Урок - практикум по теме "Письмо"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: 1.На основе творческих заданий познакомить учащихся с жанром письма, его видами, раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии. 2.Изучить алгоритм написания письма 3.Привить интерес к эпистолярным жанрам, воспитывать сознательное отношение к русскому языку как основному средству общения. Планируемые образовательные результаты: Предметные: учащиеся научатся писать письма, соблюдая правила эпистолярного стиля; понимать роль писем в жизни человека. Метапредметные: умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;Разработка урока
Иконка файла материала 5кл урок - практикум Письмо ФГОС технологическая карта урока.docx
Урок ­ практикум по русскому языку  в 5 классе в системе ФГОС Тема: «Письмо». Тип урока: урок ­ практикум. Цели:  1.На основе творческих заданий познакомить учащихся с жанром письма, его видами, раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии. 2.Изучить алгоритм написания письма  3.Привить интерес к эпистолярным жанрам, воспитывать сознательное отношение к русскому языку как основному средству общения. Планируемые образовательные результаты:  Предметные: учащиеся научатся писать письма, соблюдая правила эпистолярного стиля; понимать роль писем в жизни человека. Метапредметные:  умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; Личностные: формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей. Развиваемые УУД:   Коммуникативные:  организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;  Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; Познавательные:  объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования жанра письма. Оборудование: медиапроектор, компьютер, , выставка журналов, газет, мультимедийная презентация, чистые конверты.. Этапы урока I .Организаци­ онный момент. Деятельность учителя 1.Приветствие, эмоциональный настрой на работу. Прозвенел наш друг звонок Начинаем мы  урок. Посмотрите , Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Если ты готов, дружок, Ход урока Деятельность учащихся 1.Слушают учителя, участвуют в диалоге с  учителем, размещают учебные материалы на  рабочем месте, демонстрируют готовность к  уроку. 1 УУД Личностные: положительно  относятся к учению,  познавательной деятельности,  желают приобретать новые знания,  умения, совершенствовать  имеющиеся. Познавательные: осознают  познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в  сотрудничестве с учителем иВместе сотворим урок… II.Создание  проблемной  ситуации. Формулирован ие темы и  целей урока. Актуализация  знаний.   фильма   1.Беседа.   Ребята,   наш   урок   мы   начнём   с   просмотра   фрагмента мультипликационного в Простоквашино».   Будьте   внимательны     и   постарайтесь   догадаться   о   чём сегодня пойдёт разговор на уроке. Что   вы   научитесь   делать?   Сформулируйте   тему   и   цели нашего урока.  «Каникулы   2.Слово учителя. Мы   живем   среди   людей,   и   главную   прелесть   ­   это человеческое общение. Для чего нам нужно общение?      Часто люди оказываются далеко друг от друга, и   на помощь   приходит   письмо.   До   середины   20   века   письмо было основным средством общения людей на расстоянии.   На уроке вы познакомитесь с историей возникновения писем,   их   разновидностями,   научитесь   правильно писать письма .                Откройте тетради, запишите число и тему урока.  3.Актуализация знаний обучающихся по теме урока. ­  Ребята! Когда ваша семья получила последнее письмо? ­ Кому оно было адресовано и от кого вы его получили? ­   Какое   это   было   письмо?   О   чем   в   нем   говорилось? ­   В   вашей   семье   любят   писать   письма?   ­   А   может   быть,   вы   больше   любите   их   получать? ­ У кого в семье хранятся письма, которые были получены давно?  одноклассниками или  самостоятельно) необходимые  действия, операции Личностные: имеют мотивацию к  учебной деятельности. Познавательные: выполняют  учебно­познавательные действия в  материализованной и умственной  форме; осуществляют для решения учебных задач логические  операции. Регулятивные: принимают и  сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают и  отвечают на вопросы других,  формируют собственные мысли,  высказывают и обосновывают свою  точку зрения; самостоятельно  формулируют тему и цели урока,  ставят учебную задачу. Ответы детей:  Урок посвящён жанру письма. Научимся  писать письма. Ответы учеников   (В общении мы обмениваемся информацией,  мыслями, чувствами, эмоциями) Дети записывают в тетрадях дату и тему урока Ответы учащихся 2Выслушав   вас,   я   поняла,   что   личные   письма   в   наш стремительный   век   стали   редкостью.   Как   вы   думаете, почему?  К   сожалению,   сегодня   писать   письма   не   модно. Современный молодой человек не стесняется произнести: « Я   не   умею   писать   писем,   лучше   я   вам   по   телефону позвоню». Утрачено искусство письма. Я надеюсь и верю, что   после   нашего   урока   вы   полюбите   писать   письма, станете   уделять   этому   способу   общения   между   людьми больше внимания и времени.  А сейчас мы совершим путешествие в прошлое. 1. Слово учителя  о появлении письма  сопровождается  слайдами презентации.  