Урок - размышление "Его врагом была пошлость"
Оценка 4.6

Урок - размышление "Его врагом была пошлость"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература +1
10 кл—11 кл +1
13.02.2018
Урок - размышление "Его врагом была пошлость"
Урок - размышление "Его врагом была пошлость" про произведеним А.П.Чехова "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви". На уроке учащиеся узнают об эпохе, в которой жил Чехов, о проблематике его "маленькой трилогии", размышляя, придут к мысли, что нужно "беречь в себе ЧЕЛОВЕКА"Урок - размышление "Его врагом была пошлость" про произведеним А.П.Чехова "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви". На уроке учащиеся узнают об эпохе, в которой жил Чехов, о проблематике его "маленькой трилогии", размышляя, придут к мысли, что нужно "беречь в себе ЧЕЛОВЕКА"
Интегрированный урок литературы и самопознания 10.docx
Урок ­ размышление в 10 «Б» классе «Его врагом была пошлость» по произведениям А.П.Чехова Каримбаева Б.Е. Цель: организовать анализ художественного текста так, чтобы обучающиеся  поняли глубину и сложность чеховского стиля, сквозь призму творческого и  логического мышления. Задачи: понять идейную направленность произведений; расширить и углубить  представление обучающихся о проблематике “футлярной трилогии” А.П. Чехова;  совершенствовать читательские умения, в том числе умение анализировать  произведения; развивать творческое воображение и логическое мышление  обучающихся; вовлечь обучающихся в решение нравственных проблем;  формирование личности в реализации творческих способностей. Оборудование: презентация, портрет Чехова, иллюстрации к произведениям,  распечатка текстов, футляр, зонт, коробки, чехлы, спальный мешок 1. Организационный момент. Мотивация. Целеполагание. ­ Здравствуйте, ребята и уважаемые гости нашего урока! Каждый день в  жизни человека должен приносить новые радости, новые знакомства, новые  знания. А какие моменты в вашей жизни наполняют ваше сердце и душу  радостью? 2. Упражнение «Моё сердце радуется, когда…»: передавая друг другу  сердечко, назовите моменты, которые вызывали у вас положительные  эмоции. Вывод: радость – это основная положительная эмоция человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовлетворения и счастья. 3. Слово учителя. На предыдущих уроках мы с вами изучали произведения  Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Эти  писатели буквально «ведут»  нас,  читателей, объясняя все, что происходит с героями посредством внутренних диалогов, прямых высказываний героев, своими рассуждениями и  сентенциями.  Сегодня нам предстоит решить непростую задачу – разобраться в  проблематике  маленькой трилогии Чехова. Писатель не навязывает  читателю какую бы то ни было идею, и это затрудняет понимание его произведений. Чехов доверяет читателю и считает, что тот сам разберётся. Я призываю вас к сотрудничеству и плодотворной творческой работе на уроке. 4. Осмысление эпиграфа Запишите тему урока и эпиграф из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»: Эпиграф:                   Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких                                              юношеских лет в суровое ожесточаюшее мужество,                                              забирайте с собою все человеческие движения, не                                              оставляйте их на дороге, не подымете потом!                                                                                            Н.В.Гоголь. ­ Ребята, подумайте и скажите, что нужно забрать с собой в ожесточаюшее  мужество? Что же не оставлять на дороге, что не подымете потом? Отчего такая  обеспокоенность? Вывод: человек несёт ответственность за всё, что с ним происходит. И для Чехова тема нравственности является важнейшей. Опуститься, деградировать,  капитулировать перед жизнью, перед средой гораздо легче, чем сопротивляться и  отстаивать свои взгляды. 5. Осмысление материала урока Творчество А.П. Чехова сопряжено с определенными трудностями. Чтобы  понять идейный замысел его произведений, нужно знать эпоху, в которой он  жил, в какой атмосфере он рос, что его волновало, тревожило, а может быть, радовало. Итак,  слово исследователям. Историки подготовили информацию об исторической обстановке, в которой жил и творил писатель. 