І. Организационный этап урока.
- Здравствуйте , ребята. Сегодня не совсем обычный урок: мы с вами незнакомы и на уроке много гостей. Давайте их поприветствуем: повернитесь к гостям, кивните головой и поздоровайтесь.
Я рада вас видеть, и мне не терпится начать с вами работу. Хорошего вам настроения!
ІІ. Актуализация знаний.
- Ребята, что нам нужно для успешной работы на уроке?
- Я хочу рассказать вам одну библейскую притчу.
Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл той дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Ещё один человек подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самаритянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино. И, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».
- Как поступил самаритянин? А те, кто не помогли ?
- А что такое притча?
- А какие-нибудь притчи знаете?
-Рассмотрите слайд № 1. Картинки, фотографии на них одинаковые или разные? О каких делах они рассказывают?
- Прослушав притчу и рассмотрев слайд, вы можете сказать, о чем же пойдет речь на уроке сегодня?
- Что для этого мы должны сделать?
Дети определяют цели и задачи урока.
На доске поочередно открываю цели и задачи урока.
Первое , что мы с вами сделаем, познакомимся с произведением
( познакомиться с произведением).
Затем обменяемся впечатлениями от прочитанного
( высказать свое отношение к тому, о чем в произведении рассказывается);
поработаем в группах; увидим результаты своего труда.
ІІІ. Этап «открытия нового знания».
- Итак, задачи определены, надо их выполнять .
Темой нашего занятия станет «Сказка -притча Н.Агафонова «____________?_______________» - я специально не буду говорить , как называется эта сказка, вы её сами позже озаглавите, а пока запишите на листах так, как это сделала я. (запись числа, темы занятия)
- 2015 год, как вы знаете, в России был годом литературы. И я для себя сделала открытие – познакомилась с творчеством необычного писателя – Николая Викторовича Агафонова. Он необычен тем, что он - священнослужитель, протоиерей. И хочу поделиться этим открытием с вами.
(ПОКАЗ СЛАЙДОВ 2, 3)
- Посмотрите. Сколько у него замечательных и интересных книг и для детей , и для взрослых. Сейчас вы в этом сами убедитесь.
- Итак, первая наща задача – познакомиться со сказкой-притчей.
Чтение с остановками ( технология РКМ). Весь текст сказки разделен на 6 частей.
- Поскольку у нас урок необычный, то и читать сказку будем по-особенному, с остановками – после прочтения каждой части я буду задавать вопросы. У вас на партах сказка, поделенная на части.
Чтение произведения
1-ую часть дети слушают аудиозапись слайд № 4 в исполнении В.Гарина, нар. артиста России. После прочтения останавливаемся и задаю вопрос
- Все хорошо в семье, правда? А как вы думаете, что произойдет дальше?
Слайд №5
2-ую часть читает учитель. После прочтения вопрос
- …и на кухню случайно никто не зашел, и случилась беда. Какая?
3-ью часть читают дети.
- А как же семья без чайника обходилась? Чайник-то всем нужен был.
4-я часть слайд №6
- Чего-то чайник опасается. Чего?
5-я часть
- Как вы думаете подобное произошло в третий раз?
6 часть СЛАЙД №7
- Ожидали такой конец?
ІV. Этап усвоения новых знаний.
- Понравилась сказка?
- О чем она? Кто вам понравился в сказке?
- Кого можно назвать равнодушным в сказке?
- Как салатница называла чайник?
- Если чайник трудяга, то почему люди к нему так отнеслись?
- Кто в сказке противопоставлен людям?
- Как же мы можем озаглавить сказку? (записываем в тему урока название сказки)
- Чему учит сказка?
- - А ведь кто-то может сказать: «Подумаешь, чайник. Он же неживой, неодушевленный.» - Что вы можете возразить им?
Вывод : относиться нужно со вниманием ко всему, что тебя окружает, независимо, одушевлен предмет или нет. Ведь равнодушие в малом приводит к равнодушию в большом. Сегодня мы равнодушно отнеслись к чайнику, а завтра - …? СЛАЙД №8
V. Этап первичной проверки понимания изученного.
На слайде №9 предлагаю высказывания.
- Прочитайте высказывания.
- Выберите наиболее понравившееся. Оно и будет эпиграфом к нашему уроку. Запишите его.
VІ. Этап обобщения и систематизации знаний.
Работа в группах.
- Когда организуются группы, выбрать руководителя, он будет оценивать работу каждого участника группы. Каждый из вас идет работать в группу со своим листом.
1 группа – Кто хочет нарисовать иллюстрацию к сказке Агафонова? – Что изобразите на своем рисунке?
2 группа – Ваша задача составить стихотворение- четверостишие по типу буриме
………………………………………………………..чайник
……………………………………………………….манник
………………………………………………………..чай
…………………………………………………………прощай
3 группа – Ваша задача составить необычное стихотворение – синквейн.
Слайд № 10 ( правила составления синквейна)
Н-р, Салатница
Хрустальная, неравнодушная
Красуется, сочувствует, готова пожертвовать
Не ожидала от нее таких слов
Умница
4 группа
1.Продолжить пословицы, подходящие по смыслу к слову равнодушие.
Моя хата с краю,…………………………………………………………….
Своя рубашка ……………………………………………………………….
Наше дело - ………………………………………………………………….
2.Подобрать синонимы к слову равнодушие - ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
VІІ. Этап контроля знаний и способов действий.
Демонстрация работ учащихся и выставление оценок. (Работа с таблицей – уч-ся выставляют оценки в нее)
- Кто считает , что работал активно, на все вопросы знал ответы, отвечал правильно – ставьте себе СО 5,
-кто считает, что работал не так активно, где-то сомневался, были недочеты в ответах – ставьте себе СО 4
VІІІ. Этап информации о домашнем задании.
Задание одно на выбор
1) Прочитать сказки Агафонова «История одного колокола», «Какая обувь самая нужная», подготовить пересказ
2) Прочитать сказку «История одного колокола», составить вопросы (5-6) для опроса одноклассников
3) Сравнить притчу Н.Агафонова «Равнодушие» с притчей А. Солженицына «Костер и муравьи»
ІX. Этап подведения итогов занятия, рефлексия.
- Итак, ребята, давайте подведем итоги нашего занятия.
- Какими не нужно быть? (Равнодушными, потому что от этого страдают окружающие тебя люди. ) Можно вернуться к слайду № 1
- Ребята , мне очень важно, в каком настроении вы уходите с урока. В хорошем – возьмите улыбающийся смайлик, в плохом – грустный.
познакомиться с произведением
высказать свое отношение к тому, о чем в нем рассказывается
поработаем в группах; увидим результаты своего труда.
Лист обратной связи
Ф.И.ученика __________________________________________
Число ____________________
Тема занятия ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самооценка |
Взаимооценка (работа в группе) |
Оценка учителя |
Итоговая оценка |
|
|
|
|
Лист обратной связи
Ф.И.ученика __________________________________________
Число ____________________
Тема занятия ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самооценка |
Взаимооценка (работа в группе) |
Оценка учителя |
Итоговая оценка |
|
|
|
|
Урок – размышление по сказке Н.В. Агафонова «Равнодушие»
(урок литературы в 6 классе с элементами технологии РКМ)
Подготовила учитель МКОУ Семено-Александровская СОШ Цепрунова Ирина николаевна
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.