На уроке дети знакомятся с новой группой животных - птицами. Тему урока дети узнают через кроссворд. На уроке используются разные формы работы: с карточками, рабочая тетрадь, с учебником. Учащиеся сами делают выводы по изучаемой теме. Домой задается творческое задание. На картинке узнать птицу,ее раскрасить и составить о ней небольшое сообщение.
Тема: Птицы, их разнообразие.
Ход урок
Загадки о млекопитающих.
живет
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
друг другу
хорошего настроения и успехов в работе.
Теперь можно сесть, по удобнее. Проверьте свою посадку и готовность к уроку.
2.Проверка домашнего задания
Загадки о млекопитающих:
- Мой белый брат во льдах живет
И рыбу ест морскую,
А я люблю пчелиный мед
И ягоду лесную. (медведь)
- Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый.
(свинья)
- Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
(ёж)
- У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(заяц)
- Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(белка)
- Он ходит голову задрав,
Не потому, что гордый нрав,
Не потому, что важный граф,
А потому, что он ...
(жираф)
На доске в разделе «Млекопитающие» дети располагают рисунки.
-К какой группе относятся эти животные? (млекопитающие)
-Что именно вы узнали о млекопитающих? Почему их так называют?
- Вопрос на смекалку: животные – часть живого в природе, как и растения. Чем
же они
отличаются от растений?
Учащиеся:
- Животные отличаются от растений и грибов тем, что они способны
самостоятельно
передвигаться.
3.Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы с вами продолжим наше удивительное путешествие в мир животных и
познакомимся с еще одной группой животных. А вот, какой именно, вы
скажите мне
сами, когда разгадаете кроссворд на с.14 П.Т. №5
- Кто же догадался о какой группе пойдет сегодня речь?
Учитель:
- Конечно же, о группе птиц. Тема урока «Птицы, их разнообразие».
- Как вы думаете, а что именно о птицах мы будем говорить?
- Кто сможет сформулировать цели урока? (ответы детей)-А цели: познакомиться с многообразием птиц, выделить существенные и
отличительные
признаки, чтобы уметь выделить птиц из других групп животных.
признаки, чтобы уметь выделить птиц из других групп животных. Слайд -2
4.Открытие новых знаний.
Многообразие птиц.
-Сейчас, мы отправимся в лес и понаблюдаем за птицами, услышим их голоса.
-Ваша задача внимательно смотреть и думать, чем же они отличаются от
других
животных? И как они отличаются друг от друга? (просмотр видео)
Главные отличия птиц от других животных
Учитель:
- Птиц на нашей планете огромное множество. Их объединили в одну группу,
потому,
что у них есть такие признаки, которые являются для всех птиц общими.
Давайте
сравним птиц и узнаем, что их объединяет, а какие признаки характерны только
каждой
отдельной птицы.
- И так, какие характерные признаки птиц мы можем выделить? Чем же они похожи
друг на друга?
Имеют две ноги. Тело покрыто перьями. Имеют хвост, крылья.
Работа в тетради с.15 №6
Игра «Концовки»: учащиеся читают сообщение о птицах и заканчивают
фразу: «Число
ног -2. Тело покрыто перьями. Есть клюв и крылья».
Физминутка
Работа с разрезными карточками
– Найдите картинки с изображением птиц, которых можно наблюдать у
водоема.
– Найдите картинки с изображением птиц, которых можно наблюдать в лесу, в
парке, у нас во дворе.
- На какие две группы мы разделили наших птиц по месту их обитания? Как бы
вы их назвали?
- Правильно мы получили две группы птиц: водоплавающие и сухопутные
птицы.
- Подумайте, какой признак поможет вам узнать водоплавающих птиц?
Проверьте свой ответ. Учебник С.35
У водоплавающих птиц между пальцами есть кожистые перепонки, которые им
помогают плавать.
- А сейчас сравните клювы и ноги разных птиц?. (учебник с.35)
- Скажите, почему они такие разные? (разная среда обитания, способ питания, способ
передвижения)
Выполним задание в печатной тетради с.15 №7
- Зачем птице нужны перья?
(Перья у птиц различаются по своему назначению: одни перья нужны птице для
полёта, для управления в полёте телом, другие перья защищают птицу от холода)
-Рассмотрите перья птиц Учебник на с.37
-Держали ли вы когда-нибудь в руках перо птицы?
-Какое оно: лёгкое, тяжёлое, тёплое, холодное?
Вывод; общий признак у всех птиц-перья. Тело у всех птиц покрыто перьями
Птиц на земле очень много - около 9 тысяч видов. Только в России их
насчитывают более 760видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двух метровой величины есть и совсем,
крошечные, не
больше бабочки или стрекозы, весящие несколько граммов. Есть птицы, которые
могут летать выше
облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать. Одни птицы живут в лесу,
другие - в степи. Но
есть, и такие птицы, которые живут только в пустыне или горах. А другие - только на
берегу моря.
Одни птицы питаются рыбой, другие - насекомыми. Есть хищные птицы, которые
поедают других
зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в
основном ягоды и
семена.
Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют гнёзда на земле или в ветвях деревьев
и кустов
Все они такие разные, но все они радуют нас. Одни птицы радуют своей окраской.
Другие доставляют нам удовольствие своим пением.
Значение птиц для природы.
-Какую пользу приносят птицы природе? (одни птицы избавляют растения от
вредителей. Другие разносят их семена) Учебник с.36 – рассказ Чарушина
- О какой птице написан рассказ?
-Какую пользу дятел приносит лесу? Прочитайте вывод на с.36
Поиграем в игру
Я называю птиц, вы машете «крыльями», как только прозвучит название, не
относящееся
к птицам, надо захлопать в ладоши.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и чижи, мухи и стрижи….
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и чижи, чайки и стрижи, аисты, вороны,
дятлы,
макароны….
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и чижи, чайки и стрижи, лебеди, коровы,
аисты
и совы…
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и чижи, чайки и стрижи, сороки и грачи,
вороны
и врачи…
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и чижи, чайки и стрижи, аисты, кукушки,
совы и
ватрушки…
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и чижи, чайки и стрижи, лебеди и утки…
V.Рефлексия.
- Подведём итог нашего урока?
- Ребята, мы решили поставленные цели в начале урока?
- Что вам запомнилось о птицах?
За то, что вы слушали внимательно Задания выполняли старательно Хочу я картинки с
птичками вам подарить Картинки раскрасьте И на следующий урок принесите.
- Ребята, а вам на дом по желанию хочу предложить выполнить творческую работу:
найти, где встречаются птицы «Птицы в загадках, стихах, пословицах и поговорках,
рисунках, памятниках» можно нарисовать птиц.
рисунках,
памятниках» можно нарисовать птиц.