Письмо возникло еще задолго до появления письменности. Не   было   телефона,   интернета,   телеграфа,   но   была потребность сказать что­то, передать тому, кто находился далеко. Австралийские аборигены для этого использовали дым. Около 10 тысяч лет назад люди стали использовать предметное письмо, то есть письмо рисунками  /слайд 3/. Но оно со временем стало не удобным. В Древнем Египте появились   иероглифы   –   специальные   значки   для изображения слогов, звуков или слов /слайд 4/.   2.Слово о доставке письма  сопровождается слайдами  презентации /слайды 5­9/. III. Презентация –  экскурс в  прошлое.  История  происхождения и доставка  письма  Дети смотрят презентацию и слушают  экскурсовода Регулятивные: адекватное  понимание информации устного   сообщения IV.Лексическая работа. 1.Беседа по вопросам, словарная  работа. Давайте выясним, что такое письмо, его этимологию. А  поможет нам в этом самая умная книга ­ “Словарь”.  Найдите, пожалуйста, в словаре слово “эпистола”. Учащиеся   работают со словарём по рядам и  устно комментируют лексическое значение  слов 3 Регулятивные: принимают и  сохраняют учебную задачу,   адекватное понимание информации устного  сообщения. Познавательные: осознают свои  возможности в учении, формируютнавыки орфографической  зоркости, развивают кругозор. Коммуникативные:  обмениваются мнениями, умеют  слушать друг друга, строить  понятные для партнера по  коммуникации речевые  высказывания. Слова на доске Эпистола,­ы,ж.( греч. epistole < epistello  посылаю,отправляю).Письмо, послание Эпистолярный,­ая (фр. йpistolaire < греч. — см.  эпистола]. 1. Относящийся к частной переписке, письмам.  Эпистолярное наследие писателя. 2. Имеющий форму  переписки. Э. роман (роман в письмах). Мотивация деятельности в игровой форме. Учитель  загадывает загадки /слайд 14/. Почту, письма и журналы По домам разносит он. Ходит он во все кварталы И заходит в каждый дом! /почтальон/ Синий домик у ворот.  Угадай, кто в нём живёт. Дверца узкая под крышей­ Не для белки, не для мыши. В эту дверь влетают вести,  полчаса проводят вместе. Вести долго не гостят, Во все стороны летят! /почтовый ящик/  Почтальон – словарное слово V.Объяснение  нового  материала. 1.Работа с учебником. Знакомство с видами писем. Ребята, с какой целью мы пишем письма? (обменяться  новостями с близкими, друзьями, поблагодарить за что­ либо, поздравить с праздником, передать деловую  4 Регулятивные: принимают и  сохраняют учебную задачу,   адекватное понимание информации устного  сообщения.информацию, просим о чем­либо) Чтение материала учебника на стр.88.  А какими же бывают письма? Работа с учебником. Сообщение. 2.Знакомство с алгоритмом написания письма.(работа в парах) Написать интересное письмо – настоящее искусство.  Перед вами алгоритм написания письма, давайте обсудим  каждый пункт /  1.Приветствие или обращение. 2.Вступление – вопросы, отражающие интерес к его  жизни,  добрые слова в его адрес. 3.Основная часть – изложение информации о себе 4.Заключение – выражение уважения, любви,  преданности, формулы прощания. 5.Подпись. Дата. Выступление консультантов. 1.Деловое письмо 2.Письмо­рассказ 3.Письмо­поздравление 4.Письмо­просьба 5.Благодарственное письмо Дети читают каждый пункт алгоритма,  обсуждают и записывают в тетради. /можно  алгоритм распечатать для каждого ученика/. 1. Слово учителя. Давайте мы попробуем написать письмо 3. Самостоятельная работа учеников VI.  Практическая  работа.   Написание  письма. VII.Подведение Учитель предлагает учащимся лист самооценки и  Дети заполняют лист самооценки и  5 Познавательные: осознают свои  возможности в учении, формируют навыки орфографической  зоркости, развивают кругозор. Коммуникативные: умение  играть предложенную роль, обмениваются мнениями, умеют  слушать друг друга, строить  понятные для партнера по  коммуникации речевые  высказывания. Личностные: имеют мотивацию к  учебной деятельности. Познавательные: выполняют  учебно­познавательные действия в  материализованной и умственной  форме; осуществляют для решения учебных задач логические  операции. Регулятивные: принимают и  сохраняют учебную задачу. Познавательные: выполняют  учебно­познавательные действия в  материализованной и умственной  форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа,  синтеза, сравнения. Регулятивные: адекватно  оценивают свои достижения,  осознают возникающие трудности,  ищут их причины и пути  преодоления. Личностные: способность китогов.  Рефлексия. предлагает ответить на вопросы: ­ Какой теме был посвящён урок? ­ Что вы узнали нового? ­ Чему научились на уроке? ­ Что вам запомнилось больше всего? комментируют свои записи. Скажете,­ письмаДа что в них такого? Письма писать в наше время не ново Письма ­ слова на бумаге и только Нет! ­ Вы ошиблись! И скрыто тут больше. Каждая строчка в письме ­ это память Каждая мысль отзовется стихами Песней зовущей, далекой и звездной Будто вернулись ушедшие весны Будто бы время свой бег изменило Вот она писем волшебная сила Написать письмо Деду Морозу VIII.Домашнее  задание. самооценке, понимают значение  знаний для человека. Регулятивные: оценивают работу  на уроке. Коммуникативные: формулируют свои мысли, высказывают свою  точку зрения и обосновывают её. 6