Урок-размышление(конспект и презентация ):"Загадки повести «Фаталист» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Оценка 4.8

Урок-размышление(конспект и презентация ):"Загадки повести «Фаталист» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
14.06.2018
Урок-размышление(конспект и презентация ):"Загадки повести «Фаталист» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
задание психологам-социологам.docx
Вопросы к открытому уроку Критикам ­ Охарактеризуйте время, в которое живут Печорин и Вулич? ­ Что отличает их поколение? ­Чем объяснить глубокий скептицизм героев? ­ Что говорит о Печорине критика (Белинский, Герцен)? ­  Что думают исследователи творчества Лермонтова о смерти Вулича? ­ Существует такое мнение, что Вулич является двойником Печорина. Объясните примерами из  критики. Дополнительный материал для Критиков 1.Статья В.Г.Белинского о романе «Герой нашего времени» 2. Вячеслав Влащенко   Странности, загадки и тайны героев «Фаталиста» (отрывки)  «Фаталист» является самой таинственной «главой» в «Герое нашего времени», новеллой,  которая «дразнит наше воображение, обещает разгадку загадочного романа»1 и в которой читатель  сталкивается со множеством трудно объяснимых странностей.  Что же главное в «Фаталисте»? В чем глубинный смысл финальной новеллы в философско­ психологическом романе Лермонтова? Почему именно «Фаталистом» заканчивается роман? Целый ряд критиков и литературоведов, начиная с Белинского («…основная идея рассказа  ‹...› фатализм, вера в предопределение…»64), утверждает, что проблема судьбы является основной.  Другие исследователи убеждены, что вопрос о предопределении остается открытым, а на  первый план выходит проблема характера Печорина, который все хочет понять, во всем  сомневается и только в сомнении видит смысл своего существования и единственный путь к  самопознанию» (И. Серман)72;  Ряд критиков считает, что  в «Фаталисте» в смертельно опасном поединке с казаком  Печорин «проявляет самые сильные и лучшие свои качества» (М. Качурин)  Кем же является Вулич? Его образ в критике трактуется неоднозначно. Очень многие  исследователи (В. Асмус, Э. Герштейн, В. Коровин, Г. Мейер, Е. Михайлова, И. Тойбин, В. Тюпа, Б. Удодов и др.) видят  Вуличе фаталиста, веряшего в предопределение, «будто судьба человека  написана на небесах». Например, В. Левин утверждает: «Вулич стремится доказать существование  предопределения. Он настолько глубоко верит в него, что безбоязненно рискует жизнью  ‹...› Вулич, как истинный фаталист, идет на совершенно слепой риск, целиком вверяя свою жизнь  божественному провидению»3 Критик  И. Серман замечает, что «именно тогда, когда Печорин держит пари с Вуличем и  утверждает, что „нет предопределения”, он не говорит об этом вслух, а думает: „Мне казалось, я  читал печать смерти на бледном лице его”»8. То есть, по мнению исследователя, выходит, что сам  Печорин верит в предопределение, и эта идея затем как будто подтверждается неожиданной  смертью Вулича. Д. Тамарченко считает, что «не только Печорин, но и Вулич не фаталисты. «И Печорин,  и Вулич не „носители“ той или иной идеи,  но вполне сознательные экспериментаторы»10. Некоторые исследователи решение и поступок Вулича, у которого «была только одна  страсть ‹...› страсть к игре», объясняют именно этой страстью к игре: «Вулич играет с судьбой,  делая собственную жизнь ставкой в игре из чистого интереса к вопросу о предопределенности»11.  «Цель Вулича: не проверить, не выиграть, а желание ощущать „нерв” игры»13. По мнению других исследователей, Вулич все рассчитал и показал  своеобразный фокус: «Возможно, Вулич знал секрет действия азиатских курков, и невидимое для  простого глаза движение стрелка могло вызвать осечку. Поэтому можно думать, что не судьба  пощадила Печорина, а сам он был уверен в своем успехе…»    Некоторые исследователи считают, что Вулич — двойник Печорина,  живущий сильными  страстями Печорина, в котором очень сложно соотносятся искренность,  правдивость, исповедальность и игра, «кокетство», ложь. Уже портрет Вулича, «существа особенного», при всей внешней разноликости героев  (разный рост и