На уроке дети знакомятся с новой группой животных - птицами. Тему урока дети узнают через кроссворд. На уроке используются разные формы работы: с карточками, рабочая тетрадь, с учебником. Учащиеся сами делают выводы по изучаемой теме. Домой задается творческое задание. На картинке узнать птицу,ее раскрасить и составить о ней небольшое сообщение.
            
        
        
        
                    
                
                    Тема: Птицы, их разнообразие.
Ход урок
Загадки о млекопитающих. 
живет 
1.  Организационный  момент.    Эмоциональный  настрой.  
 
друг  другу 
хорошего настроения и успехов в работе. 
Теперь можно сесть, по удобнее. Проверьте свою посадку и готовность к уроку.
2.Проверка домашнего задания 
Загадки о млекопитающих:
- Мой белый брат во льдах живет 
 И рыбу ест морскую, 
 А я люблю пчелиный мед 
 И ягоду лесную.   (медведь)
- Вместо хвостика – крючок, 
 Вместо носа – пятачок. 
 Пятачок дырявый, 
 А крючок вертлявый.  
(свинья)
- Лежала между ёлками 
 Подушечка с иголками. 
 Тихонечко лежала, 
 Потом вдруг убежала.  
(ёж)
- У косого нет берлоги, 
 Не нужна ему нора. 
 От врагов спасают ноги, 
 А от голода – кора.  
(заяц) 
-  Зверька узнали мы с тобой 
 По двум таким приметам: 
 Он в шубе серенькой зимой, 
 А в рыжей шубке - летом.  
(белка)
- Он ходит голову задрав, 
 Не потому, что гордый нрав, 
 Не потому, что важный граф, 
 А потому, что он ...  
(жираф) 
На доске в разделе «Млекопитающие» дети располагают рисунки. 
-К какой группе относятся эти животные? (млекопитающие) 
-Что именно вы узнали о млекопитающих? Почему их так называют? 
- Вопрос на смекалку: животные – часть живого в природе, как и растения. Чем 
же они 
отличаются от растений? 
Учащиеся:  
- Животные отличаются от растений и грибов тем, что они способны 
самостоятельно 
 
передвигаться. 
3.Сообщение темы и целей урока. 
- Сегодня мы с вами продолжим наше удивительное путешествие в мир животных и 
познакомимся  с  еще  одной  группой  животных.  А  вот,    какой  именно,    вы  
скажите  мне 
сами, когда разгадаете кроссворд на с.14 П.Т. №5 
 
- Кто же догадался о какой группе пойдет сегодня речь?
Учитель: 
- Конечно же, о группе  птиц. Тема урока «Птицы, их разнообразие». 
- Как вы думаете, а что именно о птицах мы будем говорить? 
- Кто сможет сформулировать цели урока? (ответы детей)-А цели: познакомиться  с многообразием птиц, выделить существенные и 
отличительные 
признаки, чтобы уметь выделить птиц из других групп животных.
 
признаки, чтобы уметь выделить птиц из других групп животных. Слайд -2 
4.Открытие новых знаний. 
  Многообразие птиц. 
-Сейчас, мы отправимся в лес и понаблюдаем за птицами, услышим их голоса. 
-Ваша  задача  внимательно  смотреть  и  думать,  чем  же  они  отличаются  от  
других 
животных? И как они отличаются друг от друга? (просмотр видео) 
  Главные отличия птиц от других животных 
Учитель: 
- Птиц  на  нашей  планете огромное  множество.  Их  объединили  в  одну  группу,  
потому, 
что  у  них  есть  такие  признаки,  которые  являются  для  всех  птиц  общими.  
Давайте 
сравним птиц и узнаем, что их объединяет, а какие признаки характерны только 
каждой 
отдельной птицы. 
 
- И так, какие характерные признаки птиц мы можем выделить? Чем же они похожи 
друг на друга? 
 Имеют две ноги. Тело покрыто перьями. Имеют хвост, крылья.  
 
