Урок-проект, посвященный творчеству М.Ю. Лермонтова
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Урок-проект, посвященный творчеству М.Ю. Лермонтова

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
10.01.2017
презентация

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Публикация является частью публикации:
Урок-проект. Михаил Юрьевич Лермонтов..docx
Урок­проект, посвященный творчеству М.Ю. Лермонтова  Цели урока.  1. Расширить знания учащихся о жизни и творчестве поэта. 2. Познакомить с новыми темами стихов М.Ю.Лермонтова (о Родине, о природе). 3. Обобщить представления о жанрах произведений поэта. 4. Отрабатывать навык выразительного чтения. 5. Воспитывать чувство любви к родине, природе, родному краю. Оборудование.  1. Портреты М.Ю.Лермонтова и иллюстрации. 2. Аудиозапись песни “Парус”, видеоклип “Горные вершины”. 3. Выставка книг. 4. Презентация  Вступительное слово учителя. Ход урока Наш урок посвящается творчеству великого русского писателя М.Ю.Лермонтова. Лермонтов увлекался поэзией, прозой, драмой, музыкой, живописью, историей,  философией. Он хорошо говорил на французском, немецком, английском языках. Знал  латынь. На Кавказе научился говорить на грузинском языке. У него была великолепная  память. Он помнил тысячи строк из произведений поэтов, особенно любил стихи  А.Пушкина и его роман “Евгений Онегин”. Он был одарён музыкальностью – играл на скрипке, фортепиано, пел, сочинял музыку на  собственные стихи.  Тема. Цель.  Сегодня на уроке мы не только познакомимся с жизнью и творчеством великого поэта и  писателя, но и попробуем создать и оформить выставку работ, посвящённых 200­летию со  дня рождения М. Ю. Лермонтова. В начале урока давайте послушаем ребят, которые подготовили фрагменты биографии  М.Лермонтова. Знакомство с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова. Презентация. Выступления учащихся.  Отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов, родился в 1787 году. Будучи в чине капитана  вышел в отставку, по болезни, и поселился с сёстрами в своём родовом имении Кроптовке.  Тульской губернии. По отзывам близко знавших Юрия Петровича, человек он был от  природы добрый и отзывчивый, но крайне легкомысленный и несдержанный. По соседству с Кроптовкой было имение Арсеньевых, куда часто наезжала Елизавета  Алексеевна со своей единственной дочерью Марьей Михайловной. Здесь­то  Ю.П.Лермонтов и познакомился со своею будущей женою, которую пленил счастливой  наружностью и столичным лоском. Осенью 1814 года больная Марья Михайловна с мужем и матерью отправилась в Москву.  Со 2 на 3 октября здесь и родился у Лермонтовых сын, названный в память деда со  стороны матери – Михаилом. А весною 1817 года Марья Михайловна Лермонтова умерла,  оставив трёхлетнего сына на попечение бабушки. * Елизавета Алексеевна Арсеньева очень скоро привязалась к внуку и перенесла на  годы.него всю свою любовь к умершей дочери. В Тарханах, в богатой помещичьей усадьбе,  окружённый общей заботой и баловством, М.Ю.Лермонтов провёл свои детские и  отроческие  * В раннем детстве Лермонтов перенес какую­то тяжёлую болезнь, которая надолго  приковала его к постели и оставила следы на всю жизнь. Этой болезни Лермонтов был  обязан сильной кривизною ног и кроме того, он всегда был предрасположен к различным  болезням на золотушной почве. * Болезненное состояние внука требовали частых поездок на Кавказ, который с тех пор  сделался поэтической родиной Лермонтова. *Когда Лермонтов был маленьким, он часто говорил в рифму. Привезут гости  механическую заводную птичку, которая может махать крылышками и красиво петь,  послушает маленький Лермонтов её пение и скажет: “Эта птичка хороша , у неё поёт  душа”. Или уйдёт мама из комнаты, а маленький Лермонтов сядет на ковёр около двери и  ждёт её, а потом скажет: “Что же мама не идёт? Ведь Мишель всё ждёт и ждёт”.  * Дом, в котором рос маленький Лермонтов, Был большим и красивым. Ведь бабушка была богатой помещицей, на неё работало 600 крестьянских семей. Детская комната помещалась на хорах, и пол та был застлан сукном. Маленький Лермонтов любил ползать по нему и  рисовать мелом. Сначала няня хотела запретить, а потом смотрит – у него лошадка  получилась и собачка. Его ещё никто никаким наукам не учил, а он уже хорошо нарисовал.  И тогда бабушка ему купила акварельные краски и бумагу. Ребята, с раннего возраста и четыре года в начальной школе вы знакомились с  произведениями этого великого поэта. Назовите наиболее запомнившиеся произведения и  соотнесите их к жанрам. Посмотрите на эту таблицу и скажите какой жанр не относится к произведениям  М.Лермонтова. Стихи: “Москва”, “Парус”, “Утёс”, “Осень”, “Горные вершины”, “Сосна”, “Бородино” Сказка: “Ашик ­Кериб”, сказание “Три пальмы” Поэмы: “Демон”, “Мцыри”, “Беглец” Повести: “Бэлла”, “Максим Максимович”, “Тамань”, “Княжна Мери” (“Герой нашего  времени”) Песни: “Казачья колыбельная песня” * Внимание! Конкурс “Лучший чтец стихов М.Лермонтова” “Горные вершины”. Горные вершины спят во тьме ночной; Тихие долины полны свежей мглой; Не пылит дорога, не дрожат кусты, Подожди немного, отдохнёшь и ты. * Просмотр видеозаписи “Горные вершины” “Сосна”.  На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей всё, что в пустыне далёкой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утёсе горючем Прекрасная пальма растёт. “Утёс”. Ночевала тучка золотая на груди утёса – великана; Утром в путь она умчалась рано, по лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, и тихонько плачет он в пустыне. “Осень”. Листья в поле пожелтели И кружатся и летят,  Лишь в бору поникши ели  Зелень мрачную хранят.  Зверь отважный поневоле Скрыться где­нибудь спешит, Ночью месяц тускл и поле Сквозь туман лишь серебрит. “Парус” Белеет парус одинокий,  В тумане моря голубом.  Что ищет он в стране далёкой?  Что кинул он в краю родном?  Играют волны, ветер свищет, И мачта гнётся и скрипит…. Увы! Он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Просмотр видеозаписи. “Тучки небесные”.  Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам признания. Проверка знаний.  Задания для самостоятельной работы. * Перечитать стихотворение “Утёс” и подчеркнуть рифмы, назвать эпитеты. Ночевала тучка золотая на груди утёса – великана; Утром в путь она умчалась рано, по лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, и тихонько плачет он в пустыне * Найди лишнее слово (по жанрам поэта). * Вписать пропущенные слова (стих. “Осень”). Листья в поле пожелтели, И кружатся, и _________ , Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную ________ Работа в группах Задания для групп Группа 1 и 2 ­ Внимательно прочитайте предложенные вам произведения и проиллюстрируйте их. Группа 3 и 4 ­ Из предложенного текста выберите самое главное и составьте сообщение о жизни и  творчестве М. Ю. Лермонтова. Группа 5 и 6 ­ На основе предложенных вам книг составьте список произведений «Советуем прочитать!» Защита работ Оформление выставки  Итог урока.
скачать по прямой ссылке