Урок-путешествие "Как учили школьников на Руси"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На уроке учащиеся познакомятся с первыми письменными источниками, у них будут сформированы представления о жизни наших предков. Развивается познавательная активность, монологическая речь, эмоциональная сферу, творческие способности. Также, целью урока является воспитание бережного отношения к книгам, исторической памяти. На уроке используются иллюстрации берестяных грамот и письменных источников, выставка книг, пословицы.На уроке используются иллюстрации берестяных грамот и письменных источников, выставка книг, пословицы.
Иконка файла материала Как учили школьников на Руси.docx
1. Организационный момент Учитель: Ход урока                                                                                                   Как учили школьников Задачи:  познакомить детей с первыми письменными источниками,  сформировать представления об их значении в изучении жизни наших предков,  развивать познавательную активность, монологическую речь, эмоциональную  сферу, творческие способности,  воспитывать бережное отношение к книгам, исторической памяти. Оборудование для учителя:  иллюстрации берестяных грамот и письменных источников,  выставка книг, пословицы, презентация, компьютер,  мультимедиа проектор, экран. Оборудование для учащихся: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков “Мы и окружающий мир” 2  часть, Самара, Издательский дом Федоров, Издательство “Учебная литература”, 2012;  раздаточный материал (буквы) Программное обеспечение: “Microsoft Office PowerPoint”. ­Греки считали, что отдыхает человек не тогда, когда ничего не делает, а тогда, когда обогащает свой ум и душу – учится.   ­ Как вы понимаете это выражение? 2. Подведение к проблеме. Презентация (слайд 1). Чтение предложения учащимися вслух “Грамоте учиться –  всегда пригодится”. Учитель: Что можете сказать об этом предложении? Учащиеся: Это пословица. Учитель: Объясните смысл данной пословицы. (Выслушиваются ответы учащихся).  ­Проходят годы, десятилетия, столетия, как вы думаете, меняется ли обучение  школьников? Скажем, школьные годы ваших прабабушек и прадедушек, бабушек и  дедушек, пап и мам отличаются от ваших школьных лет? (Выслушать мнение  учеников) Задумывались ли вы, как учили школьников раньше? О чем бы вы хотели  спросить? Ответы учащихся:   ­ Когда появилась первая школа? – Как учились наши сверстники?  ­ Какие были у них учебники? – Какие предметы преподавались? – Какие были портфели? – Как долго продолжались уроки? – Кто был учителем? 3. Формулирование проблемы. Учитель: Итак, определите тему нашего урока. Учащиеся: Как учились школьники на Руси. 4. Составление плана исследования.Учитель: Где и как будем собирать информацию? Учащиеся:  ­ Подумаем  и понаблюдаем сами. – Спросим у других людей. – Проведем эксперимент. – Посмотрим в книгах. Учитель: Составим план исследования. Приложение (слайд 2) 5. Проведение исследования. 1) Понаблюдаем. Учитель: Сейчас мы с вами отправимся в музей. Сегодня нашим экскурсоводом будет  Буреев Вадим. Экскурсовод:  ­ Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие вместе со мной в далекое прошлое. Слайд 3.  ­ Перед вами русская азбука, вырезанная на оборотной стороне дощечки. Это  новгородская восковая табличка 13 века. Очень удобно было обучать малышей письму  на этих восковых страничках. ­ Чем писали на восковых табличках? Ваши предположения?  (Иголками, палочками и т.  д.) Слайд 4.  ­ Буквы процарапывались писало. Их нашли в Киевской области. Они относятся к 10­12  векам. Неправильные записи или неровные буковки быстро стирались широким  кончиком писало. Его называли скребло. Оно заменяло современный ластик. Слайд 5.  ­ Сохранились берестяные грамоты мальчика Онфима, жившего в 13 веке. Эту грамоту,  как и 900 остальных, археологи извлекли, когда разбирали мостовые в Новгороде.  Улицы города в то время выкладывали толстыми бревнами. Так археологам пришлось  раскопать 25 слоев настила, чтобы извлечь грамоты. Слайд 6.  ­ Перед вами грамота № 200. Сам Онфим верхом на коне и с мечом в правой руке,  поражает копьем врага. Наверное, совсем маленьким был этот новгородский грамотей и  рисовал­то он неважно. Конь вышел без головы, копье напоминает веревку, меч – булку  или тряпку, а руки человечков похожи на грабли.  