные действия в
материализованной и умственной
форме; осуществляют для решения
учебных задач логические
операции.
Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу.
Познавательные: выполняют
учебнопознавательные действия в
материализованной и умственной
форме; осуществляют для решения
учебных задач операции анализа,
синтеза, сравнения.
Регулятивные: адекватно
оценивают свои достижения,
осознают возникающие трудности,
ищут их причины и пути
преодоления.
Личностные: способность китогов.
Рефлексия.
предлагает ответить на вопросы:
Какой теме был посвящён урок?
Что вы узнали нового?
Чему научились на уроке?
Что вам запомнилось больше всего?
комментируют свои записи.
Скажете, письмаДа что в них такого?
Письма писать в наше время не ново
Письма слова на бумаге и только
Нет! Вы ошиблись! И скрыто тут больше.
Каждая строчка в письме это память
Каждая мысль отзовется стихами
Песней зовущей, далекой и звездной
Будто вернулись ушедшие весны
Будто бы время свой бег изменило
Вот она писем волшебная сила
Написать письмо Деду Морозу
VIII.Домашнее
задание.
самооценке, понимают значение
знаний для человека.
Регулятивные: оценивают работу
на уроке.
Коммуникативные: формулируют
свои мысли, высказывают свою
точку зрения и обосновывают её.
6