цвет волос), говорит о глубоком внутреннем сходстве его с Печориным, что  особенно проявляется, как уже отмечали исследователи, в двух портретных деталях, отражающих  его душевную жизнь, — в «проницательных глазах» и в «печальной и холодной улыбке, вечно  блуждавшей на губах его Вечно «печальная и холодная улыбка» Вулича говорит о том, что он, как и Печорин, не  имеет настоящей веры в Бога и не находит «высокого назначения» своей жизни. От этой улыбки  веет холодом экзистенциального отчаяния, тоски, внутренней пустоты и смерти, так как  необходимость высшего смысла жизни — одна из коренных человеческих потребностей,  как  утверждает современная психология. В такой улыбке мы чувствуем глубокий скептицизм Вулича.  Печорин и Вулич не только действительно были «существами особенными», значительно  отличающимися от окружающих людей, но и талантливо играли роль «особенных», роль  романтических героев. Безупречно эту роль сыграл Вулив тогда, когда «во время экспедиции,  ночью, он на подушке метал банк», но «вдруг раздались выстрелы, ударили тревогу, все  вскочили и бросились к оружию», а Вулич доиграл партию и под пулями нашел и  расплатился с «счастливым понтером». Кроме того,Вулич, как и Печорин, по словам Е.  Михайловой, был «скрытен, одинок, храбр, способен на решительные, необыкновенные поступки»31. У Печорина, как он признался в «Княжне Мери», была «страсть противоречить» — себе и другим. Своими словами —«Утверждаю, что нет предопределения» — «второй человек» в  Печорине (который «мыслит») противоречит «первому», который живет чувствами, страстями,  инстинктами и который для оправдания многих своих поступков очень хотел бы поверить в  существование судьбы, уже написанной на небесах. Кроме того, Печорин  как психолог видит «печать смерти» на лице Вулича и инстинктом чувствует его  обреченность («Вы нынче умрете!»), но как философ­скептик противоречит себе и отрицает веру в предопределение. Вулич играл в карты не ради денег, не ради обогащения. Для него игра была формой борьбы с судьбой, и чем сильнее был риск, чем азартнее игра, тем большее наслаждение он испытывал от  этой борьбы.  Такую же опасную игру­борьбу ведет Печорин во время дуэли с Грушницким, когда решает  бросить жребий, кому на краю обрыва стрелять первым. Но Вулич, в отличие от Печорина, играет  только своей жизнью, вступает в поединок не с заведомо более слабым противником, а с самой  судьбой.  Вулич, как и Печорин, был человеком действия, с решительным и смелым характером. В  этих героях­скептиках общим было ярко выраженное волевое начало. Если для всех офицеров  разговор о судьбе человека, видимо, значил не так уж много (разговор от скуки), то для Вулича,  двойника Печорина, этот разговор был жизненно важным. Сейчас для него наступила та минута,  когда может решиться мучительный вопрос о судьбе, существует ли предопределение.  Вулич  в глубине души переживал  ужас перед смертью  и испытывал неудержимое  «влечение к смерти», искал и создавал смертельно опасные ситуации, чтобы снова и снова  побеждать  страх и наслаждаться этой победой.Вполне вероятно, что Вулич мог  чувствовать примерно то же, что и Печорин в ночь перед дуэлью с Грушницким: «Что же?  Умереть так умереть!». Вулич и Печорин относятся к тому поколению, наиболее сильные и яркие представители  которого «скитаются по земле без убеждений» , которые «равнодушно переходят от сомнения  к сомнению», не имея глубокой веры, И «в этой напрасной борьбе» они «истощили и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни».  При чтении «Фаталиста» у читателя естественно возникает вопрос: почему теперь уже  Печорин идет на такой риск в истории с пьяным казаком? По словам В. Виноградова, «Печорин бросает вызов смерти и выходит победителем из  экспериментальной игры с судьбой ‹...› Он вступает в борьбу с судьбой как бы для того, чтобы  окончательно убедиться в предопределении»58.  