1 группа ­ ИСТОРИКИ: В 80е годы сформировался художественный талант  А. П. Чехова. Восьмидесятые годы в России получили название эпохи  «безвременья». В русской истории так называют периоды правительственной реакции. Идеи шестидесятников и народников семидесятых годов потерпели поражение: здание российской государственности даже не покачнулось. В  60–70 гг. люди ради высокого идеала шли на любые лишения. «Безвременье»  еще потому называется так, что оно давит на личность, заставляя ее все  больше и больше дорожить и трудно обретенной профессией, и  материальным благополучием, и положением в обществе. Многие  порядочные личности не выдерживали: теряли себя как личность,  становились обывателями.     90­е годы ХIХ века полны событиями и фактами, имеющими  непосредственное отношение к Антону Павловичу Чехову. В 1895 г. 114  ученых и писателей Москвы и Петербурга обратились к царю Николаю II с  петицией, в которой смело рассказали о притеснениях со стороны цензуры,  невозможности печататься. В числе подписавшихся – А. П. Чехов. Это необычный и смелый поступок писателя. В 1898 г. с большим успехом шли  пьесы Чехова на сцене Художественного  театра:  в  этом  же  году   состоялось  знакомство  Чехова  с  Горьким. Чехов был избран почетным  членом Академии наук (1901 г.), а через год  (1902 г.)  этой  же  чести  был   удостоен молодой Горький. Но по распоряжению  Николая  II  избрание   Горького было объявлено недействительным. В знак протеста Чехов (вместе  с Короленко) вернул свой диплом почетного члена Академии наук.  Поступок решительный и смелый. В  творчестве  Чехова  произошли   изменения.  Теперь  в  произведениях  писателя  характерны  темы,   объединяющие  в  один  цикл  несколько рассказов. 2 группа – БИОГРАФЫ: Антон Павлович Чехов родился 17 января 1860 года в  Таганроге, в семье бывшего приказчика, ставшего хозяином мелочной лавочки.  Павел Егорович, отец Антона Павловича, был «коммерсантом», как он солидно  называл себя, по профессии и художником – по душе. Его одаренность была  разносторонней. Он самоучкой выучился играть на скрипке, увлекался живописью. Он писал красками, занимался иконописью. Антон Павлович говорил о себе и о  своих братьях и сестре: «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны  матери».  Когда Антон Павлович говорил: «В детстве у меня не было детства»,– то он  подразумевал под этим многое. Прежде всего самый режим жизни детей Павла  Егоровича был не очень детским, ­ это был почти каторжный трудовой режим.  Лавочка Павла Егоровича торговала с 5 утра до 11 вечера, заботу о ней Павел  Егорович нередко возлагал целиком на сыновей. День его детей распределялся  между лавочкой, гимназией, опять лавочкой, бесконечными спевками и  репетициями и такими же бесконечными церковными и домашними молениями.  Кроме того, дети учились ремеслу, Антоша – портняжному. Антоша должен был с  малых лет приучаться и к счетному делу, а главное – к искусству торговли, в  которое входило и почтительное обращение с покупателями и знание приемов  «обмеривания, обвешивания и всякого торгового мелкого плутовства, ­ как писал в своих воспоминаниях старший брат Антона Павловича – Александр Павлович. –  Покойный Антон Павлович прошел из­под палки эту беспощадную подневольную  школу целиком и вспоминал о ней с горечью всю свою жизнь. Ребенком он был  несчастный человек». Павел Егорович воспитывал своих детей деспотически.  Порки были частым явлением в семье.  Павел Егорович хотел сделать своих детей образованными людьми. Он хотел,  чтобы дети были счастливее его. Он отдал их всех в гимназию, нанял для них  учителя музыки, рано начал учить их языкам; старшие сыновья уже в отроческие  годы свободно говорили по­французски.  И тем не менее то положительное, что было и в натуре Павла Егоровича и в его  отношении к детям, ­ все это было страшно искажено мещанством, чудачеством,  самодурством, исковеркано тяжестью жизни. ……..