Урок размышления и систематизации "Личность и закон"
Оценка 4.8

Урок размышления и систематизации "Личность и закон"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
обществознание
9 кл
10.01.2017
Урок размышления и систематизации "Личность и закон"
Урок рассчитан на учащихся 9 класса в возрасте 15-18 лет, которые в силу разных причин оказались за пределами дневных школ, имеющие низкую учебную мотивацию, педагогическую запущенность, зачастую "синдром хронической неуспешности" и обучаются на очно-заочной форме в общеобразовательном учреждении. Цель урока: актуализация опорных знаний по теме "Личность и закон".
конспект урока Личность и закон.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ» Вологодская область город Череповец Конспект открытого урока   по обществознанию в 9 классе.  тема: «ЛИЧНОСТЬ И ЗАКОН»  Подготовила  учитель обществознания  МБОУ «Центр образования» Изотова Ирина Анатольевна Череповец, 2016 г. Психолого­педагогическое обоснование. Возраст обучающихся: от 15 до 25 лет. Категория   учащихся:   учащиеся     общеобразовательного   учреждения «Центр образования», общеобразовательный класс.  Количество учащихся: 18 человек. В нашем учреждении обучаются подростки, юноши и девушки, которые по разным причинам оказались за пределами дневных школ. У многих из них низкая   учебная   мотивация,   педагогическая   запущенность,   выученная   синдром беспомощность,   нарушения   поведения,   а,   следовательно, «хронической   неуспешности».   Работая   с   ними,   необходимо   использовать другие,   нестандартные   методы,   которые   могли   бы   реабилитировать   их   в процессе обучения. Одним из таких методов является метод развивающего диалога.   Он   позволяет:   преодолевать   когнитивную   беспомощность, восстанавливать   поисковую   активность,   восстановить   разрыв   между деятельностью и мотивацией. На   уроках   я   придерживаюсь   следующей   философии   диалога: подлинный интерес к обучающемуся и его опыту, уважение прав учащегося, отношение к нему как к субъекту, а не объекту, вера в возможности ученика. 2 Форма урока: групповая Тип урока: урок размышления и систематизации. Цель: актуализация опорных знаний по теме «Личность и закон». Задачи: 1. Образовательная:  систематизировать   знания   об   отраслях   права, продолжать учить умению отстаивать свою позицию, аргументируя ее. 2. Развивающая: способствовать активизации познавательных процессов и   соотнося   свой   опыт   с   действующим процессов   самоанализа, законодательством. 3. Воспитательная:   формировать   у  обучающихся   гражданскую   позицию, осознанное   отношение   к   закону,   уважение   к   правовым   и   социальным нормам, продолжать воспитывать правовую культуру. Материалы к уроку: тексты «Советы психолога», эпиграфы: «Законы пишутся   для   обыкновенных   людей,   поэтому   они   должны   основываться   на обыкновенных   правилах   здравого   смысла»   (Т.Джефферсон),   «В   беду попадают, как  в  пропасть,  вдруг, но в преступление   сходят  по  ступеням» (А.А.Бестужев­Марлинский), (Прутченков А.С.)1, тексты Конституции РФ, тетради.   бланки   теста   «Моя   благоразумность» Наглядность: мудрые изречения. Основные   понятия   и   термины:   право;   отрасли   права: конституционное,   гражданское,   административное,   уголовное,   трудовое, семейное; правовая культура; закон; Конституция. Ход урока. 1. Организационный момент. Учитель   и   учащиеся   приветствуют   друг   друга.   Проверка отсутствующих. 1 Прутченков А.С. Наедине с собой. Психологические тесты  и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 174с. – С.49­53 3 Учитель: Мы с Вами завершаем тему «Человек и его права». Сегодня у нас с Вами   урок­размышление, тема которого «Личность и закон» (учитель пишет тему урока на доске). Учитель   предлагает   обратить   внимание   на   изречения   известных мыслителей А.А.Бестужева­Марлинского и Т.Джефферсона.  Учитель: К концу урока мы подведем резюме ­ какова роль закона в нашей жизни. Разминка «Что такое? Кто такие?»2. Учитель:   давайте   вспомним   некоторые   важные   понятия   нашей   темы. Задание: я буду называть Вам понятия (понятия написаны на доске), а Вы давать их определения. Что такое? Конституция ­  Брачный контракт ­  Административный проступок ­  Гражданское правонарушение ­  Трудовой договор ­  Дееспособность ­  Адвокатура ­  Кто такие? Адвокат ­  Истец ­  Ответчик ­  Следователь ­ Нотариус ­  Прокурор ­  Подзащитный ­ Учащиеся называют определение, подняв руку. Учитель: Молодцы, справились с заданием на отлично. 2. Основной этап. Учитель:   Законы   из   какой   отрасли   права,   на   Ваш   взгляд,   нарушены следующими действиями: a) Исполнитель не выполнил заказ в срок  (гражданское) b) Никита   появился   на   работе   в   состоянии   алкогольного опьянения (трудовое, дисциплинарный проступок) c) Водитель превысил скорость (административное) d) Николай стрелял в Костю из охотничьего ружья (уголовное) e) Заказчик оскорбил исполнителя (гражданское) 2 Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение: Человек в обществе. Азбука социальной психологии.. –  М., 1994 4 f) Михаил   курил   вблизи   склада   горюче­смазочных   материалов (административное) g) Пьяный водитель сбил пешехода (уголовное) h) Борис в пьяном виде поджег склад и тот сгорел (уголовное)3 Учитель:   Для   чего   принимаются   законы   (открытый   проблемный вопрос)? Учащиеся отвечают. Учитель: В одном из городов произошла такая трагическая история: «Группа   подростков   решила   развлечься.   