По мнению Ю. Лотмана, «Печорин не только оспорил идею фатализма, заключив пари  с Вуличем, но и практически опроверг его. Фатализму он противопоставил индивидуалистический  волевой акт, бросившись на казака­убийцу». Вопросы к открытому уроку Читателям ­ Почему повесть «Фаталист» называют самой загадочной в романе? ­ Каким в этой повести нам предстаёт Печорин? Чем этот образ отличается от предыдущих глав? ­ Что общего у Печорина с Вуличем? А в чём их различие? ­ Дайте характеристику Вуличу (портрет, страсть к игре). Почему Вулич никому не поверял своих душевных и семейных тайн? Какой эпизод повести подтверждает невероятное пристрастие Вулича к карточной игре?   ­ С кем Вулич заключил пари? Почему Вулич так хладнокровен, когда подставляет пистолет к виску? ­ Как объясняет Максим Максимыч осечку пистолета? ­ Верит ли Печорин в предопределение? Обратимся к эпизоду повести со слов «Я возвращался домой пустыми переулками…» до «.. которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или с судьбою». ­ Что Печорин называет «заблуждениями», к которым были привязаны предки? ­ Какие изменения претерпевает отношение Печорина к фатализму? ­ Почему Печорин идет на риск с пьяным казаком? ­   Зачем   автор   приводит   описание   состояния   матери   пьяного   казака?   Оказал   ли   вид   этой несчастной какое­то воздействие на Печорина? ­ Бросаясь навстречу опасности, Печорин задаётся вопросом: кто хозяин жизни: человек или судьба? В чём же убеждается Печорин? Прочитаем отрывок из романа: «Я люблю сомневаться во всём: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив,   что  до  меня   касается,   то  я  всегда   смелее   иду   вперёд,   когда   не   знаю,   что  меня ожидает.     ­ Что же отличает Печорина от Вулича в отношениях к року?    Ведь   хуже   смерти   ничего   не   случится   –   а   смерти   не   минуешь». ­ Даёт ли автор однозначный ответ на вопрос судьбы. ­ В чем трагичность судьбы Печорина?   ­  .Сравнительная характеристика слов Печорина из главы “Фаталист” и стихотворения М.Ю. Лермонтова “Дума”.  Этот   эпизод   близок   со   стихотворением   Лермонтова   “Дума”,   давайте   сравним,   в   чем   же сходство. ДУМА Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом, И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом. К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно малодушны И перед властию – презренные рабы. Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, Висит между цветов, пришлец осиротелый, И час их красоты – его паденья час! Мы иссушили ум наукою бесплодной, Тая завистливо от ближних и друзей Надежды лучшие и голос благородный Неверием осмеянных страстей. Едва касались мы до чаши наслажденья, Но юных сил мы тем не сберегли; Из каждой радости, бояся пресыщенья, Мы лучший сок навеки извлекли. Мечты поэзии, создания искусства Восторгом сладостным наш ум не шевелят; Мы жадно бережем в груди остаток чувства – Зарытый скупостью и бесполезный клад. И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви… Вопросы к открытому уроку Социологам, Психологам 1. Что означает слово «фаталист»? Сопутствующие понятия? (Фаталист, фатум , фатальный , предопределение, рок , судьба , душа)   2.   Прочитайте   высказывания   двух   известных   людей   и   скажите,   в   чём   их   противоречие? «Человек родится свободным» (Жан Жак Руссо, французский просветитель) «Рабом родится человек,   рабом   в   могилу   ляжет…»   (К.   Батюшков)     Найдите   подобные,   противоположные, высказывания о способности, неспособности человека строить самостоятельно свою судьбу.  3.В  главе «Фаталист» мы не один раз встречаем такие слова: предопределение – 5 раз; судьба,  неизбежность судьбы, испытание судьбы – 4; роковая минута, окно – 11; воля – 1; рассудок – 1;  фаталист – 1. Как вы думаете о чем это свидетельствует? ­ Кого в повести можно назвать фаталистом? ­ Психологическое состояние Печорина и Вулича? (глаза, улыбка, слова, жесты, поступки) ­ В чем тайна личности Вулича? Почему эта сильная личность глубоко трагична? ­ Можно ли сказать, что Вулич играет ради денег? ­ Как с помощью Вулича автор помогает раскрыть характер самого Печорина? ­ Работа с пейзажем (цветовая символика). Найдите описание пейзажа, когда Печорин возвращается домой. (“..