На уроке учащиеся познакомятся с первыми письменными источниками, у них будут сформированы представления о жизни наших предков. Развивается познавательная активность, монологическая речь, эмоциональная сферу, творческие способности. Также, целью урока является воспитание бережного отношения к книгам, исторической памяти.
На уроке используются иллюстрации берестяных грамот и письменных источников,
выставка книг, пословицы.На уроке используются иллюстрации берестяных грамот и письменных источников,
выставка книг, пословицы.
1. Организационный момент
Учитель:
Ход урока
Как учили школьников
Задачи:
познакомить детей с первыми письменными источниками,
сформировать представления об их значении в изучении жизни наших предков,
развивать познавательную активность, монологическую речь, эмоциональную
сферу, творческие способности,
воспитывать бережное отношение к книгам, исторической памяти.
Оборудование для учителя:
иллюстрации берестяных грамот и письменных источников,
выставка книг, пословицы, презентация, компьютер,
мультимедиа проектор, экран.
Оборудование для учащихся: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков “Мы и окружающий мир” 2
часть, Самара, Издательский дом Федоров, Издательство “Учебная литература”, 2012;
раздаточный материал (буквы)
Программное обеспечение: “Microsoft Office PowerPoint”.
Греки считали, что отдыхает человек не тогда, когда ничего не делает, а тогда, когда
обогащает свой ум и душу – учится.
Как вы понимаете это выражение?
2. Подведение к проблеме.
Презентация (слайд 1). Чтение предложения учащимися вслух “Грамоте учиться –
всегда пригодится”.
Учитель: Что можете сказать об этом предложении?
Учащиеся: Это пословица.
Учитель: Объясните смысл данной пословицы. (Выслушиваются ответы учащихся).
Проходят годы, десятилетия, столетия, как вы думаете, меняется ли обучение
школьников? Скажем, школьные годы ваших прабабушек и прадедушек, бабушек и
дедушек, пап и мам отличаются от ваших школьных лет? (Выслушать мнение
учеников) Задумывались ли вы, как учили школьников раньше? О чем бы вы хотели
спросить?
Ответы учащихся:
Когда появилась первая школа?
– Как учились наши сверстники?
Какие были у них учебники?
– Какие предметы преподавались?
– Какие были портфели?
– Как долго продолжались уроки?
– Кто был учителем?
3. Формулирование проблемы.
Учитель: Итак, определите тему нашего урока.
Учащиеся: Как учились школьники на Руси.
4. Составление плана исследования.Учитель: Где и как будем собирать информацию?
Учащиеся:
Подумаем и понаблюдаем сами.
– Спросим у других людей.
– Проведем эксперимент.
– Посмотрим в книгах.
Учитель: Составим план исследования. Приложение (слайд 2)
5. Проведение исследования.
1) Понаблюдаем.
Учитель: Сейчас мы с вами отправимся в музей. Сегодня нашим экскурсоводом будет
Буреев Вадим.
Экскурсовод:
Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие вместе со мной в далекое прошлое.
Слайд 3.
Перед вами русская азбука, вырезанная на оборотной стороне дощечки. Это
новгородская восковая табличка 13 века. Очень удобно было обучать малышей письму
на этих восковых страничках.
Чем писали на восковых табличках? Ваши предположения? (Иголками, палочками и т.
д.)
Слайд 4.
Буквы процарапывались писало. Их нашли в Киевской области. Они относятся к 1012
векам. Неправильные записи или неровные буковки быстро стирались широким
кончиком писало. Его называли скребло. Оно заменяло современный ластик.
Слайд 5.
Сохранились берестяные грамоты мальчика Онфима, жившего в 13 веке. Эту грамоту,
как и 900 остальных, археологи извлекли, когда разбирали мостовые в Новгороде.
Улицы города в то время выкладывали толстыми бревнами. Так археологам пришлось
раскопать 25 слоев настила, чтобы извлечь грамоты.
Слайд 6.
Перед вами грамота № 200. Сам Онфим верхом на коне и с мечом в правой руке,
поражает копьем врага. Наверное, совсем маленьким был этот новгородский грамотей и
рисовалто он неважно. Конь вышел без головы, копье напоминает веревку, меч – булку
или тряпку, а руки человечков похожи на грабли.
Слайд 7.
А это страница из “Азбуковника” XVI в. “Азбуковник состоял из азбуки со слогами и
прописями, сведениями по русской грамматике, арифметике, были написаны и
религиозные поучения.