Зная,   что   одна   из   девочек   очень боится темноты и замкнутого пространства, ее заманили в подвал и закрыли там. Не смотря на ее крики (к тому же на верху их не было слышно), о ней на время забыли. Когда вспомнили… Горько пожалели о содеянном. У девочки началось   развитие   психических   болезней:   заикание   и   наличие   других отклонений   в   здоровье.   Родители   выяснили   причину   и   обратились   в прокуратуру.   Был   суд   и   воспитательно­трудовая   колония.   В   уголовном кодексе не предусмотрено никаких исправительных или обязательных работ, никаких   штрафов.   Есть   только   три   вида   наказания:   ограничение   свободы, арест и лишение свободы4.  Как вы думаете, случайно ли это?  По какой части статьи 127 – 1,2 или 3 могли судить подростков.  Какое наказание за совершенное ими деяние применили бы Вы, обладая неограниченными полномочиями?». Выслушивается мнение каждого желающего ученика. Учитель: Припомните ситуации, когда Вы или Ваши знакомые попадали в ситуации унижения и не могли рассчитывать на чью­либо помощь. Учащиеся  делятся своим опытом. 3 Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение: Человек в обществе. Азбука социальной психологии.. –  М., 1994. – С.83 4 Соколов Я.В, Прутченков А.С. Граждановедение. – М.: НВЦ «Гражданин», 2003. – С.60 5 Вывод педагога: порядок в обществе держится на главной обязанности любого  гражданина –  соблюдать  закон. «Преступление    нуждается  лишь  в предлоге» (Аристотель). Учитель:   Сегодня   у   нас   на   уроке   присутствует   представитель правоохранительных органов – инспектор КДН, который оперируя данными череповецкого   ОВД   расскажет   о   фактах   нарушения   закона несовершеннолетними  в нашем городе. Учитель: Что бы происходило в обществе, если бы не было законов? (проблемный   вопрос).   Каким   образом   взаимосвязаны   права   и   обязанности гражданина? (проблемный вопрос). Учащиеся отвечают. Учитель предлагает выполнить небольшой тест «Моя благоразумность». Учитель дает интерпретацию теста. 3. Заключительная часть. В   завершении   сегодняшней   работы   я   хочу   Вам   предложить рекомендации   психолога   «Сначала   взвесьте   все   за   и   против»   (каждому ученику выдается памятка). Подведем итог нашего урока. Что   нового   для   себя   Вы   сегодня   узнали   на   уроке?   Что   для   Вас показалось наиболее важным, интересным? Как Вы понимаете высказывания А.А.Бестужева­Марлинского и Т.Джефферсона? Учитель: Мне понравилось, как Вы сегодня работали на уроке, были активны, размышляли над серьезными вопросами и высказывали свое мнение, приводя   веские   аргументы.   В   заключении   можно   повести   итог:   Законы   в нашей жизни нужны и важны. Они необходимы для того, чтобы наши с Вами права   были   защищены.   При   этом   важно   понимать,   что   наши   права заканчиваются там, где начинаются права другого человека. Д/з:   заполните сводную  таблицу «Поразмышляйте о себе»5: 5 Соколов Я.В, Прутченков А.С. Граждановедение. – М.: НВЦ «Гражданин», 2003. – С.15 6 А) какие черты гражданина я вижу в себе (чувство тревоги за судьбу страны, стремление сделать жизнь более справедливой, готовность защищать Родину)? Б)   какие   черты   обывателя   я   нахожу   в   себе   (лень,   пассивность, стремление уйти от ответственности,  и т.д.)? Черты гражданина Черты обывателя № 1 … 7 Рекомендации психолога «Сначала взвесьте все «за» и «против»6 Необходимо   выполнять   следующие   правила   использования   метода Приложение 1. самоубеждения:  Любое   задуманное   дело   связывать   с   поставленной   жизненной целью, с намеченной программой самовоспитания.  Убеждение себя – это всегда выбор линии поведения на основе борьбы   мотивов,   из   которых   следует   выделить   два   главных, нередко противоположных по значению, тщательно их взвесить.  Прислушаться   к   мнению   товарищей,   педагогов,   родителей   и попытаться понять мотивы поведения других людей, сопоставить их с собственными.  Принимать   решение   на   основе   всестороннего   анализа   своих   и чужих мнений.  Ведущими доводами в принятии решения должны быть: как будет принято   мое   поведение,   мои   поступки   другими,   кому   они принесут пользу и кому вред?; смогу ли я выполнить качественно все то, что хочу сделать, есть ли у меня силы для выполнения принимаемого   решения?   Мера   нравственности   решения определяется   его   общественной   пользой,  а  мера   действенности решения – честностью самооценки и требовательностью к себе. 6 Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение: Человек в обществе. Азбука социальной психологии.. –  М., 1994 8

Урок размышления и систематизации "Личность и закон"

Урок размышления и систематизации "Личность и закон"

Урок размышления и систематизации "Личность и закон"

Урок размышления и систематизации "Личность и закон"

Урок размышления и систематизации "Личность и закон"

Урок размышления и систематизации "Личность и закон"

Урок размышления и систематизации "Личность и закон"

Урок размышления и систематизации "Личность и закон"

Урок размышления и систематизации "Личность и закон"

Урок размышления и систематизации "Личность и закон"

Урок размышления и систематизации "Личность и закон"

Урок размышления и систематизации "Личность и закон"

Урок размышления и систематизации "Личность и закон"

Урок размышления и систематизации "Личность и закон"

Урок размышления и систематизации "Личность и закон"

Урок размышления и систематизации "Личность и закон"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017