месяц, полный и красный, как  зарево пожара, начинал показываться…”) Где мы ещё встречаемся с такой цветовой символикой? Прочтите. (“… лежала свинья,  разрубленная пополам шашкой”.) И далее смерть Вулича. Как вы думаете, с какой целью автор включил цветовую символику? ­ Можно ли  дать однозначный ответ на  вопрос, предопределена ли жизнь и смерть или всё в руках человека? ­ Если не Божественное Провидение управляет миром, то тогда кого же можно поставить в центр Вселенной? ­ На что обрекает себя человек, отказавшись от веры? Психологам, социологам (дополнительный материал) Вопрос о смысле жизни для таких людей, как Печорин и Вулич, является главным.  Не имея глубокой веры, они не могут решить этот вопрос разумом и оказываются во власти скуки­тоски.  Психологические причины для этих героев – скептиков разрешить волнующий их вопрос : — страсть к игре проявляется и в постоянном стремлении играть роль «особенного  существа» (романтического героя), играть с судьбой­смертью, испытывая наслаждение; — желание доказать себе, что не боится смерти, и победить мучительный внутренний страх  (внешние признаки которого видны в следующих деталях: «глухой голос», «бледные  губы», «бледное лицо»); желание вызвать чувство «полета над страхом» и «упоения свободой»  (Г. Померанц); — «влечение к смерти»; поиски смерти из­за скуки­тоски, внутренней пустоты и  отчаяния, «того отчаяния, которое лечат дулом пистолета» (слова Печорина из монолога­ исповеди перед княжной Мери), из­за бесконечной усталости от бессмысленной жизни и  постоянной игры­борьбы с судьбой­смертью, от необходимости убивать на кавказской войне  вольнолюбивых горцев, воюющих за свою свободу и, казалось бы, родственных себе по духу  (Печорин говорит Вернеру перед дуэлью с Грушницким:«может быть, я хочу быть убитым»). Наконец, быть может, глубинная нравственная причина: желание красиво уйти из жизни,  потому что стыдно жить без Истины, стыдно быть «рабом» своих страстей, стыдно жить Каином  (убивать других людей, своих «братьев»). Но почему же Вулич после спасительной осечки вскоре все­таки погибает? Его смерть от  руки пьяного казака многие исследователи объясняют по­разному: — случайностью (И. Усок: «Вулич гибнет в ту же ночь по капризу случая под ударом  шашки пьяного казака. Так в новеллу вводится еще одно понимание судьбы как власти случая»43; В. Коровин: «…господство случайности делает этот мир фатально трагическим, подчиненным слепой  игре случая. Жизнь человека предстает как игра случайностей»44; Н. Тамарченко: «… убийствоВулича ‹...› подчеркнуто случайно»45); — судьбой или роком (Е. Михайлова: «…смерть Вулича была не результатом игры  случайностей и простого совпадения, — в ней сказалась рука судьбы»46; Г. Мейер:«… метафизическая авантюра, предпринятая Вуличем, пробуждает разгневанный Рок ‹...› потерявший  себя от вина пьяный казак, избранный орудием Рока, как злобой разнузданный дух, набегает на  ненавистную ему плоть…»47); — игрой со смертью (В. Тюпа: «…страстный игрок Вулич, окликая казака, решил  продолжить игру со смертью, которая показалась ему лучше банка и штосса»49); — психологическим состоянием Вулича (Д. Мотольская: «Вулич ушел, находясь в  состоянии внутреннего оцепенения, охватившей его неуверенности ‹...› Только подавленность,  ожидание того, что что­то должно случиться, полная растерянность, естественно возникшее в этом  состоянии желание уйти от себя заставило его обратиться с вопросом к первому встречному,  заставило его окликнуть пьяного казака и лишило способности сопротивляться»50; Л. Большухин:  «Вулич смутился после слов Печорина («должны нынче умереть») ‹...› Вулич потому столь зависим от реакции партнера, что впервые сыграл нечисто и с людьми, и с некой верховной инстанцией,  существование которой он — в силу своей двойственности — все же допускает ‹...› Ожидая  расплаты, которую он не в силах предвидеть и достойно встретить, Вулич мечется, нарушая свою  обычную молчаливость неуместным вопросом к незнакомцу…»51; — психологическим состоянием пьяного казака (О. Поволоцкая: «Пьяный казак просто и выразительно являет в новелле образ войны как стихии, как онтологического состояния хаоса ‹...