Слайд 8.
Перед вами страница букваря Кариона Истомина, напечатанная в 1694 году. Это был
первый иллюстрированный букварь. Каждой букве алфавита посвящена страница с
рисунком на эту букву.Учитель
Что нового узнали? Какая информация показалась вам интересной?
2) Посмотрим в книгах.
Учитель: Обратимся за помощью к нашему учебнику.
Слайд 9.
Прочитайте статью “Как учили школьников” в учебнике “Мы и окружающий мир” на
стр. 21–23. Задайте вопросы товарищу, работая в парах.
Оцените свою работу в парах.
Слайд 10.
3) Проведем эксперимент. Работа по картине Б.М.Кустодиева “Школа в Московской
Руси”. Слайд 11.
Учитель: Заглянем тихотихо в училище Московской Руси. Откроем дверь аккуратно,
иначе рассердится старый учитель – дьяк. Поделитесь своими наблюдениями.
Что вас удивило, поразило? (Высказывания детей)
Присядем на краешек лавки. Азбука нелегко давалась детям, обучающимся в 16 веке.
Целый год зубрили они названия букв.
Слайд 12. Читаем: А – “Аз”, Б – “Буки”, В – “Веди”, Г – “Глаголь”, Д – “Добро”, М –
“Мыслите”, Ш – “Ша”, К – “Како”. По правилам надо назвать “полным именем” каждую
букву слова. Называть буквы учились на Руси дети целый год. Второй год учились
складывать слоги. И лишь на третий год читали.
Итак, дружина, именно это слово употребляли вместо слова “класс”, вам задание –
эксперимент:
сложите из букв, которые лежат у вас на столах, слова. (Составили слова по строчкам:
дом, мама, школа) Работаем в группах, вспомним правила работы в группе (умение
договариваться, не кричать, выслушиваем друг друга.)
Оцените работу своей группы.
Учитель:
А теперь давайте отдохнем, а потом подведем итог.
ВИДЕО
Учитель: Сделайте вывод: легко ли было овладеть грамотой в Древнерусской школе?
Ответы учащихся: Очень трудно и очень долго.
4) Спросим у других людей. Слайд 13.
Учитель:Наш класс превращается в телестудию. Готов к съемке наш оператор. Приглашаю к
разговору наших гостей. (Ведущий и гости занимают места за столиком,
располагаясь перед детьми)
Ведущий.
Здравствуйте, уважаемые гости нашей студии. В эфире передача “Не за тридевять
земель” и я ее ведущая Валерия Шевченко.
Представляю своих собеседников: учитель истории– Ольга Александровна и
библиотекарь – Марина Юрьевна Печерская.
Подтвердите или опровергните высказывание: “Было время, когда на Руси не было
грамотных людей, а дети не ходили в школу”.
Историк. Да, верно. Такое время на Руси было. Ученые предполагают, что до X века в
Древней Руси школ не было, дети учились дома.
Ведущий. Позвольте вас спросить: чему учились дети и у кого?
Историк.
Дети учились у своих родителей, старших братьев и сестер трудиться, умению
проявлять уважение к старшим и заботиться о младших. Они учились тому ремеслу,
которым владели их родители. Если отец был сапожником, то он учил сапожному
ремеслу своих детей.
Ведущий. Давайте поговорим о просвещении в Древней Руси. Может быть, есть
вопросы у ребят в нашей студии?
1й вопрос Лапина Вероника , 3 “В” класс.
Сегодня учителем может стать тот человек, который окончил университет или
педагогический колледж. Скажите, пожалуйста, а раньше, где учился будущий учитель?
Спасибо.
Историк.
В документе “Стоглав” говорится, что содержать училища могут только лица духовного
звания, а учителем мог стать тот, кто получал разрешение у церкви. У учителя
проверяли знания, у него должен быть поручитель, который мог рассказать о нем и о его
поведении. Один учитель вел все предметы. У него был помощник – староста. Это был
второй человек по школе. Он мог заменять учителя, выслушивать уроки малышей,
должен выдавать и собирать книги, следить за их сохранностью. Старосту учитель
выбирал сам из числа старших учеников, которые хорошо учились и были благодушных
душевных качеств. Староста никогда не доносил на детей. Приучали к товариществу, к
коллективной жизни в дружине.
2й вопрос Синельников Игорь, 3 “В” класс.