Слайд 7. ­ А это страница из “Азбуковника” XVI в. “Азбуковник состоял из азбуки со слогами и  прописями, сведениями по русской грамматике, арифметике, были написаны и  религиозные поучения. Слайд 8.  ­ Перед вами страница букваря Кариона Истомина, напечатанная в 1694 году. Это был  первый иллюстрированный букварь. Каждой букве алфавита посвящена страница с  рисунком на эту букву.Учитель ­ Что нового узнали? Какая информация показалась вам интересной? 2) Посмотрим в книгах. Учитель: Обратимся за помощью к нашему учебнику.  Слайд 9. Прочитайте статью “Как учили школьников” в учебнике “Мы и окружающий мир” на  стр. 21–23. Задайте вопросы товарищу, работая в парах. ­ Оцените свою работу в парах. Слайд 10. 3) Проведем эксперимент. Работа по картине Б.М.Кустодиева “Школа в Московской  Руси”. Слайд 11. Учитель: Заглянем тихо­тихо в училище Московской Руси. Откроем дверь аккуратно,  иначе рассердится старый учитель – дьяк. Поделитесь своими наблюдениями. ­Что вас удивило, поразило? (Высказывания детей)  ­ Присядем на краешек лавки. Азбука нелегко давалась детям, обучающимся в 16 веке.  Целый год зубрили они названия букв. Слайд 12. Читаем: А – “Аз”, Б – “Буки”, В – “Веди”, Г – “Глаголь”, Д – “Добро”, М –  “Мыслите”, Ш – “Ша”, К – “Како”. По правилам надо назвать “полным именем” каждую  букву слова. Называть буквы учились на Руси дети целый год. Второй год учились  складывать слоги. И лишь на третий год читали.  ­ Итак, дружина, именно это слово употребляли вместо слова “класс”, вам задание –  эксперимент:  сложите из букв, которые лежат у вас на столах, слова. (Составили слова по строчкам: дом, мама, школа) Работаем в группах, вспомним правила работы в группе (умение  договариваться, не кричать, выслушиваем друг друга.) ­ Оцените работу своей группы.       Учитель:  ­ А теперь давайте отдохнем, а потом подведем итог.       ВИДЕО Учитель: Сделайте вывод: легко ли было овладеть грамотой в Древнерусской школе? Ответы учащихся: Очень трудно и очень долго. 4) Спросим у других людей. Слайд 13. Учитель:­Наш класс превращается в телестудию. Готов к съемке наш оператор. Приглашаю к  разговору наших гостей. (Ведущий и гости занимают места за столиком,  располагаясь перед детьми) Ведущий.  ­Здравствуйте, уважаемые гости нашей студии. В эфире передача “Не за тридевять  земель” и я ее ведущая Валерия Шевченко. ­Представляю своих собеседников: учитель истории– Ольга Александровна  и  библиотекарь – Марина Юрьевна Печерская. ­ Подтвердите или опровергните высказывание: “Было время, когда на Руси не было  грамотных людей, а дети не ходили в школу”. Историк.   ­Да, верно. Такое время на Руси было. Ученые предполагают, что до X века в  Древней Руси школ не было, дети учились дома. Ведущий.   Позвольте вас спросить: чему учились дети и у кого? Историк.    ­Дети учились у своих родителей, старших братьев и сестер трудиться, умению  проявлять уважение к старшим и заботиться о младших. Они учились тому ремеслу,  которым владели их родители. Если отец был сапожником, то он учил сапожному  ремеслу своих детей. Ведущий.  ­ Давайте поговорим о просвещении в Древней Руси. Может быть, есть  вопросы у ребят в нашей студии? 1­й вопрос Лапина Вероника , 3 “В” класс. ­ Сегодня учителем может стать тот человек, который окончил университет или  педагогический колледж. Скажите, пожалуйста, а раньше, где учился будущий учитель?  Спасибо. Историк.  ­В документе “Стоглав” говорится, что содержать училища могут только лица духовного звания, а учителем мог стать тот, кто получал разрешение у церкви. У учителя  проверяли знания, у него должен быть поручитель, который мог рассказать о нем и о его  поведении. Один учитель вел все предметы. У него был помощник – староста. Это был  второй человек по школе. Он мог заменять учителя, выслушивать уроки малышей,  должен выдавать и собирать книги, следить за их сохранностью. Старосту учитель  выбирал сам из числа старших учеников, которые хорошо учились и были благодушных  душевных качеств. Староста никогда не доносил на детей. Приучали к товариществу, к  коллективной жизни в дружине. 