дополнить нужноооооо 3 группа – ЛИТЕРАТОРЫ: Чехов создал все три рассказа в Мелихове в 1898  году. В начале опубликовался рассказ “Человек в футляре”, а затем “Крыжовник”  и “О любви”, явившиеся своеобразным продолжением первого рассказа. Сам он не  объединил рассказы “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви” общим  названием (как Пушкин в “Повестях Белкина”), хотя и задумал их как произведения одной серии. Почему же среди исследователей творчества Чехова  прижилось неофициальное название “маленькая трилогия”? Что объединяет  данные произведения в единое целое? Конечно же это рассказчики. Чехов  использует форму “рассказ в рассказе”: учитель Буркин и ветеринарный врач  Иван Иванович Чимша­Гималайский встретились на охоте, и каждый рассказывает  свою историю, причем Иван Иванович рассказывает о своем брате, когда охотники  нашли убежище от дождя у помещика Алехина, и тот тоже рассказывает свою  историю. Все рассказы связаны темой “футлярной жизни”. Тема футлярной жизни  – одна из главных тем творчества и рассказов А. П. Чехова. Писатель считает, что  футляр – это нечто, препятствующее контакту с внешним миром, безвыходное  пространство. А теперь давайте обратимся к самим рассказам. Домашнее задание вам давалось  по группам, вашей задачей было нарисовать обложку к одному из рассказов,  представить её и дать краткую характеристику рассказу. 6.  Исследования 1­я группа обучающихся рассказ “Человек в футляре”  Представление обложки  Аннотация  Обсуждение Беликов, прямо названный в рассказе человеком в футляре, не был близким  другом Буркина, они просто товарищи по работе. ­ Что же такое лично значимое волнует рассказчика в истории человека в  футляре? ­ Что имеет в виду автор, говоря о футляре, которым старался окружить  себя Беликов? Выпишите в три колонки детали, показывающие, как расширяются границы этого  “футляра”.  1 колонка: зонтик и часы в чехле, перочинный ножик в чехольчике; поднятый воротник, темные очки, калоши…  2 колонка: ночью укрывался с головой одеялом, спальня была маленькая,  похожая на ящик, садясь в экипаж извозчика, приказывал поднимать верх  коляски, да и греческий язык, который преподавал Беликов, тоже был  футляром, позволяющим спрятаться от современной жизни.  3 колонка: признавал только запрещающие циркуляры, жизнь должна была  существовать в определенных рамках. Незаметно границы футляра исчезают, и становится ясно, что футляр – это не  столько внешняя оболочка, сколько жизненная позиция. Смысл ее выражен  фразой: “Как бы чего не вышло!”. ­ Но только ли к Беликову относится название рассказа? ­ Перечитаем строки, где говорится, как последние пятнадцать лет жил  город. Получается, весь город прятался от жизни в футляре, просто он был не столь  очевиден, как чехольчики Беликова. Но не будем забывать, что в названии рассказа на первом месте стоит слово  “человек”. ­ Есть ли что­то человеческое в Беликове? ­ Вспомним историю с его женитьбой. ­ Что он чувствовал, когда распространили карикатуру на него? “Какие есть нехорошие, злые люди! – проговорил он, и губы у него задрожали”.  Значит, там, в футляре, еще бьется человеческое сердце. Это человеческое  поведение сразу же получает ответный отклик – рассказчик говорит, что ему стало жалко Беликова. Но больше человеческое начало не даст о себе знать. Теперь  понятна фраза рассказчика: “Признаюсь, хоронить таких людей, как Беликов,  большое удовольствие”. Хоронили не человека, хоронили футляр. ­ Беликов умер, но что все еще тревожит, волнует рассказчика? ­ Вспомним, как выглядели присутствующие на похоронах. Да, все в калошах и с зонтами. И не только внешние признаки футляра  сохранились. Беликова нет, а жизнь осталась “футлярной” — “не запрещенная  циркулярно, но и не разрешенная вполне”. Вот Буркин и ощущает “футлярность”  как общее состояние жизни. ­ Чем же опасна для самого человека “жизнь в футляре”? Перейдем к выступлению второй группы. 