Сейчас девочки и мальчики обучаются в одном классе и учат их одинаково. Скажите,
пожалуйста, а как было раньше? Спасибо.Историк.
Школы создавались при церквах и монастырях. Принимали в школу только мальчиков.
Коллектив учеников назывался “дружиной”. Сидели ученики вместе, но занимался
учитель с каждым учеником отдельно.
3й вопрос Прокофьев Вадим, 3 “В” класс.
Учебный год в наших школах начинается 1 сентября. Скажите, пожалуйста, когда
начинались занятия у школьников на Руси? Спасибо.
Библиотекарь.
Занятия чаще всего начинались 1 декабря, но мальчики могли поступить учиться в
любое время. Определенного срока обучения тоже не было. Научился читать, писать,
считать – значит, закончил школу. Все зависело от способностей.
Ведущий.
А какие наказания были в древнерусской школе?
Библиотекарь.
За неаккуратность и школьные шалости детей секли розгами, ставили на несколько
часов на горох, оставляли без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока
было не счесть!
4й вопрос, Новикова Маргарита, 3 “В” класс.
В нашем классе по расписанию ежедневно 5 уроков. Скажите, пожалуйста, как долго
ученики находились в древнерусской школе? Спасибо.
Историк. Слайд 14.
Посмотрите на иллюстрацию “Обучение грамоте” в 17 веке. Утром ученик приходил в
школу, снимал шапку, клал ее на полку, кланялся образам, учителю, всей дружине. Здесь
ему предстояло провести целый день. Каждый ученик рассказывал урок. Потом
совершалась молитва, в которой просили бога вразумить их на учебу. Затем подходили к
старосте за книгами и рассаживались за одним длинным ученическим столом. Каждый
садился на место, которое укажет учитель. При этом соблюдались наставления (то есть,
правила поведения): все равны, не притесняй ближнего, не давай прозвища, тесно не
садись друг к другу, не толкайся коленями и локтями. И как только зазвонят колокола к
вечерней службе, значит, пора заканчивать занятия в школе.
5й вопрос Мурахтанова Вика, 3 “В” класс.
Марина Юрьевна, книги, по которым мы занимаемся, получили у Вас в библиотеке.
Скажите, пожалуйста, где брали книги школьники раньше?
Библиотекарь. Книги были собственность школы. Учитель воспитывал уважительное отношение к
ним. Класть книгу на стол полагалось только печатью сверху, нельзя было книгу класть
на сиденье, листов в ней загибать, после занятий сдавали книгу старосте с поклонением.
Считалось: “Кто книг не бережет, души своей не бережет”
6й вопрос, Прасько Полина, 3 “В” класс.
Я учусь в МОУ “СОШ № 95”. Скажите, пожалуйста, Ольга Александровна, а как
раньше назывались учебные заведения?
Историк
Вместо слова “школа” употреблялось “училище”, а вместо слова класс “дружина”. В
документе “Стоглав” говорится: “В Новгороде, в Москве ив других городах учили
грамоте, умению писать и петь”. Писали гусиными перьями на очень дешевой рыхлой
бумаге, о которую перо цеплялось, оставляя чернильные кляксы. Чтобы чернила не
растекались, посыпали написанное песком из баночки.
Ведущий.
Надеюсь, вам интересно было узнать, как учили в древнерусской школе. Мне остается
поблагодарить наших гостей за увлекательную беседу. Спасибо.
Ребята, какая информация вам показалась новой, интересной?
6. Подведение итогов исследования. Слайд 15
Учитель: Трудно ли было учиться школьникам на Руси?
– Чему удивились на уроке?
– Что узнали нового?
7. Учитель:
У вас на партах ладошки, прочитайте надписи на каждом пальчике и раскрасть
зеленым карандашом то выражение, с которым вы согласны и прикрепите его к
нашему стволу. Оформляем «Дерево знаний».
8.Домашнее задание по выбору учащихся. Слайд 16
1 Составьте ребусы и кроссворды по теме.
2 Подберите древние пословицы, загадки, в которых встречаются сведения о том,
как учились школьники на Руси.
3 Какие материалы использовали люди для письма и используют сейчас?
8. Заключительное слово учителя.Домашнее задание по выбору учащихся.
1. Составьте ребусы и кроссворды по теме.
2. Подберите древние пословицы, загадки, в которых встречаются сведения о том,
как учились школьники на Руси.
3. Какие материалы использовали люди для письма и используют сейчас?
(одно задание на выбор)