›  Сюжет гибели Вулича явил, какой ад, какая ненависть клокотала в душе его убийцы, причем важно, что эта жажда насилия и крови, эта стихия агрессии направлена на весь мир ‹...› Попытка вернуться к людям из своего гордого одиночества для Вулича оказалась смертельной»52); Наиболее убедительными нам представляются «психологические» объяснения. Свое  понимание внутреннего состояния Вулича в ту роковую для него ночь мы объяснили выше. В таком  состоянии, когда усиливается «влечение к смерти», угасают воля к жизни и инстинкт  самосохранения, человек в любой опасной ситуации сам делает неверный шаг, шаг навстречу  смерти, и погибает. Если человек постоянно ищет смерть, то обязательно ее найдет или она найдет  его. В лице пьяного казака смерть и нашла Вулича. Он пренебрег элементарной осторожностью,  которую проявил в аналогичной ситуации Печорин:«Такая предосторожность была очень  кстати: я чуть­чуть не упал… Они удалились, а я продолжал свой путь с большой  осторожностью и наконец счастливо добрался до своей квартиры». Кроме того, особое значение имеют слова, которыми Вулич  окликнул проходящего мимо  пьяного казака: «Кого ты, братец, ищешь?» Именно после этих слов казак ударил шашкой  и «разрубил его от плеча почти до сердца».      В «Фаталисте» показана возможность иных отношений Печорина с людьми: любовь и  доброта («Я жил у одного старого урядника, которого любил за добрый его нрав, а особенно за  хорошенькую дочку Настю»), жалость и сострадание («я предсказал невольно бедному его  судьбу»; «бросилось мне в глаза значительное лицо старухи, выражавшее безумное отчаяние  ‹...› то была мать убийцы»); показана возможность героических поступков и иной жизни  Печорина, жизни для других людей.

Урок-размышление(конспект и презентация ):"Загадки повести «Фаталист» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Урок-размышление(конспект и презентация ):"Загадки повести «Фаталист» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Урок-размышление(конспект и презентация ):"Загадки повести «Фаталист» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Урок-размышление(конспект и презентация ):"Загадки повести «Фаталист» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Урок-размышление(конспект и презентация ):"Загадки повести «Фаталист» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Урок-размышление(конспект и презентация ):"Загадки повести «Фаталист» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Урок-размышление(конспект и презентация ):"Загадки повести «Фаталист» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Урок-размышление(конспект и презентация ):"Загадки повести «Фаталист» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Урок-размышление(конспект и презентация ):"Загадки повести «Фаталист» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Урок-размышление(конспект и презентация ):"Загадки повести «Фаталист» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Урок-размышление(конспект и презентация ):"Загадки повести «Фаталист» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Урок-размышление(конспект и презентация ):"Загадки повести «Фаталист» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Урок-размышление(конспект и презентация ):"Загадки повести «Фаталист» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Урок-размышление(конспект и презентация ):"Загадки повести «Фаталист» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Урок-размышление(конспект и презентация ):"Загадки повести «Фаталист» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Урок-размышление(конспект и презентация ):"Загадки повести «Фаталист» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Урок-размышление(конспект и презентация ):"Загадки повести «Фаталист» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Урок-размышление(конспект и презентация ):"Загадки повести «Фаталист» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Урок-размышление(конспект и презентация ):"Загадки повести «Фаталист» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Урок-размышление(конспект и презентация ):"Загадки повести «Фаталист» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2018