2­я группа обучающихся рассказ “Крыжовник”  Представление обложки  Аннотация  Обсуждение Иван Иванович рассказывает о мечтах своего брата: “Брат мой Николай, сидя у  себя в канцелярии, мечтал о том, как он будет есть свои собственные щи, от  которых идет такой вкусный запах по всему двору, есть на зеленой травке, спать  на солнышке, сидеть по целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и  лес”. И во всех мечтах обязательно присутствовал крыжовник. ­ Что же предосудительного в таких мечтах? ­ Как к ним относится сам автор? В мечте о собственном крыжовнике нет, конечно, ничего предосудительного. Но  если эта мечта превращается в футляр, которым человек отгораживается  (“канавы, заборы, изгороди”) от горестей и радостей человеческих — это губит  прежде всего его самого. Такая жизнь достойна животного, но недостойна  человека. Счастье, идеалом которого является просто­напросто собственный  крыжовник, оскорбительно для человека. Иван Иванович, увидев “нечеловеческое” счастье своего брата, не смог у него оставаться и уехал рано утром. ­ Но куда деваться, если таких людей, спокойно процветающих в собственном  футляре, равнодушных к чужому горю, – большинство? ­ Можно ли и нужно ли освобождать людей от этого футляра, в котором им  так комфортно? 3­я группа обучающихся рассказ “О любви”  Представление обложки  Аннотация  Обсуждение Беликов, Николай Иванович, Алехин… ­ Что отличает последнего от двух предыдущих героев? Найдем ключевую  деталь. Про Алехина сказано, что это человек с добрыми, умными глазами. ­ Что мы узнали о глазах Беликова? Для Николая Ивановича имение с собственным крыжовником – смысл жизни. ­ Почему поселился в имении Алехин? Как видим,  даже по одной детали, Алехин выгодно отличается от двух других  героев. Алехин сразу производит впечатление глубоко порядочного человека. То,  как он выполнял сыновний долг, вызывает уважение. (Вспомним, кстати, что так  же благородно поступил Николай Ростов в “Войне и мире”, а вот Евгений Онегин  отказался от отцовского наследства, обремененного долгами). — Но долги давно выплачены, почему же Алехин все так же крутится, как  белка в колесе, в своем имении? Кипучая хозяйственная деятельность стала для Алехина невидимым футляром, в  котором он живет по инерции, не пытаясь выйти из этого круга. — А зачем? Внешне его жизнь выглядит вполне достойно. А там, за пределами “беличьего  колеса”, столько проблем, сложностей, столько дорог… Любовь все же поставила  его перед выбором. Но Алехин убедил себя, что ему некуда вести любимую  женщину, он не может дать ей красивую, интересную жизнь, он ведь не артист, не  художник, не герой. ­ Убедительны ли для читателя его оправдания? ­ Действительно ли выхода не было? Алехин побоялся выйти из своего футляра, чтобы самому сделать свою жизнь  яркой и интересной, побоялся взять на себя ответственность за другого человека.  Анна Алексеевна уезжает. Не случайно появляется мотив дороги. Любовь и была  дорогой к другой жизни, но Алехин предпочел “вернуться в Софьино”, то есть в  свой футляр, при этом окончательно теряя свою человечность. 7. Эксперимент – спальный мешок (вопросы – как чувствуете, можно ли  подать руку, что – либо предпринять, сделать?) 8. Увлечения наших ребят. 9. Закрепление изученного материала ­ Итак, какую правду о человеке сказал Чехов в своих рассказах? ­ Можно ли помочь человеку, нравственно погибающему в своей футлярной  жизни? “Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто­ нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что  как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти,  стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит,  как теперь он не видит и не слышит других”,­ говорит чеховский герой. Сам Чехов и был таким “человеком с молоточком”, напоминающим человеку о его ответственности за жизнь. 10.Итог занятия Можно много говорить о творчестве А.П. Чехова. Сегодня мы попытались  охватить какие­то темы, некоторые особенности, характерные детали. И  подводя итог, хочется сказать о том, что Чехов, показывая скучную жизнь  обывателей, пошлость обыденщины, мечтал о прекрасном мире и прекрасном человеке. Если каждый на своем месте будет творчески трудиться, украшать окружающий мир, то жизнь станет прекрасной. Чехов всю жизнь стремился и себя, и мир вокруг себя сделать лучше, добрее, нравственнее. Один из  персонажей его пьесы говорил: «В человеке все должно быть прекрасно: и  лицо, и одежда, и душа, и мысли». Эти слова можно считать убеждением и  самого писателя. Он всю жизнь лечил людей, писал книги, строил школы,  открывал санаторий и сажал сады. Прекрасный сад посадил в Мелихове, в  Ялте также есть сад, посаженный А.