2­й вопрос Синельников Игорь, 3 “В” класс.  ­ Сейчас девочки и мальчики обучаются в одном классе и учат их одинаково. Скажите,  пожалуйста, а как было раньше? Спасибо.Историк.  ­ Школы создавались при церквах и монастырях. Принимали в школу только мальчиков.  Коллектив учеников назывался “дружиной”. Сидели ученики вместе, но занимался  учитель с каждым учеником отдельно.  3­й вопрос Прокофьев Вадим, 3 “В” класс.  ­ Учебный год в наших школах начинается 1 сентября. Скажите, пожалуйста, когда  начинались занятия у школьников на Руси? Спасибо. Библиотекарь.  ­ Занятия чаще всего начинались 1 декабря, но мальчики могли поступить учиться в  любое время. Определенного срока обучения тоже не было. Научился читать, писать,  считать – значит, закончил школу. Все зависело от способностей. Ведущий.  ­ А какие наказания были в древнерусской школе? Библиотекарь.  ­ За неаккуратность и школьные шалости детей секли розгами, ставили на несколько  часов на горох, оставляли без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока  было не счесть! 4­й  вопрос, Новикова Маргарита, 3 “В” класс.  ­В нашем классе по расписанию ежедневно 5 уроков. Скажите, пожалуйста, как долго  ученики находились в древнерусской школе? Спасибо. Историк.   Слайд 14.  ­ Посмотрите на иллюстрацию “Обучение грамоте” в 17 веке. Утром ученик приходил в  школу, снимал шапку, клал ее на полку, кланялся образам, учителю, всей дружине. Здесь ему предстояло провести целый день. Каждый ученик рассказывал урок. Потом  совершалась молитва, в которой просили бога вразумить их на учебу. Затем подходили к старосте за книгами и рассаживались за одним длинным ученическим столом. Каждый  садился на место, которое укажет учитель. При этом соблюдались наставления (то есть,  правила поведения): все равны, не притесняй ближнего, не давай прозвища, тесно не  садись друг к другу, не толкайся коленями и локтями. И как только зазвонят колокола к вечерней службе, значит, пора заканчивать занятия в школе. 5­й вопрос Мурахтанова Вика, 3 “В” класс.  ­Марина Юрьевна, книги, по которым мы занимаемся, получили у Вас в библиотеке.  Скажите, пожалуйста, где брали книги школьники раньше? Библиотекарь.­  Книги были собственность школы. Учитель воспитывал уважительное отношение к  ним. Класть книгу на стол полагалось только печатью сверху, нельзя было книгу класть  на сиденье, листов в ней загибать, после занятий сдавали книгу старосте с поклонением.  Считалось: “Кто книг не бережет, души своей не бережет” 6­й вопрос, Прасько Полина, 3 “В” класс. ­  Я учусь в МОУ “СОШ № 95”. Скажите, пожалуйста, Ольга Александровна, а как  раньше назывались учебные заведения? Историк ­Вместо слова “школа” употреблялось “училище”, а вместо слова класс ­ “дружина”. В  документе “Стоглав” говорится: “В Новгороде, в Москве ив других городах учили  грамоте, умению писать и петь”. Писали гусиными перьями на очень дешевой рыхлой  бумаге, о которую перо цеплялось, оставляя чернильные кляксы. Чтобы чернила не  растекались, посыпали написанное песком из баночки. Ведущий.  ­ Надеюсь, вам интересно было узнать, как учили в древнерусской школе. Мне остается  поблагодарить наших гостей за увлекательную беседу. Спасибо. ­ Ребята, какая информация вам показалась новой, интересной? 6. Подведение итогов исследования. Слайд 15 Учитель: Трудно ли было учиться школьникам на Руси? – Чему удивились на уроке? – Что узнали нового? 7. Учитель: ­У вас на партах ладошки, прочитайте надписи на каждом пальчике и раскрасть  зеленым карандашом то выражение, с которым вы согласны и прикрепите его к  нашему стволу. Оформляем  «Дерево знаний». 8.Домашнее задание по выбору учащихся. Слайд 16 1 Составьте ребусы и кроссворды по теме. 2 Подберите древние пословицы, загадки, в которых встречаются сведения о том,  как учились школьники на Руси. 3 Какие материалы использовали люди для письма и используют сейчас? 8. Заключительное слово учителя.Домашнее задание по выбору учащихся.  1. Составьте ребусы и кроссворды по теме. 2. Подберите древние пословицы, загадки, в которых встречаются сведения о том,  как учились школьники на Руси. 3. Какие материалы использовали люди для письма и используют сейчас?                (одно задание на выбор)