Работа в тетради с.15 №6 
Игра  «Концовки»:  учащиеся  читают  сообщение о  птицах  и    заканчивают  
фразу:  «Число 
ног -2. Тело покрыто перьями. Есть клюв и крылья».  
 
                                  Физминутка          
 
  Работа с разрезными карточками 
 
– Найдите картинки с изображением птиц, которых можно наблюдать у 
водоема.  
 – Найдите картинки с изображением птиц, которых можно наблюдать в лесу, в
парке, у нас во дворе. 
 - На какие две группы мы разделили наших птиц по месту их обитания? Как бы
вы их назвали? 
 - Правильно мы получили две группы птиц: водоплавающие и сухопутные 
птицы. 
- Подумайте, какой  признак поможет вам узнать водоплавающих птиц? 
 
Проверьте свой ответ. Учебник С.35 
У водоплавающих птиц между пальцами есть кожистые перепонки, которые им 
помогают плавать. 
- А сейчас сравните клювы и ноги разных птиц?. (учебник с.35) 
- Скажите, почему они такие разные? (разная среда обитания, способ питания, способ 
передвижения) 
  Выполним задание в печатной тетради с.15 №7 
- Зачем птице нужны перья?  
(Перья у птиц различаются по своему назначению: одни перья нужны птице для 
полёта, для управления в полёте  телом, другие перья защищают птицу от холода) 
 -Рассмотрите перья птиц Учебник на с.37
-Держали ли вы когда-нибудь в руках перо птицы? 
-Какое оно: лёгкое, тяжёлое, тёплое, холодное? 
Вывод; общий признак у всех птиц-перья. Тело у всех птиц покрыто перьями 
    Птиц  на  земле  очень много - около  9  тысяч  видов.  Только  в  России их  
насчитывают более 760видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двух метровой величины есть и совсем, 
крошечные, не 
больше бабочки  или стрекозы, весящие несколько граммов. Есть птицы, которые 
могут летать выше 
облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать. Одни птицы живут в лесу, 
другие - в степи. Но 
есть, и такие птицы, которые  живут только в пустыне или горах. А другие - только на 
берегу моря. 
Одни  птицы  питаются  рыбой,  другие  - насекомыми.  Есть  хищные  птицы, которые  
поедают  других 
зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в 
основном ягоды и 
семена. 
  Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют гнёзда на земле или в ветвях деревьев 
и кустов
  Все они такие разные, но все они радуют нас. Одни птицы радуют своей окраской. 
Другие доставляют нам удовольствие своим пением.    
       
  Значение птиц  для природы. 
-Какую пользу приносят птицы природе? (одни птицы избавляют растения от 
вредителей. Другие разносят их семена) Учебник с.36 – рассказ Чарушина 
- О какой птице написан рассказ? 
-Какую пользу дятел  приносит лесу?  Прочитайте вывод на с.36 
 
  Поиграем в игру 
Я называю птиц, вы машете «крыльями», как только прозвучит название, не 
относящееся 
к птицам, надо захлопать в ладоши. 
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и чижи, мухи и стрижи…. 
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и чижи, чайки и стрижи, аисты, вороны, 
дятлы, 
макароны…. 
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и чижи, чайки и стрижи, лебеди, коровы, 
аисты 
и совы… 
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и чижи, чайки и стрижи, сороки и грачи, 
вороны 
и врачи… 
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и чижи, чайки и стрижи, аисты, кукушки, 
совы и 
ватрушки… 
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и чижи, чайки и стрижи, лебеди и утки… 
 
V.Рефлексия. 
 - Подведём итог нашего урока? 
 - Ребята, мы решили поставленные цели в начале урока? 
 - Что вам запомнилось о птицах? 
 
За то, что вы слушали внимательно Задания выполняли старательно Хочу я картинки с
птичками вам подарить  Картинки раскрасьте И на следующий урок принесите. 
 
- Ребята, а вам на дом по желанию хочу предложить выполнить творческую работу: 
найти, где встречаются птицы «Птицы в загадках, стихах, пословицах и поговорках, 
рисунках, памятниках»  можно нарисовать птиц.
рисунках, 
памятниках»  можно нарисовать птиц.