П.Чеховым. Чехов говорил, что “жить в футляре” недостойно человека. А вот как жить  достойно – каждый должен решить сам. Трилогия завершается, но не кончаются  раздумья читателя о жизни и счастье, красоте и любви, робости и смелости. Выход есть, надо его искать, не отчаиваясь и не уставая. Поэтому автор завершает  трилогию картиной счастливой радостной природы. Всем ходом повествования он  убеждает нас в том, что перемены близки и неизбежны, но добиться их нелегко,  что нельзя смиряться с пустотой, бесцельной жизнью, надо бороться за красоту,  любовь, свободу, то есть быть человеком, Беречь в себе человека! Домашнее задание: Написать эссе на одну из тем: ­ Исчерпала ли себя тема “футлярной жизни”? ­ Что может стать для человека “футляром” в наши дни? Я бесконечно доброе Феноменально умное Божественно красивое Чертовски привлекательное Необычайно работоспособное Беспредельно ответственное Исключительно порядочное Беспрецедентно талантливое Кристально честное Экстра ординарное, Не-по-годам развитое Сказочно щедрое Бесподобно бесподобное Невероятно перспективное Непостижимо оптимистичное Легендарно сильное Идеально сложенное Крайне интеллигентное Неописуемо чувственное Бесспорно положительное Фантастически скромное Супер активное Архи надежное Человечище !!!!!!! Дополнения «Человек   в   футляре»   Чехов   с   поразительной   силой   разоблачает   «пошлость пошлого человека». Учитель гимназии Беликов – враг всего нового и передового, он ненавидит все то, что выходит за рамки дозволенного начальством. «Как бы чего   не   вышло»,   –   жизненная   философия   Беликова.   Рассказ   о   «Человеке   в футляре» тем не менее не оставляет ощущения безнадежности. «Нет, больше так жить невозможно!» Эти слова выражают чувства лучших героев рассказа и самого автора. «Крыжовник»   Изменился   ли   герой?   Можно   ли   назвать   его   «человеком   в футляре»? (Покупка   собственности   перерождает   маленького   чиновника.   Он уже   землевладелец,   целиком   уходит   в   мир   хозяйствования,   постепенно превращаясь   в   самодовольного   и   равнодушного   обывателя.   Чехов   страстно восклицает: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар,   вся   природа,   где   на   просторе   он   мог   бы   проявить   все   свойства   и особенности своего духа».) «О любви» (Жизнь Алехина посвящена хозяйственным заботам. Жизнь его, замкнутая только в кругу сельскохозяйственной коммерции, теряет смысл. Постепенно деградирует герой – ходит в грязной одежде, не моется, спит в санях.   Потеряв   свою   любовь,   Алехин   живет   в   одиночестве,   работая   и приумножая доходы, которые ему теперь не нужны.) В ы в о д . В мире беликовых, чимша­гималайских, алехиных «нет простора для живых человеческих стремлений».

Урок - размышление "Его врагом была пошлость"

Урок - размышление "Его врагом была пошлость"

Урок - размышление "Его врагом была пошлость"

Урок - размышление "Его врагом была пошлость"

Урок - размышление "Его врагом была пошлость"

Урок - размышление "Его врагом была пошлость"

Урок - размышление "Его врагом была пошлость"

Урок - размышление "Его врагом была пошлость"

Урок - размышление "Его врагом была пошлость"

Урок - размышление "Его врагом была пошлость"

Урок - размышление "Его врагом была пошлость"

Урок - размышление "Его врагом была пошлость"

Урок - размышление "Его врагом была пошлость"

Урок - размышление "Его врагом была пошлость"

Урок - размышление "Его врагом была пошлость"

Урок - размышление "Его врагом была пошлость"

Урок - размышление "Его врагом была пошлость"

Урок - размышление "Его врагом была пошлость"

Урок - размышление "Его врагом была пошлость"

Урок - размышление "Его врагом была пошлость"

Урок - размышление "Его врагом была пошлость"

Урок - размышление "Его врагом была пошлость"

Урок - размышление "Его врагом была пошлость"

Урок - размышление "Его врагом была пошлость"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018